Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная методика относится к определению общих способностей, а конкретно к развитию памяти. Автор методики: А. Р. Лурия. Данная методика, как и все последующие, взяты с интернет источника по адресу: http://azps.ru/tests/tests_amthauer.html Цель методики: Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Инструкция: Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе. Как правило, для больных требуется не менее 8—10 предъявлений для полного (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления). В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день. Описание методики: Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов. Примеры набора слов 1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. 2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. Обработка и анализ данных: На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна, прежде всего, качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных. Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова, при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается; — при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания. Психологический тест "Аналитические математические способности. Форма А" Данная методика относится к определению специальных способностей, а конкретно к улучшению усваивания учебного материала, в данном случае - математики. В данном психологическом тесте разработчики указаны как: Лаборатория azps.ru Данная методика, как и все последующие, взяты с интернет источника по адресу: http://azps.ru/tests/tests_amthauer.html и 1. Психологический тест "Аналитические математические способности. Форма А" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 24.02.2009. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/chryad_a.html (24.02.2009). Цель методики: Улучшению усваивания учебного материала, в данном случае - математики. Инструкция: Сейчас вы получите задания. Каждое задание представляет собой ряд чисел. Эти числа находятся в определённой закономерности. Найдите эту закономерность. Одно из десяти чисел в ряду пропущено. Используя найденную закономерность, определите, что это за число. Запишите это число в бланк ответов и приступайте к следующему заданию. Если долго не получается решить одно задание, то переходите к другому. Время, которое у вас есть: 15 минут. Описание методики: Стимульный материал теста состоит из двадцати числовых рядов. Каждый ряд включает в себя десять чисел, находящихся в определённой взаимосвязи между собой. Одно из десяти чисел пропущено (отмечено троеточием). В задачу испытуемого входит найти это пропущенное число. Обработка результатов: С помощью ключа посчитайте количество верных ответов. За каждый верный ответ начисляется один балл. Таким образом, максимальный балл составляет 20. Также приводится таблица ориентировочных нормативов для разных возрастов. (см. Приложение 3). Анализ монографии Н.С. Лейтеса. «Возрастная одарённость и индивидуальные различия» Мною была рассмотрена работа советского психолога Н.С. Лейтеса Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избранные труды / 3 издание, исправлено и дополнено. – Москва: Издательство Московского психолого– социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. В данной книге описываются 6 разделов, в каждом разделе имеются главы. Раздел 1. Ранний восход: Проблема детской одарённости. -Чудо – дети. - Склонность к труду как фактор одарённости. - Общее понятие о возрастной одарённости. Раздел 2. Три школьных возраста: возрастные особенности как предпосылки развития способностей. - Младшие школьники (на примере второклассников) - Подростки (на примере 6-классников) - Старшие школьники (на примере 9-классников) Раздел 3. Различия по интеллекту, обусловленные ходом возрастного развития. - Умственное своеобразие младших подростков с замедленностью или ускоренностью возрастного развития. - Случаи подъёма умственных способностей в старшем школьном возрасте. Раздел 4. Индивидуально - типические различия по интеллекту. - «Художественный» и «мыслительный» типы. - Своеобразие интеллекта, связанное с типом нервной системы. Раздел 5. К вопросу о нравственной одарённости. Раздел 6. Статьи разных лет. - На пути к изучению самых общих предпосылок способностей. - К вопросу о природных предпосылках дифференциально– психологических свойств. - О динамической стороне психической активности. - К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. - Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника. - Памяти Бориса Михайловича Теплова. Список литературы к разделу 6. Приложение. А.С. Пушкин о детях. В данную книгу избранных трудов психолога вошли его основные работы по проблемам индивидуальных различий детей. Особое место отведено исследованиям умственной одарённости школьников. Основным предметом изучения автора были индивидуальные различия по общим способностям в годы школьного детства. К таким способностям относятся, по мнению психолога, свойства ума, а совокупность общих способностей часто называют интеллектом. В первом разделе автор описывает 3 жизненных истории про 3 одарённых мальчиков. Он описывает их индивидуальные различия. Подводя нас к выводу, что склонность к труду является фактором одарённости. Под одарённостью ученика Н.