Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая ценность исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимость своевременной диагностики механизмов переживания является обязательным требованием реабилитации групп безработных. Данное исследование имеет актуальное практическое значение, так как в нем найден способ измерения формы и глубины переживания события потери работы. Предложена оригинальная версия измерения переживания событий у клиентов центра занятости населения и студентов ВУЗа как наиболее объективный и адекватный способ диагностики проблем и связанными с ними повышением уровня тревоги. Разработаны методические рекомендации в помощь работникам ЦЗН и психологам позволяющие интерпретировать по сочетанию показателей «Шкалы Временных Установок» форму переживания события потери работы.
Положения, выносимые на защиту: 1. Взаимосвязи психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, замещение, рационализация, реактивные образования, компенсация), с одной стороны, и характеристик переживания событий – с другой, опосредуются двумя типами переживания – созерцательным и деятельностным. Найденные зависимости, позволяют разделить, механизмы психологической защиты по функциям регуляции переживания событий на: 1) оборонительные, наиболее эффективно поддерживающие переживание-созерцание событий на позитивном уровне; 2) экстренные, отреагирующие, снимающие напряжение в ситуации безысходности, когда степень переживания событий доходит до своего негативного максимума; 3) полифункциональные, имеющие статус гибкой, разнонаправленной стратегии. Эти функции независимы от ситуации. 2. Выделенные типы механизмов психологической защиты (оборонительные, экстренные, полифункциональные) образуют 3 индивидуально-типические формы переживания при потере работы: Регрессивная, Рационализирующая, Отрицающая. Данные формы образованы связями созерцательных и деятельных компонентов переживания, имеют четкие градации по эмоционально-экспрессивному и когнитивному типу, во многом определяются половозрастными особенностями личности. 3. Значимость события потери работы определяет способы его переживания: ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный (вербализуемый, принимаемый) способ отмечается нахождением человека внутри события - событие принимается личностью, и оно успешно выполняет свои функции. При диссоциированном (вытесненном, не вполне осознаваемом) способе личность находится в позиции наблюдателя по отношению к событиюпотери работы, дистанцируется от него. Переживание (как деятельность) при таком способе замедляется, так как возникает противоречие между событием (причиной), вызвавшим переживание, его осознанием и пониманием. 4. Специфика переживания события потери работы зависит от семейного положения, образования, возраста. Возраст потерявшего работу определяет общую аффективную оценку настоящего и активность будущего. Женщины при потере работы в целом, более положительно, оптимистично переживают прошлое и особенно будущее. Мужчины более конфликтно переживают настоящее, с большей вероятностью теряют субъектную установку к нему, в тоже время имеют активную позицию по отношению к будущему.Чем выше образование, тем ниже проявление фактора регрессии. 5. Фактор пола занимает значительное место в переживании события. Мужчины, обращающиеся в ЦЗН, имеют статистически более высокое значение по регрессивной форме. Женщины при переживании события потери работы более склонны к проявлению рационализирующей формы. Методики исследования. В соответствии с целью и задачами диссертационной работы были выбраны методики, включающие следующие блоки: 1) изучение свойств и характеристик переживания событий - «Шкала временных установок (Ж. Нюттен): а) прошлого б) настоящего в) будущего». При подсчете баллов за каждый крайне отрицательный ответ начислялся 1 балл, а за крайне положительный – 7 баллов. Для определения структуры взаимосвязей между шкалами переживания событий, или как метод классификации был проведён факторный анализ. 