Индивидуально-типические особенности переживания событий в ситуации потери и поиска работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуально-типические особенности переживания событий в ситуации потери и поиска работы



ГУСЕВ Сергей Алексеевич

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОБЫТИЙ В СИТУАЦИИ ПОТЕРИ и поискА РАБОТЫ

 

19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

Москва 2013

 

Работа выполнена в Московском государственном областном гуманитарном институтег. Орехово-Зуево и

ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования

 

 

Научный руководитель:   Кабардов Мухамед Каншобиевич доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ФГНУ "Психологический институт" РАО
     
Официальные оппоненты:   Акимова Маргарита Константиновна доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общих закономерностей развития психики факультета психологии Института психологии имени Л.С.Выготского Российский государственный гуманитарный университет  
    Блохина Лидия Николаевна кандидат психологических наук, главный государственный таможенный инспектор отдела координации работы психологов Управления государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы России  

 

Ведущая организация:     Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена  

Защита состоится «01» октября 2013 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 008.017.01 при ФГНУ «Психологический институт» РАО

по адресу: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в

библиотеке ФГНУ «Психологического института» Российской академии образования по адресу: Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.

 

 

Автореферат разослан «29» августа 2013 г.

Автореферат диссертации размещен на сайтах: http://vak2.ed.gov.ru и

http://www.pirao.ru

 

Ученый секретарь Диссертационного совета,

кандидат психологических наук Н.Л. Морина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Уникальность жизненного пути каждого человека представляет собой сочетание событий положительного и отрицательного, кризисного и стабильного характера (К.А.Абульханова, 2001). В особую группу можно выделить кризисы, вызванные не зависящими от воли человека событиями. Одним из таких событий является потеря работы. Безработица остается на сегодня одной из самых сложных проблем в социальной жизни России (А.В.Серый, 2010; Л.А.Китаев-Смык, 2009; Ю.М.Забродин, 2002). Для отдельной личности безработица подобна тупику, когда «выхода нет» и все перспективы на какое-то время перекрывает безысходность (Ю.М.Забродин, 2002; К.Леана, 1995; Д.Пельцман, 1992). Эта проблема остро встает и перед выпускниками вузов, которым необходимо трудоустраиваться. Из-за воздействия неблагоприятных факторов, сказывающихся на их состоянии, зачастую они попадают в «группу риска», повышается вероятность их дезадаптации (Д.Е.Белова, 2004; Ю.М.Забродин, 2002). Стрессогенность переживания события потери работы, актуальная для любой страны, не теряет своей значимости и для России, несмотря на организацию государственной системы Центров Занятости Населения (ЦЗН) и многочисленные психологические исследования, посвященные этой проблеме. Однако анализ литературы по переживанию событий и дифференциально-психологическим особенностям этого феномена свидетельствует о том, что в данной теме остается неясной специфика переживания потери работы как единство рефлексивно-деятельностной структуры, ее изменения в зависимости от возраста, пола, образования, субъективной значимости этого события для личности (М.К.Кабардов, 2007, 2011; Ж.Нюттен, 2004; С.В.Духновский, 2005 и др.).

При столкновении с «кризисными» событиями перед личностью встает проблема переживания, переориентации и постановки новых целей, поскольку прежние попытки достижения целей не привели к успеху. Подобные конфликтные ситуации актуализируют психологические защиты (Л.И.Анцыферова, 2001; Ф.Е.Василюк, 1984; С.В.Духновский, 2005; Л.Ю.Субботина, 2006; М.К.Акимова, 2008; Л.Н.Блохина, 2008; Н.В.Калинина, 2010). Исследования последних лет (Л.Р.Фахрутдинова, 2003, 2008) свидетельствует о том, что существует необходимость изучения психологической защиты как компонента переживания события. Между тем, растет количество исследований, в которых проводится раздельное друг о друга рассмотрение психологической защиты как переживания-деятельности и переживания-созерцания событий. Спорной остается позиция авторов относительно функциональной роли психологической защиты в переживании события.

