Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театрализованная деятельность

Поиск

Оглавление

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Старшая группа Сентябрь

Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

Занятие 2. Попробуем измениться

Занятие 3. Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?

Занятие 4, Игровой урок

Октябрь

Занятие 1. Одну простую сказку хотим мы показать

Занятие 2. Играем пальчиками

Занятие 3. Постучимся в теремок

Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно

Ноябрь

Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил

Занятие 2. Косолапый приходил, теремочек развалил

Занятие 3. Учимся говорить по-разному

Занятие 4, Учимся четко говорить

Декабрь

Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять — стилей мы будем сочинять

Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем

Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки

Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился

Январь

Занятие 1. Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой

Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался

Занятие 3. Сочиняем новую сказку

Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем

Февраль

Занятие 1. Наши эмоции

Занятие 2. Изображение различных эмоций

Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса

Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья

Март

Занятие 1. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

Занятие 2. Друг всегда, придет на помощь

Занятие 3. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!

Занятие 4. Когда, страшно, видится то, чего и нет

Апрель

Занятие 1. Каждому страх большим кажется

Занятие 2. Преодолеем страх

Занятие 3. У страха глаза, велики

Занятие 4. Если с другом ты поссорился...

Май

Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил

Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна

Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки»

 

 

Старшая группа

Сентябрь

Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

<Ц>

1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке;

2. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

<С>

1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа);

2. Игра «Назови свое имя ласково»

<Л>

Воспитатель под спокойную музыку встречает детей словами:

Наш красивый зал опять

Очень рад ребят встречать.

Вопросы к детям:

Как называется зал? (Театральный»)

Что в зале напоминает театр? (Сцена, ширма, занавес, игрушки, зеркала, декорации.)

Чем вам больше всего нравилось заниматься в прошлом году?

Далее воспитатель говорит о том, что в новом учебном году ребят снова ожидают сказки, героев которых они будут учиться выразительно изображать.

Затем воспитатель проводит игру «Назови свое имя ласково» (в группе могут быть новые дети), Каждый называет свое имя, затем водящий ребенок, бросая мяч детям, называет имя адресата. Игра может проводиться несколько раз, причем воспитатель тоже играет с детьми, и дети обращаются к нему по имени.

Педагог отмечает, какие красивые имена у детей, вместе с ними рассуждая о том, зачем нужно имя человеку (общаться, что-то спросить, знакомиться,..). Продолжая разговор, воспитатель и дети вспоминают слова, необходимые при знакомстве («Давайте познакомимся», «Как тебя зовут», «Будем знакомы» и т.д.). Затем педагог читает отрывки из сказок, где описывается знакомство героев: «Малыш и Карлсон», «Котофей и Лиса», «Страшила и Тотошка» (отрывки могут быть любые, по желанию педагога).

Далее воспитатель предлагает поиграть в знакомства. Дети разыгрывают различные ситуации: знакомство детей, взрослого и ребенка, взрослых.

В конце занятия педагог просит детей оценить выступления каждого, отметить наиболее удачные ситуации, поощряет всех детей за старание. Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что, знакомясь, они находят много друзей, лучше узнают друг друга. Звучит та же музыка, что и в начале. Дети уходят.

Занятие 2. Попробуем измениться

<Ц>

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

2. Развивать способность понимать собеседника.

3. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест».

4. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

<C>

1. Игра «Назови ласково соседа».

2. Вопросы к детям.

3. Творческое задание.

4. Пантомимические загадки и упражнения.

<Л>

Педагог встречает детей под спокойную музыку, рассаживает полукругом и предлагает поиграть в игру «Назови имя соседа ласково» (дети, произнося ласково имя сидящего рядом, передают по кругу мяч или шарик).

Вопросы к детям:

Как вы узнаете друг друга? (По лицу, голосу, одежде, прическе и т.д.)

Как артист изменяет свою внешность для того, чтобы сыграть роль? (Гримируется, наряжается в костюмы и т.д.)

Далее воспитатель предлагает детям пофантазировать, какими бы они хотели видеть себя, если бы в сказке пришлось играть принцессу, Кота в сапогах, охотника, Золушку, Карабаса-Барабаса и др. Дети вместе с педагогом отмечают самый фантастический костюм. Воспитатель хвалит детей за старание.

Педагог рассказывает детям, как можно изменить себя с помощью мимики, жестов. Детям разъясняется, что мимика — это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека; жест — движения рук, тела, головы. Затем детям предлагается с помощью мимики изобразить различное настроение, а с помощью жестов что-то, сообщить — например, «иди сюда», «нельзя», «до свидания», «здравствуй» и т.д.

Проводится игра «Догадайся, кто я». Водящий ребенок изображает кого-либо или что-либо (деда, бабку, животных, какой-либо предмет, растение и др.) с помощью мимики, жестов, а остальные дети отгадывают, что он задумал.

После этого педагог читает детям два стихотворения:

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе —

Короля покусали мухи.

* * *

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре —

мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон —

Убежали мыши вон.

Детям предлагается изобразить с помощью мимики и жестов услышанные стихи.

