Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные различия в свойствах памятиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием, обучением. Индивидуальные особенности восприятия обуславливают различные типы памяти (образной). Существуют половые различия памяти: у девочек в школьном возрасте (вследствие их более быстрого общего развития — им требуется гораздо меньше повторений материала для заучивания) способность запоминания лучше, чем у мальчиков. Более существенные различия памяти у различных людей касаются уровня ее организации. Присвоение и удержание новой информации является активным процессом включения этой информации в систему уже имеющихся знаний человека. Память — это функциональная система, интегрирующая последовательно воспринимаемую информацию в целостный образ объективной реальности. Этот образ, в свою очередь, оказывает значительное влияние на последующие процессы переработки информации. Запоминание вплетено в процессы активного освоения человеком мира. Оно ведет к построению и по мере накопления опыта — к перестройке внутренних когнитивных структур, в которых отображается мир и благодаря которым делаются возможными мыслительные (когнитивные) операции. Когнитивные структуры, в которых субъективно представлена информация о той или иной области действительности, делают возможным семантическое1 закрепление вновь усваиваемого знания, связывая его смысловыми отношениями с уже известным, и тек; самым способствуют долговременному запоминанию. Кроме того, новая информация оценивается индивидом с точки зрения возможности ее использования, содержания в ней полезного, ценного, необходимого для решения тех или иных задач. А поскольку индивидуальные ценностные представления и субъективные когнитивные структуры у разных людей неодинаковы, то неодинаковой оказывается и их память. Таким образом, различия в объеме и прочности запоминания не сводятся к некоторой гипотетической способности к хранению информации. Их причины лежат в индивидуальных особенностях переработки информации, в стратегиях присвоения, структурирования, организации и актуализации усвоенного материала, т.к. благодаря этим процессам происходит овладение знаниями, их категориальное упорядочение, установление семантических взаимосвязей между ними, а также осмысленное их воспроизведение е случае необходимости. Такое представление подтверждается многочисленными исследованиями. Например, в исследовании Л. Ирлиц сопоставлялись особенности запоминания у хорошо успевающих и отстающих семиклассников. Ирлиц обнаружила, что в отношении способности непосредственного механического запечатления материала различия между обеими группами незначимы. Однако, чем сильнее в процессе присвоения знаний задействованы интеллектуальные операции (символическое кодирование, понимание и использование смысловых, логических связей, категориальное упорядочение), тем значимее хорошо успевающие ученики превосходят своих менее успевающих ровесников по результатам удержания информации. В эксперименте М. Бирвиш испытуемые заучивали последовательности слов, объединенных семантическими и синтаксическими связями разных типов. Оказалось, что нормальные осмысленные предложения запоминаются лучше, чем грамматически безупречные, но лишенные смысла. Однако последние запоминались лучше, чем анаграммы, которые хотя и содержали слова в грамматически согласованных формах, но порядок слов был случайным. Хуже всего заучивались списки слов, не обладающие ни семантическими, ни синтаксическими связями. Очевидно, что закрепление в памяти цепочек слов происходило лучше всего в том случае, когда срабатывали знакомые синтаксические модели и семантические взаимосвязи. Таким образом, особенности когнитивных структур являются важным условием, определяющим результативность запоминания. Этот эксперимент свидетельствует также о том, насколько глубоко язык включен в процессы переработки и усвоения знаний. Многим школьникам с трудом дается заучивание наизусть, которое