ТОП 10:

Познавательных процессов школьника



3. Ощущения, восприятие

Ощущения – элементарный познавательный процесс, отражающий отдельные свойства предметов, отдельные раздражители при их непосредственном действии на органы чувств. Зрительный разностный порог определяется изменением первоначального раздражителя на 1/100. Практически можно на белом листе нарисовать красные ровные линии по 100 мм; синие по 99 мм; зеленые по 98 мм; черные по 97 мм; коричневые по 96 мм; оранжевые по 95 мм длиной. Линии расположить без порядка относительно друг друга. Испытуемый должен сказать о сравнительной величине линий. В норме следует правильно назвать линии по цвету с уменьшением их длины.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее целостных предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. В структуре восприятия – две основные подструктуры: виды восприятия (простые, сложные, специальные: восприятия пространства, времени, движения; восприятие человека человеком) и свойства восприятия (объем, предметность, целостность, структурность, контактность, апперцепция, осмысленность и др.). Различают зрительные (методика «Шкалы приборов»), слуховые, осязательные (плоские фигуры Г.Фалькельта), кинестетические, обонятельные и вкусовые (рассказ о ситуации холода, тепла) восприятия, а также пространственное (методика «Компасы»), временное (оценка точности восприятия времени с помощью секундомера) и восприятие движения.

 

Методика 3.1. Объем восприятия

На белом листе бумаги, наклеенном на картон, написать крупно 10 разных слов (каждое из 4-8 букв); 10 трехзначных разных чисел и 10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Слова, числа и рисунки расположить горизонтальными рядами на всей поверхности листа в любой последовательности. Учитель дает установку, что он на счет «раз» покажет табличку, на которой изображены слова, числа и рисунки, и сразу ее закроет. Каждый ученик на своем листе (с указанием имени, класса) запишет, что он успел воспринять, обязательно точно. Нормальное восприятие для школьников 7+2 объектов.

Методика 3.2. Структурность восприятия

Показать ученикам в течение 5 с таблицу, на которой рядом нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова, затем попросить учащихся рассказать об особенностях и различиях животных. Лучшее представление каждого свойства определяется сравнительно с другими учениками одного класса.

Методика 3.3. Восприятие человека человеком

Учитель приносит 5 больших фотографий (не знакомых ученикам и не значимых для них). Фото выставляются для всего класса. Каждый ученик на отдельном подписанном листке должен по каждому фотопортрету определить: возраст, характер, возможную профессию. Каждое определение аргументировано доказать.

Методика 3.4. Восприятие времени

В удобное время учитель предлагает учащимся определить промежуток времени в секундах (от стука до стука) в двух вариантах: 1-й – 40 с; 2-й – 90 с. Ориентировочно: одна минута воспринимается (в секундах) в первом классе как 11 с, в третьем классе – 25 с, в пятом классе – 31 с. Взрослыми – 35 с, 1 час оценивается более объективно.

Методика 3.5. Цветной тест

Инструкция испытуемому: 12 цветов (красный, оранжевый, желтый, салатный, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый, коричневый, черный) расположить по порядку от наиболее приятного к менее приятным по степени убывания ощущения приятного к более неприятным цветам. Последний, 12-й цвет, самый неприятный. Расположенные таким образом цвета пронумеровать от 1 до 12.

Задание 1: по этому порядку цветов расположить 20 знакомых людей (не родных) в зависимости от того, с ощущением какого цвета совпадает отношение к ним. Располагать не по именам, а по номерам, по числу; при этом на один цвет может быть 2, 3 и более человек, а по другому цвету – никого. Условно можно считать, что первые четыре цвета – приятные, вторые – безразличные (или менее приятные), третьи четыре цвета – неприятные.

Задание 2: по тем же правилам расположить 20 человек родственников (различной степени близости, начиная с самых близких).

Задание 3: определить отношение к самому себе в наиболее соответствующем цвете, или в сумме нескольких цветов, выразив этими цветами главные свойства своего характера.