С. Лейтес понимает более высокую, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одарённость, по его мнению, - это особо благоприятные внутренние предпосылки развития. У рано развившихся детей, как заметил автор, имеется большая потребность в деятельности, т.к. в этом, по-видимому, нуждается их созревающий мозг. Вероятно, именно «неустанная тяга» к знаниями приводит к более раннему умственному подъёму. Такое тяготение называют «склонность». Она обозначает расположенность к процессу деятельности и предполагает эмоциональную вовлечённость в работу. Но такая тяга не является чем – то внешним по отношению к способностям, она является лишь стороной способностей, т.е. фактором одарённости. По мнению автора, изучение возрастной одаренности – весьма значимое и перспективная задача исследований в области психологии детства, так как, употребляя термин, возрастная одаренность оно несет объяснительное значение, показывая, что признаки одаренности ребенка могут возникать из возможностей детства. Во втором разделе автором велись систематические наблюдения за учащимися 2, 6, 9 классов. Сопоставление групп школьников с разным возрастом, позволило психологу, наблюдать возрастные различия в условиях: их общения с взрослыми и детьми, учебные занятия и развлечения. Изучив этот раздел, можно сделать вывод, что возраст учеников и характер начального обучения в школе, в большей степени определяет особую роль учителя и расположенность детей к послушанию, которое заметно снижается в последующих классах. По отношению к обучению второклассники впитывают накопленные знания с повышенной впечатлительностью. Учебные занятия в школе - это источники для роста познавательных сил. В ходе систематического учения у них развиваются волевые черты, проявляются особенности не только активности, но формирующейся саморегуляции. Рассмотренные черты младших школьников это факторы их возрастной одаренности. Подростки. Шестиклассники – характерные представители серединного периода школьного детства. По отношению к занятиям не редко наблюдаются признаки некоторого равнодушия. Подлинная поглощенность на уроке у данных представителей возникает гораздо реже, чем в младших классах, но по отношению к развлечениям (проведение вечеров КВН, участие в туристических походах, решение задачек на сообразительность и др.) они проявляют активность и энтузиазм. Так же у младших подростков возрастает потребность быть вместе со сверстниками: равняться на них, участвовать в совместной с ними жизни. Старшие школьники, на примере девятиклассников: у них во многом сохраняется отношение к окружающей в школе обстановке, к привычным ученическим обязанностям. Часто обращает на себя внимание их критическое отношение к преподавателям, к их не подготовленности и слабости. Но у них часто обнаруживают повышенный интерес к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Споры друг с другом, дискуссии на уроках и др., отвечает насущной потребности возраста. Материалы наблюдения Н.С. Лейтеса говорят о том, что учащиеся 15 – 16 лет отличает не только высокий уровень умственных возможностей. Старший подростковый возраст по – своему обогащает личность, открывает новые предпосылки для ее всестороннего развития. Проведенные наблюдения, по мнению автора, позволяют констатировать главное: школьников младших, средних и старших классов отличает качественное своеобразие их умственных возможностей, и такого рода возрастные особенности могут быть отнесены к предпосылкам становления общих способностей, к возрастным факторам одарённости. В третьем разделе по наблюдениям автора у взятых учеников, у которых разница в возрастном развитии обнаруживалась не столько в степени умственного развития, сколько в своеобразии проявляемого ими интеллекта. В данном разделе идёт описание трёх школьников 12 -13 лет, заметно различающимися по своим возрастным особенностям. «Способный, но не умный»: ученик с очень наивным, не по возрасту, отношением к окружающему; «Тихоня»: всегда чистенький, причёсанный, доверчивый и серьёзный по отношению к занятиям; и «Привязчивая ученица»: самая сильная ученица класса, делает усилия на то, чтобы учителя были ею довольны; такие названия дал им Н.С. Лейтес и убедился, что достоинства данных учеников неразрывно связанны с сохранившимися у них чертами детскости. Такого рода связь умственных свойств с неравномерностью хода возрастного развития характеризует по преимуществу не степень, а своеобразие проявляемого учениками интеллекта. Но так же встречались в наблюдениях автора, ученики 12-13 лет, которые по психологической зрелости как бы опережали свой возраст, а ещё описание случаев подъёма умственных способностей в старшем школьном возрасте. В данном разделе книги, можно познакомится с некоторыми вариантами хода возрастного развития: со случаями относительного основания или опережения умственного развития у подростков, а также со случаями ускорения умственного развития, связанными со вступлением в пору ранней юности. Одни из вариантов хода развития сказываются по преимуществу не на уровне, а на своеобразии