они называют «зубрежкой», или «муштрой», и изо всех сил пытаются ее избежать. Но обычно эти трудности связаны с использованием неэффективных стратегий запоминания (многократное повторение текста до первого правильного воспроизведения). Распределение заучивания во времени и «сверхнаучение» (продолжение операций присвоения после первого безошибочного воспроизведения) резко улучшает результат. Запоминание при заучивании наизусть улучшается также в том случае, если учащийся умеет сочетать друг с другом наглядно-образные и вербально-понятийные операции. При этом происходит двойное кодирование информации, что способствует удержанию ее в памяти. В целом можно сказать, что делить людей на тех, у кого «хорошая» и у кого «плохая» память, допустимо лишь в том случае, если иметь в виду результаты запоминания: один запоминает быстро, точно и с незначительными усилиями, в то время как другой делает это с трудом и воспроизводит запомненное с большими пробелами. Однако такого рода различия нельзя считать подтверждением существования различной способности к запоминанию. Эти различия свидетельствуют прежде всего о специфичных для каждого человека стратегиях переработки информации. Эти стратегии (направленность на определенные области, семантическое структурирование воспринимаемого, его категориальное упорядочение и способ включения в уже имеющиеся знания, приемы присвоения и запоминания) и являются решающим фактором в достижении тех или иных результатов, и служат источником индивидуальных различий. Это относится не только к запоминанию, но и к возможности быстро и адекватно задаче извлекать нужный материал из памяти. Хорошо дифференцированная когнитивная структура, в которую осмысленно встраиваются новые знания, повышает оперативную доступность имеющейся в ней информации. То есть способ присвоения информации определяет ее будущую доступность. Развитие памяти в онтогенезе. Высшие формы запоминания Как и любая психическая функция человека, память развивается по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти идет по нескольким направлениям: - во-первых, механическая память постепенно замещается и дополняется осмысленной или логической; - во-вторых, вначале непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и сознательным использованием для запоминания и воспроизведения материала различных мнемотехнических приемов и средств; - в-третьих, непроизвольное запоминание и воспроизведение, доминирующее в детстве, у взрослого человек превращается в произвольные процессы (саморегулирующиеся, подчиненные воле и самоконтролю). Специальные исследования развития памяти провел А. Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком все более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Употребление вспомогательных средств для запоминания превращает прямое, непосредственное запоминание в опосредованное. В качестве стимулов-средств могут выступать самые различные предметы: пальцы рук, зарубки, узелки на память, крестики на руке. Эти предметы выполняют функцию напоминателя. По мере развития ребенка внешние предметы-стимулы заменяются внутренними стимулами (образы, чувства, ассоциации, представления, мысли). В процессе формирования внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Возникает умение так проинструктировать себя при запоминании, чтобы потом, когда возникает необходимость, суметь точно вспомнить. Память становится произвольной и не зависимой от внешних условий. Рис.7. «Параллелограмм развития памяти» по Леонтьеву (4, с. 468)
Развитие произвольной логической памяти требует для своего возникновения не только большого информационного багажа, но и овладения определенной системой мыслительных операций, с помощью которых можно многоступенчато обобщать входной материал и переходить к использованию символьных языков высших уровней. В процессе перехода от внешних стимулов к внутренним и увеличения разнообразия мыслительных операций развивается высшая произвольная логическая память (рис. 7).