В работах отечественных психологов достаточно подробно освещены сущность категории переживания, философские предпосылки становления понятия «переживания событий» (Б.М.Теплов, 1961; Ф.Б.Бассин, 1988; Л.С.Выготский, 2004; А.Н.Леонтьев, 2005; С.Л.Рубинштейн, 2000; А.А.Кроник, Е.И.Головаха, 1984; К.А.Абульханова, 2001; Ф.Е.Василюк, 1984; И.В.Пахно, 2004; С.В.Духновский, 2005 и др.). В области изучения переживания событий сегодня обнаруживаются перевес теоретических исследований, наблюдается неоднородность, размытость понятийного аппарата вокруг феномена «переживание событий». Достаточно часто значение таких жизненных событий, как потеря работы, и их влияние на жизнь человека недооцениваются, опускается из виду индивидуальная специфика переживания. Между тем, одно и то же со­бытие – потеря работы, по-разному преломляется через индивидуальные особенности (половозрастные, типологические) человека, оказывает разное влияние на его переживания (К.А.Абульханова, 1991, 2001; А.А.Бодалев, 2000; Р.А.Ахмеров, Е.И.Головаха и др., 2008; Х.В.Гаспарян, 2004; К.А.Василевская, 2008).

Все это свидетельствует о том, что переживание потери работы для взрослого человека (17-60 лет), безусловно, обладает индивидуально-типическими особенностями и зависит от субъективной значимости этого события для личности, что в свою очередь предполагает индивидуальную (разные формы и типы) преодоления этого стрессового события. Это требует разработки подходов и диагностических методов реабилитации групп безработных. Отсюда, поиск способов измерения форм и глубины переживания события потери работы становится чрезвычайно актуальным.

Объект – индивидуально-типические особенности переживания событий.

Предмет – исследованиеиндивидуально-типических особенностей переживания событий как связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты в ситуации потери и поиска работы у работоспособного населения в возрасте 17-60 лет.

Цель исследования выяснить связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты как созерцательного и деятельностного компонентов в переживании событий, определить индивидуально-типические формы выхода из кризисной ситуации, определив субъективную значимость и специфические формы переживания.

Основная гипотеза исследования: специфичность переживания потери и поиска работы индивидом обусловлена субъективной оценкой значимости этого события и потому может быть скорректирована, используя его индивидуально-типические и половозрастные особенности.

Частные гипотезы:

1. Индивидуально-типические особенности (в том числе: возраст, пол, тип) могут занимать значительное место в переживании события, так же как и семейное положение и образование. Данные характеристики требуют разных форм и методов их преодоления. Наряду с этим, существуют значимые взаимосвязи между механизмами психологических защит и характером переживания событий, обусловленные типом переживания – созерцательным и/или деятельным.

2. Механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, замещение, рационализация, реактивные образования, компенсация) активирующиеся в условиях потери работы, разделяются на несколько типов по функциям регуляции переживания: оборонительные, экстренные, полифункциональные.

3. Перечисленные типы психологической защиты (оборонительные, экстренные, полифункциональные) при переживании потери работы могут приобретать форму: рационализирующую, отрицающую, регрессивную, позволяющие специалисту понять и предложить конкретные способы преодоления личностью потери работы.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретико-методологических работ отечественной и зарубежной литературы и выполнить операционализацию понятия «переживание события» с позиции субъектно-деятельностного подхода. Выяснить специфику переживания потери работы как события, определить репрезентативные методы его изучения.

2. Определить соотношение ассоциированных (вербализуемых, принимаемых) и диссоциированных (вытесненных, не вполне осознаваемых) показателей значимости потери и поиска работы, выделить существенные признаки этого события. Проанализировать «потерю работы» как кризисное событие в жизни человека, выделить специфику возможных переживаний.

3. Выяснить функции (единые и независимые от ситуации) механизмов психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, замещение, рационализация, реактивные образования, компенсация) в регуляции переживания событий, на этой основе построить их типологию.

4. На основе эмпирического исследования изучить индивидуально-типические особенности события потери работы, определить специфические формы его переживания.

5. Определить связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты как созерцательного, так и деятельностного компонентов в переживании события и индивидуально-типических форм выхода из кризисной ситуации.

