Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ощущение и восприятие: понятие, классификация, свойства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор‑ му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю‑ щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву‑ ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про‑ цессов - восприятия, мышления, воображения. Обязательным условием возникновения ощущения яв‑ ляется непосредственное воздействие предмета или явления ности, которые воздействуют на органы чувств, называ‑ ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением. Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на‑ ука значительно расширила представления о видах ощу‑ щений человека. Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, рас‑ положенный на периферии тела или во внутренних орга‑ нах; специализирован для приема воздействия определен‑ ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж‑ дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор‑ мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные цент‑ ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. Все отделы анализатора работают как единое целое.Ощущение не возникнет, если повреждена любая частьанализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются ипри повреждении глаз, и при поражении зрительных не рвов, и при разрушении соответствующих участков корыголовного мозга. Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по цен- тростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу. Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне‑ сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут‑ ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани‑ мает двигательный анализатор. Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана‑ лизатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра‑ жения, ухо - на слуховые и пр. Главная часть каждого органа чувств - рецепторы, окон‑ чания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирую‑ щие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, за‑ ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на ре‑ цептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определен‑ ные участки коры больших полушарий головного мозга. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы. Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зри‑ тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр. Виды ощущений: Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо‑ жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото‑ рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе‑ леного, синего). ‑ Зрительные ощущения возникают в результате воздей‑ ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув‑ ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор‑ ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет‑ ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек. Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы‑ кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа‑ тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла‑ бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го‑ лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпа-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков. Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор‑ мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос‑ питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред‑ полагает выработку новой системы фонематического слу‑ ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь‑ ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу‑ ре человечества. Шумы могут вызывать у человека определенный эмо‑ циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет‑ ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по‑ езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа‑ ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра‑ ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь‑ ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух. Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа‑ хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз‑ ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр. Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу‑ щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни‑ ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис‑ лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Вкусовые ощущения человека находятся в большой за‑ висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус‑ нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са‑ мое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы‑ ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому. Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикос‑ новения) и температурные (ощущения тепла или холо‑ да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при‑ косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз‑ лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон‑ чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви‑ тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож‑ даются положительным ‑ чувством, характер эмоциональ‑ ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи‑ вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю‑ щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио‑ нальные переживания. Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощу‑ щения движения и положения частей тела. Благодаря дея‑ тельности двигательного анализатора человек получает воз‑ можность координировать и контролировать свои движе‑ ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения. Развитие кинестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана‑ лизатора. Для овладения движениями большое значе‑ ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений. Органические ощущения рассказывают нам о работе на‑ шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд‑ ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе. Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней. Осязательные ощущения - это сочетания кожных и дви‑ гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза‑ ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ‑ ников получения информации об окружающих его пред‑ метах. У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важ‑ нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов‑ лением пищи. Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника‑ ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг‑ нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело‑ век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не‑ чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино‑ сит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущеиия имеют различную природу. Во-пер‑ вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга‑ нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх‑ сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю‑ щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп‑ ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение. Восприятие: Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще‑ ния, но и через восприятия. И ощущения и восприятия -звенья единого процесса чувственного познания. Они не‑ разрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличитель‑ ные особенности. В результате ощущений человек получа‑ ет знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реаль‑ ной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электри‑ ческой лампы, слышим мелодии музыкального инструмен‑ та или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии ‑ человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Восприятие - это отражение предметов и явлений, це‑ лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы восприни‑ маем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности предмета. Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь‑ ко выделяем группу ощущений и объединяем их в целост‑ ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, воспри- ятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш‑ ления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение, предмета. Как же происходит процесс восприятия? Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической осно‑ вой восприятия является комплексная деятельность систе‑ мы анализаторов. Любой предмет или явление действитель‑ ности выступает как сложный, комплексный раздражи‑ тель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощу‑ щения связаны друг с другом, образуя определенную це‑ лостную систему. В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, вос‑ приятие пространства и восприятие времени. Воспринимая При восприятии времени помимо слуховых и зритель‑ ных ощущений большую роль играют ощущения двига‑ тельные и внутренние, органические. По силе звука грома мы определяем расстояние, отде‑ ляющее нас от приближающейся грозы, при помощи ося‑ зания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и ося‑ зательные ощущения играют подсобную роль в восприя‑ тии пространства. Но эти ощущения приобретают основ‑ ное значение для лиц, лишенных органа зрения. Под восприятием времени понимается процесс отра‑ жения длительности и последовательности событий, про‑ исходящих в объективном мире. Непосредственному вос‑ приятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках вре‑ мени, то правильнее говорить не о восприятии, а о пред‑ ставлении времени. Восприятие времени характеризуется высокой степенью субъективности. Восприятие длитель‑ ных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой нибудь деятельностью, а если заполнены, то каков характер этой деятельности. Заполненные положительно эмоционально окрашенными действиями и переживания‑ ми человека отрезки времени воспринимаются как более короткие. Незаполненные же или заполненные отрицатель‑ но окрашенными эмоциональными моментами восприни‑ маются как более длинные. Время, заполненное интерес‑ ной работой протекает гораздо быстрее, чем то же время, занятое монотонной или скучной деятельностью. Неинте‑ ресная лекция, скучные уроки кажутся гораздо длиннее, чем лекция или урок в школе, проведенные выразитель‑ но, интересно, пробуждающие живую мысль слушателей. Наиболее коротким нам кажется время, в течение которо‑ го надо успеть сделать многое. Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час и могут проснуться в нужное время. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных эле‑ ментов в переживании времени. Основные свойства восприятия Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра‑ ста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и дру‑ гие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприя‑ тия. Поэтому восприятие ‑ зависит от психических особен‑ ностей личности. Избирательность восприятия. Из огромного числа мно‑ гообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что нахо‑ дится в центре внимания человека при восприятии назы‑ вают объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный мо‑ мент является основным в восприятии, а что-то второсте‑ пенным. Восприятие всегда избирательно и зависит от аппер‑ цепции. Апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конк‑ ретным, живым человеком. Воспринимая предметы, чело‑ век выражает определенное отношение к ним.Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашен‑ ные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учи‑ тель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показы‑ ваемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, восприни‑ мается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию, а следо‑ вательно, к познанию предметов и явлений. Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы‑ вают иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы ко‑ торого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло‑ вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения». Индивидуальные особенности восприятия Особенности восприятия зависят не только от жизнен‑ ного опыта, направленности личности, интересов, богат ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных осо‑ бенностей. Какие это особенности? Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип во приятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориенти‑ рованность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип воспри‑ ятия, напротив, ориентирован на детали, подробности. Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным яв‑ ляется сочетание того и другого способа. Во-вторых, - по характеру отражения получаемой ин‑ формации. Здесь различают описательный и объяснительный тическую сторону информации: человек отражает и выда‑ ет то, что видит и слышит, что читает, максимально при‑ ближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распрос‑ транен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи свои‑ ми словами». Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что не‑ посредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середи‑ на. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особеннос‑ ти, иметь представление об их механизмах, уметь их диаг‑ ностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу. В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда че‑ ловек ориентирован на точность восприятия, непредвзя‑ тость. Можно сказать, что у него сформировался иммуни‑ тет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъек‑ тивный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип вос‑ приятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.43.246 (0.013 с.) |