2) изучение автобиографической памяти (АП) как носителя переживания события -а) «Линия жизни» (В.Нуркова), обработка производилась с анализом следующих параметров: общее количество актуализированных воспоминаний; из них отдельно количество позитивных и негативных; их соотношение рассчитывалось (путем деления) как «индекс позитивности»; возраст первого актуализированного воспоминания; наличие события «рождение» на линии жизни; наличие темы «работа»; отдельно количество событий «потеря работы»; общее количество событий с темой «образование»; наличие события «любовь»; из них отдельно количество позитивных и негативных событий с темой «любовь»; общее количество событий с темой «смерть близкого»; б) «Функции автобиографической памяти» – опросник, оценивающий функциональный репертуар АП изучен по опроснику(К.Н.Василевская). 3) Структура психологической защиты изучалась с помощью опросника «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубова). 4) Личностные качества исследовались по опроснику 16-PF Р.Б. Кеттелла. Методы анализа данных. Проверка на нормальность осуществлялась с помощью критерия Шапиро–Уилка. По большинству шкал статистика критерия Шапиро–Уилка дала значимый высокий результат на уровне p = 0,0001, поэтому гипотеза о нормальности распределения была отвергнута. Этот факт определил дальнейший выбор методов статистического анализа: для выявления статистических связей между переменными применялся коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Для оценки значимости различий использовался непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова. Обработка данных проводилась с использованием пакета статистических программ Statistica 6.1. Эмпирическая база исследования: в исследовании приняло участие 274 испытуемых (17-63 лет, возрастное распределение выборки имеет явное смещение в сторону молодых участников), из них 94 человека(73 женщины, 21 мужчины) – клиенты Орехово-Зуевского Центра Занятости Населения (ЦЗН), проходящие первичный прием, 180 (130 женщин, 50 мужчин) – студенты 1-5 курсов психолого-педагогического факультета Московского Государственного Областного Гуманитарного Института (МГОГИ). Обоснованность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью работы, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования. Статистическая достоверность обеспечивается большим объемом выборок испытуемых (в исследовании приняли участие 274 человека) и использованием современных статистических процедур обработки данных и анализа результатов, адекватных проверяемым гипотезам и типу данных. Апробация и внедрение результатов диссертационной работы: Основные положения и результаты исследования отражены в 8 публикациях. Материалы докладывались и обсуждались на кафедре возрастной и педагогической психологии МГОГИ, в лаборатории «Дифференциальной психологии и психофизиологии» ПИРАО, II Международной научно-практической конференции «Психология телесности: теоретические и практические исследования» (Пенза, 2009), IV Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 2010), научно-практической конференции «Использование новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий для реализации задач профильного обучения» (Орехово-Зуево, 2010). Результаты исследования были также представлены в ряде публикаций на Всероссийских и межвузовских конференциях (Орехово-Зуево, 2008; Орехово-Зуево, 2010; Москва, 2011). Материалы исследования апробированы в авторском курсе «Личностный и профессиональный путь человека» (2007), нашли отражение в курсах «Глубинная психология», «Психология мотивации и эмоций», «Теории личности» на факультетах психологии и педагогики МГОГИ и юриспруденции РОСНОУ, внедрены в практику деятельности Центра Практической Психологии «Профессионал». На основе результатов исследования разработана программа тренинга. Авторская программа «Тренинг субъектного роста» апробировалась на психолого-педагогическом факультете МГОГИ и в Орехово-Зуевском Центре Занятости Населения, Центре практической психологии «Профессионал». Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографии и приложения. II. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении аргументируется актуальность проблемы, раскрывается основной замысел, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются гипотеза, положения выносимые на защиту, цели и задачи диссертационного исследования. В первой главе «Переживание событий как предмет психологического изучения» представлен теоретический анализ литературы, посвященной изучению переживания событий, а также по разрабатываемой в отечественной и зарубежной психологии проблеме события, его временных координат, значимости как важнейшего признака события, и механизмов и носителей его переживания. Первоначально зародившись как понятие в рамках изучения проблемы личностного времени (К.А.Абульханова, 1991, 2001), переживание событий до середины XX века было предметом исследования различных направлений исследователей. В рамках проблемы личностного времени авторы, изучая переживание событий, используют термин «переживание времени». Из данных работ видно, что за понятием «переживание времени» стоят следующие категории. 1. Переживание событий как отражение психикой времени вообще; переживание как непосредственная субъективная данность времени (Р.Кнапп (R.H Knapp), 1960; П.Фресс, 1978; Е.И.Головаха, А.А.Кроник, 1984; Ж.Нюттен, 2004). 2. Переживание событий как набор характеристик, классифицированный по структурному составу: когнитивный компонент, эмоционально-оценочный, поведенческий (И.В.Пахно, 2004; А.В.Галактионова, 2007). 3. Переживание событий не как самостоятельная характеристика, включение его в специфическую структуру одной из временных модальностей. 4. Переживание событий как «переживание-созерцание», чувственно-эмоциональное отражение значимых ситуаций (А.А.Кроник, Е.А.Головаха, 1984; К.А.Абульханова, 2001; Ж.Нюттен, 2004). В настоящее время наметилась тенденция к рассмотрению данного психического феномена как самостоятельного, изучаемого на личностном уровне (К.А.Абульханова, 2001) и в биографическом масштабе времени (А.А.Кроник, 2008, Р.А.Ахмеров и др., 2008). Несмотря на отсутствие единства терминологии, взглядов, переживание событий изучается в следующих парадигмах исследований: 1. В рамках изучения переживаний травматического, критического характера (Н.В.Зоткин, 2006; А.В.Полетаева, 2005; Л.В.Трубицына, 2005). 2. В рамках психологии эмоции (Л.С.Выготский, 2001; А.В.Серый, 2005; Н.В.Скиба, 2006 и др.). 3. В области возрастной психологии (Л.С.Выготский, 2001; Х.В.Гаспарян, 2004; С.Г.Головина, 2008) 4. В рамках изучения автобиографической памяти личности (В.В.Нуркова, 2004; К.Н.Василевская, 2008 и др.). 5. Исследования психологии личностного времени (К.А.Абульханова, 2001; Ж.Нюттен, 2004; Белова, 2004; А.В.Галактионова, 2007; С.С.Шмакова, 2008 и др.). Согласно А.А.Бодалеву, события – это элементы объективной действительности, заметно воздействующие на человека, вызывающие изменения в психических свойствах личности и оставляющие явный след в его особенностях как субъекта деятельности (А.А.Бодалев, 2000). Проблематика переживаемого события освещается в работах К.А. Абульхановой, В.А. Барабанщикова, А.А. Бодалева, Ф.Е. Василюка, Е.И. Головахи, И.В. Кондакова, А.А. Кроника, Н.А. Логиновой, В.М. Розина, С.Л. Рубинштейна, Э.В. Сайко, В.А.Петровского и других. Особого внимания заслуживает концепция Ф.Е.Василюка, в которой к переживанию он относит «особые жизненные ситуации, которые неразрешимы процессами предметно-практической и познавательной деятельности» [Ф.Е.Василюк, 1984, с. 9]. Согласно А.Н.Леонтьеву (2005), В.А.Петровскому (2003), Ж.Нюттену (2004), М. Боссу (Boss, 1979), И.В. Кондакову (2000),Т.Б. Карцевой (1988), Л.В. Трубицыной (2005), В.В. Нурковой (2001) значимость является важнейшим признаком переживаемого события. Разделяют потенциальные и значимые события (Д.Н.Узнадзе, В.В.