Мнемотехника Для запоминания логически связанной и логически не связанной информации используются различные приемы облегчения запоминания информации (мнемотехнические приемы, или приемы мнемотехники). Объясняется это тем, что смысловая информация запоминается в среднем в 22 раза лучше, чем бессмысленная. Считается, что основателем мнемоники как набора приемов для запоминания был древнегреческий поэт Симонид (V век до н.э.), и, вероятно, даже в те времена основным приемом для запоминания всех видов информации считалось повторение — «мать учения». Основными приемами улучшения запоминания логически связанного материала являются: 1. Мотивационно-логический алгоритм чтения. Это очень эффективный способ запоминания газетных и журнальных статей. 2. Составление плана изложения логически связанного материала, т.е. смысловая разбивка, группировка информации в порядке ее изложения. 3. Выделение смысловых опорных блоков в тексте — кратких тезисов из текста, отражающих основную мысль куска информации. 4. Использование наглядных представлений информации — таблиц, схем, диаграмм, образных ассоциаций с содержанием текста. Приемы запоминания логически не связанной информации (номера телефонов, большие цифры, списки слов и др.): 1. Метод связок. Представьте, что вам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Запомнить этот ряд можно, сделав их «персонажами» яркого, образного фантастического мультфильма о том, как стройный франт-карандаш в очках подходит к полной даме-люстре, на которой как шаловливый ребенок взгромоздился стул, на обивке которого сверкают сотни звезд. Они вместе садятся на жука-такси и т.д. Придумав такой мультик, забыть его или что-то в нем перепутать трудно. 2. Способ Цицерона. Способ этот может быть особенно удобен для людей с хорошо развитой двигательной памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете, опять представив себя обходящим комнату, — предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». 3. Алфавитный порядок. Расставление слов из списка в алфавитном порядке по первым их буквам, Например, ананас, бюро, вагон, восток, гонг, дом. 4. Группировка. Часто можно найти смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), очки (два стекла), люстра (три лампочки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), жук (6 ног). 5. Ранжирование. Группировка предметов по размеру: карандаш, жук, звезда (как орден), очки, люстра, стул. 6. Образование ключевых слов из первых букв. Слова в списке поменять местами таким образом, чтобы их первые буквы образовали слово: сор, торт, рояль, омут, камин, ансамбль — СТРОКА. 7. Ритмизация. Удобен для людей с аудиальным типом восприятия. Слова списка размещаются в несколько строк, связанных с определенным ритмом или мелодией: сор — рояль — камин омут — торт — ансамбль можно пропеть под ритм песни «Подмосковные вечера». 8. Рифмование. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, лучше, если объекты по сюжету будут действовать (добавляется зрительное восприятие). Из слов шар, желток, медь, самовар, бритва, товар можно составить рифмованный мультик: бритве шар принес товар — желтый медный самовар. 9. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», плюс ритмизация фразы. 10. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Для запоминания иностранных слов находим похожие по звучанию русские. Числа являются абстрактными знаками и не вызывают никаких ассоциаций, следовательно, часто возникают проблемы с запоминанием цифровой информации. Если же раз и навсегда закрепить за каждой цифрой зрительные образы и постоянно ими пользоваться, то любые числа превращаются в последовательности образов. 11. Метод зацепок предлагает замену цифр 0,1,2,3,8 последними согласными буквами названий этих цифр: О-Л; 1-Н; 2-В; 3-Р; 8-М. Остальные цифры — первыми согласными буквами их названий: 4-4; 5-П; 6-Ш; 7-С; 9-Д. Запомнить это очень легко, т.к. смещена только цифра 8. Любое двузначное число представляется двумя буквами из данного списка. Достраиваем их гласными до слова и получаем образ. Примеры: О-ИЛ; 1-Ной; 24-ВеЧе; 38- РоМ; 90-ДуЛо, 77-Со-уС; 66-ШиШ, 54-ПеЧь. 12. Фонетический способ. Ключевое слово подбирается близкое по звучанию к числу: 1- раз — газ, 2- два — дрова, 3- гриб, 4- харакири, 5- зять, 6- тесть, 7- сеть, 9- стерлядь, 10- месяц. Очень важно в нашей жизни запоминание имен. Чтобы не попасть в неудобную ситуацию, рекомендуется следовать таким правилам. Приемы запоминания имени. 1. При знакомстве старайтесь внимательно расслышать имя собеседника. Не кивайте «очень приятно» тогда, когда вы не поняли его. В момент знакомства не страшно, если вы переспросите: «Простите, я не расслышал...» 2. Если имя трудное, попросите проговорить его по слогам. 3. Повторите про себя имя человека несколько раз во время разговора с ним. Попытайтесь создать ассоциации на черты лица, манеры, род занятий с именем собеседника. Проговорите про себя его имя в разных комбинациях: «Здравствуйте, Иван Сергеевич!», «До завтра, Иван Сергеевич!» Действия для восстановления забытого имени. 1. Вспомните, при каких обстоятельствах вы познакомились. 2. Если помните, что имя не совсем распространенное, скажите, что хотели уточнить, как правильно оно произносится, какие уменьшительные формы имеет. 3. Спросите отчество собеседника. Обычно его произносят с именем. 4. Можно спросить, почему родители назвали его так. Ответ бывает типа: «В честь дяди, его тоже звали...». 5. Попросите записать в записную книжку его телефон или адрес — может быть, он напишет и имя. Возможности памяти значительно усиливаются постоянной ее тренировкой, которая достигается регулярным повторением уже заученного, тренировкой внимания и наблюдательности, целенаправленными упражнениями.
