Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные различия в свойствах памяти

Поиск

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные раз­личия. Это обнаруживается в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием, обучением. Индивидуальные особенности воспри­ятия обуславливают различные типы памяти (образной). Сущест­вуют половые различия памяти: у девочек в школьном возрасте (вследствие их более быстрого общего развития — им требуется гораздо меньше повторений материала для заучивания) способ­ность запоминания лучше, чем у мальчиков.

Более существенные различия памяти у различных людей ка­саются уровня ее организации. Присвоение и удержание новой информации является активным процессом включения этой ин­формации в систему уже имеющихся знаний человека.

Память — это функциональная система, интегрирующая по­следовательно воспринимаемую информацию в целостный образ объективной реальности. Этот образ, в свою очередь, оказывает значительное влияние на последующие процессы переработки информации. Запоминание вплетено в процессы активного освое­ния человеком мира. Оно ведет к построению и по мере накопле­ния опыта — к перестройке внутренних когнитивных структур, в которых отображается мир и благодаря которым делаются воз­можными мыслительные (когнитивные) операции.

Когнитивные структуры, в которых субъективно представлена информация о той или иной области действительности, делают возможным семантическое1 закрепление вновь усваиваемого зна­ния, связывая его смысловыми отношениями с уже известным, и тек; самым способствуют долговременному запоминанию. Кроме того, новая информация оценивается индивидом с точки зрения возможности ее использования, содержания в ней полезного, цен­ного, необходимого для решения тех или иных задач. А посколь­ку индивидуальные ценностные представления и субъективные когнитивные структуры у разных людей неодинаковы, то неоди­наковой оказывается и их память.

Таким образом, различия в объеме и прочности запоминания не сводятся к некоторой гипотетической способности к хранению информации. Их причины лежат в индивидуальных особенностях переработки информации, в стратегиях присвоения, структуриро­вания, организации и актуализации усвоенного материала, т.к. благодаря этим процессам происходит овладение знаниями, их категориальное упорядочение, установление семантических взаи­мосвязей между ними, а также осмысленное их воспроизведение е случае необходимости.

Такое представление подтверждается многочисленными иссле­дованиями. Например, в исследовании Л. Ирлиц сопоставлялись особенности запоминания у хорошо успевающих и отстающих семиклассников. Ирлиц обнаружила, что в отношении способно­сти непосредственного механического запечатления материала различия между обеими группами незначимы. Однако, чем силь­нее в процессе присвоения знаний задействованы интеллектуаль­ные операции (символическое кодирование, понимание и исполь­зование смысловых, логических связей, категориальное упорядо­чение), тем значимее хорошо успевающие ученики превосходят своих менее успевающих ровесников по результатам удержания информации.

В эксперименте М. Бирвиш испытуемые заучивали последова­тельности слов, объединенных семантическими и синтаксически­ми связями разных типов. Оказалось, что нормальные осмыслен­ные предложения запоминаются лучше, чем грамматически безу­пречные, но лишенные смысла. Однако последние запоминались лучше, чем анаграммы, которые хотя и содержали слова в грам­матически согласованных формах, но порядок слов был случай­ным. Хуже всего заучивались списки слов, не обладающие ни семантическими, ни синтаксическими связями. Очевидно, что закрепление в памяти цепочек слов происходило лучше всего в том случае, когда срабатывали знакомые синтаксические модели и семантические взаимосвязи.

Таким образом, особенности когнитивных структур являются важным условием, определяющим результативность запоминания. Этот эксперимент свидетельствует также о том, насколько глубо­ко язык включен в процессы переработки и усвоения знаний.

Многим школьникам с трудом дается заучивание наизусть, которое они называют «зубрежкой», или «муштрой», и изо всех сил пытаются ее избежать. Но обычно эти трудности связаны с использованием неэффективных стратегий запоминания (много­кратное повторение текста до первого правильного воспроизведения). Распределение заучивания во времени и «сверхнаучение» (продолжение операций присвоения после первого безошибочного воспроизведения) резко улучшает результат. Запоминание при заучивании наизусть улучшается также в том случае, если уча­щийся умеет сочетать друг с другом наглядно-образные и вербально-понятийные операции. При этом происходит двойное кодирование информации, что способствует удержанию ее в памя­ти.

