Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики диагностики эмоционального развития детей

Поиск

Пояснительная записка

Цель программы:

· развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста;

  • обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка;
  • коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка;
  • развитие и формирование психологической готовности к обучению в школе.

Задачи программы:

1.Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.

1. Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.

2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.

3. Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире.

4. Развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность; способность к концентрации; способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.

5. Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях.

6.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

 

Продолжительность: время проведения 25 минут. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

 

Этапы проведения коррекционной работы:

  1. Ориентировочный этап даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
  2. Коррекционный этап непосредственно коррекционная работа, в данном случае развитие ребенка. Используются специально подобранные игры и упражнения.
  3. Итоговый этап закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

  1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:
  2. Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии ребенка, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование развития способностей ребёнка, которые, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развиты.
  3. Развивающие задачи направлены на развитие навыков и его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.
  4. Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании способностей ребенка и свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, смог избежать трудностей.
  5. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие способностей у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.
  6. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка.
  7. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие ребёнка.
  8. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.

9. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию

10. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, память. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.

  1. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней. Коррекционный этап непосредственно коррекционная работа, в данном случае развитие. Используются специально подобранные игры и упражнения. Итоговый этап закрепление, подведение итогов проведённой работы.
  2. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием.

Программа состоит из 5 специально подготовленных занятий.

  1. Вводная часть знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
  2. Основная часть проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Итоговая часть подведение итогов занятия, прощание с группой.

 

ЗАНЯТИЕ №1.

«На развитие внимания и произвольности»

Задачи:

развитие внимания и произвольности;

расширение кругозора и развитие речи;

тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности;

 

Материалы:

колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3, тетради, простые и цветные карандаши, пластиковые тарелки с перегородками, делящими их на три части, маленькие мисочки или другие емкости, наполненные смесью из гороха, фасоли и макарон «перышки».

 

Ход занятия

Игра «Летает – не летает» (4-5 мин.)

Все встают в круг.

Психолог называет разные предметы, поднимая руки вверх при произношении каждого слова. Дети поднимают руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

 

Следует избегать таких слов, как «пух», «лист», так как эти предметы не могут летать самостоятельно.

 

По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.

 

Упражнение «Фигуры» (3-4 мин.)

Упражнение можно усложнить, предложив детям хором ответить на вопросы:

¾ Что находится между звездой и точкой?

¾ А какая фигура над квадратом?

¾ А между крестиком и треугольником?

¾ Что справа от круга?

¾ Какая фигура слева от квадрата? И т.д.

 

Упражнение «Разноцветные фигурки» (10 мин.)

 

Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог – тетради.

Психолог говорит:

Нарисуйте простым карандашом ряд их трех кружков.

А теперь раскрасьте первый кружок слева желтым карандашом, второй – синим, а последний – красным.

Следующее задание: нарисуйте под этими кружками четыре квадратика. Закрасьте первый квадратик зеленым, а оставшийся – красным.

И последнее задание: нарисуйте под этими кружками четыре квадратика. Закрасьте первый квадратик зеленым карандашом, следующий за ним – синим, последний – желтым, а оставшийся – красным.

И последнее задание: нарисуйте под этими квадратиками другие, но их должно быть на один меньше. Раскрасьте их так, чтобы первый был красным, а желтый находился между красным и синим. Какого цвета будет последний квадрат?

Желательно, чтобы дети рисовали квадратики одного размера: сторона которого или и одну, или в две клеточки.

 

Физкультминутка. (2 мин.)

Дети встают около стульчиков.

Две сестрицы, две руки – правая и левая

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядках сорняки

И друг дружку моют.

Две сестрицы, две руки – левая и правая –

И озера, и моря загребают, плавая.

 

Упражнение «Сортировка» (5мин.)

Дежурные и психолог раздают детям пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха.

Психолог просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки.

По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполненной ими работы.

