Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика восприятия.

Поиск

Общая характеристика восприятия.

Феноменология восприятия

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие - процесс познания объекта посредством органов чувств. Это отражение предметов в целом, при непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения и восприятия

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.

Ощущение – психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при действии раздражителей на соответствующие органы чувств.

Отличия: ощущение дает знание отдельных свойств предметов или явлений, восприятие – целостное; ощущение возникает в деятельности только одного анализатора, восприятие возможно при участии не менее 2-х анализаторов, при этом ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Общее: Ощущение и восприятие являются познавательными процессами, продукты рефлекторной деятельности анализаторов, непосредственные процессы (конкретное воздействие на органы чувств).

Физиологические механизмы восприятия

Органы чувств перерабатывают поступающие нервные импульсы, т.е. в коре голов-го мозга происходит расшифровка принятой информации. Она осуществляется на разных уровнях:

- первичная переработка информации происходит в первичном поле –4- й слой клеток коры головного мозга. Здесь происходит анализ раздражителей

- вторичная переработка информации происходит во вторичном поле. Оно включает 2-й и 3-ий слой нервных клеток коры головного мозга. В этом поле происходит объединение различных информаций. Здесь же находятся специфические клетки, которые реагируют на контур предметов. Эти клетки были обнаружены учёными Хьюбель и Визель. Для сложного формированя вос-я /пространства, времени, движения/ необходима деятельность третичного поля, которое включает в себя деятельность теменно-височно-затылочной подобласти. Здесь происходит дальнейший синтез информации.

Восприятие как действие.

Вос-е рассматривают в пс-и как действие, направленное на познание объектов – это перцептивное действие. 4 уровня перцеп-го действия: (1,2-относятся к перцептивным; 3,4 – к опознавательным действиям).

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

Различение –Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Индентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Восприятие – активный процесс, в котором участвуют движения органов чувств и движения организма в целом. Основным методом иссл-й перцепт-го действия явл-я метод киносъёмки. Особенности перцепт-го действия изучали Леонтьев, Зинченко, Веккер, Ананьев. В их исслед-ях было установлено, что для возни-ия перцептивного образа необходимо обеспечить отражение контура или его формы. Для этого необходимо взаимод-е всех элементов контура с рецепторной поверхностью. Иссле-ия движения глаза и руки, проведённые Веккером и Ломовым методом киносъёмки показали, что в перцептивном действии можно выделить 2 группы движения:

РОЛЬ:

Микродвижения – их функция закл-ся в поддержании оптим-го уровня чувств-ти анализаторов. (На запах, пердмет, звук) эти ориентировочные движения не осознаются человеком.

Макродвижения – делятся на:

- поисковые – отвечают за отыскивание предметов в поле восприятия

- установочные – фиксация и удерживание предмета в поле восприятия

- гностические – получение знаний о предмете

Т.о. движение органов чувств выполняет разнообразные функции в процессе восприятия.

Восприятия могут быть:

- непроизвольными – подчинено целям и задачам деят-ти и зависит от мотивов и спосо-бов

- произвольными – самостоятельные действия, направленые на решение перцептивной задачи. В этом случае человек ставит перед собой цель воспринять предмет.

Виды восприятия:

-По ведущему анализатору: (зрит., слуховое, осязат., обонятельное, вкусовое, кинестетическое)

-По форме существования материи: (пространства, времени, движения)

-По форме психической активности: (произвольное, непроизвольное)

-По структуре: (Сукцессивное, Симультативное)

Основные свойства восприятия:

Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов

Целостность вос-е есть всегда целостный образ предмета. В предметах и явлениях действит-ти отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.

Константность – относит-ое постоянство некоторых св-в предметов при изменении условий их вос-я.

Структурность – восприятие не является проекцией мгновенных ощущений, оно доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире.

Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Избирательность (или активность) – из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он видит в данный момент лишь некоторые из них.

Апперцепция – зависимость вос-я от содержания псих. жизни ч-ка, от особенностей его личности.

Явление апперцепции:

Огромную роль в А. играют знания ч-ка, его предшествующий опыт, его прошлая практика. При вос-и активизи­руется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспр-ся разл-и людьми.

Знания и опыт оказывают значит-е влияние на точность и ясность вос-я. Н-ер, не узнавая при вос-и ин. языка малознако­мые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем непонятную родную речь.

Содерж-е воспр-ия опред-ся и поставленной перед ч-ком зада­чей, и мотивами его деят-ти, его интересами и направл-тью. Н-р, тот, кто мало интерес-ся техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструкт-х особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание вос-я. Например, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате проф-й деят-ти у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Общее понятие об ощущении

Ощущение – непосредственная данность (как феномен) человеку (животному) свойств материальной действительности, воздействующих на органы чувств. Ощущение — это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Одной из главных качественных характеристик ощущения является его модальность. Модальность ощущения определяется анализатором (нейрофизиологической системой: рецепторы - нейронные пути - соответствующие участки мозга), который возбуждается сигналами определенной физической природы. Например, системы зрительной и слуховой модальностей возбуждаются соответственно электромагнитными и акустическими волнами.