В целом можно сказать, что делить людей на тех, у кого «хорошая» и у кого «плохая» память, допустимо лишь в том слу­чае, если иметь в виду результаты запоминания: один запоминает быстро, точно и с незначительными усилиями, в то время как другой делает это с трудом и воспроизводит запомненное с боль­шими пробелами. Однако такого рода различия нельзя считать подтверждением существования различной способности к запоми­нанию. Эти различия свидетельствуют прежде всего о специфич­ных для каждого человека стратегиях переработки информации. Эти стратегии (направленность на определенные области, семан­тическое структурирование воспринимаемого, его категориальное упорядочение и способ включения в уже имеющиеся знания, приемы присвоения и запоминания) и являются решающим фак­тором в достижении тех или иных результатов, и служат источ­ником индивидуальных различий. Это относится не только к запоминанию, но и к возможности быстро и адекватно задаче извлекать нужный материал из памяти. Хорошо дифференциро­ванная когнитивная структура, в которую осмысленно встраива­ются новые знания, повышает оперативную доступность имеющейся в ней информации. То есть способ присвоения инфор­мации определяет ее будущую доступность.

Развитие памяти в онтогенезе.

Высшие формы запоминания

Как и любая психическая функция человека, память развива­ется по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти идет по нескольким направлениям:

- во-первых, механическая память постепенно замещается и дополняется осмысленной или логической;

- во-вторых, вначале непосредственное запоминание со време­нем превращается в опосредованное, связанное с активным и со­знательным использованием для запоминания и воспроизведения материала различных мнемотехнических приемов и средств;

- в-третьих, непроизвольное запоминание и воспроизведение, доминирующее в детстве, у взрослого человек превращается в произвольные процессы (саморегулирующиеся, подчиненные воле и самоконтролю).

Специальные исследования развития памяти провел А. Н. Ле­онтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом замеща­ется другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвое­нию ребенком все более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Употребление вспо­могательных средств для запоминания превращает прямое, непо­средственное запоминание в опосредованное.

В качестве стимулов-средств могут выступать самые различ­ные предметы: пальцы рук, зарубки, узелки на память, крестики на руке. Эти предметы выполняют функцию напоминателя. По мере развития ребенка внешние предметы-стимулы заменяются внутренними стимулами (образы, чувства, ассоциации, представ­ления, мысли). В процессе формирования внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Возникает умение так проинструктировать себя при запоминании, чтобы потом, когда возникает необходимость, суметь точно вспомнить. Память становится произвольной и не зависимой от внешних ус­ловий.

Рис.7. «Параллелограмм развития памяти» по Леонтьеву (4, с. 468)

 

Развитие произвольной логической памяти требует для своего возникновения не только большого информационного багажа, но

и овладения определенной системой мыслительных операций, с помощью которых можно многоступенчато обобщать входной ма­териал и переходить к использованию символьных языков выс­ших уровней.

В процессе перехода от внешних стимулов к внутренним и увеличения разнообразия мыслительных операций развивается высшая произвольная логическая память (рис. 7).

 

Мнемотехника

Для запоминания логически связанной и логически не свя­занной информации используются различные приемы облегчения запоминания информации (мнемотехнические приемы, или прие­мы мнемотехники). Объясняется это тем, что смысловая инфор­мация запоминается в среднем в 22 раза лучше, чем бессмыс­ленная. Считается, что основателем мнемоники как набора прие­мов для запоминания был древнегреческий поэт Симонид (V век до н.э.), и, вероятно, даже в те времена основным приемом для запоминания всех видов информации считалось повторение — «мать учения».

Основными приемами улучшения запоминания логически свя­занного материала являются:

1. Мотивационно-логический алгоритм чтения. Это очень эф­фективный способ запоминания газетных и журнальных статей.

2. Составление плана изложения логически связанного мате­риала, т.е. смысловая разбивка, группировка информации в по­рядке ее изложения.

3. Выделение смысловых опорных блоков в тексте — кратких тезисов из текста, отражающих основную мысль куска информа­ции.

4. Использование наглядных представлений информации — таблиц, схем, диаграмм, образных ассоциаций с содержанием текста.

Приемы запоминания логически не связанной информации (номера телефонов, большие цифры, списки слов и др.):

1. Метод связок. Представьте, что вам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Запомнить этот ряд можно, сделав их «персонажами» яркого, образного фанта­стического мультфильма о том, как стройный франт-карандаш в очках подходит к полной даме-люстре, на которой как шаловли­вый ребенок взгромоздился стул, на обивке которого сверкают сотни звезд. Они вместе садятся на жука-такси и т.д. Придумав такой мультик, забыть его или что-то в нем перепутать трудно.