ТЕМПЕРАМЕНТ
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения организма (т.е. с внутренними условиями), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологическим структурам личности относится темперамент. Латинское слово «temperamentum» означает «надлежащее соотношение черт». Все люди отличаются друг от друга по способностям, интересам, убеждениям и т.д. (содержательная характеристика личности). Кроме того, давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: они по-разному выражают свои чувства (по глубине, интенсивности, устойчивости и т.д.), по-разному реагируют на воздействия внешней среды (медленно—быстро, энергично—вяло...), находятся в разных отношениях с людьми и внешним миром (замкнутые—открытые). Все это проявляется в поведении независимо от содержания ситуации (содержание может быть одно и то же). Вспомним рисунки X. Бидструпа, изображающие реакции людей на смятую шляпу: один герой с гневом обрушился на виновного, второй надел смятую шляпу и спокойно закурил, третий очень огорчился и заплакал, а четвертый — рассмеялся. Разное поведение героев объясняется различиями в их темпераменте. Темперамент — это совокупность динамических особенностей, характеристик поведения. Сам по себе темперамент не определяет содержание поведения и не составляет его. Темперамент относится к тому аспекту поведения, который отвечает на вопросы: «Как?» и «Каким образом?». Он отличается от способностей, относящихся к тем аспектам поведения, которые связаны с вопросами: «Что?» и «Насколько хорошо?», а также от мотивации, связанной с вопросами: «Зачем?» и «Почему?». Динамическая сторона психической деятельности характеризуется темпом, быстротой, ритмом, интенсивностью составляющих ее процессов. Внешне темперамент проявляется очень разнообразно, поэтому трудно выявить структуру темперамента. И тем не менее попытки анализа структуры темперамента приводят к выделению трех главных, ведущих компонентов темперамента, относящихся к сферам: 1) общей психической активности индивида, 2) его моторики, 3) его эмоциональности. Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцания на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. Во втором компоненте, тесно связанном с первым, моторном, или двигательном, ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата (в том числе речедвигательного). Моторика имеет особое значение как средство, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Моторика легче всего поддается наблюдению — часто служит основой для суждения о темпераменте ее носителя. Третьим компонентом темперамента является эмоциональность — комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность, эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость субъекта, т.е. способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Импульсивность — это быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Эмоциональная лабильность — скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения своеобразное единство побуждения, действия и переживания, что позволяет говорить о целостности проявлений темперамента. Динамика психической деятельности зависит и от других условий, например, от мотивов и состояний человека. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостные события вызывают подъем душевных и физических сил, а несчастье — падение их. Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний человека, проявляются у него одним и тем же образом в самых разных видах деятельности и при самых различных обстоятельствах. Например, студент сильно волнуется перед сдачей зачета, высокая тревожность — свойство его темперамента. Проявляться оно будет в самых разных ситуациях: нет известий от близких, необходимо ехать в незнакомое место и т.п. Таким образом, свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Темперамент проявляется одним и тем же образом в очень различной обстановке: и в том, как человек говорит и общается с другими людьми, и в том, как он огорчается или радуется, и в том, как он работает и отдыхает, и в том, как он реагирует на различные события. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей связи характеризуют тип темперамента.
