Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторная структура переживания событий клиентов ЦЗНСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примечание: 1) в таблице приведены лишь значимые факторные веса - не ниже 0,4, 2) шкалы представлены по числовому порядку, 3) в процентах указана доля, от общей дисперсии, объясняемая фактором. Таблица 2. Факторная структура переживания событий студентов
Примечание: 1) в таблице приведены лишь значимые факторные веса - не ниже 0,4, 2) шкалы представлены по числовому порядку, 3) в процентах указана доля, от общей дисперсии, объясняемая фактором.
Выделенные факторы позволили более детально проанализировать специфику события утраты работы, и понять последствия переживания потери работы. Для выборки потерявших работу существенную роль играют переживания отражающие потерю субъектности настоящего времени, в то время как, переживания событий у студентов отличаются положительными особенностями: активностью и ценностью, особенно субъектной (вовлеченной) позиции к настоящему и будущему. А именно: 1) в оценках переживания «настоящего» у студентов содержится меньше характеристик по Шкале Временных Установок, чем у клиентов ЦЗН. Переживания «настоящего» у студентов согласованны и концентрируются вокруг нескольких позитивных полюсов шкалы, у клиентов же ЦЗН доминируют негативные показатели: «незнакомое», «долгое», «медленное», «пассивное ожидание» (неподвластность времени субъекту); 2) у студентов существенную роль играют факторы «Активности» в трех временных модальностях (прошлое, настоящее, будущее); у клиентов ЦЗН оценка «Активности» касается лишь будущего. 3) при качественном анализе характеристика «Мое личное» в настоящем и будущем особо весома для студентов; причем настоящее и будущее у них отличаются по фактору «Личностной ценности». Для клиентов ЦЗН наиболее характерными являются - «Удача настоящего», «Конфликтность настоящего», «Противоречивость будущего», «Обнадеживающее будущее». Все это вполне согласуется, с тем, что потеря работы определяется как трудность, возникающая независимо от воли человека. В ходе корреляционного анализа МПЗ и свойств и характеристик переживания событий были выявлены следующие основные, повторяющиеся факты: 1) а) МПЗ Регрессия и замещение образуют исключительно отрицательные связи (от p≤0,05 до p≤0,001) с характеристиками и свойствами переживания событий. б) МПЗ компенсация, отрицание, рационализация имеют только положительные связи (от p≤0,05 до p≤0,001), на двух выборках испытуемых. в) Остальные МПЗ (вытеснение, реактивные образования, проекция) образуют зависимости различного характера. Наблюдается повторение выявленных закономерностей для характеристик переживания событий любой модальности (прошлого, настоящего, будущего); наличие одного и того же направления связи между конкретными МПЗ и характеристиками и свойствами переживания событий как у студентов, так и у клиентов ЦЗН; проявление феномена как на уровне характеристик, так и на уровне свойств переживания событий. 2) количество и теснота связей в кризисной ситуации (клиенты ЦЗН) выше, чем в стабильной. Установлены следующие эмпирические факты: – факторная структура переживания событий для каждой выборки обладает специфичностью, при этом сохраняя постоянство (универсальность) по центральным компонентам; – средняя напряженность МПЗ клиентов ЦЗН не превышает студентов ВУЗа, в частности, у первых она даже ниже по регрессии и замещению; – есть существенная разница, выражающаяся в увеличении количества значимых связей между МПЗ и свойствами (факторами) и характеристиками (шкалами) переживания событий у клиентов ЦЗН в отличие от студентов; – клиенты ЦЗН имеют существенные различия по фактору F2 «Тревога» – можно утверждать, что психологическая защита участвует в регуляции переживания при кризисном событии потери работы. Знак зависимости отражает направленность регуляционного характера каждого МПЗ. По результатам анализа данных исследования мы предлагаем разделять типологически психологическую защиту (на уровне механизмов) по критерию функций в регуляции переживания событий: 1. Оборонительные (отгораживающие). Механизмы психологической защиты, наиболее эффективно поддерживающие переживание событий-созерцание на позитивном уровне. Обнаруживающие корреляционные связи с характеристиками и свойствами переживания событий положительного характера. Сюда относятся: компенсация, отрицание, рационализация. 