Интеркорреляция показателей личностных факторов (по Р.Кеттеллу) и факторов переживания событий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеркорреляция показателей личностных факторов (по Р.Кеттеллу) и факторов переживания событий



Факторы переживания событий Личностные факторы по Р.Кеттеллу
клиенты ЦЗН O Q4 F2 Тревога
ПФ1 Глобальная аффективная оценка прошлого     -0.254
ПФ3 Динамика прошлого   -0.190 -0.184
НФ1 Глобальная аффективная оценка настоящего -0.215 -0.181 -0.323
НФ2 Привлекательность настоящего     -0.285
НФ4 Активность (удача) настоящего -0.396 -0.289 -0.407
НФ5 Динамика настоящего   -0.196 -0.198
БФ1 Глобальная аффективная оценка будущего     -0.178
БФ3 Обнадеживающее будущее   -0.161 -0.268
БФ4 Активность будущего   -0.236 -0.239
студенты O Q4 F2 Тревога  
ПФ1 Глобальная аффективная оценка прошлого     -0,242  
ПФ2 Полноценность прошлого     -0,201  
ПФ3 Динамика прошлого   -0,244 -0,206  
НФ1 Глобальная аффективная оценка -0,237 -0,265 -0,328  
НФ2 Активность настоящего -0,220 -0,215 -0,319  
ФН3 Личностная ценность настоящего -0,330 -0,291 -0,373  
БФ1 Глобальная аффективная оценка будущего -0,194      
БФ2 Активность будущего   -0,275 -0,273  
БФ3 Личная ценность будущего -0,215 -0,210 -0,319  
БФ4 Динамика будущего     -0,328  
             

Примечание. ПФ – фактор прошлого, НФ – фактор настоящего, БФ – фактор будущего. В таблице приведены только значения коэффициенты, удовлетворяющие уровню статистической значимости p = 0.05.

 

Сравнение динамики МПЗ клиентов Центра Занятости Населения и студентов ВУЗа, показало следующие различия:1)Более высокие показатели напряженности МПЗ – Регрессии (p<0,000), Замещения (p<0,005) - у студентов ВУЗа, 2) Более высокие показатели напряженности Отрицания (p<0,003) у клиентов ЦЗН.Это, на наш взгляд, объясняется тем, что, во-первых, с возрастом растет репертуар освоенных средств саморегуляции (Осницкий и др., 1999), во-вторых, снижается ценность регрессивных и инфантильных форм реагирования, так как использование последних подвергается критике социума.Кроме того, у студентов наблюдается меньше пиков в динамике напряженности МПЗ, что соответствует большей стабильности. Данное явление, во-первых, может быть следствием нарастающей ригидности личности, что не раз отмечалось исследователями МПЗ (Пахно, 2004, Субботина, 2006). Во-вторых, не менее важен и тот факт, что при обращении к корреляционному анализу обнаруживается существенно меньше значимых связей МПЗ у клиентов центра занятости в отличие от студентов вуза. По-видимому, можно говорить о некоторой тенденции к примитивности механизмов психологической защиты, но не о единственно возможном исходе поведения.

При изучении автобиографической памяти личности как «носителя переживания» при потере работы и студенчестве было обнаружено:

При потери работы МПЗ Отрицание имеет обратную зависимость (-0,25; р≤ 0,05) с количеством негативных событий и прямую с индексом позитивности (0,22; р≤ 0,05). МПЗ Проекция имеет отрицательную связь с индексом позитивности (-0,33; р≤0,01). В ситуации студенчества МПЗ Регрессия имеет отрицательные связи с количеством позитивных событий (-0,17; р≤ 0,05) и индексом позитивности (-0,22; р≤0,01). МПЗ Замещение положительно коррелирует (0,24; р≤0,001) с количеством негативных событий и отрицательно (-0,25; р≤0,001) с индексом позитивности. МПЗ Отрицание имеет обратную зависимость (-0,23; р≤0,01) с количеством негативных событий и прямую зависимость (0,21; р≤0,01) с индексом позитивности. МПЗ Проекция отрицательно связана (-0,16; р≤ 0,05) с количеством позитивных событий и с индексом позитивности (-0,20; р≤0,01). Итак, МПЗ Отрицание проявляет себя одинаково в разных ситуациях, что объясняется его оборонительной функцией в переживании событий, в данном случае прошлого. Проекция, являясь полифункциональным МПЗ, позволяет смягчить внутренний конфликт от преобладания негативного опыта прошлого.