 

 

Знакомые Родные Я

цвет число лиц цвет число лиц цвет свойства характера

1 1 1 3 2 4

3 1 2 2 5 3

4 1 3 3 10 2

6 3 5 2

7 4 7 4

8 6 8 4

9 1 11 1

10 1 12 1

11 1

12 1

 

ЗнакомыеРодныеЯ

приятны 3 8 4

безразличны 13 10 3

неприятны 4 2 2

 

Обработка результатов: По данным примерным результатам можно сказать, что данный человек более всех ценит самого себя, затем родных и менее просто знакомых; среди последних имеется круг друзей-приятелей, несколько неприятных и большинство – безразличных. Но если человек альтруист, то у него может быть примерно равное отношение к родным и знакомым и среди всех – большинство людей приятных.

Литература: Сергеев К.К. Школьная психодиагностика: Метод. рек. для учителя. Херсон, 1988. С. 48-54, 35-37.

 

 

4. Внимание

Внимание – психический познавательный процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. В изучении и развитии внимания можно выделить два этапа: этап дошкольного развития (преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды); этап школьного развития (бурное развитие внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка).

Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности, в их числе проблема профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания (устойчивость, переключаемость, отвлекаемость, объем, концентрация, распределение).

Очевидно громадное значение послепроизвольного внимания для педагогического процесса. Педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы интерес цели, результата работы переходил в непосредственный интерес.

 

Методика 4.1. Изучениеособенностей объема внимания

Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1) основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур; 2) основанные на поиске чисел. При изучении объема внимания методикой поиска чисел используются таблицы с расположенными вразброс числами ( одно- и двухзначными). Необходимо как можно быстрее отыскать в таблице чисел и назвать (или записать) все числа в порядке возрастания. Для определения объема внимания используется косвенный показатель – скорость работы с таблицей.
Таблица чисел

8 24 15 6 19

4 12 1 23 14

18 11 22 7 21

3 9 2 16 13

5 25 17 10 20

Литература: Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

 

Методика 4.2. Изучение особенностей переключения внимания

Для изучения переключения внимания обычно используются простые модели умственной или сенсомоторной деятельности, в процессе осуществления которых испытуемый через определенные промежутки времени должен менять способы ее выполнения. К ним можно отнести сложение чисел с переключением (Э.Крепелин), отыскивание чисел с переключением (красно-черные таблицы Шульте), вычеркивание знаков с переключением (корректурная проба) и пр.

Модификация методики «Красно-черная таблица»

Вариант А предназначен для детей 5–10 лет. Представляет собой таблицу

чисел: ряд цифр от 1 до 12 в кружках и ряд цифр от 1 до 13 без кружков. Все цифры распределены в случайной комбинации, исключающей возможность логического запоминания.

Таблица чисел (А)

1 7 6 2 10

13 11 12 8 4

4 9 3 1 9

8 2 12 11 5

6 10 5 7 3

Вариант Б предназначен для лиц подросткового возраста и старше. Это таблица чисел с рядом цифр от 1 до 24 в кружках и рядом от 1 до 25 без кружков, расположенных в случайной комбинации.

 

Таблица чисел (Б)

7 4 10 6 22 24 12

17 13 19 8 2 16 19

11 1 20 15 21 23 3

9 6 17 5 18 12 24

14 25 13 9 20 1 7

21 3 23 8 15 14 18

16 5 11 2 22 4 10

Инструкция к варианту Б:

1. В первой серии Вы должны быстро и точно находить все числа в кружках, начиная с 1 и кончая 24. При нахождении числа произносите его вслух и показывайте указкой.

2. Во второй серии предлагается находить также в возрастающем порядке числа без кружков от 1 до 25.

3.В третьей, решающей серии, показывайте попеременно в возрастающем порядке то числа в кружках (начиная с 1), то числа без кружков (начиная с 1). Порядок показа таков: один «круглый»... один, два «круглый»... два и так далее – «круглые» до 24, а просто числа – до 25.