Анализатор состоит из трех отделов:

> периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

> афферентных (центростремительных) и эфферентных центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;

> подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

 


Рис. 1. Строение анализаторов 1-7 - рецепторы: зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой, двигательного аппарата, внутренних органов; А - центростремительные (афферентные) нервные пути; I – область спинного и продолговатого мозга; II - область промежуточного мозга (так называемые зрительные бугры - таламус), где нервные импульсы переходят на нейрон, идущий к коре мозга; III - кора мозга.

 

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает центральной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение и мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителя. Мы существуем в непрерывно меняющейся физической среде. Наши анализаторы созданы природой, чтобы оптимальным образом получать информацию об этих изменениях. Физическим сигналам соответствуют определенные психические образы. Такие пары (физический раздражитель — психический образ) называются психофизическими коррелятами.

То, что мы рассматриваем взаимодействие психики и физического мира, заставляет нас добавить к привычной тройке понятий «энергия, время, пространство» понятие информации, как характеристики этого взаимодействия. восприятие воображение память мышление

Классификация ощущений:

1. По модальности: (зрительные, слуховые, тактильные). Кроме того, выделяются и субмодальные ощущения, такие как ощущения цвета, пространства и т.д.

2. По Шеррингтону (анатомическая классификация): - экстерорецептивные: возникают при воздействии внешних раздражителей на внешние рецепторы поверхности тела, их условно делят на:

А) Дистастные – запах, слух, обоняние;

Б) Контактные – вкус, тактильная чувствительность.

Проприорецептивные (кинестетические): в мышцах (реакция на удлинение, напряжение), сухожилиях, суставных сумках, в вестибулярном аппарате (отолитовый аппарат, круговые каналы)

Интероцептивные: возникают во внутренних органах, регулируют процессы обмена и гомеостаза. Чувство голода, болевые ощущения: “бок болит”.

3. По Хэду (генетическая классификация): - более древняя - протопатическая система (эмоциональная окраска ощущения); более молодая - эпикритическая система (рациональная окраска ощущения). Эпикритическая система тормозит протопатическую. Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарных раздражителей как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, при таком раскладе ощущение отражает объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. Ощущения входят в целостный процесс развития, образуя чувственную ткань сознания.

Общие свойства ощущений.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность — количественная характеристика ощущения, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность — временная характеристика, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на органы чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

Пространственная локализация раздражителя — свойство ощущения, дающее человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель

 

Общая характеристика памяти

 

Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения. Запишем его следующим образом:

Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое.

Общая характеристика носителей памяти

Формы, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение – образ и слово.

В слове можно сохранять обобщенное представление о том,

чего в наличной ситуации нет.

Три разновидности образов привлекли внимание исследователей - последовательные, эйдетические, мыслительные.

Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если закрыть глаза, предварительно посмотрев на источник света, то появятся светящиеся пятна, которые сохраняются в течение нескольких минут).

Эйдетические образы - это своего рода фотографическая память, которая встречается не так часто. Образы с исключительной точностью сохраняют предъявленную картину (люди продолжают видеть изображение и после его исчезновения). Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких лет, нисколько не изменяясь.

Мысленные образы - продукты долговременной памяти. Именно из них как бы состоит персональный банк данных человека.

Внутренние образы - это одна из опор мышления, поскольку они служат базой для умственных действий. Первые внутренние образы формируются у ребенка в возрасте от полутора лет, однако только к 7-8 годам они становятся настолько гибкими, чтобы решать задачи, требующие трансформации образа. Надо отметить, что мысленные образы не у всех формируются одинаково.

Основные процессы и механизмы памяти.

Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на пять основных мнемических процессов: узнавание, запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов.

1. Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Выделяют:

индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,

родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.

В более сложной форме узнавание предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона (1959–1941), французского философа–интуитивиста, который выделял два вида памяти: память–привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга.

2. Запоминание — процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания — заучивания.

Запоминание — мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей.

Образование ассоциаций (лат. associatio – соединение) — установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами.

При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого. Аристотель считал, что основой ассоциации является установление сходства и различия между представлениями. Учение об ассоциации получило широкое распространение в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джеме, Г. Спенсер).

Было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:

— по сходству (красное — пурпурное),

— по контрасту (большое — маленькое),

— по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),

— причинно–следственные (сильный ветер — озноб).