 

Заключительный этап

Звенит колокольчик. Психолог убирает мисочки и тарелочки, дежурные собирают тетради и карандаши.

ЗАНЯТИЕ № 2

«На развитие координации движений»

Задачи:

развитие координации движений;

снятие мышечных зажимов;

тренировка умения работать по образцу;

развитие внимания и зрительно-моторной координации;

развитие речи, воображения и мышления.

 

Материалы:

Колокольчик, плакаты «Сложим по образцу», наборы «Учимся считать», тетради, простые и цветные карандаши.

 

Ход занятия

Игра «Дотроньтесь до…» (3 мин.)

Все встают в круг.

Психолог говорит:

¾ Слушайте меня внимательно. Я буду называть части тела, а вы – быстро дотрагиваться до названной части тела. Готовы? Начинаем! Нос… макушка… правая щека… левая коленка. И т.д.

 

Телесно-ориентированное упражнение «Марионетки» (2 мин.)

Психолог просит детей представить, что они –мягкие тряпичные игрушки, которые висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения:
опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях; расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают колени и приседают на корточки.

По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.

 

Упражнение «Сложим по образцу» (8-10 мин.)

На доске – плакаты «Сложим по образцу».

Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог – наборы «Учись считать» и тетради.

Детям предлагается выложить рисунки по образцам, учитывая форму и цвет геометрических фигур.

После этого психолог просит детей сложить из геометрических фигур любые картинки и зарисовать их в тетрадях.

 

Физкультминутка (2 мин.) (Занятие №1)

Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка» (3 мин.)

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

- Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями. Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании для снятия напряжения дети встряхивают кистями рук и кладут их на столы.

 

Упражнение «Хорошо или плохо» (5-7 мин.)

Психолог говорит:

- Давайте все вместе подумаем вот над чем. Сейчас у нас зима и часто идет снег. А хорошо это или плохо, когда идет снег?

Дети дают свои варианты ответов, например: снег – это хорошо, потому что можно кататься на санках, играть в снежки и т.д.

Если никто из участников не дает отрицательную оценку снегопаду, психолог, согласившись с детьми, все же напоминает о том, что зимой птицам и зверям в лесу голодно и холодно, а людям трудно передвигаться и т.д.

 

Пальчиковая гимнастика (2 мин.)

Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка… кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайся кто куда!

 

Заключительный этап

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

- Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему-то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-о-ой!

Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!

Дежурные собирают тетради и карандаши.

 

ЗАНЯТИЕ № 3

«На развитие самоконтроля»

Задачи:

развитие самоконтроля;

развитие фонематического восприятия;

развитие внимания и зрительной памяти;

закрепление понятий «больше», «меньше»;

развитие речи и мышления.

 

Материалы:

колокольчик, тетради, плакаты, выполненные по рис.5, доска в клетку, мел, простые и цветные карандаши, знаки «Говорит один» и «Говорим хором».

Ход занятия

Игра «Карусели» (4-5 мин.)

Все встают в круг и берутся за руки, затем движутся по кругу, изменяя темп в соответствии с рифмовкой:

- Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

 

Игру следует повторить несколько раз. Последний круг завершается словами:

- Раз-два, раз-два,

вот и кончилась игра!

Заниматься нам пора!

 

По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.

 

Упражнение «Звуковые прятки» (4 мин.)

Дети садятся за столы.

Психолог говорит:

- А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы – хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали6 лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор. Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.

Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.

 

Пальчиковая гимнастика (2 мин.)

У девочек, у мальчиков

На руке пять пальчиков.

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный с колечком ходит, чванный,

Пятый – мизинец, принес вам гостинец.

 

Упражнение «Внимание – рисуем!» (6 мин.)

Дежурные раздают простые карандаши, психолог – тетради.

Психолог просит детей открыть чистую страницу тетради и говорит:

- Я покажу картинку и медленно сосчитаю до трех. Пока я буду считать, вы внимательно смотрите на картинку. Когда произнесу «три», вы нарисуете ее у себя в тетради.