Экспериментатор в каждой серии засекает по часам время и фиксирует ошибки.

Обработка данных: Выписываются в таблицу результаты: время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения серии 3 не равно сумме времени серий 1 и 2, т.к. часть времени уходит на переключение внимание и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница и чем меньше ошибок, тем лучше переключение внимания. Исправление ошибки считается хорошим показателем – ошибка засчитывается в половину (0,5 балла). Виды ошибок: пропуск числа, неверный показ – из того же ряда в серии 3 или не то число, повторный показ того же числа. Хорошее время выполнения серии 3 – примерно 2 минуты 30 секунд. Такое занятие рекомендуется проводить с детьми регулярно 1 – 2 раза в месяц.

Плохие результаты могут указывать на недостаточную ситуативную собранность, на состояние психического стресса или на более серьезные нарушения психики. В случае систематического получения плохих результатов следует проверить наличие тяжелого психического состояния по тестам «Психическое состояние» и опроснику Леонгарда-Шмишека, изучить в беседе сложившееся положение в семье и в школе, отношения подростка с друзьями («Социометрия» и др.). С такими детьми необходимо проводить психотерапию, аутотренинг, дыхательные упражнения с мысленным счетом на вдохе, задержке и выдохе, активизировать самовоспитание деловых качеств и, в первую очередь, собранности и четкости в работе. Психотерапия должна быть направлена на переключение внимания ребенка с неразрешенных и сильно эмоционально переживаемых проблем, на которых он зациклился, на реальные дела в кружке и дома, выполнение которых ведет к успеху и движению личности вперед.

Процедура проведения варианта А методики аналогична проведению варианта Б. Возможно усложнение методики. Для этого в серии 3 нужно предлагать ребятам попеременно показывать числа в кружках в возрастающем порядке от 1 до 25, а числа без кружков в порядке убывания от 25 до 1. Звучит это так: один «круглый» – двадцать пять, два «круглый» – двадцать четыре и т.д.

Литература: Мотков А.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993. С. 43-45.

 

Методика 4.3. Изучение концентрации внимания

Для изучения концентрации внимания используются различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландгольта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5 – 10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количество допущенных ошибок. Второй способ диагностики концентрации внимания основан на применении сенсомоторных проб типа лабиринтов и перепутанных линий.

Литература: Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

 

Методика 4.4. Изучение устойчивости внимания

Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительно напряженной работы (не менее 10 мин). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы. В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель.

Методика 4.5. "Корректурная проба"(буквенный вариант)

Для исследования учащихся проводятся опыты с разными корректурами (буквенная, цифровая, фигурная пробы). Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой в ряду. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы – 5 мин.

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и в первом ряду. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 мин.

Обработка результатов: Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок. По представленной методике оцениваются 2 показателя: норма объема внимания – 850 знаков и выше, концентрация – 5 ошибок и менее.

Литература: Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

Методика 4.6. "Расстановка чисел"(произвольное внимание)

Инструкция: В течение 2 мин Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Стимульный материал

16 37 98 29 54

80 92 46 59 35

43 21 8 40 2

65 84 99 7 77

13 67 60 34 18

Обработка результатов: Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании (проводится в присутствии экспериментатора), используется при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Литература: Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

5. Память

Психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Развитие характеристик памяти происходит в школьные годы в процессе обучения. Запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала: определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

Существуют определенные различия в запоминании описательных и объяснительных текстов. Так, учащиеся младших и средних классов лучше запоминают художественные отрывки и естественнонаучные описания, хуже – общественно-исторические тексты; в старших классах эти различия почти отсутствуют.

Методика 5.1. Изучение типа памяти

Инструкция: Испытуемому предлагается поочередно 4 группы слов для запоминания. Первый ряд экспериментатор читает с интервалом 4 – 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 мин) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание).