Теории темперамента Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, которые эти проявления обусловливают. В истории психологии можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Следующий класс теорий связывает темперамент со строением тела, это морфологические теории темперамента. И третий тип теорий основывается на том, что темперамент определяется типом высшей нервной деятельности (основаны на теории И. П. Павлова) — психофизиологические теории. Наиболее ярко группу гуморальных теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа (V век до н.э.). Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме: кровью, желчью, черной желчью (лимфой) и слизью (флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис», который по-латыни звучит как «темперамент». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (кровь), холерическому (желчь), меланхолическому (черная желчь) и флегматическому (слизь). В новое время (XVIII век) психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови. В душевной жизни человека Кант выделял прежде всего чувства и желания, они в свою очередь зависели от телесных движущих причин, самой главной из которых являлась кровь. В соответствии с этим Кант делит темперамент на темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Кроме того, каждый из них может быть связан с возбуждением жизненной силы или ее ослаблением, что зависит от свойств крови конкретного индивида. В итоге устанавливается четыре простых темперамента: к темпераментам чувств Кант причисляет следующие: а) сангвинический и б) его противоположность — меланхолический. Первый имеет ту особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает неглубоко (не бывает продолжительным), во втором случае ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни. Ощущение, которому придается большое значение, тормозит жизненную силу человека. Перемены же укрепляют и оживляют душу, следовательно, человек сангвинического темперамента по Канту — счастливый человек веселого нрава. К темпераментам деятельности Кант причисляет: с) холерически-вспыльчивый и д) флегматично-хладнокровный. По Канту смешанных темпераментов не бывает (например, сангвинически-холерического), темперамент одного человека он считает всегда однородным. Большое влияние на формирование современных западных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером — немецким психиатром и психологом. Анализируя совокупность морфологических признаков, Кречмер выделяет основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций. Например, астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует по Кречмеру шизоидный (шизотимический) темперамент, которому свойственны такие особенности, как: чрезмерная ранимость, аффективность и раздражительность либо бесчувственная холодность и равнодушие (колебание эмоций). Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. Он малоподатлив к изменению взглядов и установок. С трудом приспосабливается к окружению. Другому основному конституциональному типу — пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает по Кречмеру циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны либо преобладание постоянно повышенного, веселого настроения (маниакальные субъекты), либо постоянно сниженное, печальное и мрачное состояние духа (депрессивные субъекты). Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Атлетическому телосложению (хорошая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра, выпуклые лицевые кости) соответствует иксотимический темперамент. Иксотимик спокоен, мало впечатлителен, обладает сдержанной мимикой и речью. У него невысокая гибкость мышления, он трудно приспосабливается к перемене обстановки, увлечен внутренним миром. Хотя теория Кречмера является морфологической, все же в своих работах он отмечает, что строение тела в свою очередь определяется гуморально химизмом крови. Строение тела зависит от функционирования желез внутренней секреции. Например, у евнухов (отсутствие в крови половых гормонов) сильно увеличиваются конечности; изменяется строение тела у людей с больной щитовидной железой (разное количество гормонов щитовидной железы — разный рост). При этом происходит сдвиг в темпераменте. Кроме того, Кречмер пишет, что мозг остается заключительным органом для всех действий, связанных с темпераментом. Наблюдения над травмами мозга показывают, что непосредственное воздействие на мозг может вызвать резкие изменения темперамента. Типология Кречмера до сих пор остается очень популярной в странах Западной Европы. В США приобрела популярность другая морфологическая теория темперамента — теория американского психолога У. Шелдона. Исходным для Шелдона является понятие не типа (как совокупности физических и психологических черт по Кречмеру), а компонента. Для того чтобы выбрать компоненты телосложения, Шелдон применил так называемый антропоскопический метод: он визуально обследовал фотографии 4000 обнаженных студентов колледжа, снятых спереди, сбоку и сзади. В результате