Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические механизмы восприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Органы чувств перерабатывают поступающие нервные импульсы, т.е. в коре голов-го мозга происходит расшифровка принятой информации. Она осуществляется на разных уровнях: - первичная переработка информации происходит в первичном поле –4- й слой клеток коры головного мозга. Здесь происходит анализ раздражителей - вторичная переработка информации происходит во вторичном поле. Оно включает 2-й и 3-ий слой нервных клеток коры головного мозга. В этом поле происходит объединение различных информаций. Здесь же находятся специфические клетки, которые реагируют на контур предметов. Эти клетки были обнаружены учёными Хьюбель и Визель. Для сложного формированя вос-я /пространства, времени, движения/ необходима деятельность третичного поля, которое включает в себя деятельность теменно-височно-затылочной подобласти. Здесь происходит дальнейший синтез информации. Восприятие как действие. Вос-е рассматривают в пс-и как действие, направленное на познание объектов – это перцептивное действие. 4 уровня перцеп-го действия: (1,2-относятся к перцептивным; 3,4 – к опознавательным действиям). Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Различение –Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Индентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Восприятие – активный процесс, в котором участвуют движения органов чувств и движения организма в целом. Основным методом иссл-й перцепт-го действия явл-я метод киносъёмки. Особенности перцепт-го действия изучали Леонтьев, Зинченко, Веккер, Ананьев. В их исслед-ях было установлено, что для возни-ия перцептивного образа необходимо обеспечить отражение контура или его формы. Для этого необходимо взаимод-е всех элементов контура с рецепторной поверхностью. Иссле-ия движения глаза и руки, проведённые Веккером и Ломовым методом киносъёмки показали, что в перцептивном действии можно выделить 2 группы движения: РОЛЬ: Микродвижения – их функция закл-ся в поддержании оптим-го уровня чувств-ти анализаторов. (На запах, пердмет, звук) эти ориентировочные движения не осознаются человеком. Макродвижения – делятся на: - поисковые – отвечают за отыскивание предметов в поле восприятия - установочные – фиксация и удерживание предмета в поле восприятия - гностические – получение знаний о предмете Т.о. движение органов чувств выполняет разнообразные функции в процессе восприятия. Восприятия могут быть: - непроизвольными – подчинено целям и задачам деят-ти и зависит от мотивов и спосо-бов - произвольными – самостоятельные действия, направленые на решение перцептивной задачи. В этом случае человек ставит перед собой цель воспринять предмет. Виды восприятия: -По ведущему анализатору: (зрит., слуховое, осязат., обонятельное, вкусовое, кинестетическое) -По форме существования материи: (пространства, времени, движения) -По форме психической активности: (произвольное, непроизвольное) -По структуре: (Сукцессивное, Симультативное) Основные свойства восприятия: Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов Целостность – вос-е есть всегда целостный образ предмета. В предметах и явлениях действит-ти отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. Константность – относит-ое постоянство некоторых св-в предметов при изменении условий их вос-я. Структурность – восприятие не является проекцией мгновенных ощущений, оно доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире. Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Избирательность (или активность) – из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он видит в данный момент лишь некоторые из них. Апперцепция – зависимость вос-я от содержания псих. жизни ч-ка, от особенностей его личности. Явление апперцепции: Огромную роль в А. играют знания ч-ка, его предшествующий опыт, его прошлая практика. При вос-и активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспр-ся разл-и людьми. Знания и опыт оказывают значит-е влияние на точность и ясность вос-я. Н-ер, не узнавая при вос-и ин. языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем непонятную родную речь. Содерж-е воспр-ия опред-ся и поставленной перед ч-ком задачей, и мотивами его деят-ти, его интересами и направл-тью. Н-р, тот, кто мало интерес-ся техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструкт-х особенностей. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание вос-я. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате проф-й деят-ти у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.006 с.) |