2. Экстренные. Механизмы психологической защиты, активизирующиеся и действующие в ситуации безысходности. Их функция отреагирование, они снимают напряжение, когда степень переживания событий доходит до своего негативного максимума. Корреляционные связи с характеристиками и свойствами переживания-созерцания событий носят отрицательный характер. Сюда относятся: МПЗ регрессия и замещение, имеющие с каждой модальностью переживания событий исключительно отрицательные взаимосвязи. Стоит особо отметить, что данные МПЗ обнаружили одинаковые значимые связи с такими факторами опросника Кеттела как - F2 «личностная тревожность» (0,56; p = 0,000 и 0,59; p = 0,000), C- «Эмоциональная неустойчивость» (-0,47, p = 0,000 и 0,51; p = 0,000), G- «Беспринципность» (-0,35, p = 0,0018 и -0,37, p = 0,0009), Q3- «Недостаток самоконтроля, индифферентность» (-0,26, p = 0,0216 и -0,2513, p = 0,0274), Q4+ «Внутренняя напряжённость» (0,43, p = 0,0000 и 0,45, p = 0,0000), O+ «Склонность к чувству вины» (0,53, p = 0,0000 и 0,51, p = 0,0000). Эти данные отчетливо подтверждают, что экстренному типу характерна эмоциональность, импульсивность и иррациональность переживания. 3. Полифункциональные. Механизмы психологической защиты, имеющие статус гибкой, разнонаправленной активизации. Сюда мы относим МПЗ образующие связи различного (по знаку) характера: вытеснение, реактивные образования, проекция. Индивидуальные особенности психологической защиты. При переживании события потери работы наблюдается более высокая напряженность МПЗ Вытеснения (р≤0,01), Регрессии (р≤0,05), Замещения (р≤0,05) у мужчин. Как будет показано ниже, на развитие регрессии может влиять не только пол, но и возраст испытуемых, а также уровень образованности. Факт зависимости МПЗ от пола, подтвержден также Л.Ю.Субботиной (2006). Возможно, мужчины-клиенты ЦЗН являются носителями повышенной эмоциональности и импульсивности, дезадаптивны и их переживания строятся по экстренному пути. У женщин, которые обращаются в ЦЗН более высоко, по сравнению с мужчинами, напряжен МПЗ Реактивные образования (р≤0,05). Данный факт согласуется данными полученными в исследованиях Л.P.Гребенникова, Е.С. Романовой (1996), Е.В.Чумаковой (2001), Л.Ю. Субботиной (2006), А.В.Гычева с соавторами (2010). Л.P.Гребенников, Е.С. Романова отмечают, что хотя шкалы опросника незначительно реагируют на различия испытуемых по половому признаку, имеются различия по МПЗ Вытеснение (выше у мужчин) и реактивные образования (выше у женщин). Совокупность данных фактов можно объяснить влиянием социальных стереотипов и установок (более подробно см. Е.В.Чумакова, 2001). В ситуации студенчества обнаружено статистическое различие четырех из восьми МПЗ у мужчин и женщин. У мужчин более напряжен МПЗ Вытеснение (р≤0,01), а также Замещение (р≤0,01). Для женщин в ситуации студенчества характерно более высокие показатели напряженности МПЗ Компенсации (p≤0,05), Реактивных образований и Рационализации (p≤0,05). Судя по всему, для женщин свойственно использование компенсирующего ресурса образования, они ориентированы на личностный рост и работу над собой во время получения образования, компенсируя этим свои слабые стороны. Таким образом, общие закономерности, как для клиентов ЦЗН, так и студентов выявлены для МПЗ Вытеснения, Замещения, Реактивных образований. Данные эмпирические закономерности согласуется с выявленными в исследовании Е.В.Чумаковой (2001) на выборке отцов и матерей, а также исследованиями Л.Ю. Субботиной (2006), Л.P.Гребенникова, Е.С. Романовой (1996). Отцы, чаще обращаются к вытеснению при воспитании детей, данные различаются лишь степенью достоверности (р≤0,05) (Чумакова, 2001). Это убедительно доказывает, что на показатели МПЗ вытеснения, замещения, реактивных образований определяющее влияние имеет гендер испытуемого, а не какой-либо иной фактор. При потере работы, у женщин, перенесших смерть супруга (статус вдовы), в отличие от не сталкивающихся с таким событием, существенно ниже напряженность МПЗ Регрессии, Замещения (p≤0,01) и Рационализации (p≤0,001). Однако, более высокий показатель МПЗ Отрицания (р≤0,05). Согласно И.Ялому (1999), любая утрата сталкивает нас с собственным страхом смерти. Справляясь со страхом смерти, мы сооружаем защиты против осознания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер (И.