очень кропотливого анализа фотографий Шелдону удалось выбрать самые крайние варианты телосложения, максимально не похожие друг на друга. Таких вариантов оказалось всего три. Первый характеризуется общей сферической формой, мягкостью, наличием очень большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами. Для второго были характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, массивная голова. Третий тип олицетворял худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, с хорошо развитой нервной системой. На основании этих типов Шелдон выделил три первичных компонента телосложения, которые получили соответственно обозначения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Эти термины произошли от названия зародышевых листков. Согласно имеющейся в биологии точке зрения, из андодермы (внутренний зародышевый листок) развиваются внутренние органы: из эндодермы (средний зародышевый листок) развиваются кости, мышцы, сердце, кровяные сосуды; из экдодермы (внешний) — волосы, ногти, рецепторный аппарат, нервная система и мозг. Кроме того, у Шелдона каждый компонент выражался количественно по 7-балльной шкале. Телосложение каждого конкретного индивида оказалось представленным оценкой, состоящей из трех цифр. Такая система оценки телосложения получила название соматотипирования. А набор из трех цифр, характеризующих степень выраженности компонентов телосложения данного человека, — соматотипом человека. Например, индивид, у которого соматотип 4-6-1 имеет среднюю степень эндоморфии, высокую выраженность мезоморфии и отсутствие экдоморфии. Соматотип крайнего эндоморфа — 7-1-1. Соматотип крайнего мезоморфа — 1-7-1. Соматотип крайнего эктоморфа — 1-1-7. Обследовав большую группу испытуемых, Шелдон обнаружил, что каждому соматотипу соответствуют свои группы черт (по 22 черты). Шелдон предположил, что обнаруженные группы черт соответствуют первичным компонентам темперамента, которым позднее он дал название: висцеротония, соматотония, цереброто-ния. Таким образом, эндоморфии соответствует висцеротония, мезоморфии — соматотония, эктоморфии — церебротония. Описание типов можно прочитать в работе Шелдона (7, с. 250-262). Основной упрек к морфологическим теориям темперамента сводится к тому, что они недооценивают, а иногда просто игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Современные теории темперамента основываются на учении И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы человека и животных. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли динамических особенностей поведения центральной нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влиянием на весь организм. Павлов выделил три основные свойства нервной системы: 1) силу, 2) уравновешенность и 3) подвижность возбудительного к тормозного процессов. Сила нервной системы, в которой Павлов видел наиболее важную характеристику, есть выносливость, работоспособность. Она проявляется прежде всего в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не входя в состояние охранительного торможения. Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный неуравновешенный — холерика; слабый — темперамент меланхолика.
уравновешенный САНГВИНИК Сильный подвижный Тип нервной неуравновешенный системы Слабый ХОЛЕРИК инертный МЕЛАНХОЛИК ФЛЕГМАТИК
Но тип нервной системы и темперамент не отождествляются Павловым полностью. Согласно Павлову, темперамент составляет те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервной системы. «Тип нервной системы» — это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином «темперамент». Исследования Павлова были продолжены отечественными психологами Б. М. Тепловым, В. Д. Небылициным, В. С. Мерлиным. Ими отмечено, что первостепенное научное значение работ Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных параметров психофизиологической организации индивидуума. В настоящее время исследования показывают, что структура свойств нервной системы много сложнее, чем это представлялось раньше, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем предполагал Павлов. Кроме того, выделены новые свойства нервной системы, такие, как динамичность и лабильность, а также обнаружено участие в регуляции поведения подкорковых структур головного мозга, в частности, лобно-ретикулярных и лобно-лимбических отделов. В целом можно сделать вывод, что индивидуальность человека зависит не только от особенностей центральной нервной системы, но от более широких биологических функций организма. Поиски этих функций продолжаются в настоящее время. Однако для практического изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой.
Описания типов темперамента В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольна высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и к поверхностности. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может вылиться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого вовсе не заслуживают.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.019 с.) |