Как определить уровень развития своего воображения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определить уровень развития своего воображения



Воображение – мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия воображение и фантазия являются синони­мами. Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень велика неопределенность ситуации, много неизвестного. Именно с помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложнейшей ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе. Есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение, как воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности).

Практические задания

Задание 1. Проанализируйте свое воссоздающее воображе­ние. Для этого решите следующие задачи, но никакие чертежи при решении делать нельзя.

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

3. Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружно­сти точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

4. Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Проверьте правильность решения каждой задачи с помощью чертежа. Затем подсчитайте количество полученных баллов: условно решение первой задачи оценивается 4 баллами, вто­рой – 5 баллами, третьей – 6 баллами, четвертой – 15 баллами. Подсчитайте, сколько всего вы получили баллов и сколько времени ушло на решение задач.

Задание 2. Установите уровень развития у себя творческого мышления. Для этого решите следующие задачи:

1. Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30мм. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот шарик. Работайте 5 мин. Сравните свой вариант решения с вариантами своих товарищей. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла. За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла.

2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые – с точки зрения здравого смысла – вещи, непременное условие: чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.). Еще одно замечание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы «Для рисования на бумаге» и «Для рисования на стене» однотипные. Учтите, что некоторые творческие люди могут за один присест без ограничения времени найти около 50 вариантов применения карандаша.

3. Если вы справились с карандашом, попробуйте пофантази­ровать с использованием других предметов, например кирпича, щетки для обуви, пустого пакета из-под молока и т. д.

Сравните свои результаты с результатами товарищей. Оценить свои результаты можете следующим образом: за каждый новый вариант применения предмета – 1 балл; за каждый оригинальный вариант – 2 балла.

Задание 3. Проанализируйте свое творческое воображение. Для этого в течение 20 мин составьте возможно большее число предложений, чтобы в каждое из них обязательно вошли указанные ниже три слова (в любом падеже):

а) ветер, вода, велосипед;

б) машина, сыр, кино;

в) яблоко, пожар, ярость.

Каждое предложение оценивается в 2 балла. Для остроумных и оригинальных предложений добавляется по 2 балла. Если при составлении предложения в нем использована только формальная сторона предмета или явления и предложение может быть принято с натяжкой, за него дается 1 балл. Подсчитайте число заработанных вами баллов.

Задание 4. Обойдите комнату, постепенно прикасаясь ко всем вещам (стол, стул, тетрадь, книга, шкаф...). И за всеми вещами постарайтесь представить себе людей, которые их делали. Перечислите профессии этих людей. Это упражнение с разными предметами полезно повторять почаще, оно что-то вроде духовной гимнастики, поможет вам никогда и ни на что не смотреть безразлично, научит видеть за всем труд человека. Кроме того, это упражнение хорошо развивает воображение.

Задание 5. Определите живость, яркость своего воображения. Для этого проделайте ряд упражнений на разные виды представле­ний. Зачитывая слово–раздражитель, старайтесь как можно более ярко представить себе соответствующий образ. Оценку за степень яркости образа проставьте себе сами, исходя из следующих критериев: 0 – представление полностью отсутствует, 1 – представление слабое, 2 – живое; 3 – очень яркое.

1. Зрительные представления.

Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.

2. Слуховые представления.

Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.

3. Осязательные представления.

Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.

4. Обонятельные представления.

Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.

5. Двигательные представления.

Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.

 

Как развивать воображение

Как отмечалось ранее, воображение человека тесно связано с его мышлением. Мысль и образ неразделимы, поэтому все, что способствует развитию мышления, полезно и для воображения. И мышление, и фантазия, возникшие в трудовой деятельности, исключительно важны для организации и осуществления в любом виде деятельности. Конструктивно участвуя в любой деятельности, человек развивает в себе самом навыки воображения и творчества.

Трудно дать однозначные рекомендации, как целенаправлен­но развить свое воображение. Вот несколько самых общих соображений на этот счет.

1. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее ви­дах, где человек как бы выполняет определенную роль. О некоторых таких играх рассказывает в своей книге «Грам­матика фантазии» известный писатель Джанни Родари. Мы не будем пересказывать здесь ее содержание, приведем только описание наиболее доступных игр.

o «Игра со словами » – началом игры может служить любое слово, которое является ключевым. К каждой его букве придумываются первые пришедшие в голову слова. Начинаются эти слова с буквы, входящей в ключевое слово. Затем из этих слов придумывается история или рифмованные строки (стихи).

o «Игра в рассказчика» – все участники игры по очереди рассказывают своим товарищам выдуманную историю. Затем иллюстрируют свой рассказ рисунками.

o «Игра в фантастические гипотез ы» – техника ее заключа­ется в постановке вопроса: что было бы, если бы...? Играющий должен быстро назвать любые пришедшие ему в голову подле­жащее и сказуемое. Они в сочетании со словами «что было бы, если бы...» создадут гипотезу, на основе которой начинает работать фантазия. Например: «Что было бы, если бы город Москва оказался посреди моря?»; «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил конфет?» и т. д. Больше всего увлекают самые неожиданные и даже нелепые вопросы. Польза от такой игры в том, что воображение привыкает «соскальзывать» с привычных накатанных рельсов обычного смысла и в своем развитии получает мощный толчок.

o «Игра в придумывание загадок » – очень облегчает придумывание загадок такой прием, как отстранение от знаний, т. е. как бы характеристика объекта или явления для человека, который его никогда не видел и ничего о нем не слышал.

Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

2. Воображение развивается при чтении книг. Многие из вас, к сожалению, имеют привычку пропускать места в книгах, где дается описание природы, интерьера, внешности персонажа. В результате этого воссоздающее воображение не получает пищи и поэтому не развивается. Если же при чтении лите­ратуры вы воссоздаете при помощи воображения то, что описано в них, то тренируется ваше воображение, происходит его формирование и совершенствование.

3. Своеобразной школой воссоздающего воображения слу­жит изучение разных географических карт. Умение путеше­ствовать по карте и представлять в своем воображении раз­личные места обогащает человека и развивает его вообра­жение.

4. Совершенствует воображение внимательное рассматрива­ние чертежей, умение за различными проекциями представ­лять объект и, наоборот, умение изображать объекты в раз­личных проекциях.

5. Техническое творчество, изобретательская и рационали­заторская деятельность – важный путь развития воображения. В техническом изобретательстве в разных формах соотно­сятся образ и мысль. Образы, с одной стороны, дают мате­риал для мысли, а с другой – служат ее проверкой. Изоб­ретатель в образах видит то, что получится конкретно, если будет реализована его идея. Образы сопоставляются, ассо­циируются с уже известными, предметы образов изменяют­ся в размерах. В процесс изобретения обязательно входят графические операции по выполнению рисунков, чертежей, что также спо­собствует тренировке воображения.

6. Для развития воображения важны жизненный опыт и ши­рокий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой. Чем больше человек наблюдает и фиксирует свои наблюдения (в рисун­ках, сочинениях и т. п.), тем больше у него активный запас того образного материала, который можно использовать в про­цессе воображения.

 

Упражнения

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает 5 таких сюжетов подряд, и ни разу ему не скажут: «Бывает».

 

ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

- Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?

- Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то ….

- Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то ….

 

ТЕРМОМЕТР

Участники разбиваются на пары. Один партнер закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени второй партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

 

ЧУДЕСА ТЕХНИКИ

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта – осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т.д. Участники угадывают, кто что делает.

 

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении – это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.

 

 

Методические материалы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.025 с.)