Тема 20. Схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива



Общие сведения о коллективе класса и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена учителя и т.д.).

Содержание и характер коллективной деятельности

1.Учебная деятельность, общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость, контроль за успеваемостью отдельных учеников со стороны актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация. Дисциплина класса в учебной деятельности.

2.Жизнь класса вне учебных занятий: интерес к спорту, литературе, музыке, современным политическим событиям и т.д. Формы проведения совместной деятельности: конференции, посещение выставок, театров, кино и т.д. Как много времени этому уделено.

3.Общественно-полезная работа класса внутри школы и за ее пределами. Виды труда и характер его выполнения. Проявление сознательной дисциплины, инициативы, творчества в общественно-полезном труде. Как много времени занимает общественно-полезный труд.

Руководство и организация классного коллектива, особенности формирования личности в коллективе

1.Организующее ядро класса, его актива.

2.Наличие в коллективе неофициальных вожаков: характер их влияния на класс, причины этого влияния. Наличие изолированных учеников, причины такого отношения к ним и возможные пути его изменения.

3.Взаимоотношения внутри коллектива (сплоченность, наличие или отсутствие группировок, проявление чуткости, взаимопомощи, наличие подсказок, списывания, замалчивания дурных поступков и т.д.).

4.Проявление взаимной требовательности и взаимопомощи. Соревнование, соперничество, споры, индивидуалистические проявления, критика и самокритика.

5.Общение между мальчиками и девочками. Особенности их взаимоотношений (дружба, обособленность, игнорирование, проявление влюбленности, характер общих интересов).

6.Взаимоотношения с учителями, связь с родителями.

7.Личность учителя и его влияние на коллектив класса (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Отношение коллектива школьников к учителю, его авторитет среди учащихся. Степень сплоченности класса и ее характер. Определение общего эмоционального климата в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Определение основных недостатков организации жизни коллектива, взаимоотношений его членов, пути их ликвидации.

Изучение классного коллектива может быть посвящено более узкому, выборочному вопросу. Характеристика классного коллектива должна включать описание собственной работы практиканта с коллективом школьников и анализ ее результатов.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представленные материалы психологической направленности явились попыткой осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом изучения в ходе непрерывной педагогической практики студентами 1 курса педагогических факультетов МГЛУ. Это способствует дальнейшему углублению знаний, расширению и трансформации в практику умений и навыков будущего педагога.

При проведении индивидуальных и групповых работ с учащимися необходимо соблюдать требования профессиональной этики (ответственность, компетентность, конфиденциальность, обратная связь и пр.), т.к. любое внедрение в психику другого нежелательно без личного согласия, каждый несет определенную меру ответственности за свои поступки и действия. Желательно проводить мероприятия в соответствии с запросами базы практики, согласуя их с руководством и самими участниками обследования.

Участники должны быть, по возможности, информированы о цели, методе, ожидаемых эффектах, процедурных моментах и пр. аспектах исследований, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем. Они в любой момент могут отказаться от проведения обследования, при этом достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.

До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что факт сбора информации или сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или изучаемые группы. Повышение знаний, усовершенствование условий и качества образования не могут оправдать данных действий. Отчеты об обследованиях должны быть сделаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований (например, применением кодировки с помощью цифровых значений – 2-х, 3-х или 4-значных показателей).

При проведении диагностического обследования (использование методик, предложенных в Приложении), необходимо учитывать: цель, объект, предмет изучения, а также возможные ограничения технического и индивидуального характера. Необходимо учитывать субъективизм интерпретации данных обследований, что можно снизить путем проведения либо многократных исследований, либо обращением к экспертным оценкам других.

Приведенные выше рекомендации носят примерный характер, определяемый конкретными задачами и спецификой учреждения (базы практики), степенью подготовки студента-практиканта по психологии, мотивацией и индивидуальным преломлением сторон.

 


ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г. Воспитание наблюдательности школьников. Л., 1940.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

Викулов А.В. Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Дис…канд.психол. наук. Л., 1986.

Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.

Диагностика психологических состояний и свойств личности: Метод. материалы. Мн., 1993.

Изучение личности школьников учителем /Под ред. З.И.Васильевой и др. М., 1991.

Изучение личности школьника и составление на него психолого-педагогической характеристики: Метод. указ. Мн., 1983.

Изучение личности школьника / Сост. И.В.Лавровская. Киров, 1991.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

Методическое пособие по воспитательной работе студентов-практикантов на педагогической практике /АФВиС РБ. Мн., 1996.

Мотков А.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993.

Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 1995. В кн. 3. Экспериментальная психология и психодиагностика.

Организация и проведение психолого-педагогической практики со студентами высших учебных заведений: Метод. рекомендации / Сост. Н.Д.Джига. Мн., 2002.

Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. М., 1979.

Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб., 2000.

Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц.Пуни. М., 1977.

Психологическая практика: Учеб.-метод. пос. / Сост. В.Н.Шашок, Г.В.Вержибок, О.В.Белановская. Мн., 2001.

Психолого-педагогическая диагностика – основа организации учебно-воспитательного процесса в школе: Метод. рекомендации. Витебск, 1990.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1995.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. М., 1998. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.

Сергеев К.К. Школьная психодиагностика: Метод. рекомендации для учителя. Херсон, 1988.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М, 1995.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

Чепляева Л.А. Интроспекция в педагогической практике студентов. Балашов, 1993.

Комплект №1 методического обеспечения для работы практического психолога в системе народного образования. Петрозаводск, 1991ч.4.

Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1972.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

В случае необходимости расширения эмпирической базы данных для написания психолого-педагогической характеристики в пособии предлагается дополнительный набор методик, обеспечивающий более глубокое изучение некоторых особенностей личности младшего школьника. Возможности практической реализации результатов изучения личности ученика обеспечиваются материалами по коррекционной работе и развитию отдельных аспектов личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.007 с.)