Методолого-теоретической основой работы послужили: деятельностный подход А.Н. Леонтьева; теория переживания Ф.Е. Василюка; мотивационный подход к анализу временных перспектив Ж. Нюттена; причинно-целевая концепция А.А. Кроника и Е.А. Головахи; концепция структурно-функциональной организации психологической защиты личности Л.Ю. Субботиной; комплексный подход к изучению индивидуальности, предложенный Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным, В.С. Мерлиным, Э.А. Голубевой и разрабатываемый М.К. Кабардовым, субъектный подход к пониманию жизненного пути К.А. Абульханова-Славской, Е.И. Головахи, Е.А. Климова.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении аргументируется актуальность проблемы, раскрывается основной замысел, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются гипотеза, положения выносимые на защиту, цели и задачи диссертационного исследования.

В первой главе «Переживание событий как предмет психологического изучения» представлен теоретический анализ литературы, посвященной изучению переживания событий, а также по разрабатываемой в отечественной и зарубежной психологии проблеме события, его временных координат, значимости как важнейшего признака события, и механизмов и носителей его переживания.

Первоначально зародившись как понятие в рамках изучения проблемы личностного времени (К.А.Абульханова, 1991, 2001), переживание событий до середины XX века было предметом исследования различных направлений исследователей. В рамках проблемы личностного времени авторы, изучая переживание событий, используют термин «переживание времени». Из данных работ видно, что за понятием «переживание времени» стоят следующие категории.

1. Переживание событий как отражение психикой времени вообще; переживание как непосредственная субъективная данность времени (Р.Кнапп (R.H Knapp), 1960; П.Фресс, 1978; Е.И.Головаха, А.А.Кроник, 1984; Ж.Нюттен, 2004).

2. Переживание событий как набор характеристик, классифицированный по структурному составу: когнитивный компонент, эмоционально-оценочный, поведенческий (И.В.Пахно, 2004; А.В.Галактионова, 2007).

3. Переживание событий не как самостоятельная характеристика, включение его в специфическую структуру одной из временных модальностей.

4. Переживание событий как «переживание-созерцание», чувственно-эмоциональное отражение значимых ситуаций (А.А.Кроник, Е.А.Головаха, 1984; К.А.Абульханова, 2001; Ж.Нюттен, 2004).

В настоящее время наметилась тенденция к рассмотрению данного психического феномена как самостоятельного, изучаемого на личностном уровне (К.А.Абульханова, 2001) и в биографическом масштабе времени (А.А.Кроник, 2008, Р.А.Ахмеров и др., 2008). Несмотря на отсутствие единства терминологии, взглядов, переживание событий изучается в следующих парадигмах исследований: 1. В рамках изучения переживаний травматического, критического характера (Н.В.Зоткин, 2006; А.В.Полетаева, 2005; Л.В.Трубицына, 2005). 2. В рамках психологии эмоции (Л.С.Выготский, 2001; А.В.Серый, 2005; Н.В.Скиба, 2006 и др.). 3. В области возрастной психологии (Л.С.Выготский, 2001; Х.В.Гаспарян, 2004; С.Г.Головина, 2008) 4. В рамках изучения автобиографической памяти личности (В.В.Нуркова, 2004; К.Н.Василевская, 2008 и др.). 5. Исследования психологии личностного времени (К.А.Абульханова, 2001; Ж.Нюттен, 2004; Белова, 2004; А.В.Галактионова, 2007; С.С.Шмакова, 2008 и др.).

Согласно А.А.Бодалеву, события – это элементы объективной действительности, заметно воздействующие на человека, вызывающие изменения в психических свойствах личности и оставляющие явный след в его особенностях как субъекта деятельности (А.А.Бодалев, 2000). Проблематика переживаемого события освещается в работах К.А. Абульхановой, В.А. Барабанщикова, А.А. Бодалева, Ф.Е. Василюка, Е.И. Головахи, И.В. Кондакова, А.А. Кроника, Н.А. Логиновой, В.М. Розина, С.Л. Рубинштейна, Э.В. Сайко, В.А.Петровского и других.