умственных возможностей, другие – определенно обусловливают самый уровень интеллекта. Все это указывает на глубокую взаимосвязь проявлений способностей и хода возрастных изменений, на важность изучения такого рода зависимости. Предлагаемые психологические характеристики в 4 разделе – результат индивидуального изучения автором учащихся, различающихся по типу нервной деятельности. Существенный интерес представляют различия по качествам ума и личностным особенностям, обусловленные принадлежностью к тому или другому психофизиологическому типу, у школьников с высоким умственным уровнем. Описание различий связанных с преобладанием у одних людей словесно-логических моментов у других – образных. Автор приводит пример множество научных исследований разных авторов: Бине (практики и словесники – противопоставление, которое имеет всеобщее значение); и Павлова (два противоположных типа и промежуточный между ними: первая сигнальная система – «художественный» тип, вторая сигнальная система – «мыслительный» и с уравновешенностью сигнальных систем – «средний» тип). Чтобы судить об этом своеобразии нужны, прежде всего, конкретные знания о различиях в умственной деятельности, осуществляемые в сходных условиях. В этом отношении представляются оправданными специальные наблюдения за школьниками. Автор приводит описание умственных особенностей трех школьниц (Юли, Вики и Нины). Речь как способ выражения первых сигнальных впечатлений может быть двух родов: образное, метафорическая (Вика) и просто конкретная, безыскусственно выражающая близость к действительности (речь Нины и частично Вики). «Второсигнальный характер речи Юли проявляется в том, что слова для нее в значительной мере лишены своего чувственного содержания. Приложение этих данных описанных автором жизненных фактов не должно ограничиваться сферой деятельности художников и мыслителей. Нина, Вика и Юля – весьма распространенный типы школьниц. Выяснение различий между ними с точки зрения соотношения сигнальных систем позволяет полнее, определеннее понять их умственное своеобразие. В описании своеобразии интеллекта, связанные с типом нервной системы лежат свойства основных нервных процессов по И.П.Павлову(возбуждение и торможение); а именно: сила основных нервных процессов, уравновешенность между ними и подвижность – составляет тип нервной системы. Н.С. Лейтес описывает характеристики трех юношей, окончивших школу с медалью, и выявляет «жизненные показатели» нервной системы каждого ученика. Приведенное описание автором могут представлять интерес не только с точки зрения характеристики определенных типов нервной системы, но и для выявления свойств типа – силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов. Данный раздел книги знакомит с двумя типологиями, имеющими физиологическое обоснование. Знание умственных особенностей, относящихся к тому или иному психофизиологическому типу, дает представление о некоторых вариантах своеобразия одаренности. Автор поясняет нам, что одарённость всегда неповторимо индивидуальна и вместе с тем несёт в себе те или иные типические черты. И уже проявившиеся типологические различия играют вполне реальную роль: они могут указывать на некоторые будущие черты индивидуальности и во многом обусловливать дальнейший ход умственного развития. В 5 разделе автор обращает наше внимание на вопрос о нравственной одарённости. Его наблюдения показывают, что нравственно- эмоциональная отзывчивость может быть столь же органична для индивидуальности, как и собственно умственные данные. Более того, в пору юности нравственная потребность играет ключевую роль в общем умственном развитии. На примере двух историй, видимо, неправомерно было бы с понятием «одарённость» соотносить только интеллект, отделяя его от других сторон личности. Нравственно-эмоциональные моменты могут быть отличительной особенностью именно одарённости человека. Нередко способности, Ирины (первой героиней) в единстве с нравственным чувством подсказывают ей действия, нужные другим; нравственные установки Андрея (второго героя) как бы вбирают в себя результаты его разносторонней начитанности и умственного анализа. Выводом данной главы можно считать, по мнению автора то, что одарённость у растущего человека выступает, прежде всего, как потребность, настоятельная и вместе с тем не вполне определённая. Умственная активность и её саморегуляция, направленность ума и чувств – предвестники будущих возможностей – выражают единство и индивидуальное своеобразие развивающейся личности. В заключительном разделе тома – отдельные статьи, частично представлено участие психолога Н.С. Лейтеса в психофизиологическом направлении дифференциальной психологии: обсуждение вопросов об индивидуально- природных предпосылках умственной активности и её саморегуляции, о динамической стороне психической активности. Некоторые из статей непосредственно относятся к рассмотрению возрастных основ различий по способностям и одарённости. В конце приведён общий список литературы к статьям. Можно сделать вывод о том, что данная работа Н.С. Лейтеса даёт достаточно полное представление о разработанном автором возрастном подходе к умственной одарённости школьников.
