Ощущение и восприятие: понятие, классификация, свойства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение и восприятие: понятие, классификация, свойства.



Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор‑­

му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю‑­

щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву‑­

ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про‑­

цессов - восприятия, мышления, воображения.

Обязательным условием возникновения ощущения яв‑­

ляется непосредственное воздействие предмета или явления
на наши органы чувств.
Предметы и явления действитель‑­

ности, которые воздействуют на органы чувств, называ‑­

ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на‑­

ука значительно расширила представления о видах ощу‑­

щений человека.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, рас‑­

положенный на периферии тела или во внутренних орга‑­

нах; специализирован для приема воздействия определен‑­

ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж‑­

дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор‑­

мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные цент‑­

ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. Все отделы анализатора работают как единое целое.Ощущение не возникнет, если повреждена любая частьанализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются ипри повреждении глаз, и при поражении зрительных не рвов, и при разрушении соответствующих участков корыголовного мозга. Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по цен- тростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу. Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне‑­

сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут‑­

ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани‑­

мает двигательный анализатор. Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана‑­

лизатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра‑­

жения, ухо - на слуховые и пр. Главная часть каждого органа чувств - рецепторы, окон‑­

чания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирую‑­

щие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, за‑­

ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на ре‑­

цептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определен‑­

ные участки коры больших полушарий головного мозга. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.

Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зри‑­

тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

Виды ощущений: Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо‑­

жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото‑­

рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе‑­

леного, синего).

‑­

Зрительные ощущения возникают в результате воздей‑­

ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув‑­

ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор‑­

ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет‑­

ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы‑­

кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа‑­

тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла‑­

бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го‑­

лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпа-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор‑­

мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос‑­

питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред‑­

полагает выработку новой системы фонематического слу‑­

ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь‑­

ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу‑­

ре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмо‑­

циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет‑­

ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по‑­

езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа‑­

ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра‑­

ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь‑­

ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа‑­

хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз‑­

ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу‑­

щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни‑­

ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис‑­

лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой за‑­

висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус‑­

нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са‑­

мое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы‑­

ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикос‑­

новения) и температурные (ощущения тепла или холо‑­

да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при‑­

косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз‑­

лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон‑­

чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви‑­

тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож‑­

даются положительным ‑­

чувством, характер эмоциональ‑­

ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи‑­

вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю‑­

щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио‑­

нальные переживания.

Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощу‑­

щения движения и положения частей тела. Благодаря дея‑­

тельности двигательного анализатора человек получает воз‑­

можность координировать и контролировать свои движе‑­

ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана‑­

лизатора. Для овладения движениями большое значе‑­

ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.

Органические ощущения рассказывают нам о работе на‑­

шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд‑­

ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и дви‑­

гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза‑­

ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ‑­

ников получения информации об окружающих его пред‑­

метах.

У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важ‑­

нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов‑­

лением пищи.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника‑­

ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг‑­

нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело‑­

век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не‑­

чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино‑­

сит человеку серьезные неприятности.

Болевые ощущеиия имеют различную природу. Во-пер‑­

вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга‑­

нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх‑­

сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю‑­

щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп‑­

ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

Восприятие: Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще‑­

ния, но и через восприятия. И ощущения и восприятия -звенья единого процесса чувственного познания. Они не‑­

разрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличитель‑­

ные особенности. В результате ощущений человек получа‑­

ет знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реаль‑­

ной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электри‑­

ческой лампы, слышим мелодии музыкального инструмен‑­

та или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии ‑­

человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, це‑­

лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы восприни‑­

маем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности предмета.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь‑­

ко выделяем группу ощущений и объединяем их в целост‑­

ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, воспри-

ятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш‑­

ления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение, предмета.

Как же происходит процесс восприятия? Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической осно‑­

вой восприятия является комплексная деятельность систе‑­

мы анализаторов. Любой предмет или явление действитель‑­

ности выступает как сложный, комплексный раздражи‑­

тель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощу‑­

щения связаны друг с другом, образуя определенную це‑­

лостную систему.

В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, вос‑­

приятие пространства и восприятие времени. Воспринимая
пространство,
т.е. удаленность предметов от нас и друг от друга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

При восприятии времени помимо слуховых и зритель‑­

ных ощущений большую роль играют ощущения двига‑­

тельные и внутренние, органические.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отде‑­

ляющее нас от приближающейся грозы, при помощи ося‑­

зания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и ося‑­

зательные ощущения играют подсобную роль в восприя‑­

тии пространства. Но эти ощущения приобретают основ‑­

ное значение для лиц, лишенных органа зрения. Под восприятием времени понимается процесс отра‑­

жения длительности и последовательности событий, про‑­

исходящих в объективном мире. Непосредственному вос‑­

приятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках вре‑­

мени, то правильнее говорить не о восприятии, а о пред‑­

ставлении времени. Восприятие времени характеризуется высокой степенью субъективности. Восприятие длитель‑­

ных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой нибудь деятельностью, а если заполнены, то каков характер этой деятельности. Заполненные положительно эмоционально окрашенными действиями и переживания‑­

ми человека отрезки времени воспринимаются как более короткие. Незаполненные же или заполненные отрицатель‑­

но окрашенными эмоциональными моментами восприни‑­

маются как более длинные. Время, заполненное интерес‑­

ной работой протекает гораздо быстрее, чем то же время, занятое монотонной или скучной деятельностью. Неинте‑­

ресная лекция, скучные уроки кажутся гораздо длиннее, чем лекция или урок в школе, проведенные выразитель‑­

но, интересно, пробуждающие живую мысль слушателей. Наиболее коротким нам кажется время, в течение которо‑­

го надо успеть сделать многое.

Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час и могут проснуться в нужное время. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта.

Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных эле‑­

ментов в переживании времени. Основные свойства восприятия Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра‑­

ста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и дру‑­

гие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприя‑­

тия. Поэтому восприятие ‑­

зависит от психических особен‑­

ностей личности. Избирательность восприятия. Из огромного числа мно‑­

гообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что нахо‑­

дится в центре внимания человека при восприятии назы‑­

вают объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный мо‑­

мент является основным в восприятии, а что-то второсте‑­

пенным. Восприятие всегда избирательно и зависит от аппер‑­

цепции.

Апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конк‑­

ретным, живым человеком. Воспринимая предметы, чело‑­

век выражает определенное отношение к ним.Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашен‑­

ные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учи‑­

тель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показы‑­

ваемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, восприни‑­

мается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию, а следо‑­

вательно, к познанию предметов и явлений. Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы‑­

вают иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы ко‑­

торого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло‑­

вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения». Индивидуальные особенности восприятия Особенности восприятия зависят не только от жизнен‑­

ного опыта, направленности личности, интересов, богат ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных осо‑­

бенностей. Какие это особенности? Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип во приятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориенти‑­

рованность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип воспри‑­

ятия, напротив, ориентирован на детали, подробности. Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным яв‑­

ляется сочетание того и другого способа. Во-вторых, - по характеру отражения получаемой ин‑­

формации. Здесь различают описательный и объяснительный
типы
восприятия. Описательный тип ориентирован на фак‑­

тическую сторону информации: человек отражает и выда‑­

ет то, что видит и слышит, что читает, максимально при‑­

ближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распрос‑­

транен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи свои‑­

ми словами».

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что не‑­

посредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середи‑­

на. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особеннос‑­

ти, иметь представление об их механизмах, уметь их диаг‑­

ностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.

В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда че‑­

ловек ориентирован на точность восприятия, непредвзя‑­

тость. Можно сказать, что у него сформировался иммуни‑­

тет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъек‑­

тивный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип вос‑­

приятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.082 с.)