Особого внимания заслуживает концепция Ф.Е.Василюка, в которой к переживанию он относит «особые жизненные ситуации, которые неразрешимы процессами предметно-практической и познавательной деятельности» [Ф.Е.Василюк, 1984, с. 9].

Согласно А.Н.Леонтьеву (2005), В.А.Петровскому (2003), Ж.Нюттену (2004), М. Боссу (Boss, 1979), И.В. Кондакову (2000),Т.Б. Карцевой (1988), Л.В. Трубицыной (2005), В.В. Нурковой (2001) значимость является важнейшим признаком переживаемого события. Разделяют потенциальные и значимые события (Д.Н.Узнадзе, В.В.Нуркова, Ж.Нюттен). Первые являются элементом области знания, вторые собственно переживания. Следует отметить что, для становления события пережитым, значимость недостаточна, необходима внутренняя работа, деятельность по изменению ситуации (Ф.Е.Василюк, 1984, Л.Р.Фахрутдинова, 2008).

Содержательный анализ события и разработка понятия переживание событий, позволяют сделать следующий вывод: переживание есть продуктивный процесс, особая работа (Ф.Е.Василюк, 1984). В широком смысле «переживание событий» можно определить как отношение между личностью и событием (Л.В.Трубицына, 2005). Главным признаком переживаемого события является значимость. Переживание событий имеет рефлексивно-деятельностную природу. Определяя переживание событий в узком смысле, мы опираемся на положение о многоуровневом построении переживания сформулированное Ф.Е.Василюком (1984). Согласно этому положению, конструкт «переживание событий» включает – «переживание-созерцание» и «переживание-деятельность».

Переживание событий может быть представлено в сознании личности. Опираясь на подходы М.К.Кабардова, Н.А. Аминова (2007), Е.Е.Насиновской (2003) «переживание-созерцание» событий - имеет индивидуально-личностное содержание, первоначально протекающее спонтанно, в аффективной форме, как непосредственно-чувственная реакция на событие, затем выражающееся вербально, в системе общественно выработанных значений. Это внутреннее отношение человека к событию. Функция переживания-созерцания событий «состоит в том, что оно сигнализирует о личностном смысле события» (Л.С.Выготский, 2004, А.Н.Леонтьев, 2005). Оно имеет полярный тон эмоциональной оценки и отражает смысловую сущность переживаемых событий в сознании.

Ф.Е.Василюк, (1984), С.В.Духновский (2005), Л.Р. Фахрутдинова (2003, 2008) обращают внимание на необходимость исследования психологической защиты как компонента переживания события. В тоже время, не до конца выяснены основания рассмотрения психологической защиты личности как процесса переживания. Исследования человека столкнувшегося с кризисным событием, в том числе, язвенной и сердечной болезнью (Л.И.Вассерман, 2005), психосоматическим расстройством (В.А.Ташлыков, 1992), потерей работы (Л.Ю.Субботина, 2006), убедительно показывают изменение структуры его защит. Рассматривая психологическую защиту мы имеем дело с процессом, который: 1) направлен на противоречие внутреннего мира, которое неразрешимо процессами предметно-практической и познавательной деятельности; данное противоречие выражается в обострении внутреннего конфликта; 2) актуализируется и усиливающимся при жизненном событии, ставящем субъекта перед необходимостью переживания, другими словами, в кризисной ситуации;3) некотором активном, результативном внутреннем процессе, преобразующем психологическую ситуацию, о переживании-деятельности;4) имеет цель избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств.Необходимость этого вызвана психотравмирующим фактором, которое несет неожиданно наступившее негативное событие.Все эти моменты свидетельствуют в пользу, необходимости рассмотрения психологической защиты личности как деятельностного компонента переживания событий.

Понимая под характеристикой переживания событий элементарное дихотомическое отношение к определенной модальности пережитых событий, мы опираемся на имеющееся в литературе разделение характеристик и свойств переживания событий (А.А.Кроник и Е.А.Головаха, 1984, 2008). Каждая из характеристик (например, хороший-плохой и т.д.) имеет полярность семантической оценки. Свойство переживания событий – представляет собой структуру взаимосвязанных отношений к определенной модальности пережитых событий - это интегральное отношение, образующееся в семантическом слое после синтеза значений и смыслов, раскрывающее определенную грань личного прошлого, настоящего или будущего личности. Оно также имеет полярность от наименьшей до наибольшей степени выраженности.

