Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Поиск

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

 

Курсовая работа

 

Молчанова Мария Николаевна

Студентка 3 курса, группы «А»

Специальность 050704

Дошкольное образование

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Буслаева Татьяна Ивановна

 

2012г.

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии. 5

1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности». 5

1.2. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами игровой деятельности. 10

Глава II. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 13

2.1. Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников. 14

2.2. Игры для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 22

2.3 Игры на развитие диалектичности мышления. 29

2.4. Методики диагностики творческих способностей у детей дошкольного возраста 31

2.4. Методика развития творческих способностей детей через театрализованную игровую деятельность. 37

Заключение. 38

Список литературы.. 40

 

 


Введение

Творческие способности это один из компонентов личности способствующий ее развитию. Происходящие в обществе изменения требуют нового подхода к образованию и подготовке детей к школе. В дошкольном возрасте проявляется воображение, ребенок наиболее восприимчив и пластичен, задача родителей и педагогов развить у ребенка способность мыслить креативно. Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Одним из видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания творческих способностей, является игра. Обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не только путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни, но и при помощи воображения.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

 

 

Глава I. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии

 

Глава II. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

Существует несколько видов детских игр: подвижные (салочки, прятки, лапта, ручеек), настольные (шахматы, шашки, лото, пазлы, мозаика, домино, логические и стратегические игры), компьютерные (развивающие память и внимание, стратегические и логические). Полезны также и интерактивные игры, такие, например, как "дочки-матери". Такой вид игры помогает ребенку выработать новые формы его поведения, учат его взаимодействовать с другими людьми. С процессом взросления ребенка, его игры тоже взрослеют, на смену подвижным играм приходят командные (баскетбол, футбол, волейбол), при этом, осознавая горечь поражений и радость побед, происходит развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.

Эта деятельность развивает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию личность ребенка, прививает новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, - развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

 

Заключение

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе я, на основе изучения литературы по данной теме, попыталась определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На мой взгляд, необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

 

 

Список литературы

1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Изд. Фолио, 2005.

2. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

3. Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

4. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка. С. М., 2005.

6. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

7. Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. Москва, "Просвещение", "Владос", 1995.

8. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

9. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

10. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

11. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М., 1981.

13. Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

14. Особенности психического развития детей 6-7 - летнего возраста. Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва, 1988.

15. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

16. Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

17. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

18. Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева.? М.: Издательский центр "Академия", 1997.

19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 2005.

 

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

 

Курсовая работа

 

Молчанова Мария Николаевна

Студентка 3 курса, группы «А»

Специальность 050704

Дошкольное образование

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Буслаева Татьяна Ивановна

 

2012г.

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии. 5

1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности». 5

1.2. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами игровой деятельности. 10

Глава II. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 13

2.1. Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников. 14

2.2. Игры для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 22

2.3 Игры на развитие диалектичности мышления. 29

2.4. Методики диагностики творческих способностей у детей дошкольного возраста 31

2.4. Методика развития творческих способностей детей через театрализованную игровую деятельность. 37

Заключение. 38

Список литературы.. 40

 

 


Введение

Творческие способности это один из компонентов личности способствующий ее развитию. Происходящие в обществе изменения требуют нового подхода к образованию и подготовке детей к школе. В дошкольном возрасте проявляется воображение, ребенок наиболее восприимчив и пластичен, задача родителей и педагогов развить у ребенка способность мыслить креативно. Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Одним из видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания творческих способностей, является игра. Обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не только путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни, но и при помощи воображения.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.207 с.)