Психолог последовательно показывает 6 изображений:

             

 

Перед предъявлением каждой картинки психолог произносит команду «Внимание!» и следит за тем, чтобы никто из детей не начал рисовать раньше, чем закончится счет.

 

Упражнение «Узоры» (4-5 мин.)

Дежурные раздают цветные карандаши.

Психолог предлагает детям открыть чистую страницу тетради и говорит:

- Нарисуйте в ряд семь квадратиков (показывает на доске, делая пропуски между квадратами в одну клетку) а под ними – синим цветом пять кружочков, а рядом с ними – красные, но их должно быть на один больше. Посчитайте, сколько будет красных кружочков.

 

Физкультминутка (2 мин.)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился.

Ну а мы за стол садимся.

 

Упражнение «Говорит один – говорим хором» (4-5 мин.)

Психолог задает вопросы:

- Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. Что это? (Показывает знак «Говорит один»)

- Что делают медведи зимой? (Показывает знак «Говорим хором»)

- Какие животные меняют цвет своей шубки зимой? (Показывает знак «Говорим хором»)

- Какое время года наступит после зимы? (Показывает знак «Говорим хором»)

- Что бывает на стекле во время сильных морозов? (Показывает знак «Говорит один»)

- Растут ли зимой в лесу грибы? (Показывает знак «Говорим хором»). И т.д.

 

Заключительный этап

Психолог звонит в колокольчик и читает рифмовку:

- Вот опять звенит звонок,

И кончается урок

Все вы словно потрудились

И чему-то научились.

Рада я за вас всегда,

Ну а вы? Ответьте – да!

 

Психолог и дежурные собирают учебные материалы.

 

ЗАНЯТИЕ № 4

«На развитие внимания и мышления»

Задачи:

развитие словарного запаса и фонематического восприятия;

повторение букв цифр;

развитие тонкой моторики;

развитие внимания и мышления;

тренировка умения работать по правилам.

 

Материалы:

Мяч, колокольчик, доска, мел, наборы счетных палочек, тетради, простые и цветные карандаши.

 

Ход занятия.

Игра «Скажем наоборот» (3-4 мин.)

Дети становятся полукругом напротив психолога.

Психолог, держа в руках мяч, говорит:

- Сейчас я произнесу слово «Высоко», а тот, кто помает мяч, скажет «низко». Догадались, как мы будем с вами играть? Правильно, я буду произносить слова и кидать мяч, а тот, кто его поймает, должен будет сказать противоположное слово. Давайте попробуем.

 

Следует помнить, что нельзя использовать слова с приставкой «не». Примерный лексический материал: хорошо, черный, добрый, высокий, большой, толстый, тяжелый, веселый, день и др.

 

По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.

 

Упражнение «Складываем буквы» (5 мин.)

Дежурные раздают счетные палочки.

Дети складывают на столах буквы из палочек по данному на доске образцу:

 

 

Упражнение «Угадаем цифры» (2-3 мин.)

Психолог в воздухе «рисует» какую-нибудь цифру, учитывая зеркальность восприятия сидящих к нему лицом детей. Дети хором называют цифру.

Задание можно усложнить: дети отвечают только после того, как психолог досчитает до трех.

 

Пальчиковая гимнастика (2 мин.)

Пальчик-мальчик, непоседа,

Где ты был, с кем ты обедал?

Я с мизинцем ел малинку,

С безымянным ел рябинку,

А со средним ежевику,

С указательным брусничку.

Наелся!

Упражнение «Отличительные признаки» (5 мин.)

Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог – тетради.

Детям даются задания:

- Нарисовать желтый дом выше, чем красный;

нарисовать дерево, которое будет ниже, чем елочка;

нарисовать синюю ленту короче красной;

нарисовать желтую ленту длиннее красной. И т.д.

При необходимости психолог оказывает детям разъясняющую помощь.