Все это определяет наибольшую популярность метода изучения переживания событий, основанного на принципах семантического дифференциала (СД) Ч.Осгуда. Применение СД-методики позволяет «измерить» характеристику переживания событий – она становится доступной изучению с помощью отдельной, соответствующей именно ей шкалы, а свойство с помощью фактора (факторного анализа). Впервые о факторной структуре переживания событий упомянул Р.Кнапп (Knapp, 1958), впоследствии данной проблемой занимались Ван Калстер, В.Ленс совместно сЖ. Нюттеном (2004), А.А.Кроник, Е.А.Головаха (1984, 2008), К.А.Абульханова (2001). Существуют исследования переживания событий, не использующие факторный анализ (Клеменс, 2007), а также рассматривающие отдельно переживание-созерцание событий (Денисова, 2002; А.В.Серый, 2005; Л.В.Трубицына, 2005; И.В.Пахно, 2004; А.В.Полетаева, 2005; Н.В.Скиба, 2006, С.С. Шмакова, 2008) и переживание-деятельность (Н.В.Зоткин, 2006).

Переживание событий, сегодня активно исследуется в рамках изучения автобиографической памяти личности (К.Т.Строгман, С.Кемп, 1991; В.В.Нуркова, 2004; К.Н.Василевская, 2008; К.Н.Василевская, М.К.Кабардов, В.В.Нуркова, 2011). Переживание события, в общем смысле есть «процесс отношений между человеком и событием» (Л.В.Трубицына, 2005). Любая психическая функция, процесс или качество могут при определенных условиях выполнять работу переживания; а также, «диапазон возможных носителей переживания включает в себя абсолютно все формы и уровни поведенческих и психических процессов» (Ф.Е.Василюк, 1984, с.22). Естественно, что для процесса «проживания» события необходимо задействовать определенные ресурсы носителя переживания. Одним из таких личностных ресурсов является ресурс автобиографической памяти как носителя переживания.

Психологическая защита находит свою связь с АП через явления искажения, избирательности последней. Как показывают исследования (В.В.Нуркова, 2004, К.Н.Василевская, 2008, К.Т.Строгман, С.Кемп, 1991), глубинное отношение к своему прошлому не всегда совпадает с его вербальной оценкой.

Итак, в широком смысле «переживание событий» можно определить как отношение между личностью и событием. В узком смысле, конструкт «переживание событий» включает – «переживание-созерцание» и «переживание-деятельность». Психологическую защиту следует рассматривать как компоненту переживания события.

 

II глава «Переживание события при потере и поиске работы» посвящена анализу события потери работы как кризисного события, установлению роли и организации психологической защиты личности, и ее динамике при переживании события потери работы.

Потеря работы, традиционно, изучается в рамках понятия о «ненормативных» жизненных кризисах, вытекающих из особых, случайных обстоятельств, и связанных с ними глубокими переживаниями (Э.Лидерманн (1984), Д.С.Гольдштейн (D.S.Goldstein, B.McEwen, 2002), Г.Эверли (G.S.Everly, 2005), К.М. Кэмфильд (2001), A.C. McFarlane (2000), А.Я.Шалева (A.Y.Shalev, 2004), Р.А.Ахмеров (А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров, 2008), К.Муздыбыев (2001). Авторы сходятся в том, что событие определяется как кризисное, если оно сталкивает человека с невозможностью (ограничением, препятствием) жить, реализовывать внутренние потребности своей жизни, реализации «необходимостей» своей жизни (Ф.Е.Василюк, 1984).

Определяя сущность конкретно кризисного события, Л.А.Пергаменщик (2004), обращает внимание именно на его личностную оценку и восприятие. Р.Х.Шакуров (2001) рассматривает кризисное событие как «барьер», В.В.Нуркова как «веху», «запруду», преграждающую планомерное течение жизни. Согласно Т.Б. Карцевой (1988) в любом жизненном событии потенциально заложен кризисный, стрессогенный фактор.

