Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ внеклассной работы по предмету.

Поиск

Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности. Количество проведенных мероприятий, их тематика. Степень заинтересованности и активности участия в них учащихся. Примеры удачных действий. Какие трудности возникали? Их причины.

Анализ воспитательной работы.

Анализ воспитательной системы образовательного учреждения на основе общешкольного плана и плана воспитательной работы классного руководителя (куратора). Целеполагание в воспитательной деятельности.

Анализ и количество посещенных воспитательных мероприятий (классных часов). Самостоятельно проведенные воспитательные дела (классные часы др.). Их формы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке. Формы, методы и средства воспитания, освоенные в период практики.

Оценка результативности реализованных воспитательных действий. Примеры ситуаций, в которых отрабатывались умения педагогически целесообразно строить свои взаимоотношения с учениками и их родителями. Встретившиеся трудности, их причины и возможные пути преодоления.

Анализ собственного стиля педагогического общения.

Определение собственного (или учителя по выбору) стиля педагогического общения, основания для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения. Трудности в общении с обучаемыми? Если да, то, какие именно? Их причины. Пути совершенствования своего стиля педагогического общения.

Общие выводы по практике.

Роль и значение педагогической практики в моем становлении как педагога. Какие знания, умения, навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения в ВГУ способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержания педагогической практики, учебного процесса в целом в ВГУ.

 

Советы И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

студенту-практиканту ПО ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИИ УРОКА

При подготовке к уроку

1. Прочитайте раздел программы, который надо изучить на уроке.

2. Изучите материал этого раздела (темы, вопроса).

3. Проанализируйте учебный материал.

4. Сформулируйте цели урока, ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока и определите конкретные задачи урока.

5. Продумайте структуру урока, его ход. Напишите конспект урока.

6. Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, используя искусство перевоплощения, постарайтесь наметить путь по выполнению задач урока.

7. Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

8. Сопоставьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.

9. Проверьте себя:

а) какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

б) какие умения формируются на данном уроке;

в) какие мировоззренческие понятия, нравственные или эстетические оценки необходимо выработать на данном уроке;

г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

10. Подготовьте наглядные и учебные пособия.

 

Практические рекомендации

 

ü Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедись, все ли готовы к уроку, красиво ли расставлена мебель, чистая ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО.

ü Добейтесь, чтобы все учащиеся приветствовали тебя организованно. Осмотрите класс, постарайтесь встретиться глазами с каждым ребенком.

ü Не тратьте время на поиски страницы своего предмета в классном журнале. Ее можно найти на перемене. Приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

ü Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучает к мысли, что невыполнение урока – дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

ü Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогай слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке посторонним делом.

ü Удерживайтесь от лишних замечаний. Не допускайте конфликта с целым классом или с его значительной частью, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя (не говоря уже о случаях, когда его вина бесспорна), конфликт должен быть разрешен в пользу ученика.

ü Объективно оценивайте знания ученика. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учеников. Пусть ученики почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда на уроке.

ü Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

ФОРМА ПРОТОКОЛА АНАЛИЗА УРОКА

Предмет ____________________________ Класс ___________ Дата ______

 

Фамилия, имя, отчество учителя _____________________________

 

Всего учеников в классе ____ Выставлено оценок «5» ____

Присутствовало на уроке ____ «4» ____

Опрошено на уроке ____ «3» ____

«2» ____

 

Схема работы с классом:

 

1 ряд 2 ряд 3 ряд

     
     
     
     
     

 

Цель посещения урока ____________________________________________

 

Тема урока ________________________________________________________

 

Фотография урока

 

Ход урока Время Замечания по ходу урока
Положительные Отрицательные
       

Выводы и предложения:

Подпись посетившего урок ___________ Подпись учителя _____________

ПРИМЕРНАЯ КАРТА-СХЕМА

АНАЛИЗА УРОКА

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
1. Место данного урока в системе уроков по теме. Тип урока. Тип урока: Комбинированный Изучение нового материала; Закрепление знаний, умений, навыков; Повторительно - обобщающий.
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. 1. Образовательные задачи (усвоение понятий, законов, закономерностей, теорий; формирование общеучебных и специальных умений и навыков); 2. Воспитательные задачи (воспитание у учащихся ответственности, самостоятельности в учебе, чувства прекрасного и т.д.); 3. Развивающие задачи (формирование умений выделить главное и существенное, сравнивать, обобщать; развитие познавательных интересов и способностей детей).
3. Выбор формы проведения типового урока и его структурных элементов. Лекция, коллоквиум, семинар, лабораторная (практическая) работа, урок коррекции знаний, консультация, пресс-конференция, зачет, контрольная работа и другие варианты. Целенаправленность выбранной структуры урока.
4. Краткая характеристика класса, учет индивидуальных особенностей развития школьников. Отношение к учебе, активность, работоспособность, учебные навыки; учебно-познавательная деятельность, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности (возможные) в работе с данным классом.
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОЩАЮЩИЙ УРОК
5. Начало урока. Мобилизация внимания учащихся, их готовность. 5. Начало урока. Мобилизация внимания учащихся, их готовность.
6. Организация целенаправленного повторения ранее изученного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Способы проверки домашних заданий; их эффективность. 6. а) Способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий. б) Характеристика вопросов и задач при проверке домашнего задания. Выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке учеников-консультантов. Проблемные вопросы и задания, вопросы на сопоставление и сравнение, обобщение на понятийном уровне.
7. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Формулирование проблемных вопросов и заданий; установка на глубокое изучение и прочное запоминание учебного материала. 7. Организация на уроке сопутствующего повторения материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материала, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом. Тематическая группировка материала, сравнение, сопоставление и противопоставление материала.
8.Способы изучения новых знаний. 1. Методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом. 2. Работа над новыми понятиями, правилами, законами и закономерностями. 3. Систематичность, последовательность, правильность протекания мыслительных операций школьников: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации. 4. Характер вопросов, задаваемых на уроке (соблюдение принципа научности, требований логики и психологии). 8. Осуществление обобщения и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков. Использование тематических групп, их сопоставления, сравнения и противопоставления, формирование обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовывать учебную деятельность (составление алгоритмов учебной деятельности).
9.Способы закрепления материала. 1. Выполнение заданий в устной форме. 2. Предупредительные работы. 3. Выполнение заданий творческого характера. 4. Другие виды заданий и их целесообразность. 9. Наращивание трудности и степени самостоятельности учащихся в работе. Выполнение разного рода тренировочных заданий практического характера. Рациональное соотнесение различных видов тренировочных упражнений (количественные, качественные, графические, эксперименталь-ные, аналитические и др.).
10. Степень и пути дифференциации обучения. Самостоятельная работа на уроке. Характер заданий по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся: по вариантам, по группам, индивидуальные задания, выбор заданий учащимися и др.
11. Использование на уроке различных средств обучения. ТСО, информационные, дидактический материал, наглядный материал и т.п.
12. Формы и методы контроля за уровнем знаний, умений, навыков учащихся. Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль устный и письменный, лабораторный, программированный, машинный и безмашинный.
13. Оценка результативности урока. Уровень теоретических и практических умений и навыков учащихся: первый уровень – репродуктивный (воспроизведение); второй уровень – продуктивный (применение по образцу); третий уровень – творческое применение. Что удалось на уроке и возможные направления совершенствования последующей деятельности. Не было ли на уроке перегрузки учебными заданиями, недооценки сил учащихся (использование заданий облегченного характера).
14. Методика выдачи домашнего задания. Объем, инструктаж, своевременность, дифференцированность (при необходимости). Как предлагались задания (анализировались ли некоторые задания, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения или только лишь назывались номера соответствующих заданий).

 

Карта-схема

для самоанализа урока

Школа __________________ Класс ______________ Предмет ________

 

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________

 

Тема урока_____________________________________________________

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОАНАЛИЗА
1. Место данного урока в системе уроков по теме. Тип урока. Типы урока: · усвоения новых знаний; · формирования умений и навыков; · применения знаний, умений и навыков; · повторения; · комбинированный; · контрольный.
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. Образовательные задачи – усвоение понятий, законов, теорий, идей, формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Воспитательные задачи – воспитание ответственности, самостоятельности в учебе, чувства прекрасного и т. д. Развивающие задачи - развитие мышления и речи (умение выделять главное, сравнивать, обобщать), воли (целеустремленность, уверенность, выдержка, самообладание), эмоций (отзывчивость, сопереживание, негодование), познавательных интересов и способностей школьников.
3. Краткая характеристика класса, учет особенностей развития учащихся. Отношение к учебе, активность, работоспособность, учебные навыки, учебно-познавательная деятельность, общеучебные и специальные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.
4. Выбор структуры урока. Обоснование ее оптимальности. Этапы урока: 1. Организация учащихся. 2. Тема, цель урока. 3. Опрос. 4. Изучение нового материала. 5. Обобщение и систематизация. 6. Первичное закрепление. 7. Проверка усвоения нового материала. 8. Домашнее задание. 9. Итоги и окончание урока. (Укажите выбранные вами этапы урока, их последовательность и дозировку времени. Объясните выбор.)
5. Оценка содержания каждого этапа урока. Выделение главного, существенного, необходимого для решения намеченных задач урока. Соответствие содержания урока требованиям программы. Реализация в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.
6. Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, их педагогическая целесообразность. Формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока.
7. Характер взаимодействия учащихся на различных этапах урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Опрос. Устный опрос, формулирование вопросов. Задание учащимся. Слушание, составление плана ответа. Формулировка вопросов отвечающим. Рецензирование ответов.
Изучение нового материала. Лекция. Конспектирование. Формулировка выводов, выделение главных идей.
Домашнее задание. Инструктаж о характере, объеме и дифференцированности задания. Слушание, запись, выполнение пробных упражнений.
8. Оценка результативности урока. Какие задачи и как были решены на уроке? Какие условия и на каком уровне были соблюдены (учебно-материальные, школьно - гигиеничес- кие, морально-психологические)? (Первый уровень – воспроизведение в готовом виде; второй уровень – применение по образцу; третий уровень – творческое применение знаний). Степень выраженности интереса, активности, организованности учащихся. Что удалось на данном уроке и каковы направления совершенствования Вашей последующей педагогической деятельности?

 

Советы студенту-практиканту

при подготовке ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

1. Изучить перспективный план воспитательной работы школы и классного руководителя.

2. На основе плана воспитательной работы классного руководителя составить план работы на период прохождения практики (см. табл. 1)

Таблица 1

Примерная форма плана классного руководителя

Основные направления и задачи Содержание работы (по разделам) Формы и методы Сроки проведения Испол нители Отметка о выполнении
           
           
           

 

3. Общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно подготовлены и качественно проведены, которые будут выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха.

4. Помните, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся.

5. Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П. Иванова (см. приложение 1).

6. Посетите воспитательное мероприятие, проводимое классным руководителем и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на учащихся. Для наблюдения рекомендуется использовать карту посещения воспитательного мероприятия (см. табл.2).

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.009 с.)