 

Физкультминутка (2 мин.)

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем и к себе скорей прижмем.

Два хлопка надо головой, два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

 

Упражнение «Чужое слово» (2-3 мин.)

Психолог несколько раз повторяет слово (слог). Заменяя в нем один раз звук. Например:

- Пол, пол, пол, кол, пол;

кол, кол, кол, кол, гол;

мак, мак, мак, лак, мак;

лик, лик, лик, лик лик, лим. И т.д.

 

Упражнение «Точечный диктант» (4 мин.)

Дети открывают тетради. Психолог ставит посередине страницы на пересечении клеточек точку № 1, просит детей отсчитать от нее вправо пять клеток и поставить точку № 2. Затем от этой точки отсчитать вниз три клеточки и поставить точку № 3, от которой влево отсчитать пять клеточек и поставить точку № 4. После этого психолог поочередно диктует соединения всех точек так, чтобы получилось изображение закрытого почтового конверта, и спрашивает детей, что они нарисовали.

При необходимости психолог оказывает помощь, а затем просит детей дорисовать изображение так, чтобы получился открытый конверт.

Можно предложить детям раскрасить конверт.

 

Заключительный этап.

Психолог звонит в колокольчик и читает рифмовку:

- Вот опять звенит звонок,

И кончается урок

Все вы словно потрудились

И чему-то научились.

Рада я за вас всегда,

Ну а вы? Ответьте – да!

 

ЗАНЯТИЕ №5

«На развитие произвольных движений и ориентировке в пространстве»

Задачи:

развитие произвольных движений и ориентировки в пространстве;

развитие речи и мышления;

развитие слухового внимания;

развитие слухо-моторной координации.

 

Материалы:

магнитофон, аудиозапись спокойной музыки, знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши.

Ход занятия

Игра «Броуновское движение» (5-6 мин.)

Под аудиозапись спокойной музыки дети ходят, стараясь не задеть друг друга. Услышав команду психолога «Закройте глаза», они выполняют ее и медленно идут к центру комнаты. Когда дети приблизятся друг к другу, психолог произносит:

- Раз-два-три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это – отгадай.

Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.

По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.

 

Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка» (2-3 мин.) (см. Задание № 2)

 

Упражнение «Кто кем был? Кто кем будет?» (5 мин.)

Психолог, используя знаки «Говорит один» и «Говорим хором», задает детям вопросы:

- Кем была раньше курочка? (Цыпленком). Кем была раньше лошадь? (Жеребенком). Корова? (Теленком). Рыба? (Икринкой). Лягушка? Головастиком). Чем был раньше хлеб? (Колоском). Чем был раньше дуб? (Желудем). Кем будет мальчик? (Дяденькой, папой). Кем будет девочка? (Тетенькой, мамой). Кем будет дошкольник? (Учеником). Яйцо? (Курицей, петушком). Икринка? (Рыбой). Гусеница? (Бабочкой). Чем будет ткань? (Юбкой, брюками…). И т.д.

Желательно как можно чаще использовать знак «Говорит один» с целью активизации мыслительной деятельности детей и соблюдения ими школьного правила «поднятой руки».

 

Упражнение «Клеточный диктант» (5 мин.)

Дежурные раздают простые карандаши, психолог – тетради, в которых друг под другом на расстоянии четырех клеток стоят две точки. Психолог говорит:

- Сейчас мы будем писать клеточный диктант. Поставьте карандаши на верхнюю точку. Я буду говорить, на сколько клеточек нужно проводить линию, а в результате должен получиться узор. Внимание! Начали! Две клеточки вверх, две направо, две вниз, две направо, две вверх, две направо, две вниз, две направо. Продолжайте так же до конца листа тетради. Н заходя при этом за поля. Поставьте карандаш в другую точку. Будем рисовать другой узор, посложнее. Готовы? Начали! Три клеточки вверх, три направо, одну вниз, две налево, две вниз, три направо, три вверх и т.д.