2. Способ Цицерона. Способ этот может быть особенно удобен для людей с хорошо развитой двигательной памятью. Представь­те, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мыс­ленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете, опять представив себя обходящим комнату, — предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

3. Алфавитный порядок. Расставление слов из списка в алфа­витном порядке по первым их буквам, Например, ананас, бюро, вагон, восток, гонг, дом.

4. Группировка. Часто можно найти смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), очки (два стекла), люстра (три лампочки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), жук (6 ног).

5. Ранжирование. Группировка предметов по размеру: каран­даш, жук, звезда (как орден), очки, люстра, стул.

6. Образование ключевых слов из первых букв. Слова в списке поменять местами таким образом, чтобы их первые буквы образо­вали слово: сор, торт, рояль, омут, камин, ансамбль — СТРОКА.

7. Ритмизация. Удобен для людей с аудиальным типом вос­приятия. Слова списка размещаются в несколько строк, связан­ных с определенным ритмом или мелодией:

сор — рояль — камин омут — торт — ансамбль можно пропеть под ритм песни «Подмосковные вечера».

8. Рифмование. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, лучше, если объекты по сюжету будут действовать (добавляется зрительное восприятие). Из слов шар, желток, медь, самовар, бритва, товар можно составить рифмованный мультик: бритве шар принес товар — желтый медный самовар.

9. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», плюс ритми­зация фразы.

10. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Для запоминания иностранных слов находим похожие по звучанию русские. Числа являются абстрактными знаками и не вызывают никаких ассоциаций, следовательно, часто возникают проблемы с запоминанием цифровой информации. Если же раз и навсегда закрепить за каждой цифрой зрительные образы и по­стоянно ими пользоваться, то любые числа превращаются в по­следовательности образов.

11. Метод зацепок предлагает замену цифр 0,1,2,3,8 послед­ними согласными буквами названий этих цифр: О-Л; 1-Н; 2-В; 3-Р; 8-М. Остальные цифры — первыми согласными буквами их названий: 4-4; 5-П; 6-Ш; 7-С; 9-Д. Запомнить это очень легко, т.к. смещена только цифра 8. Любое двузначное число представ­ляется двумя буквами из данного списка. Достраиваем их глас­ными до слова и получаем образ.

Примеры: О-ИЛ; 1-Ной; 24-ВеЧе; 38- РоМ; 90-ДуЛо, 77-Со-уС; 66-ШиШ, 54-ПеЧь.

12. Фонетический способ. Ключевое слово подбирается близ­кое по звучанию к числу: 1- раз — газ, 2- два — дрова, 3- гриб, 4- харакири, 5- зять, 6- тесть, 7- сеть, 9- стерлядь, 10- месяц.

Очень важно в нашей жизни запоминание имен. Чтобы не по­пасть в неудобную ситуацию, рекомендуется следовать таким пра­вилам.

Приемы запоминания имени.

1. При знакомстве старайтесь внимательно расслышать имя собеседника. Не кивайте «очень приятно» тогда, когда вы не по­няли его. В момент знакомства не страшно, если вы переспросите: «Простите, я не расслышал...»

2. Если имя трудное, попросите проговорить его по слогам.

3. Повторите про себя имя человека несколько раз во время разговора с ним. Попытайтесь создать ассоциации на черты лица, манеры, род занятий с именем собеседника. Проговорите про себя его имя в разных комбинациях: «Здравствуйте, Иван Сергеевич!», «До завтра, Иван Сергеевич!»

Действия для восстановления забытого имени.

1. Вспомните, при каких обстоятельствах вы познакомились.

2. Если помните, что имя не совсем распространенное, скажи­те, что хотели уточнить, как правильно оно произносится, какие уменьшительные формы имеет.

3. Спросите отчество собеседника. Обычно его произносят с именем.

4. Можно спросить, почему родители назвали его так. Ответ бывает типа: «В честь дяди, его тоже звали...».

5. Попросите записать в записную книжку его телефон или адрес — может быть, он напишет и имя.

Возможности памяти значительно усиливаются постоянной ее тренировкой, которая достигается регулярным повторением уже заученного, тренировкой внимания и наблюдательности, целена­правленными упражнениями.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения организма (т.е. с внутренними условиями), так и с един­ственной в своем роде композицией социальных связей и контак­тов (внешние воздействия).

К биологическим структурам личности относится темпера­мент. Латинское слово «temperamentum» означает «надлежащее соотношение черт».