Нуркова, Ж.Нюттен). Первые являются элементом области знания, вторые собственно переживания. Следует отметить что, для становления события пережитым, значимость недостаточна, необходима внутренняя работа, деятельность по изменению ситуации (Ф.Е.Василюк, 1984, Л.Р.Фахрутдинова, 2008). Содержательный анализ события и разработка понятия переживание событий, позволяют сделать следующий вывод: переживание есть продуктивный процесс, особая работа (Ф.Е.Василюк, 1984). В широком смысле «переживание событий» можно определить как отношение между личностью и событием (Л.В.Трубицына, 2005). Главным признаком переживаемого события является значимость. Переживание событий имеет рефлексивно-деятельностную природу. Определяя переживание событий в узком смысле, мы опираемся на положение о многоуровневом построении переживания сформулированное Ф.Е.Василюком (1984). Согласно этому положению, конструкт «переживание событий» включает – «переживание-созерцание» и «переживание-деятельность». Переживание событий может быть представлено в сознании личности. Опираясь на подходы М.К.Кабардова, Н.А. Аминова (2007), Е.Е.Насиновской (2003) «переживание-созерцание» событий - имеет индивидуально-личностное содержание, первоначально протекающее спонтанно, в аффективной форме, как непосредственно-чувственная реакция на событие, затем выражающееся вербально, в системе общественно выработанных значений. Это внутреннее отношение человека к событию. Функция переживания-созерцания событий «состоит в том, что оно сигнализирует о личностном смысле события» (Л.С.Выготский, 2004, А.Н.Леонтьев, 2005). Оно имеет полярный тон эмоциональной оценки и отражает смысловую сущность переживаемых событий в сознании. Ф.Е.Василюк, (1984), С.В.Духновский (2005), Л.Р. Фахрутдинова (2003, 2008) обращают внимание на необходимость исследования психологической защиты как компонента переживания события. В тоже время, не до конца выяснены основания рассмотрения психологической защиты личности как процесса переживания. Исследования человека столкнувшегося с кризисным событием, в том числе, язвенной и сердечной болезнью (Л.И.Вассерман, 2005), психосоматическим расстройством (В.А.Ташлыков, 1992), потерей работы (Л.Ю.Субботина, 2006), убедительно показывают изменение структуры его защит. Рассматривая психологическую защиту мы имеем дело с процессом, который: 1) направлен на противоречие внутреннего мира, которое неразрешимо процессами предметно-практической и познавательной деятельности; данное противоречие выражается в обострении внутреннего конфликта; 2) актуализируется и усиливающимся при жизненном событии, ставящем субъекта перед необходимостью переживания, другими словами, в кризисной ситуации;3) некотором активном, результативном внутреннем процессе, преобразующем психологическую ситуацию, о переживании-деятельности;4) имеет цель избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств.Необходимость этого вызвана психотравмирующим фактором, которое несет неожиданно наступившее негативное событие.Все эти моменты свидетельствуют в пользу, необходимости рассмотрения психологической защиты личности как деятельностного компонента переживания событий. Понимая под характеристикой переживания событий элементарное дихотомическое отношение к определенной модальности пережитых событий, мы опираемся на имеющееся в литературе разделение характеристик и свойств переживания событий (А.А.Кроник и Е.А.Головаха, 1984, 2008). Каждая из характеристик (например, хороший-плохой и т.д.) имеет полярность семантической оценки. Свойство переживания событий – представляет собой структуру взаимосвязанных отношений к определенной модальности пережитых событий - это интегральное отношение, образующееся в семантическом слое после синтеза значений и смыслов, раскрывающее определенную грань личного прошлого, настоящего или будущего личности. Оно также имеет полярность от наименьшей до наибольшей степени выраженности. Все это определяет наибольшую популярность метода изучения переживания событий, основанного на принципах семантического дифференциала (СД) Ч.