Событие потери работы правомерно определять как кризисное в связи с тем, что оно, сталкивает человека с лишением, ограничением, препятствием жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни (Ф.Е.Василюк, 1984) и вызвано ситуациями, не зависящими от воли человека. Исследования кризисных состояний связанных с потерей работы опираются на фундаментальное изучение стресса, понятие Г.Селье (1979).

Авторами выделяются как позитивные (А.К.Осницкий, Т.С.Чуйкова 1998; Э.Фромм, 2000; A.C.McFarlane, 2000), так и деструктивные влияния потери работы (А.Н.Аминов, 1975; К.Леана, Д.Фельдман, 1995; Ю.М.Забродин, 2002; Л.Ю.Субботина, 2006; А.В.Серый, 2010). Специфика события потери работы состоит в том, что оно отличается стагнацией. Внутри этого события возникают конкретные «подсобытия», связанные с поиском работы. События, происходящие во время поиска, существенно влияют на переживание общей ситуации безработицы и вызывают сильные эмоциональные реакции (Л.Ю.Субботина, 2006). Способы адаптации личности к потере работы, Л.Ю.Субботина разделяет на две группы: конструктивные и неконструктивные.

Согласно подходу А.А.Кроника, Е.А.Головахи (1984, 2008), потеря и поиск работы является составным событием. Оно включает событие-начало, увольнение с работы; обусловленный начальным событием период профессиональной бездеятельности и поиск работы; событие-окончание начало нового периода профессиональной деятельности.

Большой круг исследований поведения, направленного на преодоление трудностей и кризисных событий, в отечественной и зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу психологической защиты (H.Kellerman, R.Plutchik 1977; L.I. Pearlin 1999; Е.В. Чумакова, 2001; K.Banicki, 2007, U.Kramer, 2009; Л.Ю.Субботина, 2006; С. Ю.Семёнов, 2008; М.К.Акимова, 2008; Л.Н.Блохина, 2008; Л.Р. Фахрутдинова, 2003, 2008; Н.А.Соловова, 2009; S.Hovanesian, 2009; Н.В.Калинина, 2010; U.Kramer, 2010 и др.). Психологическая защита определяется как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1990). Она является личностным образованием и порождена бессознательным уровнем регуляции деятельности (Л.Ю.Субботина, 2006). На сегодняшний день авторами, подробно проанализирована структурно-функциональная организация психологической защиты (Л.Ю.Субботина, 2006), включающая стимул, цель (Ф.Е.Василюк, 1984; Л.Ю.Субботина, 2006), источник напряжения, объект (Н.В.Зоткин, 2006), локализационный статус. Функции психологической защиты личности: 1) адаптация; 2) саморегуляция (З.Фрейд, Ф.Е.Василюк, Л.Ю.Субботина, Е.В.Чумакова). Объектом защиты является личностный смысл (Н.В.Зоткин, 2006).

Механизмы психологической защиты (МПЗ) активируются неосознанно и импульсивно (Ф.В.Бассин, 1988; Е.В.Чумакова, 2001; З.Фрейд, 2001; Л.Ю.Субботина, 2006; С.В.Филатова, 2006). В тоже время, отдельные элементы: импульсы, чувства, оценки, поведение, могут быть в поле сознания в момент действия МПЗ (И.Д.Стойков, 1986; J.Perry, 1990; Е.В.Чумакова, 2001). Целенаправленное и осознанное использование личностью психологической защиты описывают термином «стратегия совладания», копинг (coping strategy). Л.Ю.Субботина (2006), Е.В. Чумакова (2001), Ф.Е.Василюк (1984) отмечают, явные родовидовые отношения между этим понятием и понятием «механизм психологической защиты»: первое (“стратегия совладания”) является более широким и с необходимостью включает в себя механизмы психологической защиты как один из способов реализации этой стратегии.

В нашем исследовании, психологическая защита выступает как конструкт «переживание-деятельность», позволяя регулировать собственное состояние и поведение при кризисном событии и адаптироваться к обстоятельствам (Ф.Е.Василюк, 1984, С.В.Духновский, 2005; Л.И.Вассерман, 2005; Л.Ю.Субботина, 2006). Анализ литературы показывает, что психологическая защита является неотъемлемым, нормальным личностным образованием, активирующимся неосознанно и импульсивно, обеспечивающим снижение внутреннего конфликта, и способствующим адаптации, саморегуляции личности.