Все люди отличаются друг от друга по способностям, интере­сам, убеждениям и т.д. (содержательная характеристика лично­сти). Кроме того, давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: они по-разному выражают свои чувства (по глубине, интенсивности, устойчивости и т.д.), по-разному реа­гируют на воздействия внешней среды (медленно—быстро, энер­гично—вяло...), находятся в разных отношениях с людьми и внешним миром (замкнутые—открытые).

Все это проявляется в поведении независимо от содержания ситуации (содержание может быть одно и то же). Вспомним ри­сунки X. Бидструпа, изображающие реакции людей на смятую шляпу: один герой с гневом обрушился на виновного, второй на­дел смятую шляпу и спокойно закурил, третий очень огорчился и заплакал, а четвертый — рассмеялся. Разное поведение героев объясняется различиями в их темпераменте.

Темперамент — это совокупность динамических особенностей, характеристик поведения. Сам по себе темперамент не определяет содержание поведения и не составляет его. Темперамент относит­ся к тому аспекту поведения, который отвечает на вопросы: «Как?» и «Каким образом?». Он отличается от способностей, относящихся к тем аспектам поведения, которые связаны с во­просами: «Что?» и «Насколько хорошо?», а также от мотивации, связанной с вопросами: «Зачем?» и «Почему?».

Динамическая сторона психической деятельности характери­зуется темпом, быстротой, ритмом, интенсивностью составляю­щих ее процессов.

Внешне темперамент проявляется очень разнообразно, поэтому трудно выявить структуру темперамента. И тем не менее попытки анализа структуры темперамента приводят к выделению трех главных, ведущих компонентов темперамента, относящихся к сферам: 1) общей психической активности индивида, 2) его мото­рики, 3) его эмоциональности.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность. Сущность этого компонента за­ключается главным образом в тенденции личности к самовыра­жению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вяло­сти, инертности и пассивного созерцания на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

Во втором компоненте, тесно связанном с первым, моторном, или двигательном, ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата (в том числе речедвигательного). Моторика имеет особое значение как средство, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонен­та следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Мото­рика легче всего поддается наблюдению — часто служит основой для суждения о темпераменте ее носителя.

Третьим компонентом темперамента является эмоциональ­ность — комплекс свойств и качеств, характеризующих особенно­сти возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характери­стик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсив­ность, эмоциональную лабильность.

Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчи­вость субъекта, т.е. способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует.

Импульсивность — это быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предваритель­ного обдумывания.

Эмоциональная лабильность — скорость, с которой прекраща­ется данное эмоциональное состояние или происходит смена одно­го переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах челове­ческого поведения своеобразное единство побуждения, действия и переживания, что позволяет говорить о целостности проявлений темперамента.

Динамика психической деятельности зависит и от других ус­ловий, например, от мотивов и состояний человека. Любой чело­век, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостные события вызывают подъем душев­ных и физических сил, а несчастье — падение их. Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний человека, проявляются у него одним и тем же образом в самых разных видах деятельности и при самых различных обстоятельст­вах. Например, студент сильно волнуется перед сдачей зачета, высокая тревожность — свойство его темперамента. Проявляться оно будет в самых разных ситуациях: нет известий от близких, необходимо ехать в незнакомое место и т.п.

Таким образом, свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Темперамент проявляется одним и тем же образом в очень различной обстановке: и в том, как человек говорит и об­щается с другими людьми, и в том, как он огорчается или радует­ся, и в том, как он работает и отдыхает, и в том, как он реагирует на различные события.

Таким образом, под темпераментом следует понимать индиви­дуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково прояв­ляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержа­ния, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей связи характеризуют тип темперамента.

 

Теории темперамента

Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, которые эти проявления обуслов­ливают. В истории психологии можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос.

Древнейшими из них являются гуморальные теории, связы­вающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Следующий класс теорий связывает темперамент со строением тела, это морфологические теории темперамента. И третий тип теорий основывается на том, что темперамент опре­деляется типом высшей нервной деятельности (основаны на тео­рии И. П. Павлова) — психофизиологические теории.

Наиболее ярко группу гуморальных теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на уче­нии Гиппократа (V век до н.э.). Он считал, что уровень жизнедея­тельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме: кровью, желчью, черной желчью (лимфой) и слизью (флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у ка­ждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис», который по-латыни звучит как «темперамент».

На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось уче­ние о четырех типах темперамента по количеству главных жид­костей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (кровь), холерическому (желчь), меланхолическому (черная желчь) и флегматическому (слизь).