Также было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида). В настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Запоминание может быть произвольным, т.е. подчиненным определенной задаче запомнить что-либо, и непроизвольным, т.е. не имеющим специальной задачи, происходящим «само собой». Психологические исследования, и в частности работы отечественного психолога П.И. Зинченко, показали, что прямая постановка цели на запоминание не является решающей для эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание оказывается продуктивнее произвольного.

Эффективность запоминания зависит от установки. Установка запомнить материал, чтобы ответить на уроке или зачете, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается. Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, при этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других — неприятное.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с разной глубиной понимания, — в соответствии с этим выделяют механическое и логическое запоминания. Мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, которое в значительной мере зависит от понимания и ориентировки в материале в целом, а также от выделения смысловых групп и связей между элементами.

На эффективность запоминания также влияют:

привычность материала (если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается по сравнению со случайным явлением). Так можно объяснить удивительную точность воспоминаний пожилых людей: о некоторых событиях своей жизни они рассказывают очень часто и с глубоким эмоциональным выражением;

контекст иногда оказывается более важным для запоминания, нежели само событие. То, что сохраняется в памяти, тесно связано с ситуацией, при которой оно запоминалось. По этому извлекать что-то из памяти всегда легче в контексте;

мотивация (запоминается лучше то, что представляет интерес, по сравнению с материалом, не вызывающим интереса.

Эффект Зейгарник (1900–1988), открыт отечественным психологом и патопсихологом. Это феномен памяти, в соответствии с которым эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, не разряжается при незаконченном действии;

углубление в изучаемый материал (материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими факторами в различных контекстах и под разными углами зрения).

В качестве способов произвольного запоминания и организованного заучивания, позволяющих обнаруживать эти связи в запоминаемом материале, выступают мнемические действия.

В.Д. Шадриков определил следующий состав мнемических действий:

а) группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.);

б) выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.);

в) план— совокупность опорных пунктов; классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;

г) структурирование— установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

д) схематизация— изображение или описание чего-либо в основных чертах;

е) аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

ж) мнемотехнические приемы — готовые способы запоминания; Мнемотехника (греч. mnemonikon – искусство запоминания + techne – искусство) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого–либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.

з) перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

и) достраивание запоминаемого материала и привнесение нового в запоминаемое — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам;

к) серийная организация материала— установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

л) ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;

м) повторение— сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

3. Сохранение — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.

Тульвинг (1972) выделил такие две формы памяти, как эпизодическая и семантическая. В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях в жизни человека. По своей сути эта память автобиографична.

Семантическая память включает структуры, свойственные данной культуре и позволяющие познавать мир. В семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Семантическая память служит каркасом для событий текущей жизни, хранящихся в эпизодической памяти.

Существует несколько способов «укладки» информации в памяти: пространственная организация (лежит в основе построения «когнитивных карт»), линейная организация (позволяет, например, ориентироваться в днях недели), ассоциативная организация (группировка элементов по каким-то общим признакам или сходным функциям), иерархическая организация (по соответствию элемента общей или специальной категории).

4. Воспроизведение — актуализация закрепленного ранее содержания психики.

Воспроизведение — мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения).

Эффективность воспроизведения тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. В извлечении информации из памяти важную роль играет контекст: всегда легче узнать какой-то элемент среди других, чем вспомнить что-либо без опорных точек или объектов для сравнения. Узнавание, а не вспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Итак, воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).

Реминисценция (лат. reminiscor – припоминаю), исследованный сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. феномен памяти заключается в том, что воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников. Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.

В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г. Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна — Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.

5. Забывание — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях — даже узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Данная закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к его более длительному сохранению. Материал, связанный с потребностями, целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем.

Память занимает особое место среди психических функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой мнемический компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны. Множество видов памяти можно представить в ряде классификаций.

1. По времени сохранения материала выделяются:

сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, Сперлинг (1960) показал, что следы в ней сохраняются - 0,3 — 1,0 с., пока ретикулярная формация решает вопрос, привлечь ли к поступившим сигналам внимание высших отделов мозга или нет. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых; кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); кратковременная память характеризуется не только длительностью (примерно 20 секунд), но и емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов (это число примерно равно семи). Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более семи элементов, мозг почти бессознательно группирует их. В кратковременной памяти находится информация, привлекшая внимание мозга. При этом решается вопрос, достаточно ли важна эта информация, чтобы передать ее на долговременное хранение.

Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным. Долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Долговременная память похожа на архив: в ней информация, выбранная из кратковременной памяти, подразделяется на множество рубрик и хранится длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны.

Оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а так же навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности память может быть:

непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

-материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

-информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

-все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

-незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация — это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

4. По использованным для запоминания средствам память бывает:

-непосредственой натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, — это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;

-внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.019 с.)