В работах В.И.Моросановой (2010), А.К.Осницкого, Т.С.Чуйковой (1998), уделяется большое внимание произвольной активности человека. Согласно авторам, продуктивность переживания потери работы зависит от сформированности системы саморегуляции личности. Человек прибегает к психологическим защитам, когда ему не хватает регуляторного опыта, когда средства осознанного саморегулирования недостаточно развиты.

Итак, событие потери и поиска работы является кризисным, с этим фактом связана и направленность исследований. Потеря и поиск работы определяется как составное событие - увольнение с работы; период профессиональной бездеятельности и поиск работы; начало нового периода профессиональной деятельности. Среди работ направленных на преодоление трудностей и кризисных событий, большая часть посвящена анализу психологической защиты. Авторами, подробно проанализирована структурно-функциональная организация психологической защиты, включающая стимул, цель, источник напряжения, объект, локализационный статус, а также ее функции.

 

III Глава « Эмпирическое исследование специфики переживания события потери работы » посвящена результатам исследования, проведенного на базе ЦЗН:

Первый этап исследованияорганизован на базе Орехово-Зуевского Центра Занятости Населения (ЦЗН). На данном этапе сбор данных производился в индивидуальном обследовании с каждым человеком, впервые обратившимся в ЦЗН для постановки на первичный учет. В этой части исследования общее число принявших участие - 94 клиента ЦЗН в возрасте от 17 до 63 лет. На втором этапе в исследовании участвовали 180 студентов 1-5 курсов психолого-педагогического факультета МГОГИ.

Факторный анализ проводился методом главных компонент с вращением Варимакс с нормализацией Кайзера. Отдельно высчитывалась дифференцированность (прошлого, настоящего, будущего) – показатель, определяемый по значению стандартного отклонения. Он отражает, насколько дифференцированно, т.е. сложно и разнообразно переживает личность события.

Процедура позволила классифицировать отдельные характеристики переживания событий испытуемых в структуру взаимосвязанных компонентов (факторов).

Факторная модель по каждой из модальностей (прошлое, настоящее, будущее) переживания событий рассчитывалась отдельно и выбиралась на основе критериев: 1) оценки собственных значений чисел (критерий Кайзера): рассматривались только факторы с собственными значениями равными или большими единице, 2) оценки величины долей дисперсии по факторам: главные факторы должны были в совокупности объяснить не меньше 50,1 % дисперсии, 3) интерпретируемости: доступность окончательной факторной модели ясной интерпретации (Митина, 2001).

Фактор переживания событий измеряетопределенное, отличное от других, свойство переживания событий прошлого, настоящего, будущего человека, представляющее собой структуру взаимосвязанных характеристик.

Для клиентов ЦЗН свойствами переживания событий прошлого, являются: Фактор 1 – Глобальная аффективная оценка прошлого, настоящего, будущего; Фактор 2 – Удача (степень везения); Фактор 3 – Динамика прошлого (от греч. dynamis — сила).Свойствами переживания событий настоящего, являются: Фактор 1 – Глобальная аффективная оценка настоящего, Фактор 2 - Привлекательность настоящего, Фактор 3 –Конфликтность настоящего, Фактор 4 - Активность (удача) настоящего, Фактор 5 – Динамика настоящего. Свойствами переживания событий будущего, являются: Фактор 1 - Глобальная аффективная оценка будущего, Фактор 2 - Противоречивость будущего, Фактор 4 - Активность будущего, Фактор 3 – Обнадеживающее будущее (таблица 1).

Для студентов свойствами переживания событий прошлого, являются: Фактор 1- Глобальная аффективная оценка прошлого, Фактор 2 - Полноценность прошлого, Фактор 3 - Динамика прошлого. Свойствами переживания событий настоящего, являются: Фактор 1 - Глобальная аффективная оценка настоящего, Фактор 2 - Активность настоящего, Фактор 3 - Личностная ценность настоящего, Фактор 4 - Динамика настоящего. Свойствами переживания событий будущего, являются: Фактор 1 - Глобальная аффективная оценка будущего, Фактор 2 - Активность будущего, Фактор 3 - Личная ценность (принадлежность) будущего, Фактор 4 - Динамика будущего (таблица 2).