Ялом, 1999). Возможно, опыт такого тяжелого переживания как смерть мужа, позволяет человеку взглянуть на жизнь более открыто, смело и откровенно (снижение рационализации). На наш взгляд, подобный опыт, открывает человеку «биографический масштаб» рассмотрения собственного жизненного пути, вместо ситуационного. Меньшее развитие МПЗ замещения и регрессии, можно связать с тем, что вдовы начинают более ценно, зрело относится к другим людям и миру, в общем, поэтому перестают срывать свои негативные чувства на близких людей или вещи, понимая, что все в этом мире конечно. У клиентов ЦЗН, МПЗ Компенсация (p≤0,05), Рационализация (-0,23, p ≤ 0,05) обнаружили отрицательную связь с возрастом. МПЗ Реактивные образования положительно коррелирует с возрастом (0,22, p ≤ 0,05). Общими как для студентов, так и клиентов ЦЗН являются: отрицательная связь МПЗ регрессии с уровнем образования (r=0,25, p ≤ 0,05), а также с возрастом (p ≤ 0,01). Чем выше возраст и уровень образования, тем ниже напряженность МПЗ регрессии. Судя по всему, взаимодействие этих факторов (зрелого возраста и высокого образования), являются регулирующими моментами, приводящими к снижению незрелых и инфантильных форм переживания. Индивидуально-типологические особенности переживания событий. Специфика переживания события Потери работы. Половая дифференциация при потере работы выразилась в отношении шкалы прошлого 3 «Привлекательное–Угрожающее» (p ≤ 0,01) - у женщин по данному показателю оценки выше. Мужчины показывают более высокие показатели по шкале 11 «Легкое-Тяжелое» (p ≤ 0,01). У женщин обнаруживаются более высокие показатели по следующим шкалам: настоящего - 15 «Мое личное – Определяемое извне» (p ≤ 0,01); будущего – 1 «Приятное-Неприятное», 2 «Полное – Пустое», 3 «Привлекательное – Угрожающее», 5 «Теплое – Холодное», 8 «Светлое – Темное», 9 «Полное надежд – Безнадежное», 11 «Легкое – Тяжелое» (все при p ≤ 0,01). Выявлены различия Факторов «Конфликтность настоящего» (p ≤ 0,01) и «Активность будущего» (p ≤ 0,01) – мужчины демонстрируют более высокие показатели, чем женщины. «Глобальная аффективная оценка будущего» (p ≤ 0,001) выше у женщин. При потере работыобнаруживается отрицательная связь с возрастом факторов «Глобальная аффективная оценка настоящего» (r=-0,40, p≤0,001), «Активность будущего» (r=-0,23, p≤0,05). У вдов, потерявших работу, обнаруживаются более высокие показатели по факторам «Глобальная аффективная оценка прошлого» и «Глобальная аффективная оценка будущего» (все при p≤0,05). Это объясняется, высокими показателями МПЗ Отрицание и низкими по Регрессии и Замещению. Как было выяснено далее, отрицание относится к оборонительным МПЗ наиболее эффективно поддерживающим переживание-созерцание событий на позитивном уровне. Эта закономерность объясняется структурой переживания в целом: у женщин клиентов ЦЗН более высокие показатели фактора гиперкомпенсации и МПЗ реактивных образований. В ситуации студенчества женщины показывают более высокие показатели по шкалам: 1) прошлого - 9 «Полное надежд – Безнадежное», 10 «Стремительное – Медленное», 2) настоящего - 9 «Полное надежд – Безнадежное». Мужчины обнаруживают более высокие показатели по шкалам: 1) прошлого 15 «Мое личное-Определяемое извне»; 2) настоящего - 3 «Привлекательное – Угрожающее», 7 «Интересное – Скучное», 12 Близкое – Отдаленное, 15 «Мое личное - Определяемое извне» (при потери работы, для настоящего – у женщин выше); 3) будущего - 12 «Близкое – Отдаленное», 14 «Краткое – Долгое», 15 «Мое личное -Определяемое извне». Выявлены различия факторов «Личностная ценность настоящего» (p ≤ 0,01) и «Личная ценность будущего » ( p ≤ 0,001) – у мужчин данные показатели являются более высокими к женщинам. Мужчины в ситуации студенчества переживают настоящее и будущее, как личное достояние. Они склонны ценить прошлое, настоящее и будущее время, относится к нему с уважением, а также наполнять его личной ценностью, т.