После 10-минутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), а затем записывает те из них, которые он запомнил. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухо-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

I II III IV

Дирижабль Самолет Пароход Волк

Лампа Чайник Собака Бочка

Яблоко Бабочка Парта Коньки

Карандаш Ноги Сапоги Самовар

Гроза Бревно Сковорода Пила

Утка Свеча Калач Весло

Обруч Тачка Роща Загадка

Мельница Журнал Гриб Прогулка

Попугай Машина Шутка Книга

Листок Столб Сено Трактор

Обработка результатов: О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти: С = А разделить на 10, где А – количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется в зависимости от того, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

 

Методика 5.2. Объем памяти на слова

( для младших школьников, подростков и юношества )

Цель: Изучается объем кратковременной и долговременной памяти. Средний объем памяти 7+2.

Инструкция: Я буду называть слова, а вы – запоминать их. Внимательно слушайте называемый ряд слов. После того, как я закончу читать ряд слов, запишите те из них, которые вы запомнили.

Экспериментатору. Слова читаются один раз, громко и в одном и том же темпе. Перед произнесением слов говорится команда: «Внимание!» Затем экспериментатор собирает ответы с указанием фамилии и имени. Через 10 минут экспериментатор предлагает на другом листе бумаги опять записать продиктованные 10 минут назад слова. Учитывается количество забытых слов и нарушений их порядка, сумма верно воспроизведенных слов. Объем кратковременной памяти определяется числом сразу воспроизведенных слов, а объем долговременной памяти – числом верно воспроизведенных слов через 10 минут после диктовки.

Предъявляемые слова:

1.Масло 2. Рука 3.Стул 4.Шар 5.Мысль 6.Солнце 7.Одежда 8.Минута 9.Серебро 10. Факел 11. Лицо 12. Заяц 13. Комната 14. Фабрика 1 5. Задача

 

 

Методика 5.3. Объем памяти на числа

Инструкция: Я буду называть ряд двузначных чисел. Вы стараетесь запомнить все числа. После окончания диктовки запишите ряд в той последовательности, в которой я его называл.

Ряд чисел:

16 72 98 53 46 29 14 93 48 32 51 74 26 69 19

Учитывается: Число правильно воспроизведенных чисел (объем памяти), число ошибок, неверного воспроизведения, нарушения последовательности. Хороший результат – правильное запоминание 7–10 чисел из 15, плохой результат – запоминание лишь 2–3 чисел. Последнее может указывать на снижение психоэнергетики, переутомление, отрицательное эмоциональное состояние либо на более серьезные изменения психики. Возможны просто отвлечения, небрежное или отрицательное отношение к эксперименту. Экспериментатор проверяет все эти версии в ходе беседы, повторных и дополнительных обследований.

Ряд чисел для повторного обследования:

23 17 43 12 29 94 67 11 48 60 37 41 74 53 96

 

Методика 5.4. Объем ассоциативной памяти

Инструкция: Я буду читать слова парами. Например: трамвай – кондуктор, трактор – колхоз. Слушайте внимательно, стараясь запомнить, какое слово с каким было вместе сказано. После этого буду называть первое слово каждой пары, а вы должны припоминать и записывать второе слово к этому первому. Если я скажу слово «трамвай», то какое слово вы добавите? (Выждать ответ или напомнить слово «кондуктор»).

Экспериментатору. Зачитывают 20 пар слов с 2-секундным промежутком между парами и 0,5-секундным– между словами пары. Потом зачитываются только первые слова каждой пары. Учитываются правильно названные слова знаком «+», неверно названные записываются. За 1 ошибку считается 1 пропущенное или неправильно воспроизведенное слово.

