ТОП 10:

Тема 16. Изучение речевого общения и психологического комфорта на уроке



Цель: Формирование умения анализировать свою речь на уроке (в ориентировочных и суммарных показателях).

№ пп Особенности речи учителя на уроке Количество
Сколько раз за урок учитель: - хвалил и поощрял класс, учащихся - высказывал недовольство или порицание  
Равномерно распределялись похвала и порицание, или: - кого-то больше хвалили - кого-то больше порицали  
Сколько раз учитель повторял высказывания учеников?  
Сколько вопросов было задано: - классу - отдельным учащимся  
Сколько было отдано приказов и прямых указаний (по числу глаголов в повелительном наклонении)?  
Сколько вопросов (по существу уроков) было задано учащимися учителю?  
Сколько раз учащиеся отвечали: - по собственной инициативе - по требованию учителя  

Запишите количественные показатели и дайте качественную оценку и своего взаимодействия с учащимися на уроках.

Тема 17. Изучение психологического климата группы одноклассников

Цель: Формирование навыков наблюдения при изучении психологического климата.

Инструкция: Исследование проводится с помощью биполярной шкалы взаимоотношений. Приведены пары противоположных по смыслу слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре зачеркнете нормативный балл, тем более выражен этот признак.

 

№ пп Параметры взаимоотношений в классе
Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность
Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность
Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность
Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
Содружество 1 2 3 4 5 6 7 8 Разобщенность
Доброжелательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность
Интерес 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука
Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Безуспешность

Обработка результатов (итоговый показатель – в диапазоне от 10 до 80 баллов):

1) возможна как оценка со стороны (экспертная), так и оценивание самих себя;

2) соединив цифры, можно построить профиль оценки психологического климата класса;

3) вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели;

4) сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальным позволяет выделить тех школьников, которые дают заниженные/завышенные оценки по всем показателям.

НАБЛЮДЕНИЕ: АНАЛИЗ УРОКА

В процессе анализа урока следует помнить и о том, что у каждого типа урока есть свои психологические особенности, связанные с учетом специфики программного материала, методических приемов, применяемых учителем в ходе данного урока, используемых технических средств, сформированности у учащихся умений и навыков и от общего уровня их подготовленности.

С.Л.Рубинштейн указывал на то, что для полноценной педагогической деятельности необходимо изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, научая их. Практика многократно подтвердила справедливость этого высказывания. Хотя изучение детей – лишь один из аспектов педагогической деятельности, от него во многом зависит результативность всей деятельности в целом.

Тема 18. Наблюдение и психологический анализ урока

Цель: Формирование навыков наблюдения при проведении психологического анализа урока.

Работу над заданием следует начинать с выбора урока, в котором представлены и обучающий и воспитывающий моменты и ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом следует заранее узнать цели и задачи урока, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого на данном уроке материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок.

Примерная схема наблюдения.

Ø Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение):

- влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления;

- готовность учебных пособий в соответствии с темой урока.

Ø Внимание:

а) внешние приемы организации внимания на уроке:

- ритм и темп урока;

- наличие и наглядность пособий;

- интонация речи учителя, его мимика, пантомимика;

б) внутренние приемы организации внимания на уроке:

- ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя;

- установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока;

в) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем это выражалось);

г) распределение и переключение внимания учащихся на уроке;

д) проявление невнимания учащихся на уроке.

Ø Восприятие:

а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности, главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради);

б) наблюдательность у учащихся на уроке – в чем она проявлялась?

Ø Память:

а) организация и управление процессом запоминания;

б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем);

в) использование установки на длительность запоминания;

г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти;

д) в какой мере приемы, использованные учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке.

Ø Мышление:

- характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся:

а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся?

б) какие ответы учеников были простым воспроизведением заученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.?

в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке?

г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями?

д) как формировались новые понятия?

- использование учащимися мыслительных операций. В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий?

е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления.

Ø Воображение:

а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого);

б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом.

Ø Чувства:

а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке;

б) влияние учителя на эмоциональный тон класса;

в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Ø Навыки:

а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков;

б) применение и распределение упражнений в течение урока;

в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.);

г) формы сочетания слова, наглядных пособий и самостоятельной работы;

д) перенос и интерференция навыков.

Ø Психологические особенности учителя:

а) манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика;

б) учет индивидуальных особенностей учащихся;

в) поведение учителя в случае нарушения детьми дисциплины на уроке;

г) культура речи учителя; работа над культурой речи учащихся;

д) наличие контакта между учителем и учащимися;

е) умение мотивировать поставленные оценки;

ж) характеристика урока с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя.

Общая оценка качества урока

Какие современные методы повышения эффективности учебных занятий в школе использовались учителем? Содействовал ли урок развитию познавательных интересов учащихся, повышению уровня мыслительной деятельности, общему развитию личности школьника и детского коллектива.

Студенты должны помнить: психологический анализ урока не заменит методического разбора, а дополняет и углубляет его, раскрывая психологические закономерности усвоения материала учащимися, психологические основы структуры и центральной идеи урока, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.009 с.)