Методика «сравнение и различие понятий» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «сравнение и различие понятий»



ЦЕЛЬ: изучение возможности выделения признаков сходства и различия понятий.

 

МАТЕРИАЛ: пары слов.

 

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Инструкция: «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются».

 

НАБОРЫ СЛОВ: (по 5 пар)

I II
1. поезд-самолет 2. корова-лошадь 3. утро-вечер 4. молоко-вода 5. воробей-курица 1. летчик-танкист 2. лыжи-коньки 3. трамвай-автобус 4. собака-кошка 5. лев-тигр
III IY
1. дуб-береза 2. река-озеро 3. велосипед-мотоцикл 4. яблоко-вишня 5. зима-лето 1. платье-юбка 2. лев-собака 3. ворона-воробей 4. сани-телега 5. весна-осень

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Ответы оцениваются баллами:

2б – выделяет существенные признаки различия и сходства, использует категориальные суждения.

1б – выделяет только признаки различия или то, что на 2б, но выделяет несущественные признаки.

0б – ответ неправильный.

Сумма баллов может колебаться от 0 до 10.

ДИАГНОЗ: Чем выше балл, тем более развита изучаемая способность.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ.

ЦЕЛЬ: изучение объема слуховой памяти.

 

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: Предлагается запомнить 10 слов, воспринимаемые на слух, слово зачитывается с интервалом в 3 сек. После 10 сек. – перерыва предлагается воспроизвести слова, которые ребенок запомнил.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: показатель – кол-во правильно воспроизведенных слов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: чем выше показатель, тем выше уровень развития слуховой памяти.

НАБОРЫ СЛОВ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ:

трамвай лампа яблоко карандаш гроза утка обруч мельница попугай листок пароход собака карта сапоги сковорода калач роща гриб шутка сено самолет чайник бабочка ноги бревно свеча тачка журнал машина столб волк бочка коньки самовар нива весло загадка прогулка книга трактор

 

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЯ ЛИШНЕГО»

ЦЕЛЬ: изучение категориального мышления выявление уровня обобщения.

 

МАТЕРИАЛ: наборы слов или карточек с предметным изображением: три слова (предмета) относятся к одной категории, четвертое не относится к этой категории.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ: индивидуально.

 

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: Инструкция: Я назову четыре слова, одно из них не подходит ко всем остальным. Назови его.

1. Тетрадь, книга, вилка, карандаш.

2. Лодка, колесо, машина, автобус

3. Ножницы, пила, топор, рубанок.

4. Нитки, наперсток, игла, книга.

5. Стол, стул, шкаф, чайник.

6. Лук, огурец, морковь, яблоко.

7. Свитер, брюки, платье, шапка.

8. Береза, сосна, ель, дерево.

9. Нос, уши, очки, глаза.

10. Смелый, злой, храбрый, отважный.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Показатель – сумма баллов может колебаться от 0 до 10 баллов.

 

ДИАГНОЗ: Чем выше балл, тем выше уровень развития.

 

МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ»

 

ЦЕЛЬ: изучение наглядно-образного мышления.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: Задание теста заключается в том, что детям предлагается за определенное время упорядочить предложенные им в неправильном порядке серии картинок.

МАТЕРИАЛ: I – серия: «Мытье». – 5 картинок. 1. Ребенок снимает обувь. 2. Ребенок снимает носки. 3. Ребенок наливает из крана в тазик воду. 4. Ребенок моет ноги в тазике. 5. Ребенок вытирает ноги полотенцем. Шифр серии «носки».

II – серия: «Катание на санках». – 7 картинок. 1. Ребенок выходит во двор. 2. Ребенок с собакой во дворе. 3. Ребенок берет из сарая санки. 4. Ребенок запрягает собаку в санки. 5. Ребенок садится на санки. 6. Собака катает ребенка. 7. Санки опрокидываются и ребенок оказывается на снегу. Серия имеет два правильных шифра – «саночки» и «аночкис».

Картинки шифруются следующим образом. На обратной стороне в верхнем левом углу риской цифрой проставлен номер серии, одинаковый для всех входящих в нее картинок. В правом верхнем углу каждой картинки написана строчная буква и арабская цифра. Последовательность букв на картинках составляет ее шифр, цифры на картинках указывают экспериментатору, в какой исходной последовательности выкладываются картинки, на стол перед ребенком.

I серия «Мытье»: н2,о5, с3, к1, и4 (шифр – носки).
II серия «Катание на санках»: с3, а1, н4, о6, ч2, к7 и5 (шифр – саночки или аночкис).

 

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЙ: приготовьте все необходимые материалы. Каждую серию картинок положите в отдельный конверт. Обратитесь к детям со следующей инструкцией: «А теперь мы будем с вами играть в такую игру, где надо рассказать картинки в правильном порядке». Попросите детей подойти к вашему столу и продемонстрируйте им серию картинок.

Рассадите детей по местам и продолжайте: «А теперь мы разложим перед вами картинки из первой задачи неправильно и лицом вниз. Вы должны перевернуть их и разложить эти картинки правильно. Тогда они расскажут вам небольшой рассказ. Работу начнем и кончим по моему сигналу, а до этого картинки трогать нельзя».

Спросите у детей, все ли поняли, что нужно делать. В случае необходимости объясните еще раз, используя образец.

Помните, что при проведении контрольных серий детям нельзя говорить ничего, кроме того, что картинки расположены перед ними в ином порядке. В том, что изображено на картинках, никаких пояснений давать нельзя. В случае, если будет задан соответствующий вопрос, попросите детей самих посмотреть и угадать.

Позаботьтесь также о том, чтобы до команды: «Начинайте» и после команды «Стоп» никто из детей не трогал картинок.

После команды: «Стоп» 1. Которая дается детям ровно через минуту после команды: «Начинайте», запишите ответ каждого ребенка на заранее приготовленном специальном бланке в виде той последовательности букв, которая получится, если перевернуть картинки и соберите картинки первой серии. На основе полученной последовательности будут в дальнейшем подсчитываться баллы за выполнение задания.

Проведите далее процедуру эксперимента с другой серией по аналогии с первой.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Оценка в 1 балл дается за каждую картинку, наложенную на правильное место при условии, что, по крайней мере, 2 картинки подряд расположены правильно.

max (по двум сериям) = 12 баллов

ДИАГНОЗ: чем выше сумма баллов, тем выше уровень развития мышления.

 

МЕТОДИКА «РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ»

 

ЦЕЛЬ: изучение уровня развития речи.

МАТЕРИАЛ: сюжетная картинка (картинка прилагается).

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: ребенку предлагается составить рассказ по картине (можно использовать и другие сюжетные картинки).

ОБРАБОКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

4 балла – хорошо структурированные предложения, использованы разнообразные соединительные союзы. Представлены все части речи.

3 балла – простые распространённые предложения, стереотип используется один и тот же соединительный союз. Представлены почти все части речи.

2 балла – одни простые нераспространенные предложения, которые могут быть соединены повторяющимся союзом. Представлены не все части речи.

1 балл – преимущественно неполные предложения.

0 баллов – полностью нарушенное строение предложений.

ДИАГНОЗ: Чем выше баллы, тем выше уровень развития речи.

 

 

МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ»

 

Методика «Придумай рассказ»

 

ЦЕЛЬ: развитие творческого воображения

 

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

 

Скорость придумывания рассказа.

 

Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

 

Разнообразие образов, используемых в рассказе.

 

Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

 

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

 

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

 

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

 

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

 

По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречается два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеется четыре и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон.

 

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т. п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

 

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.

ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.43.155 (0.021 с.)