е. проявлять субъектную (включенную) установку. Особо стоит отметить, что данные закономерности, для мужчин, отмечаются как на уровне характеристик, так и на уровне свойств переживания событий. В целом, переживания, как мужчин, так и женщин во время студенчества отличаются от клиентов ЦЗН оптимистичной установкой и позитивными оценками. Однако переживания мужчин-студентов имеют, при обучении в ВУЗе, более широкий спектр позитивных характеристик, по сравнению с женщинами. Результаты исследования свидетельствуют о том, что субъективная оценка значимости события потери и поиска работы предопределяет специфику и способы переживания человека. Причем оценки событий прошлого, настоящего и будущего могут выступать как способ определения одной из форм переживания личностью потери работы. Другими словами, каждая форма переживания события потери и поиска работы должна обладать специфичными именно ей атрибуциями по методике ШВУ. Поэтому, на заключительном этапе исследования мы поставили цель, во-первых, выяснить специфические формы переживания, характеризующие личность при кризисном событии потери и поиска работы. Во-вторых, выяснить, существуют ли связи данных форм переживания-деятельности с характеристиками и свойствами переживания-созерцания событий прошлого, настоящего, будущего. С этой целью, был проведен факторный анализ МПЗ клиентов ЦЗН. Факторизация проводилась методом главных компонент с вращением Варимакс с нормализацией Кайзера. Далее, нами осуществлялся корреляционный анализ (по критерию Спирмена) между МПЗ и характеристиками и свойствами переживания-созерцания событий. Это позволило перейти от анализа отдельных защитных механизмов – к изучению форм переживания личностью события потери работы и выяснению их специфических признаков. Каждой форме мы присвоили название по ведущему МПЗ, т.е. по факторному весу в структуре фактора. Эта процедура показала, что при потере работы выявленные функциональные типы МПЗ образуют нижеследующую специфическую триаду форм защитного поведения и соответствующих переживаний (таблица 3): 1. Регрессивная. Актуализирует МПЗ регрессию, замещение, вытеснение. Данные МПЗ действуют как средство, когда отрицать ситуацию не получается («факты на лицо»), либо есть факты свидетельствующие об негативных событиях в будущем, либо при общей пессимистичной направленности. В этом случае, личность начинает удаляться в инфантильные всплески, агрессию, отыгрываться на ближайшем окружении, либо отрицать свою ответственность и старательно вытеснять какую-либо тревожную информацию. На уровне негативных полюсов свойств: Глобальная аффективная оценка настоящего (r = –0,404, p ≤ 0,001), Глобальная аффективная оценка будущего (r =-0,40, p≤0,001), а также имеет прямую связь с фактором прошлого «Динамика прошлого» (r =0,274, p≤0,05). Люди, переживающие потерю работы по регрессивной форме, испытывают всю гамму негативных чувств: тревогу, отчаяние, чувство несправедливости, агрессию к окружающим и себе (таблица 3). Таким образом, данная форма переживания при потере работы, легко диагностируется по сильным негативным переживаниям, отчаянным, агрессивным эмоциональным отношениям к прошлому, настоящему, будущему и жизни вообще. 2. Отрицающая. Актуализирует МПЗ оборонительного типа – отрицание и компенсация. Переживания – в положительных тонах (таблица 3). На наш взгляд, МПЗ Отрицание позволяет создать логико-непроницаемую, положительную аффективную оценку будущего, являющуюся неким успокоением в настоящем. МПЗ Компенсация действует по типу – «здесь и сейчас» не устраивает, но «завтра и там» я компенсирую свои неуспехи. На уровне полюсов свойств: Глобальная аффективная оценка прошлого (r =0,435, p ≤ 0,001), Глобальная аффективная оценка настоящего (r =0,329, p ≤ 0,01), Динамика настоящего (r =0,386, p ≤ 0,01), Глобальная аффективная оценка будущего (r =0,428, p ≤ 0,001), Обнадеживающее будущее (r =0,3, p ≤ 0,01). Сюда же можно добавить, прямую логику зависимостей между событиями прошлого и аффективной оценкой будущего. Связь МПЗ отрицание и компенсация с такими факторами по Кеттелу как Q4+ (0,231, р≤ 0,05), O+ (0,302, р≤0,01), F+ (0,256, р≤0,05), G-(-0,274, р≤0,05) показывает, что данная форма переживания свойственна личностям слабовольным и импульсивным, тревожным, внутренне напряженным и слабо контролирующим свои чувства. Диагностируется по особо оптимистичным, положительным переживаниям относительно прошлого, настоящего, будущего (таблица 3), стремлению все упростить, утрировать, одновременно с активными попытками компенсировать свое положение. 3. Рационализирующая. Она образована реактивными образованиями, проекцией, рационализацией. Особо стоит отметить наличие отрицательной связи Рационализирующей формы с количеством событий на «Линии жизни» и темой «потеря работы» (r=-0,25, p≤0,05). Данный результат является прямым доказательством того, что Рационализирующая форма переживания предполагает диссоциированный способ отношения к потере работы. Таблица 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.009 с.) |