Осгуда. Применение СД-методики позволяет «измерить» характеристику переживания событий – она становится доступной изучению с помощью отдельной, соответствующей именно ей шкалы, а свойство с помощью фактора (факторного анализа). Впервые о факторной структуре переживания событий упомянул Р.Кнапп (Knapp, 1958), впоследствии данной проблемой занимались Ван Калстер, В.Ленс совместно сЖ. Нюттеном (2004), А.А.Кроник, Е.А.Головаха (1984, 2008), К.А.Абульханова (2001). Существуют исследования переживания событий, не использующие факторный анализ (Клеменс, 2007), а также рассматривающие отдельно переживание-созерцание событий (Денисова, 2002; А.В.Серый, 2005; Л.В.Трубицына, 2005; И.В.Пахно, 2004; А.В.Полетаева, 2005; Н.В.Скиба, 2006, С.С. Шмакова, 2008) и переживание-деятельность (Н.В.Зоткин, 2006). Переживание событий, сегодня активно исследуется в рамках изучения автобиографической памяти личности (К.Т.Строгман, С.Кемп, 1991; В.В.Нуркова, 2004; К.Н.Василевская, 2008; К.Н.Василевская, М.К.Кабардов, В.В.Нуркова, 2011). Переживание события, в общем смысле есть «процесс отношений между человеком и событием» (Л.В.Трубицына, 2005). Любая психическая функция, процесс или качество могут при определенных условиях выполнять работу переживания; а также, «диапазон возможных носителей переживания включает в себя абсолютно все формы и уровни поведенческих и психических процессов» (Ф.Е.Василюк, 1984, с.22). Естественно, что для процесса «проживания» события необходимо задействовать определенные ресурсы носителя переживания. Одним из таких личностных ресурсов является ресурс автобиографической памяти как носителя переживания. Психологическая защита находит свою связь с АП через явления искажения, избирательности последней. Как показывают исследования (В.В.Нуркова, 2004, К.Н.Василевская, 2008, К.Т.Строгман, С.Кемп, 1991), глубинное отношение к своему прошлому не всегда совпадает с его вербальной оценкой. Итак, в широком смысле «переживание событий» можно определить как отношение между личностью и событием. В узком смысле, конструкт «переживание событий» включает – «переживание-созерцание» и «переживание-деятельность». Психологическую защиту следует рассматривать как компоненту переживания события.
II глава «Переживание события при потере и поиске работы» посвящена анализу события потери работы как кризисного события, установлению роли и организации психологической защиты личности, и ее динамике при переживании события потери работы. Потеря работы, традиционно, изучается в рамках понятия о «ненормативных» жизненных кризисах, вытекающих из особых, случайных обстоятельств, и связанных с ними глубокими переживаниями (Э.Лидерманн (1984), Д.С.Гольдштейн (D.S.Goldstein, B.McEwen, 2002), Г.Эверли (G.S.Everly, 2005), К.М. Кэмфильд (2001), A.C. McFarlane (2000), А.Я.Шалева (A.Y.Shalev, 2004), Р.А.Ахмеров (А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров, 2008), К.Муздыбыев (2001). Авторы сходятся в том, что событие определяется как кризисное, если оно сталкивает человека с невозможностью (ограничением, препятствием) жить, реализовывать внутренние потребности своей жизни, реализации «необходимостей» своей жизни (Ф.Е.Василюк, 1984). Определяя сущность конкретно кризисного события, Л.А.Пергаменщик (2004), обращает внимание именно на его личностную оценку и восприятие. Р.Х.Шакуров (2001) рассматривает кризисное событие как «барьер», В.В.Нуркова как «веху», «запруду», преграждающую планомерное течение жизни. Согласно Т.Б. Карцевой (1988) в любом жизненном событии потенциально заложен кризисный, стрессогенный фактор. Событие потери работы правомерно определять как кризисное в связи с тем, что оно, сталкивает человека с лишением, ограничением, препятствием жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни (Ф.Е.Василюк, 1984) и вызвано ситуациями, не зависящими от воли человека. Исследования кризисных состояний связанных с потерей работы опираются на фундаментальное изучение стресса, понятие Г.