В новое время (XVIII век) психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизиро­вана впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови.

В душевной жизни человека Кант выделял прежде всего чув­ства и желания, они в свою очередь зависели от телесных дви­жущих причин, самой главной из которых являлась кровь. В соответствии с этим Кант делит темперамент на темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Кроме того, каждый из них может быть связан с возбуждением жизненной силы или ее ослаблением, что зависит от свойств крови конкретного индивида.

В итоге устанавливается четыре простых темперамента: к тем­пераментам чувств Кант причисляет следующие: а) сангвиниче­ский и б) его противоположность — меланхолический. Первый имеет ту особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает неглубоко (не быва­ет продолжительным), во втором случае ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни. Ощущение, которому прида­ется большое значение, тормозит жизненную силу человека. Пе­ремены же укрепляют и оживляют душу, следовательно, человек сангвинического темперамента по Канту — счастливый человек веселого нрава.

К темпераментам деятельности Кант причисляет: с) холериче­ски-вспыльчивый и

д) флегматично-хладнокровный.

По Канту смешанных темпераментов не бывает (например, сангвинически-холерического), темперамент одного человека он считает всегда однородным.

Большое влияние на формирование современных западных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала тео­рия темперамента, выдвинутая Э. Кречмером — немецким психи­атром и психологом. Анализируя совокупность морфологических признаков, Кречмер выделяет основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций.

Например, астеническому типу конституции, характеризую­щемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечно­стями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует по Кречмеру шизоидный (шизотимический) темперамент, которо­му свойственны такие особенности, как: чрезмерная ранимость, аффективность и раздражительность либо бесчувственная холод­ность и равнодушие (колебание эмоций). Для шизоидов характер­ны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной поры­вистостью и скованностью действий. Он малоподатлив к измене­нию взглядов и установок. С трудом приспосабливается к окружению.

Другому основному конституциональному типу — пикниче­скому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широ­кой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает по Кречмеру циклоидный (циклотимический) темперамент, кото­рому свойственны либо преобладание постоянно повышенного, веселого настроения (маниакальные субъекты), либо постоянно сниженное, печальное и мрачное состояние духа (депрессивные субъекты). Для циклоидов характерны также соответствие реак­ций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений.

Атлетическому телосложению (хорошая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра, выпуклые лице­вые кости) соответствует иксотимический темперамент. Иксотимик спокоен, мало впечатлителен, обладает сдержанной мимикой и речью. У него невысокая гибкость мышления, он трудно при­спосабливается к перемене обстановки, увлечен внутренним ми­ром.

Хотя теория Кречмера является морфологической, все же в своих работах он отмечает, что строение тела в свою очередь оп­ределяется гуморально химизмом крови. Строение тела зависит от функционирования желез внутренней секреции. Например, у ев­нухов (отсутствие в крови половых гормонов) сильно увеличива­ются конечности; изменяется строение тела у людей с больной щитовидной железой (разное количество гормонов щитовидной железы — разный рост). При этом происходит сдвиг в темпера­менте.

Кроме того, Кречмер пишет, что мозг остается заключитель­ным органом для всех действий, связанных с темпераментом. На­блюдения над травмами мозга показывают, что непосредственное воздействие на мозг может вызвать резкие изменения темпера­мента. Типология Кречмера до сих пор остается очень популярной в странах Западной Европы.

В США приобрела популярность другая морфологическая тео­рия темперамента — теория американского психолога У. Шелдона.

Исходным для Шелдона является понятие не типа (как сово­купности физических и психологических черт по Кречмеру), а компонента. Для того чтобы выбрать компоненты телосложения, Шелдон применил так называемый антропоскопический метод: он визуально обследовал фотографии 4000 обнаженных студентов колледжа, снятых спереди, сбоку и сзади. В результате очень кропотливого анализа фотографий Шелдону удалось выбрать са­мые крайние варианты телосложения, максимально не похожие друг на друга. Таких вариантов оказалось всего три.

Первый характеризуется общей сферической формой, мягко­стью, наличием очень большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутрен­ними органами, вялыми руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами.

Для второго были характерны широкие плечи и грудная клет­ка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкож­ного жира, массивная голова.

Третий тип олицетворял худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой груд­ной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, с хорошо развитой нервной системой.