Заключение Способности – это не просто индивидуальные особенности, это, прежде всего, основа развития гармоничной личности, стремящейся к совершенствованию. Не просто наличие способностей, а именно их развитие способствует становлению человека и как личности, и как, и профессионала в определенном виде или видах деятельности. Проблема изучения способностей и в частности одаренности достаточно сложна и требует разностороннего подхода не только к определению данных понятий, но и к оценке признаков одаренности в детские годы. Ведь главная сложность в понимании проявлений одаренности в годы детства - переплетение в ребенке возрастных и собственно индивидуальных свойств. Кроме того изучение проблемы одаренности влечет за собой появление, раскрытие множества других проблем, среди которых немаловажное значение имеет проблема прогнозирования проявлений признаков одаренности. Вопросы прогноза, когда речь идет о детях - одни из самых трудных и самых ответственных. Вопрос одаренности, на мой взгляд, очень интересен. Как видно из статьи М. Матюшкина, данная тема начала волновать ученые умы достаточно давно и, как это ни странно, однозначного ответа на данный вопрос не найдено… С.С. Степанов очень точно определил основную проблему: «Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности». Так, чтобы проблема одаренности была полностью раскрыта, необходимо, на мой взгляд, особое внимание уделить вопросу задатков (задатки - генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой процессов формирования способностей и их развития). На мой взгляд, дети не рождаются, так скажем, «одинаковыми», и все их знания и умения зависят только от среды. И не все зависит он генотипа. Конечно, и то и другое влияет на развитие ребенка, но задатки - эта платформа, и у каждого человека своя. В заключении хотелось бы отметить тот факт, что важный вопрос детской одаренности в настоящее рассматривается психологами, составляются развивающие программы. На мой взгляд, важны не сами исследования одаренности, а выводы этих исследований и развивающий материал, позволяющий детям развивать свои способности. Поставленная мной цель во введении была достигнута - явление одаренности, как и понятие способностей, было мной рассмотрено и вынесены свои суждения по данной проблеме. Список литературы 1. Гоноболин Ф.Н. Психология // Способности // Психические свойства детей младшего школьного возраста, 1973, №2001- с. 139- 143, с. 210-213. 2. Крутецкий В.А. Психология //Психологические особенности личности, 1974, №2 - с. 241-253. 3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия // 2008. 4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: http://www.5port.ru/luria/lekcii po obshey psihologii luriya 5. Маклаков А.Г. Общая психология: http://www.gumer.info 6. Немов Р.С. Психология // Общие основы психологии, 2002, №1- с. 373- 393. 7. Немов Р.С. Психология // Психология образования, 2002, №2 – с.491- 500. 8. Под ред. Петровского А.В. Введение в психологию: http://www.5port.ru 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: http://www. Koob.ru 10. Теплов Б.М. Способности и одарённость: http://www.portalus.ru