После этого воспитатель еще раз читает каждое стихотворение, а дети с помощью мимики (недовольное лицо короля: нахмуренные брови, сердитый взгляд и т.д.) и жестов (размахивание руками, качание головой, топанье ногами и т.д.) изображают героев.

В заключение педагог хвалит детей за наиболее выразительные находки. Звучит музыка, и дети покидают зал.

Занятие 4, Игровой урок

<V>

1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

<O>

1. Сюрпризный момент.

2. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

<Л>

Под спокойную музыку педагог встречает детей и говорит, что ждет необычного гостя. Это дедушка Молчок, Когда он появляется, становится сразу тихо. Дедушка очень добрый, любит детей и знает много интересных игр.

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать,

Где ты, добрый старичок?

Тишина... Пришел Молчок.

Не спугни его смотри,

Т-с-с-с, ничего не говори.

Педагог побуждает детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины (тем самым упражняет детей в выразительности жестов и движений). Далее воспитатель «находит» дедушку и действует от его имени: здоровается, говорит о том, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает ребятам игру «Узнай, кто говорит от другого имени». Педагог от имени дедушки Молчка читает текст. Детям дается установка на то, что нужно изменить голос, причем в соответствии с образом того, на кого указывает дедушка Молчок. Выбранный водящий должен отгадать, кто из детей говорит от другого имени.

Сидит кукушка на суку,

И слышится в ответ...

— Ку-ку!

(Отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.) А вот котеночек в углу, Мяукает он так:

— Мяу! Мяу!

Щенок прогавкает в ответ,

Услышим вот что мы вослед...

— Гав! Гав!

Корова тоже не смолчит,

А вслед нам громко промычит...

— Му-у!

А петушок, встретив зарю,

Нам пропоет...

— Ку-ка-ре-ку!

Паровоз, набравши ход,

Тоже весело поет...

— У-у-у!

Если праздник, детвора

Весело кричит...

— Ура! Ура!

Педагог от имени дедушки Молчка хвалит ребят за умение изменять голос в соответствии со словами и говорит о том, что стихов на свете много, причем, рассказывая их, мы голосом отражаем настроение стиха.

А есть стихи, которые можно рассказывать руками, всем телом (жестами).

Педагог от имени дедушки Молчка читает стихотворение и предлагает показать его содержание жестами. Затем повторно читает текст и вместе с детьми в движениях отражает его содержание:

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.
Маленький зайка. Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.
Длинные ушки, Приставляют ладошки к голове — «ушки».
Быстрые ножки. Бегут на месте. Движения повторяются.
Заинька-зайка,  
Маленький зайка.  
Деток боится — Обхватывают себя руками,
Зайка-трусишка. изображая страх, «дрожат».

Следующее стихотворение, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики, движений.

Мишка, Мишка косолапый, Приподнять плечи, руки
Мишка по лесу идет. округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.
Мишка хочет сладких ягод, Погладить себя по животу, облизнуться.
Да никак их не найдет. Оглянуться по сторонам, пожать плечами.
Вдруг увидел много ягод Показать указательный палец,
И тихонько зарычал. на лице восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.
Подошли к Мишутке детки, По маршировать.
Мишка ягоды им дал. Протянуть руку вперед, имитируя жест «возьми».

Могут быть предложены любые простейшие стихи, под которые дети придумывают движения.

В заключение педагог от имени Молчка хвалит детей за интересные находки в рассказывании стихов с помощью движений. Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что жесты и мимика имеют очень большое значение в разыгрывании сказок, стихов и сценок. Звучит музыка. Дети прощаются с дедом Молчком и уходят.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Занятие 1. Наши эмоции

<V>

1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость».

2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

3. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

<О>

1. Рассматривание сюжетных картинок.

2. Беседа.

3. Упражнение «Изобрази эмоцию».

4. Практическое задание.

5. Обсуждение.

<Л>

Воспитатель встречает детей и рассматривает с ними сюжетные картинки. Сначала рассматривается картинка «Радость» (это может быть любое улыбающееся лицо).

Вопросы к детям:

Какое настроение у героя на этой картинке? Почему вы так думаете?

В каких ситуациях у нас бывает радостное настроение?

Дети вместе с воспитателем отмечают форму губ, положение бровей, характерные для радостного настроения.

Далее подобным образом рассматриваются сюжетные картинки: «Грусть», «Страх», «Злость» и соответствующие им графические карточки.

Затем дети по просьбе педагога изображают перед зеркалом соответствующие эмоции у себя на лице. Все вместе выбирают: «Самое радостное лицо», «Самое злое», «Самое пугливое», «Самое грустное» и т.д.

По окончании упражнений детям раздаются сюжетные картинки, на которых изображены ситуации (например, девочка разбила чашку). Дети должны оценить ситуацию, изображенную на картинке, и дорисовать лицо на предложенной карточке в соответствии с данной ситуацией.

После того как выполнено задание, каждый ребенок объясняет, какое чувство переживает его герой и почему.

По окончании занятия педагог поощряет детей за старание и просит попрощаться с ним, изобразив на лице соответствующую данной ситуации эмоцию.