Найдена положительная значимая связь (r=0,45; р≤0,001) между МПЗ регрессией и коммуникативной функцией АП. Обнаружено, что МПЗ регрессия и коммуникативная функция имеют схожие корреляты личностных качеств: с отрицательными полюсами MD- «неадекватность самооценки», C- «Эмоциональная неустойчивость», G- «Беспринципность», M- «Практичность», Q2- «Зависимость от группы»; с положительными полюсами: L+ «Подозрительность», O+ «Склонность к чувству вины», Q4+ «Внутренняя напряжённость». Саморегуляционная функция АП имеет преимущественно отрицательные по характеру связи с МПЗ: с регрессией, замещением (-0,23, р ≤ 0,05), реактивными образованиями (r=-0,27, р ≤ 0,05). МПЗ вытеснение имеет положительные связи с саморегуляционной функцией АП (r=0,21) и прагматической функцией АП (r=0,19) все при р ≤ 0,05.

Особенности тематического репертуара событий: для выборки клиентов ЦЗН - положительная связь МПЗ Вытеснение с темой «Потеря работы» (p≤ 0,01) и отрицательная зависимость (p≤0,01) тем «Потеря работы» и «Работа» с МПЗ «Проекцией». У испытуемых, не указывающих на «Линии жизни» событие с темой «Потеря работы» значимо выше (p ≤ 0,001) показатели по напряженности МПЗ Проекции, но ниже по МПЗ Вытеснению (p ≤ 0,05). Причем, у испытуемых якобы придающих мало значения событиям «Потеря работы» и «работа» выше (p≤ 0,05) показатели фактора «Удача, степень везения». Этот факт определил границу между потенциальными и значимыми событиями. Истинно потенциальные события не вызывают переживание и не предполагают мобилизацию МПЗ для преодоления их, так как они не затрагивают личностного смысла. В случае «маскировки» значимости события, его вербальная форма выраженности вытеснена в бессознательное. Признаком (индикатором) значимости, или формой представленности ее в сознании в данном случае служат аффективные сигналы или эмоции. При открытой характеристике потери работы как значимой, вербальная форма представлена в сознании, однако активно действует МПЗ Вытеснение для подавления мучающих аффективных сигналов.

Согласно исследованиям К.А.Василевской и В.В.Нурковой, количество негативных событий, отмеченных на «Линии жизни», является одним из наиболее значимых индикаторов работы АП. В.В. Нуркова, считает, что слишком малое относительное количество негативных воспоминаний можно расценивать как избегание эмоционально неприятных моментов личного прошлого [В.В. Нуркова, 2001, с.18].

Это позволило сформулировать следующее положение: событие «Потеря работы», является значимым для всех испытуемых-клиентов ЦЗН, однако переживание его проходит различными способами: ассоциированным и диссоциированным (теоретические основания классификации таких способов можно найти в В.В.Нуркова, 2001). При ассоциированном способе личность находится внутри события; при диссоциированном в позиции наблюдателя по отношению к событию потери работы, дистанцируется от него. Ассоциированный способ благоприятен, так как событие принимается личностью и выполняет свои функции. При диссоциированном, переживание (как деятельность) замедляется, возникает противоречие между причиной (событием) вызвавшей переживание и ее осознанием.

Основные различия,различия между выборками студентов и клиентов ЦЗН наблюдаются лишь по характерным темам – «образование», для студентов и «работа», для клиентов ЦЗН. «Образование» у студентов занимает большую часть общего количества событий (r=0,46, р≤0,001), имеет прямые зависимости с положительными событиями (r=0,34, р≤0,01) и отрицательные с негативными (r=-0,34, р≤0,01). Это объясняется тем, что составное событие «работа» (для клиентов ЦЗН) или «образование» (для студентов) во многом определяет их переживание событий.