 

1.Новый – Дом 11. Звонок – Резкий

2.Сталь – Экскаватор 12. Плита – Бетон

3.Телефон – Трубка 13. Культура – Книга

4.Вечер – Ночь 14. День – Утро

5.Машина – Колесо 15. Стол – Журнал

6.Дверь – Окно 16. Свет – Звук

7.Шум – Тишина 17. Праздник – Танцы

8.Ошибка – Срыв 18. Деньги– Костюм

9. Общение – Язык 19. Спорт – Теннис

10.Материал – Дерево 20. Москва – Город

Ассоциативная память нужна человеку любой профессии. На основе активного ассоциирования Вы можете запомнить большой объем информации, создать мнемоническую схему для лучшего запоминания.

Литература: Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993.

Методика 5.5. Диагностика опосредованной памяти

Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка.

Инструкция: Сейчас я буду называть разные слова и предложения, а после этого делать паузу. Во время этой паузы Вы должны будете на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит вам запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайтесь рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много.

Последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 с. В это время необходимо успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить по этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов – высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов – средне развитая опосредованная слуховая память.

2-3 балла – низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл – слабо развитая опосредованная слуховая память.

 

Методика 5.6. Характеристика динамических особенностей

Процесса запоминания

Ребенку предлагается ряд, состоящий из 10 простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда. После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которые ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения. Для запоминания ребенку предлагается на выбор один из следующих наборов слов:

1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, слабый, вилка, лампа, карандаш.

3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.

4. Собака, окно, цветок, ковер, низкий, конверт, небо, буква, сон.

Оценка результатов

В соответствии с полученными данными ребенок получает одну из 3-х оценок по следующей шкале: достаточно динамичный процесс заучивания – отлично; средне динамичный процесс заучивания – удовлетворительно; не динамичный процесс заучивания – неудовлетворительно.

Продуктивность заучивания оценивается в баллах по следующей шкале:

10 баллов – ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все 10 слов, затратив на это меньше, чем 6 повторений, т.е. не более 5.

8 – 9 баллов – ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за 6 повторений.

6 – 7 баллов – за 6 повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

4 – 5 баллов – за 6 повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.

2 – 3 балла – за 6 повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.

0 – 1 балл – за 6 повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь одно слово или не вспомнил не одного.

Выводы об уровне развития

Высокая и средняя динамичность процесса заучивания определяется в 8 и выше баллов. Неудовлетворительная продуктивность процесса заучивания определяется уровнем от 4 до 7 баллов. Неудовлетворительную оценку получают дети, имеющие 3 балла и меньше.

 

Мышление и воображение

Мышление – творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий связи и отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Возникает и действует в проблемной ситуации, требующей решения задачи новым способом, направлено на поиск и нахождение нового, неизвестного.

Исследователи выявили некоторые существенные особенности мышления ребенка: в дошкольном возрасте первые обобщения связаны с действием (ребенок мыслит действуя), наглядность мышления проявляется в его конкретности, ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми; школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию, что способствует развитию широты и глубины мысли учащихся; динамика и направленность развития мышления в более старшем возрасте зависит практически от самого человека.

Воображение – творческий процесс, направленный на переработку фактов действительности и личного опыта в новые образы под влиянием основной мотивации. Воображение как познавательный процесс возникает в проблемной ситуации, в которой степень неопределенности, дефицит информации очень значительны. Как мотивационный компонент воображение – это идеальное удовлетворение потребностей и интересов, не удовлетворенных материально (в сновидениях, мечтах, мифах, сказках).

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.

 

Методика 6.1. Образование простых аналогий

Цель: Изучить способность ученика устанавливать логические связи между понятиями.

Инструкция: Испытуемому выдается бланк и сообщается: «Посмотрите, под №1 слева написано два слова – сверху ЛОШАДЬ, внизу – ЖЕРЕБЕНОК. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. Справа под №1 тоже сверху одно слово – КОРОВА, а внизу – 5 слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно, которое будет так же относиться к слову КОРОВА, как ЖЕРЕБЕНОК к ЛОШАДИ, т.е. чтобы оно обозначало детеныша КОРОВЫ. Это будет ТЕЛЕНОК (его мы должны подчеркнуть). Итак, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева и затем установить такую же связь справа. Так же решаются все задачи».

