Как выявить особенности своей памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как выявить особенности своей памяти



Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нуж­ный момент вспоминать, т.е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запоминалось. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение – вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Чаще всего они обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду именно эти общие различия. Однако, кроме них, наблюда­ются различия в уровне развития у каждого человека отдельных видов памяти: образной и логической. К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания. Сюда же относят память на чувства — эмоциональную память. Названные типы образной памяти означают, что одни люди лучше и быстрее запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений. Чаще всего встречаются люди со смешанными типами образной памяти.

Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи. Вы, наверно, замечали, что некоторые события, вещи запомина­ются как бы сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. Однако, к сожалению, так бывает нечасто. Обычно мы сознательно ставим себе цель запомнить, а в нужный момент это припомнить, воспроизвести – это произвольная память. Любой вид памяти может быть произвольным или непроизвольным, тем не менее у разных людей уровень их развития неодинаков.

Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то говорят о механической памяти. Если же человек, запоминая, старается понять, о чем, например, говорится в тексте, устанавливает связи с уже имеющимися знаниями, то он руководствуется смысловой памятью. Смысловая память характеризуется пониманием и некоторым преобразованием запоми­наемого материала.

Многие профессии требуют хорошего развития конкретного вида или типа памяти у человека. Выявить особенности своей памяти вы можете в ходе приведенных далее практических заданий. При выполнении их следует иметь в виду, что по исследованиям психологов, нормальный объем памяти взрослого человека на совершенно новый, не имеющий смысла материал равен 7±2. Ко­нечно, чем больше объем, тем лучше. Сравнивая свой результат с нормой, вы установите, какой вид памяти развит у вас лучше всего. Если результаты по отдельным видам памяти совпадают или близки, у вас смешанный тип памяти.

Практические задания

Задание 1. Исследуйте свою логическую и механическую память.

1. Прочитайте нижеприведенный ряд из пар слов (интервал между парой слов 3 с). Затем закройте слова листком бумаги и подсчитайте количество запомнившихся слов правой половины ряда. Запишите это число. Такую же работу проведите со вторым рядом слов.

а) Пары слов с логической связью:

 

ЗАМОК — КЛЮЧ ЯБЛОКО — КОМПОТ

КОРОВА — МОЛОКО КУКЛА — ИГРАТЬ

ЩЕТКА — ЗУБЫ ДЕРЕВО — ЛИСТ

СНЕГ — ЗИМА ОЧКИ — ГЛАЗА

ПЕРО — БУМАГА КОФЕ — ЧАШКА

ГОЛОВА — ВОЛОСЫ МАШИНА — ЕХАТЬ

КНИГА — УЧИТЕЛЬ ШКОЛА — УЧИТЬСЯ

Количество запомнившихся слов (объем логической памяти Пл): …

б) Пары слов без логической связи:

ГРИБ — ДИВАН ЗУБЫ — КОМПАС

БОТИНКИ — ВЕТЕР СНЕГ — СТУЛ

КЛЕЙ — ВОРОТА СПИЧКИ — ОВЦА

ЖУК — УЧИТЕЛЬ СИНИЦА — ТРАМВАЙ

ПИРОГ — НОГА СТАКАН — ДРОВА

РЫБА — ПОЖАР ЛОЖКА — ПЕТУХ

ВЛАСТЬ — ЧУЛКИ МОРЕ — ГРУША

КАРАНДАШ — БАБОЧКА

Количество запомнившихся слов (объем механической па­мяти Пм): …

2. В течение 60 с прочитайте текст. В нем выделены шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 Г. В АТЛАНТИЧЕСКОМ ОКЕАНЕ ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА. ОГРОМНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД «ТИТАНИК”, ШЕДШИЙ ПЕРВЫМ РЕЙСОМ ИЗ ЕВРОПЫ В АМЕРИКУ, СТОЛКНУЛСЯ В ТУМАНЕ С ПЛАВАЮЩЕЙ ЛЕДЯНОЙ ГОРОЙ– АЙСБЕРГОМ (1), ПОЛУЧИЛ БОЛЬ­ШУЮ ПРОБОИНУ И СТАЛ ТОНУТЬ (2). «СПУСТИТЬ ШЛЮП­КИ» — СКОМАНДОВАЛ КАПИТАН, НО ШЛЮПОК ОКАЗА­ЛОСЬ НЕДОСТАТОЧНО (3). ИХ ХВАТИЛО ТОЛЬКО НА ПОЛОВИНУ ПАССАЖИРОВ. «ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ, — К СХОДНЯМ, МУЖЧИНАМ НАДЕТЬ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОЯ­СА!» (4) — РАЗДАЛАСЬ ВТОРАЯ КОМАНДА. МУЖЧИНЫ МОЛЧА ОТОШЛИ ОТ БОРТА. ПАРОХОД МЕДЛЕННО ПОГРУЖАЛСЯ В ТЕМНУЮ ХОЛОДНУЮ ВОДУ (5). ОДНА ЗА ДРУГОЙ ОТЧАЛИВАЛИ ОТ ГИБНУЩЕГО СУД­НА ЛОДКИ С ЖЕНЩИНАМИ И ДЕТЬМИ. ВОТ НАЧА­ЛАСЬ ПОСАДКА В ПОСЛЕДНЮЮ ШЛЮПКУ (6). И ВДРУГ К СХОДНЯМ, КРИЧА И ВОЯ, БРОСИЛСЯ КАКОЙ-ТО ТОЛСТЯК С ПЕРЕКОШЕННЫМ ОТ СТРАХА ЛИЦОМ (7). РАСТАЛКИВАЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, ОН СО­ВАЛ МАТРОСАМ ПАЧКИ ДЕНЕГ И ПЫТАЛСЯ ВСКОЧИТЬ В ПЕРЕПОЛНЕННУЮ ЛЮДЬМИ ШЛЮПКУ (8). ПОСЛЫШАЛСЯ НЕГРОМКИЙ СУХОЙ ЩЕЛЧОК — ЭТО КАПИТАН ВЫСТРЕЛИЛ ИЗ ПИСТОЛЕТА (9). ТРУС УПАЛ НА ПАЛУБУ МЕРТВЫМ (10), НО НИКТО ДАЖЕ НЕ ОГЛЯНУЛСЯ В ЕГО СТОРОНУ.

Количество правильно воспроизведенных мыслей (память логическая на мысли Пм): … (можно установить 10 мыслей).

По результатам выполнения заданий 1—2 составьте характери­стику вашей памяти.

Объем памяти:

а) слуховой —...; б) зрительной —...; в) двигательной —...; г) механической —...; д) логической —...; е) образной —...; ж) словесной —...; з) числовой —....

Задание 2. Выявите индивидуальные особенности своей па­мяти. Для этого вспомните и постарайтесь точно ответить на сле­дующие вопросы:

1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внимательно прочитанный про себя или прослушанный?

2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физи­ческих упражнений или практических действий на уроках тру­да: в зрительной форме (когда смотрите, как показывают движе­ния) или мышечно-двигательной (когда сами повторяете дви­жения)?

3. Какой материал запоминается легче, быстрее: конкретный (формулы, иностранные слова и т. п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления и т.п.)?

4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?

5. Были ли случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?

6. Можете ли вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера ехали в транспорте?

7. Часто ли остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?

8. Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть доход­чивый материал, для того чтобы воспроизвести его: а) тут же; б) на следующий день; в) через несколько дней?

9. Вычислите, каких событий в вашей жизни за последние две недели было больше: приятных или неприятных? Для этого лист бумаги вертикальной чертой разделите на две части. Слева в графу со знаком «+» запишите приятные события, справа со знаком «–» запишите неприятные события. Сравните их количество.

Ответы на вопросы можно интерпретировать следующим образом (по пунктам задания):

1. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором – слуховой.

2. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором – двигательный.

3. В первом случае у вас хорошо развита образная память, во втором – словесно-логическая.

4. Если очень хорошо, то у вас хорошо развита эмоциональная память.

5. Если так случается, то у вас плохо развита оперативная память.

6,7. При утвердительном ответе у вас хорошая непроизвольная память.

8. Ответ на этот вопрос характеризует вашу произвольную память, ее прочность.

9. Ответ на этот вопрос характеризует такое ваше личностное качество, как оптимизм.

Задание 3. Определите объем своей непроизвольной памяти.

1. Попробуйте вспомнить и описать все, что происходило с вами по дороге из дома в школу. Попробуйте дать отчет обо всем, что вы видели, слышали и делали.

2. Запишите свое первое воспоминание. Почему запомнилось именно это?

Объем непроизвольной памяти определяется по количеству припомненных событий.

Как улучшить память

Не подлежит сомнению тот факт, что трудовая деятельность работающего тесно взаимосвязана с возможностями его памяти. Поэтому трудно найти человека, которого не интересовала бы проблема развития и совершенствования памяти. Углубить, расширить, разбудить скрытые возможности своей памяти по плечу практически каждому. Для этого надо уметь организовать запоминаемый материал и знать разнообразные приемы запоминания. Вот некоторые из них.

1. Непременным условием хорошего запоминания является внимание к тому, что надо усвоить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязыва­лось заучиваемое; пересказать текст своими словами. Заучивать материал необходимо сначала как можно медленнее, чтобы облегчить его осмысление, а затем быстрее. Если нужно осмыслить и запомнить обширный материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Скорее запоминается то, что связано какой-либо одной мыслью в тематическое целое. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Особое значение здесь приобретает способность находить в словах сходство и различие.

2. Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску—это облегчит его запоминание, однако слишком сильные эмоции препятствуют запоминанию. Следует помнить, что интересы человека связаны с его чувствами (эмоционально-положительное отношение), поэтому одно из условий хорошего запоминания и воспроизведения — интерес к информации.

3. Память, подобно многим другим способностям, развивается путем упражнений. Упражняясь в запоминании, учитывайте, что включение запоминаемого материала в практическую деятельность помогает лучшему запоминанию. Старайтесь побольше решать задач, выполнять практических упражнений с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

4. Есть такая закономерность: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти. Известно, что при любой умственной деятельности человек может отдыхать, меняя ее виды. Это правило относится и к памяти. Отсюда следует, что верный путь избежать переутомления — научиться менять виды памяти, участвующие в запоминании.

5. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Однако полезно знать, как лучше организовать повторение. Целесообразнее всего сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Близким повторением через 15–20 мин предотвращается забывание. Последующее повторение лучше проводить через 8–9 часов и через 24 часа. Как видите, интервал между повторениями увеличивается. При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на «свежую» голову. Известно, что лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно посоветовать так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.

6. Для лучшего запоминания можно использовать прием установление ассоциации между информацией, необходимой для запоминания, и чем-то хорошо знакомым. Так, вместо того чтобы запомнить, чему равно число «пи», можно запомнить фразу «Что я знаю о кругах». Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число – 3,1416. Другой пример: фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает запомнить порядок цветов в спектре. Причем чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запомина­ется. Постоянно тренируя, нагружая свою память (запоминая и воспроизводя запомнившееся ранее), можно усовершенствовать ее.

Упражнения

ТРУДНОЕ – ЗАПОМНИ

Учитель показывает ученикам на 25 – 30 секунд десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

 

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

 

БЕГ АССОЦИАЦИЙ

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке – передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

 

КАЛЕЙДОСКОП

Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Учитель: «Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета.

Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем – все остальные.

 

РАЗВЕДЧИК

Выбирают одного из участников – «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!»– и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того, как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача – обнаружить все перемены.

 

Развивая память, вы способствуете развитию мышления.

 

 

МЫШЛЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.57.1 (0.036 с.)