 

Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы:

1. В механизмах психологической защиты выделяются функции регуляции переживания событий, являющиеся едиными и независимыми от ситуации: 1) оборонительные, наиболее эффективно поддерживающие переживание событий-созерцание на позитивном уровне; 2) экстренные, отреагирующие, снимающие напряжение в ситуации безысходности, когда степень переживания событий доходит до своего негативного максимума; 3) полифункциональные, имеющие статус гибкой, разнонаправленной активизации.

2. Специфичность переживания потери работы выражается в 3 формах переживания: Регрессивная, Гиперкомпенсаторная, Отрицающая. Каждая, из которых обладает свойственной именно ей переживаниями, которые могут выступать методом анализа типа преодоления личности события потери работы. Регрессивная и отрицающая формы переживания определяются доминирующей ролью эмоционального фактора, а рациональная – когнитивного фактора.

3. Значимость события потери работы определяет индивидуальную вариативность-изменчивость как в конфигурации характера этих взаимосвязей, так и в их количестве, а также способы его переживания – ассоциированный и диссоциированный. При ассоциированном способе личность находится внутри события; при диссоциированном – в позиции наблюдателя по отношению к событию потери работы, дистанцируется от него.

4. При переживании события потери работы факторы пола и возраста занимают значительное место. Мужчины склонны к пассивной позиции и угнетающим чувствам к настоящему и активной позиции по отношению к будущему. Женщины же при потере работы направлены на обобщенно-оптимистические настроения к будущему.

Мужчины, обращающиеся в ЦЗН, имеют статистически более высокое значение по фактору регрессии. Женщины при переживании события потери работы более склонны к проявлению фактора рационализации. Уровень образованности личности играет важную роль для предсказания проявления фактора регрессии. Чем выше образование, тем ниже проявление фактора регрессии. Актуализация тематики потери работы имеет обратную зависимость с фактором рационализации. Фактор отрицания имеет отрицательную связь с количеством негативных событий и темой «рождение», и положительную с «индексом позитивности».

5. При потере работыобнаруживается отрицательная связь с возрастом факторов «Глобальная аффективная оценка настоящего», «Активность будущего». В целом данное исследование подтверждает значимость типологического подхода в исследованиях личности, индивидуальности, как в процессах коммуникации, так и в познавательной сфере (М.К.Кабардов).

6. При потере работы личность концентрируется на бурных конфликтных, негативных переживаниях своего прошлого и их связях с общим количеством произошедших отрицательных событий. Вместе с этим, у клиентов ЦЗН общие аффективные оценки будущего, а также оценка активности, открытости, переменчивости личного предстоящего будущего имеют причинно-следственные связи с пережитыми событиями прошлого. Данный процесс является работой переживания, который позволяет потерявшему работу раскрыть причинно-следственные цепочки и закономерности личных неудач. Индивидуально-типические особенности проявляются в дифференцированности оценок прошлого, настоящего и будущего – чем более детально потерявший работу актуализирует события прошлого, тем более дифференцированной будет ее оценка прошлого и менее – настоящего.

7. Событие потери работы выделяется кризисными явлениями и бурными конфликтными реакциями личности, что подтверждаются сравнительным анализом личностных качеств у клиентов ЦЗН и контрольной выборки. Клиенты ЦЗН отличаются от контрольной выборки по эмоциональной неустойчивости, подозрительности, склонности к чувству вины, внутренней напряженности, тревоге. Для потерявших работу существенная роль играют переживания отражающие потерю контроля настоящего времени, в отличие от контрольной группы, переживания которых отличаются положительными особенностями: активностью и ценностью, особенно субъектной (вовлеченной) позиции к настоящему и будущему. Все это вполне согласуется, с тем, что потеря работы определяется как трудность, возникающая независимо от воли человека.


Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.008 с.)