Бланк задания

1. Лошадь Корова

Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2. Школа Больница

Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

3. Яйцо Картофель

Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха

4. Ложка Вилка

Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

5. Коньки Лодка

Зима Лед, каток, весна, лето, река

6. Ухо Зубы

Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

7. Собака Щука

Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

8. Пробка Камень

Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

9. Чай Суп

Сахар Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

10. Дерево Рука

Сук Топор, перчатка, нога, палец, работа

11. Дождь Мороз

Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба

12. Песня Картина

Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

13. Нож Стол

Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

14. Рыба Муха

Сеть Решето, комар, комната, жужжать, паутина

15. Утро Зима

Ночь Мороз, день, январь, осень, сани

16. Птица Человек

Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Ключ к заданию: 1. Теленок. 2. Лечение. 3. Шелуха. 4. Мясо. 5. Лето. 6.Жевать. 7. Чешуя. 8. Тонуть. 9. Соль. 10. Палец. 11. Шуба. 12. Слепой. 13. Дерево. 14. Паутина. 15. Осень. 16. Дом.

Обработка результатов: По ключу проверяется правильность подчеркивания слов. Подсчитывается количество правильных ответов. На основе сравнения результатов изучаемого ученика со среднегрупповыми результатами, полученными в одновозрастной группе, делается вывод об уровне развития у данного школьника изучаемой способности.

Литература: Изучение личности школьника / Сост. И.В.Лавровская. Киров, 1991.

 

Методика 6.2. Задачи на пространственное воображение

Инструкция: Представьте, пожалуйста, в уме предлагаемую ситуацию и найдите ответ. Сообщайте записанный ответ только экспериментатору.

Задачи (в скобках даны ответы)

1. Как расположить окна в доме, чтобы они не смотрели ни на одну из сторон света? (На горизонтальной крыше или в полу)

2. Мой дом выходит фасадом на улицу. Когда мальчик идет утром по этой улице навстречу восходящему солнцу, дом находится от него по правую руку. Куда обращен фасад дома: на восток, запад, север или юг? (На север)

3. Разделите в уме куб на 4 равных параллелепипеда так, чтобы в их основании лежали одинаковые треугольники. Расположите на плоскости параллелепипеды таким образом, чтобы в основании сконструированного объемного тела (не куба) получился квадрат. Зарисуйте его. (Этот квадрат составлен из четырех квадратных оснований, каждое из которых по форме является гранью куба).

4. Вы идете по улице прямо на юг. Справа от вас стоит дом, выходящий фасадом на улицу. Вы вошли в дом и увидели в окне фасада: восток, запад, север или юг? (восток).

5. В доме четыре этажа. На каждом этаже живет по одной семье. Ивановы живут под Смирновыми, Орловы – над Бобровыми и Смирновы – под Бобровыми. Расположите жильцов по этажам (1 этаж – Ивановы, 2 этаж – Смирновы, 3 этаж – Бобровы, 4 этаж – Орловы).

6. Представьте себе треугольник, составленный из шести одинаковых кружков: три в основании, два над ними и один верхний, под и между этими двумя. Попробуйте при помощи двух перестановок сделать другой треугольник, направленный вершиной в противоположную сторону. Найдите два способа перестановки кружков.

Экспериментатору: В случае больших затруднений в решении задачи сделайте рисунок-подсказку, но без полного ответа на вопрос (с одной стрелкой).

Фиксируется: успех или неудача решения; решение с подсказкой или без нее, время решения каждой задачи. Чем больше самостоятельно решенных задач и короче время их решения, тем сильнее пространственное воображение. Попробуйте придумать новые задачи!

Литература: Мотков А.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993.

 

Методика 6.3. Определение понятий, выяснение причин,







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.033 с.)