Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Изучение речевого общения и психологического комфорта на урокеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: Формирование умения анализировать свою речь на уроке (в ориентировочных и суммарных показателях).
Запишите количественные показатели и дайте качественную оценку и своего взаимодействия с учащимися на уроках. Тема 17. Изучение психологического климата группы одноклассников Цель: Формирование навыков наблюдения при изучении психологического климата. Инструкция: Исследование проводится с помощью биполярной шкалы взаимоотношений. Приведены пары противоположных по смыслу слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре зачеркнете нормативный балл, тем более выражен этот признак.
Обработка результатов (итоговый показатель – в диапазоне от 10 до 80 баллов): 1) возможна как оценка со стороны (экспертная), так и оценивание самих себя; 2) соединив цифры, можно построить профиль оценки психологического климата класса; 3) вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели; 4) сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальным позволяет выделить тех школьников, которые дают заниженные/завышенные оценки по всем показателям. НАБЛЮДЕНИЕ: АНАЛИЗ УРОКА В процессе анализа урока следует помнить и о том, что у каждого типа урока есть свои психологические особенности, связанные с учетом специфики программного материала, методических приемов, применяемых учителем в ходе данного урока, используемых технических средств, сформированности у учащихся умений и навыков и от общего уровня их подготовленности. С.Л.Рубинштейн указывал на то, что для полноценной педагогической деятельности необходимо изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, научая их. Практика многократно подтвердила справедливость этого высказывания. Хотя изучение детей – лишь один из аспектов педагогической деятельности, от него во многом зависит результативность всей деятельности в целом. Тема 18. Наблюдение и психологический анализ урока Цель: Формирование навыков наблюдения при проведении психологического анализа урока. Работу над заданием следует начинать с выбора урока, в котором представлены и обучающий и воспитывающий моменты и ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом следует заранее узнать цели и задачи урока, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого на данном уроке материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок. Примерная схема наблюдения. Ø Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение): - влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления; - готовность учебных пособий в соответствии с темой урока. Ø Внимание: а) внешние приемы организации внимания на уроке: - ритм и темп урока; - наличие и наглядность пособий; - интонация речи учителя, его мимика, пантомимика; б) внутренние приемы организации внимания на уроке: - ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя; - установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока; в) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем это выражалось); г) распределение и переключение внимания учащихся на уроке; д) проявление невнимания учащихся на уроке. Ø Восприятие: а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности, главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради); б) наблюдательность у учащихся на уроке – в чем она проявлялась? Ø Память: а) организация и управление процессом запоминания; б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем); в) использование установки на длительность запоминания; г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти; д) в какой мере приемы, использованные учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке. Ø Мышление: - характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся: а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся? б) какие ответы учеников были простым воспроизведением заученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.? в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке? г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями? д) как формировались новые понятия? - использование учащимися мыслительных операций. В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий? е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления. Ø Воображение: а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого); б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом. Ø Чувства: а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке; б) влияние учителя на эмоциональный тон класса; в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Ø Навыки: а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков; б) применение и распределение упражнений в течение урока; в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.); г) формы сочетания слова, наглядных пособий и самостоятельной работы; д) перенос и интерференция навыков. Ø Психологические особенности учителя: а) манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика; б) учет индивидуальных особенностей учащихся; в) поведение учителя в случае нарушения детьми дисциплины на уроке; г) культура речи учителя; работа над культурой речи учащихся; д) наличие контакта между учителем и учащимися; е) умение мотивировать поставленные оценки; ж) характеристика урока с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя. Общая оценка качества урока Какие современные методы повышения эффективности учебных занятий в школе использовались учителем? Содействовал ли урок развитию познавательных интересов учащихся, повышению уровня мыслительной деятельности, общему развитию личности школьника и детского коллектива. Студенты должны помнить: психологический анализ урока не заменит методического разбора, а дополняет и углубляет его, раскрывая психологические закономерности усвоения материала учащимися, психологические основы структуры и центральной идеи урока, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.008 с.) |