Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Общая характеристика работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуальность исследования. Уникальность жизненного пути каждого человека представляет собой сочетание событий положительного и отрицательного, кризисного и стабильного характера (К.А.Абульханова, 2001). В особую группу можно выделить кризисы, вызванные не зависящими от воли человека событиями. Одним из таких событий является потеря работы. Безработица остается на сегодня одной из самых сложных проблем в социальной жизни России (А.В.Серый, 2010; Л.А.Китаев-Смык, 2009; Ю.М.Забродин, 2002). Для отдельной личности безработица подобна тупику, когда «выхода нет» и все перспективы на какое-то время перекрывает безысходность (Ю.М.Забродин, 2002; К.Леана, 1995; Д.Пельцман, 1992). Эта проблема остро встает и перед выпускниками вузов, которым необходимо трудоустраиваться. Из-за воздействия неблагоприятных факторов, сказывающихся на их состоянии, зачастую они попадают в «группу риска», повышается вероятность их дезадаптации (Д.Е.Белова, 2004; Ю.М.Забродин, 2002). Стрессогенность переживания события потери работы, актуальная для любой страны, не теряет своей значимости и для России, несмотря на организацию государственной системы Центров Занятости Населения (ЦЗН) и многочисленные психологические исследования, посвященные этой проблеме. Однако анализ литературы по переживанию событий и дифференциально-психологическим особенностям этого феномена свидетельствует о том, что в данной теме остается неясной специфика переживания потери работы как единство рефлексивно-деятельностной структуры, ее изменения в зависимости от возраста, пола, образования, субъективной значимости этого события для личности (М.К.Кабардов, 2007, 2011; Ж.Нюттен, 2004; С.В.Духновский, 2005 и др.). При столкновении с «кризисными» событиями перед личностью встает проблема переживания, переориентации и постановки новых целей, поскольку прежние попытки достижения целей не привели к успеху. Подобные конфликтные ситуации актуализируют психологические защиты (Л.И.Анцыферова, 2001; Ф.Е.Василюк, 1984; С.В.Духновский, 2005; Л.Ю.Субботина, 2006; М.К.Акимова, 2008; Л.Н.Блохина, 2008; Н.В.Калинина, 2010). Исследования последних лет (Л.Р.Фахрутдинова, 2003, 2008) свидетельствует о том, что существует необходимость изучения психологической защиты как компонента переживания события. Между тем, растет количество исследований, в которых проводится раздельное друг о друга рассмотрение психологической защиты как переживания-деятельности и переживания-созерцания событий. Спорной остается позиция авторов относительно функциональной роли психологической защиты в переживании события. В работах отечественных психологов достаточно подробно освещены сущность категории переживания, философские предпосылки становления понятия «переживания событий» (Б.М.Теплов, 1961; Ф.Б.Бассин, 1988; Л.С.Выготский, 2004; А.Н.Леонтьев, 2005; С.Л.Рубинштейн, 2000; А.А.Кроник, Е.И.Головаха, 1984; К.А.Абульханова, 2001; Ф.Е.Василюк, 1984; И.В.Пахно, 2004; С.В.Духновский, 2005 и др.). В области изучения переживания событий сегодня обнаруживаются перевес теоретических исследований, наблюдается неоднородность, размытость понятийного аппарата вокруг феномена «переживание событий». Достаточно часто значение таких жизненных событий, как потеря работы, и их влияние на жизнь человека недооцениваются, опускается из виду индивидуальная специфика переживания. Между тем, одно и то же событие – потеря работы, по-разному преломляется через индивидуальные особенности (половозрастные, типологические) человека, оказывает разное влияние на его переживания (К.А.Абульханова, 1991, 2001; А.А.Бодалев, 2000; Р.А.Ахмеров, Е.И.Головаха и др., 2008; Х.В.Гаспарян, 2004; К.А.Василевская, 2008). Все это свидетельствует о том, что переживание потери работы для взрослого человека (17-60 лет), безусловно, обладает индивидуально-типическими особенностями и зависит от субъективной значимости этого события для личности, что в свою очередь предполагает индивидуальную (разные формы и типы) преодоления этого стрессового события. Это требует разработки подходов и диагностических методов реабилитации групп безработных. Отсюда, поиск способов измерения форм и глубины переживания события потери работы становится чрезвычайно актуальным. Объект – индивидуально-типические особенности переживания событий. Предмет – исследованиеиндивидуально-типических особенностей переживания событий как связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты в ситуации потери и поиска работы у работоспособного населения в возрасте 17-60 лет. Цель исследования выяснить связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты как созерцательного и деятельностного компонентов в переживании событий, определить индивидуально-типические формы выхода из кризисной ситуации, определив субъективную значимость и специфические формы переживания. Основная гипотеза исследования: специфичность переживания потери и поиска работы индивидом обусловлена субъективной оценкой значимости этого события и потому может быть скорректирована, используя его индивидуально-типические и половозрастные особенности. Частные гипотезы: 1. Индивидуально-типические особенности (в том числе: возраст, пол, тип) могут занимать значительное место в переживании события, так же как и семейное положение и образование. Данные характеристики требуют разных форм и методов их преодоления. Наряду с этим, существуют значимые взаимосвязи между механизмами психологических защит и характером переживания событий, обусловленные типом переживания – созерцательным и/или деятельным. 2. Механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, замещение, рационализация, реактивные образования, компенсация) активирующиеся в условиях потери работы, разделяются на несколько типов по функциям регуляции переживания: оборонительные, экстренные, полифункциональные. 3. Перечисленные типы психологической защиты (оборонительные, экстренные, полифункциональные) при переживании потери работы могут приобретать форму: рационализирующую, отрицающую, регрессивную, позволяющие специалисту понять и предложить конкретные способы преодоления личностью потери работы. Задачи исследования: 1. Провести анализ теоретико-методологических работ отечественной и зарубежной литературы и выполнить операционализацию понятия «переживание события» с позиции субъектно-деятельностного подхода. Выяснить специфику переживания потери работы как события, определить репрезентативные методы его изучения. 2. Определить соотношение ассоциированных (вербализуемых, принимаемых) и диссоциированных (вытесненных, не вполне осознаваемых) показателей значимости потери и поиска работы, выделить существенные признаки этого события. Проанализировать «потерю работы» как кризисное событие в жизни человека, выделить специфику возможных переживаний. 3. Выяснить функции (единые и независимые от ситуации) механизмов психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, замещение, рационализация, реактивные образования, компенсация) в регуляции переживания событий, на этой основе построить их типологию. 4. На основе эмпирического исследования изучить индивидуально-типические особенности события потери работы, определить специфические формы его переживания. 5. Определить связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты как созерцательного, так и деятельностного компонентов в переживании события и индивидуально-типических форм выхода из кризисной ситуации. Методолого-теоретической основой работы послужили: деятельностный подход А.Н. Леонтьева; теория переживания Ф.Е. Василюка; мотивационный подход к анализу временных перспектив Ж. Нюттена; причинно-целевая концепция А.А. Кроника и Е.А. Головахи; концепция структурно-функциональной организации психологической защиты личности Л.Ю. Субботиной; комплексный подход к изучению индивидуальности, предложенный Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным, В.С. Мерлиным, Э.А. Голубевой и разрабатываемый М.К. Кабардовым, субъектный подход к пониманию жизненного пути К.А. Абульханова-Славской, Е.И. Головахи, Е.А. Климова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.008 с.) |