Индивидуальные особенности личности школьника (см. Методики из блока 3). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности личности школьника (см. Методики из блока 3).



Особенности развития познавательных интересов школьника, общий кругозор.

Эмоциональная выразительность школьника, преобладающее настроение.

Уровень развития волевых сторон личности. Дисциплинированность школьника (общая характеристика поведения: ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость; выполнение требований взрослых: выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие; наиболее типичные нарушения дисциплины).

В выводах необходимо указать конкретные рекомендации по развитию, обучению и воспитанию школьника, пути реализации индивидуального подхода к нему, на какие сильные стороны личностного развития следует опираться при его обучении и воспитании.

 

Внимание студентам!

Приведенные ниже методики помогут студенту-практиканту изучить психологические особенности школьника.

 

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР

(ХАРАКТЕРИСТИК) ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 

1. Изучение участия школьника в различных видах

деятельности

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Цель: определить основные характеристики учебной деятельности учащегося.

Материал: схема наблюдения.

Студент наблюдает за поведением школьника на различных уроках, в соответствии с приведенной схемой ведет протокол. По итогам наблюдения делается вывод об особенностях учебной деятельности ребенка.

 

№ п/п Характеристика учебной деятельности Изучаемые параметры
1. Успеваемость. Преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам.
2. Общее умственное развитие. Общий кругозор, начитанность. Чем интересуется ребенок. Отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
3. Особенности внимания на уроках. Степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость. Насколько школьник следит за действиями учителя и других учеников на уроке. Способность к распределению внимания. Отвлекается ли во время урока. Быстро ли переключается с одного вида деятельности на другой и т.п.
4. Осмысленность восприятия учебного материала. Понимает ли ученик требования учителя. Быстро ли находит пути решения учебных задач.
5. Интерес к занятиям и отношение к учению. С интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя.
6. Учебная активность школьника. Старается ли во время учебных занятий и при выполнении домашнего задания. Часто ли демонстрирует желание ответить на уроке. Проявляет инициативу, активен. Охотно ли выполняет требования учителя. Проявляет ли интерес к коллективной работе на уроке и т.п.
7. Умение учиться. Соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее. Требуется ли сильный контроль со стороны учителя в организации учебных действий ученика.
8. Взаимодействие с другими детьми на уроке. Общается ли с одноклассниками, вступает ли с ними в деловые или личные контакты. Помогает ли им в выполнении заданий или мешает. Насколько дружелюбен школьник. Преимущественно в хороших или плохих отношениях с другими учащимися. Пользуется ли симпатией со стороны одноклассников.

 

МЕТОДИКА «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ»

 

Цель: установить интенсивность познавательной потребности у учащихся.

Материал: бланк анкеты и ключ к ней.

Инструкция учителю: «Вам предлагается на основе наблюдений, бесед с другими учителями, с родителями выбрать ответы на поставленные вопросы анкеты».

Бланк анкеты и ключ к ней

Вопросы Возможные ответы Балл
1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора – для младшего школьника, несколько часов подряд для подростка и т. д.)?   2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?     3. Много ли читает школьник дополнительной литературы?   4. Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?     5. Часто ли задает вопросы? а) Часто б) Иногда в) Очень редко     а) Помучиться, но самому найти ответ б) Когда как в) Получить готовый ответ от других   а) Постоянно, много б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает в) Мало или совсем ничего не читает   а) Очень эмоционально б) Когда как в) Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность школьника)   а) Часто б) Иногда в) Очень редко                    

 

Обработка полученных данных

Сумму баллов, полученных учеником на все вопросы, следует разделить на 5 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательной потребности I.

Если 3,5 < I < 5, то можно считать, что у данного ученика сильно выражена познавательная потребность; если 2,5 < I < 3,5, то она выражена умеренно, а если I < 2,5, то познавательная потребность выражена слабо.

 

МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОЦЕНКУ»

 

Цель: выявить наличие у учащихся направленности на оценку («отметочной мотивации»).

Материал: бланк методики «Направленность на оценку» и бланк ответов.

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей клетке знаки «+» («да») или «–» («нет»)».

 

Бланк методики

 

№ п/п Вопросы Да Нет
1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?    
2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников?    
3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?    
4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?    
5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение?    
6. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?    
7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?    
8. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?    
9. Тревожит ли тебя ожидание вопроса?    
10. Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?    
11. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку все равно не поставят?    
12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?    
         

 

Обработка данных

Начисляется по одному баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

 

МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Цель: выявить структуру мотивации учебной деятельности школьника.

Материал: бланк анкеты.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.01 с.)