На основании этих типов Шелдон выделил три первичных компонента телосложения, которые получили соответственно обо­значения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Эти тер­мины произошли от названия зародышевых листков. Согласно имеющейся в биологии точке зрения, из андодермы (внутренний зародышевый листок) развиваются внутренние органы: из эндо­дермы (средний зародышевый листок) развиваются кости, мыш­цы, сердце, кровяные сосуды; из экдодермы (внешний) — волосы, ногти, рецепторный аппарат, нервная система и мозг.

Кроме того, у Шелдона каждый компонент выражался коли­чественно по 7-балльной шкале. Телосложение каждого конкрет­ного индивида оказалось представленным оценкой, состоящей из трех цифр.

Такая система оценки телосложения получила название соматотипирования. А набор из трех цифр, характеризующих степень выраженности компонентов телосложения данного человека, — соматотипом человека. Например, индивид, у которого соматотип 4-6-1 имеет среднюю степень эндоморфии, высокую выраженность мезоморфии и отсутствие экдоморфии.

Соматотип крайнего эндоморфа — 7-1-1.

Соматотип крайнего мезоморфа — 1-7-1.

Соматотип крайнего эктоморфа — 1-1-7.

Обследовав большую группу испытуемых, Шелдон обнаружил, что каждому соматотипу соответствуют свои группы черт (по 22 черты). Шелдон предположил, что обнаруженные группы черт соответствуют первичным компонентам темперамента, которым позднее он дал название: висцеротония, соматотония, цереброто-ния. Таким образом, эндоморфии соответствует висцеротония, мезоморфии — соматотония, эктоморфии — церебротония. Опи­сание типов можно прочитать в работе Шелдона (7, с. 250-262).

Основной упрек к морфологическим теориям темперамента сводится к тому, что они недооценивают, а иногда просто игнори­руют роль среды и социальных условий в формировании психиче­ских свойств индивида.

Современные теории темперамента основываются на учении И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы че­ловека и животных. Крупнейшей заслугой Павлова явилось де­тальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли динамических особенностей поведения центральной нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регули­рующим и контролирующим влиянием на весь организм.

Павлов выделил три основные свойства нервной системы: 1) силу, 2) уравновешенность и 3) подвижность возбудительного к тормозного процессов. Сила нервной системы, в которой Павлов видел наиболее важную характеристику, есть выносливость, рабо­тоспособность. Она проявляется прежде всего в способности вы­держивать длительное или кратковременное, но сильное возбуж­дение, не входя в состояние охранительного торможения. Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению пове­дения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот. Противоположностью подвижности является инерт­ность нервных процессов.

Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности.

Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешен­ный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравнове­шенный, инертный — темперамент флегматика; сильный неурав­новешенный — холерика; слабый — темперамент меланхолика.

 

 

уравновешенный САНГВИНИК

Сильный подвижный

Тип

нервной неуравновешенный

системы Слабый ХОЛЕРИК инертный

МЕЛАНХОЛИК ФЛЕГМАТИК

 

Но тип нервной системы и темперамент не отождествляются Павловым полностью. Согласно Павлову, темперамент составляет те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервной системы. «Тип нервной системы» — это понятие, которым опери­рует физиолог, психолог же пользуется термином «темперамент».

Исследования Павлова были продолжены отечественными психологами Б. М. Тепловым, В. Д. Небылициным, В. С. Мерлиным. Ими отмечено, что первостепенное научное значение работ Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных параметров психофизиологической орга­низации индивидуума.

В настоящее время исследования показывают, что структура свойств нервной системы много сложнее, чем это представлялось раньше, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем предполагал Павлов. Кроме того, выделены новые свойства нервной системы, такие, как динамичность и лабиль­ность, а также обнаружено участие в регуляции поведения под­корковых структур головного мозга, в частности, лобно-ретикулярных и лобно-лимбических отделов.

В целом можно сделать вывод, что индивидуальность человека зависит не только от особенностей центральной нервной системы, но от более широких биологических функций организма. Поиски этих функций продолжаются в настоящее время. Однако для практического изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой.

 

Описания типов темперамента

В соответствии с этим следует отметить, что для сангвиниче­ского темперамента характерны довольна высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как пра­вило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспита­тельных влияниях приводит к отсутствию должной сосредото­ченности, к поспешности, а иногда и к поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яр­кая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может вылиться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержан­ность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнитель­но низким уровнем активности поведения и трудностью переклю­чений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привыч­ных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психи­ческой активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их вы­ражении. На почве этих особенностей при недостатке соответ­ствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут раз­виться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого вовсе не заслуживают.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.019 с.)