Приложение 1. Субтест 1 (Часть 1 – 4мин, часть 2 – 3мин) В каждом ряду Вам необходимо выбрать из пяти фигур справа ту, которая наиболее подходит к трем фигурам слева. Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов. Примеры. В первом примере а – правильное решение. Оно уже вычеркнуто на бланке ответов. Субтест 2 (Часть 1 – 4мин, часть 2 – 3мин) В каждом ряду Вам необходимо выяснить какая из фигур в пяти квадратиках отличается от четырех остальных, то есть не подходит к ним. Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов. Пример 1. В первом примере правильное решение – d. Субтест 3 (Часть 1 – 4мин, часть 2 – 3мин) В каждом задании выберите, пожалуйста, справа тот квадратик с рисунком, который наиболее подходит на место пустого квадратика слева, чтобы дополнить общий рисунок. Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов. Пример 1. В первом примере правильное решение – с. Субтест 4 (Часть 1 – 4мин, часть 2 – 3мин) В каждом задании Вам необходимо точно разглядеть, где находится точка и затем выбрать из пяти фигур справа ту, в которой можно расположить точку точно таким же образом. Букву, соответствующую правильному ответу, необходимо отметить на вашем бланке ответов. В этот раз Вам предстоит решить 8 заданий, расположенных на двух последующих страницах. Помните о том, что ничего нельзя писать на самом тексте, поэтому не заносите, пожалуйста, точку на рисунок с заданием. Пример 1. В первом примере с – правильное решение, потому что только здесь можно поместить точку в круг таким образом, чтобы она оказалась вне прямоугольника.
Приложение 2. Бланк ответов. Фамилия _______________________________ Имя ___________________________________ Пол _____________________ Дата рождения _______________________ Дата тестирования_____________________________________________ Букву, которая соответствует правильному на Ваш взгляд решению, вычеркивайте, пожалуйста, на этом бланке ответов так a b с d е (наклонной чертой). Если Вы зачеркнули не ту букву, то исправляйте зачеркиваением крест–накрест. Ответы заносятся в 2 таблицы (Часть 1 и часть 2), затем идёт подсчёт количества правильных ответов, затем высчитывается общая сумма. После результаты заносятся в данную таблицу:
Приложение 3.
Задания. 1) 196 175 154 133 112 91... 49 28 7 2) 39 24 23 41 7 58 -9 75 -25... 3) -31 -30 -55 -1 -79... -103 57 -127 86 4) 23... 57 74 91 108 125 142 159 176 5) 155... 205 230 255 280 305 330 355 380 6) 5 -4 -13... -31 -40 -49 -58 -67 -76 7) -15 -1 4 -9 8 9... 17 14 3 8) 89... 73 83 57 70 41 57 25 44 9)... -28 -16 -12 -8 4 0 20 8 36 10) 11 18 12... 9 7 21 0 2 26 11) 0 -9 -10 -7 -17 -3... -25 4 -21 12) 6 -8 1 1 -15 6... -22 11 -9 13) 95 95 112 86 129... 146 68 163 59 14) 92 105 106 133 120 161... 189 148 217 15) 6 -3 -21 15 -48 33... 51 -102 69 16) 120... 62 33 4 -25 -54 -83 -112 -141 17) 7 31 55 79 103 127 151 175... 223 18) -2 -13 -27 -29... -45 -77 -61 -102 -77 19) -19 4 27 50 73 96 119 142... 188 20) 38 28 18... -2 -12 -22 -32 -42 -52
БЛАНК ОТВЕТОВ Ф.И.О.: ______________________________________ Возраст (полных лет): ___________
1. _____ 2. _____ 3. _____ 4. _____ 5. _____ 6. _____ 7. _____ 8. _____ 9. _____ 10. _____ 11. _____ 12. _____ 13. _____ 14. _____ 15. _____ 16. _____ 17. _____ 18. _____ 19. _____ 20. _____ Ключ.
1) 70 2) 92 3) 28 4) 40 5) 180 6) -22 7) -3 8) 96 9) -24 10) 16 11) -14 12) -4 13) 77 14) 134 15) -75 16) 91 17) 199 18) -52 19) 165 20) 8
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.014 с.) |