Селье (1979). Авторами выделяются как позитивные (А.К.Осницкий, Т.С.Чуйкова 1998; Э.Фромм, 2000; A.C.McFarlane, 2000), так и деструктивные влияния потери работы (А.Н.Аминов, 1975; К.Леана, Д.Фельдман, 1995; Ю.М.Забродин, 2002; Л.Ю.Субботина, 2006; А.В.Серый, 2010). Специфика события потери работы состоит в том, что оно отличается стагнацией. Внутри этого события возникают конкретные «подсобытия», связанные с поиском работы. События, происходящие во время поиска, существенно влияют на переживание общей ситуации безработицы и вызывают сильные эмоциональные реакции (Л.Ю.Субботина, 2006). Способы адаптации личности к потере работы, Л.Ю.Субботина разделяет на две группы: конструктивные и неконструктивные. Согласно подходу А.А.Кроника, Е.А.Головахи (1984, 2008), потеря и поиск работы является составным событием. Оно включает событие-начало, увольнение с работы; обусловленный начальным событием период профессиональной бездеятельности и поиск работы; событие-окончание начало нового периода профессиональной деятельности. Большой круг исследований поведения, направленного на преодоление трудностей и кризисных событий, в отечественной и зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу психологической защиты (H.Kellerman, R.Plutchik 1977; L.I. Pearlin 1999; Е.В. Чумакова, 2001; K.Banicki, 2007, U.Kramer, 2009; Л.Ю.Субботина, 2006; С. Ю.Семёнов, 2008; М.К.Акимова, 2008; Л.Н.Блохина, 2008; Л.Р. Фахрутдинова, 2003, 2008; Н.А.Соловова, 2009; S.Hovanesian, 2009; Н.В.Калинина, 2010; U.Kramer, 2010 и др.). Психологическая защита определяется как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1990). Она является личностным образованием и порождена бессознательным уровнем регуляции деятельности (Л.Ю.Субботина, 2006). На сегодняшний день авторами, подробно проанализирована структурно-функциональная организация психологической защиты (Л.Ю.Субботина, 2006), включающая стимул, цель (Ф.Е.Василюк, 1984; Л.Ю.Субботина, 2006), источник напряжения, объект (Н.В.Зоткин, 2006), локализационный статус. Функции психологической защиты личности: 1) адаптация; 2) саморегуляция (З.Фрейд, Ф.Е.Василюк, Л.Ю.Субботина, Е.В.Чумакова). Объектом защиты является личностный смысл (Н.В.Зоткин, 2006). Механизмы психологической защиты (МПЗ) активируются неосознанно и импульсивно (Ф.В.Бассин, 1988; Е.В.Чумакова, 2001; З.Фрейд, 2001; Л.Ю.Субботина, 2006; С.В.Филатова, 2006). В тоже время, отдельные элементы: импульсы, чувства, оценки, поведение, могут быть в поле сознания в момент действия МПЗ (И.Д.Стойков, 1986; J.Perry, 1990; Е.В.Чумакова, 2001). Целенаправленное и осознанное использование личностью психологической защиты описывают термином «стратегия совладания», копинг (coping strategy). Л.Ю.Субботина (2006), Е.В. Чумакова (2001), Ф.Е.Василюк (1984) отмечают, явные родовидовые отношения между этим понятием и понятием «механизм психологической защиты»: первое (“стратегия совладания”) является более широким и с необходимостью включает в себя механизмы психологической защиты как один из способов реализации этой стратегии. В нашем исследовании, психологическая защита выступает как конструкт «переживание-деятельность», позволяя регулировать собственное состояние и поведение при кризисном событии и адаптироваться к обстоятельствам (Ф.Е.Василюк, 1984, С.В.Духновский, 2005; Л.И.Вассерман, 2005; Л.Ю.Субботина, 2006). Анализ литературы показывает, что психологическая защита является неотъемлемым, нормальным личностным образованием, активирующимся неосознанно и импульсивно, обеспечивающим снижение внутреннего конфликта, и способствующим адаптации, саморегуляции личности. В работах В.И.Моросановой (2010), А.К.Осницкого, Т.С.