Март

Апрель

Занятие 2. Преодолеем страх

<V>

1. Закрепить умение детей изображать страх.

2. Учить преодолевать это состояние.

3. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

<O>

1. Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

2. Изображение различных степеней страха.

3. Игра «Преодолеем страх».

4. Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

<Л>

Педагог встречает детей и предлагает им рассмотреть сюжетную картинку «Страшно». Дети выделяют по просьбе воспитателя основные признаки этого состояния, изображенные на картинке (поза, жесты, мимика), и подчеркивают, что страх можно передать еще и голосом.

Далее дети с помощью педагога приходят к выводу, что страх может быть разным — соответственно, изменяются поза, мимика, жесты, голос.

Затем дети упражняются в изображении испуга, страха, ужаса. Продолжая беседу, педагог подводит детей к выводу, что страх можно преодолеть. Проводится игра «Преодолеем страх».

Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (дети иллюстрируют это,, разводя широко руки в стороны). Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза).

Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.

После игры воспитатель вносит персонажей настольного театра: бабушку, внучку, курочку, мышку, зайца — и просит догадаться, из какой сказки эти герои.

Дети по очереди рассказывают и показывают сказку «У страха глаза велики» (вначале дается установка, как лучше изобразить состояние страха голосом).

В конце занятия педагог хвалит детей за умение голосом и мимикой передавать настроение героев и прощается с ними.

Май

Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

<V>

1. Продолжать учить детей распознавать злость.

2. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

3. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

<О>

1. Рассматривание картинки «Злость».

2. Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее содержанию.

3. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

<Л>

Педагог встречает детей и показывает им картинку «Злость». Вместе с ними рассматривая ее, просит догадаться, какое настроение передает картинка, в чем это выражается (в жестах, мимике).

Вопросы к детям:

Как изменяется лицо, когда мы сердимся?

В какой знакомой сказке герои тоже рассорились?

После того как дети вспомнят название сказки, педагог предлагает послушать ее еще раз с установкой на то, как изменяется голос в зависимости от настроения героев.

Беседа по содержанию сказки:

О ком эта сказка?

Как звали дочку Солнца и Луны?

Почему они поссорились?

Кто и как разрешил спор?

Далее педагог просит вспомнить, с какими разными оттенками в голосе обращались Солнце и Луна к дочке (радостно, грустно, озабоченно, предупредительно, сердито), и попробовать так же позвать ее сначала голосом Луны (высоким), затем Солнца (низким).

После этого дети вместе с педагогом рассуждают о том, как ссорились Солнце и Луна, и приходят к выводу, что голос очень хорошо это отражает, так как становится резким, грубым, сердитым.

Детям предлагается, по желанию, разыграть диалог «Ссора Солнца и Луны». Дети-зрители отмечают, какими средствами выразительности удалось артистам передать это чувство. Диалог, по желанию детей, может разыгрываться несколько раз.

В конце занятия педагог хвалит детей за исполнение и умение находить нужные средства выразительности. Звучит музыка к сказке «Как поссорились Солнце и Луна», и дети прощаются со сказкой.

 

Оглавление

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Старшая группа Сентябрь

Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

Занятие 2. Попробуем измениться

Занятие 3. Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?

Занятие 4, Игровой урок

Октябрь

Занятие 1. Одну простую сказку хотим мы показать

Занятие 2. Играем пальчиками

Занятие 3. Постучимся в теремок

Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно

Ноябрь

Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил

Занятие 2. Косолапый приходил, теремочек развалил

Занятие 3. Учимся говорить по-разному

Занятие 4, Учимся четко говорить

Декабрь

Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять — стилей мы будем сочинять

Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем

Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки

Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился

Январь

Занятие 1. Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой

Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался

Занятие 3. Сочиняем новую сказку

Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем

Февраль

Занятие 1. Наши эмоции

Занятие 2. Изображение различных эмоций

Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса

Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья

Март

Занятие 1. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

Занятие 2. Друг всегда, придет на помощь

Занятие 3. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!

Занятие 4. Когда, страшно, видится то, чего и нет

Апрель

Занятие 1. Каждому страх большим кажется

Занятие 2. Преодолеем страх

Занятие 3. У страха глаза, велики

Занятие 4. Если с другом ты поссорился...

Май

Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил

Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна

Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки»

 

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста от непроизвольной эмоциональной: у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей, эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал В.М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности, И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов, Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему, прежде всего, «организация», а не «содержание»? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы ко данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и.желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

— индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

— особенности его эмоционально-личностного развития;

— интересы, склонности, предпочтения и потребности;

— любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

— возрастные и полоролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности — специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный}, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и др.), где могут проводиться театрализованные занятия, студийная работа и разнообразные праздники. В «Школе развития>> В.А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки, где дети чувствовали себя в мире волшебных образов. Талантливый педагог придавал большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети будут слушать и разыгрывать сказку. Он писал в книге «Сердце отдаю детям»: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. В группе для детей 5—7 лет более широко должны быть представлены разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д.

Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— организация «зон приватности»;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

— полифункциональность использования помещении и оборудования;

— возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Содержание театрализованных занятий включает в себя;

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.013 с.)