Образцы рисунков:

 

 

Физкультминутка (2 мин.)

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже,

Это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем,

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять!

Напоследок потянулись

Вверх в стороны. Прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

 

Игра «Запретное слово» (5 мин.)

Психолог объясняет:

- Я буду произносить слова, а вы – хором повторять все слова, кроме одного, запретного. Это слово – «стол». Как только услышите слово «Стол», хлопните в ладоши. Начали! Игра, слон, буква, стол, окно, пол, стол, птица, ваза, кол, стол, вол и т.д.

Игру следует повторить несколько раз с использованием разных «запретных» слов.

 

Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица (3-4 мин.)

Дети кончиками пальцев массируют кожу и волосы головы, ушные раковины, щеки, слегка нажимают на веки и др.

 

Заключительный этап (см. Задание № 3)

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ.

ЦЕЛЬ: изучение объема слуховой памяти.

 

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: Предлагается запомнить 10 слов, воспринимаемые на слух, слово зачитывается с интервалом в 3 сек. После 10 сек. – перерыва предлагается воспроизвести слова, которые ребенок запомнил.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: показатель – кол-во правильно воспроизведенных слов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: чем выше показатель, тем выше уровень развития слуховой памяти.

НАБОРЫ СЛОВ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ:

трамвай лампа яблоко карандаш гроза утка обруч мельница попугай листок пароход собака карта сапоги сковорода калач роща гриб шутка сено самолет чайник бабочка ноги бревно свеча тачка журнал машина столб волк бочка коньки самовар нива весло загадка прогулка книга трактор

 

Методика «Придумай рассказ»

 

ЦЕЛЬ: развитие творческого воображения

 

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

 

Скорость придумывания рассказа.

 

Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

 

Разнообразие образов, используемых в рассказе.

 

Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

 

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

 

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

 

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

 

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

 

По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречается два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеется четыре и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон.

 

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т. п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

 

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.

ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.

 

Ход тренинга

Примечание. 5 табличек с названиями островов: "Сиамские близнецы", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника". К каждой табличке прикреплено задание.

- Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание. В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

- Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!"

Ребята, как вы думаете, это нам Буратино написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им? А вот и карта. Давайте посмотрим.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Примечание. Звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "летят" на воздушном шаре - идут по залу, подходят к табличке "Сиамские близнецы".

- Вот мы и оказались на первом острове. Он называется "Сиамские близнецы". Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

"Сиамские близнецы"

Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах.

Инструкция. Дети делятся по парам. Далее ведущий говорит: "Представьте, что вы и ваш партнер - одно целое, вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Ноги тоже частично срослись, так что теперь придется шагать следующим образом - сначала шаг двумя "сросшимися" ногами, потом одновременный шаг двумя "боковыми" ногами. В таком состоянии нам надо пройти все препятствия. Помните, что нужно быть внимательными к действиям партнера!"

Примечание. В качестве препятствий служат дуги (под ними надо пролезать) и бревна (через них следует перешагивать).

- Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к Заколдованному острову).

"Заколдованный остров"

Цель: научить работать в парах. Развить умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.

Примечание. Стол (желательно круглый). На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета - один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица - губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния - грусть, радость, удивление и т. п.). Детали для аппликации наклеены на двухсторонний скотч.

- Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!

Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? как приклеить губы, чтобы человек улыбался? и т. п.

- Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Великанов).

"Остров Великанов"

Цель: научить сосредоточиванию; коррекция импульсивности.

- Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.

Инструкция. Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет "три" они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.

Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит)

Она красива и мила,
Имя ее от слова "зола".
(Золушка)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Колобок)

- Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Буратино летим на другой остров (звучит "шум ветра". Дети направляются к острову Попугаев).

"Остров Попугаев"

Цель: развить уверенность в себе.

Примечание. Необходимо круглое зеркало с ручкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.120 (0.017 с.)