Таблица 1.

Таблица 2.

Факторная структура переживания событий студентов

Модальности Прошлое Настоящее Будущее
Факторы Ф1 Ф2 Ф3 Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф1 Ф2 Ф3 Ф4
Дисперсия 31% 18,5% 9% 21% 18% 11% 9% 30% 15% 11% 10%
1 Приятное-Неприятное 0,78     0,56   0,40   0,83      
2 Полное – Пустое 0,76       0,49   0,40 0,70      
3 Привлекательное - Угрожающее 0,50 0,51   0,43 0,54     0,65   0,47  
4 Прекрасное – Ужасное 0,79     0,59 0,40     0,70      
5 Теплое - Холодное 0,73     0,65       0,79      
6 Завершенное (успешное) – Разочаровывающее (неудачное) 0,60 0,45   0,52 0,43     0,70      
7 Интересное - Скучное 0,81     0,48 0,47     0,60 0,43    
8 Светлое - Темное 0,72 0,45   0,81       0,74      
9 Полное надежд - Безнадежное 0,52 0,58   0,81       0,64 0,49    
10 Стремительное - Медленное 0,59       0,60       0,75    
11 Легкое - Тяжелое   0,65       0,56       0,63 0,49
12 Близкое - Отдаленное   0,64       0,55     0,52    
13 Важное – Неважное   0,56   0,58       0,61     0,47
14 Краткое – Долгое   0,40 0,69       0,88 0,50      
15 Мое личное -Определяемое извне     0,52     0,67       0,74  
16 Активные действия - Пассивное ожидание     0,68   0,74       0,74    
17 Постоянно меняющееся - Неизменное   0,62     0,79       0,66   0,52
18 Открытое – Закрытое   0,40 0,56           0,77
19 Знакомое -Незнакомое     0,60       0,59  

Примечание:

1) в таблице приведены лишь значимые факторные веса - не ниже 0,4,

2) шкалы представлены по числовому порядку,

3) в процентах указана доля, от общей дисперсии, объясняемая фактором.

 

Выделенные факторы позволили более детально проанализировать специфику события утраты работы, и понять последствия переживания потери работы. Для выборки потерявших работу существенную роль играют переживания отражающие потерю субъектности настоящего времени, в то время как, переживания событий у студентов отличаются положительными особенностями: активностью и ценностью, особенно субъектной (вовлеченной) позиции к настоящему и будущему. А именно:

1) в оценках переживания «настоящего» у студентов содержится меньше характеристик по Шкале Временных Установок, чем у клиентов ЦЗН. Переживания «настоящего» у студентов согласованны и концентрируются вокруг нескольких позитивных полюсов шкалы, у клиентов же ЦЗН доминируют негативные показатели: «незнакомое», «долгое», «медленное», «пассивное ожидание» (неподвластность времени субъекту);

2) у студентов существенную роль играют факторы «Активности» в трех временных модальностях (прошлое, настоящее, будущее); у клиентов ЦЗН оценка «Активности» касается лишь будущего.

3) при качественном анализе характеристика «Мое личное» в настоящем и будущем особо весома для студентов; причем настоящее и будущее у них отличаются по фактору «Личностной ценности». Для клиентов ЦЗН наиболее характерными являются - «Удача настоящего», «Конфликтность настоящего», «Противоречивость будущего», «Обнадеживающее будущее».

Все это вполне согласуется, с тем, что потеря работы определяется как трудность, возникающая независимо от воли человека.

В ходе корреляционного анализа МПЗ и свойств и характеристик переживания событий были выявлены следующие основные, повторяющиеся факты:

1) а) МПЗ Регрессия и замещение образуют исключительно отрицательные связи (от p≤0,05 до p≤0,001) с характеристиками и свойствами переживания событий.

б) МПЗ компенсация, отрицание, рационализация имеют только пол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.076 с.)