Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Изучение речевого общения и психологического комфорта на урокеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: Формирование умения анализировать свою речь на уроке (в ориентировочных и суммарных показателях).
Запишите количественные показатели и дайте качественную оценку и своего взаимодействия с учащимися на уроках. Тема 17. Изучение психологического климата группы одноклассников Цель: Формирование навыков наблюдения при изучении психологического климата. Инструкция: Исследование проводится с помощью биполярной шкалы взаимоотношений. Приведены пары противоположных по смыслу слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре зачеркнете нормативный балл, тем более выражен этот признак.
Обработка результатов (итоговый показатель – в диапазоне от 10 до 80 баллов): 1) возможна как оценка со стороны (экспертная), так и оценивание самих себя; 2) соединив цифры, можно построить профиль оценки психологического климата класса; 3) вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели; 4) сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальным позволяет выделить тех школьников, которые дают заниженные/завышенные оценки по всем показателям. НАБЛЮДЕНИЕ: АНАЛИЗ УРОКА В процессе анализа урока следует помнить и о том, что у каждого типа урока есть свои психологические особенности, связанные с учетом специфики программного материала, методических приемов, применяемых учителем в ходе данного урока, используемых технических средств, сформированности у учащихся умений и навыков и от общего уровня их подготовленности. С.Л.Рубинштейн указывал на то, что для полноценной педагогической деятельности необходимо изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, научая их. Практика многократно подтвердила справедливость этого высказывания. Хотя изучение детей – лишь один из аспектов педагогической деятельности, от него во многом зависит результативность всей деятельности в целом. Тема 18. Наблюдение и психологический анализ урока Цель: Формирование навыков наблюдения при проведении психологического анализа урока. Работу над заданием следует начинать с выбора урока, в котором представлены и обучающий и воспитывающий моменты и ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом следует заранее узнать цели и задачи урока, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого на данном уроке материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок. Примерная схема наблюдения. Ø Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение): - влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления; - готовность учебных пособий в соответствии с темой урока. Ø Внимание: а) внешние приемы организации внимания на уроке: - ритм и темп урока; - наличие и наглядность пособий; - интонация речи учителя, его мимика, пантомимика; б) внутренние приемы организации внимания на уроке: - ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя; - установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока; в) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем это выражалось); г) распределение и переключение внимания учащихся на уроке; д) проявление невнимания учащихся на уроке. Ø Восприятие: а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности, главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради); б) наблюдательность у учащихся на уроке – в чем она проявлялась? Ø Память: а) организация и управление процессом запоминания; б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем); в) использование установки на длительность запоминания; г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти; д) в какой мере приемы, использованные учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке. Ø Мышление: - характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся: а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся? б) какие ответы учеников были простым воспроизведением заученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.? в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке? г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями? д) как формировались новые понятия? - использование учащимися мыслительных операций. В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий? е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления. Ø Воображение: а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого); б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом. Ø Чувства: а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке; б) влияние учителя на эмоциональный тон класса; в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Ø Навыки: а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков; б) применение и распределение упражнений в течение урока; в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.); г) формы сочетания слова, наглядных пособий и самостоятельной работы; д) перенос и интерференция навыков. Ø Психологические особенности учителя: а) манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика; б) учет индивидуальных особенностей учащихся; в) поведение учителя в случае нарушения детьми дисциплины на уроке; г) культура речи учителя; работа над культурой речи учащихся; д) наличие контакта между учителем и учащимися; е) умение мотивировать поставленные оценки; ж) характеристика урока с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя. Общая оценка качества урока Какие современные методы повышения эффективности учебных занятий в школе использовались учителем? Содействовал ли урок развитию познавательных интересов учащихся, повышению уровня мыслительной деятельности, общему развитию личности школьника и детского коллектива. Студенты должны помнить: психологический анализ урока не заменит методического разбора, а дополняет и углубляет его, раскрывая психологические закономерности усвоения материала учащимися, психологические основы структуры и центральной идеи урока, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.85 (0.009 с.) |