Чуйковой (1998), уделяется большое внимание произвольной активности человека. Согласно авторам, продуктивность переживания потери работы зависит от сформированности системы саморегуляции личности. Человек прибегает к психологическим защитам, когда ему не хватает регуляторного опыта, когда средства осознанного саморегулирования недостаточно развиты. Итак, событие потери и поиска работы является кризисным, с этим фактом связана и направленность исследований. Потеря и поиск работы определяется как составное событие - увольнение с работы; период профессиональной бездеятельности и поиск работы; начало нового периода профессиональной деятельности. Среди работ направленных на преодоление трудностей и кризисных событий, большая часть посвящена анализу психологической защиты. Авторами, подробно проанализирована структурно-функциональная организация психологической защиты, включающая стимул, цель, источник напряжения, объект, локализационный статус, а также ее функции.
III Глава « Эмпирическое исследование специфики переживания события потери работы » посвящена результатам исследования, проведенного на базе ЦЗН: Первый этап исследованияорганизован на базе Орехово-Зуевского Центра Занятости Населения (ЦЗН). На данном этапе сбор данных производился в индивидуальном обследовании с каждым человеком, впервые обратившимся в ЦЗН для постановки на первичный учет. В этой части исследования общее число принявших участие - 94 клиента ЦЗН в возрасте от 17 до 63 лет. На втором этапе в исследовании участвовали 180 студентов 1-5 курсов психолого-педагогического факультета МГОГИ. Факторный анализ проводился методом главных компонент с вращением Варимакс с нормализацией Кайзера. Отдельно высчитывалась дифференцированность (прошлого, настоящего, будущего) – показатель, определяемый по значению стандартного отклонения. Он отражает, насколько дифференцированно, т.е. сложно и разнообразно переживает личность события. Процедура позволила классифицировать отдельные характеристики переживания событий испытуемых в структуру взаимосвязанных компонентов (факторов). Факторная модель по каждой из модальностей (прошлое, настоящее, будущее) переживания событий рассчитывалась отдельно и выбиралась на основе критериев: 1) оценки собственных значений чисел (критерий Кайзера): рассматривались только факторы с собственными значениями равными или большими единице, 2) оценки величины долей дисперсии по факторам: главные факторы должны были в совокупности объяснить не меньше 50,1 % дисперсии, 3) интерпретируемости: доступность окончательной факторной модели ясной интерпретации (Митина, 2001). Фактор переживания событий измеряетопределенное, отличное от других, свойство переживания событий прошлого, настоящего, будущего человека, представляющее собой структуру взаимосвязанных характеристик. Для клиентов ЦЗН свойствами переживания событий прошлого, являются: Фактор 1 – Глобальная аффективная оценка прошлого, настоящего, будущего; Фактор 2 – Удача (степень везения); Фактор 3 – Динамика прошлого (от греч. dynamis — сила).Свойствами переживания событий настоящего, являются: Фактор 1 – Глобальная аффективная оценка настоящего, Фактор 2 - Привлекательность настоящего, Фактор 3 –Конфликтность настоящего, Фактор 4 - Активность (удача) настоящего, Фактор 5 – Динамика настоящего. Свойствами переживания событий будущего, являются: Фактор 1 - Глобальная аффективная оценка будущего, Фактор 2 - Противоречивость будущего, Фактор 4 - Активность будущего, Фактор 3 – Обнадеживающее будущее (таблица 1). Для студентов свойствами переживания событий прошлого, являются: Фактор 1- Глобальная аффективная оценка прошлого, Фактор 2 - Полноценность прошлого, Фактор 3 - Динамика прошлого. Свойствами переживания событий настоящего, являются: Фактор 1 - Глобальная аффективная оценка настоящего, Фактор 2 - Активность настоящего, Фактор 3 - Личностная ценность настоящего, Фактор 4 - Динамика настоящего. Свойствами переживания событий будущего, являются: Фактор 1 - Глобальная аффективная оценка будущего, Фактор 2 - Активность будущего, Фактор 3 - Личная ценность (принадлежность) будущего, Фактор 4 - Динамика будущего (таблица 2). Таблица 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.011 с.) |