ТОП 10:

Методики психологического исследования и диагностики



Общения школьника

9. Социометрическая методика Дж. Морено

Цель: Выявление межличностных отношений в группе.

Инструкция: Ребята, вам нужно ответить на следующий вопрос: «Кого из группы (класса) вы бы пригласили на свой день рождения?» Сначала напишите того, кого бы Вы пригласили в первую очередь, и далее того, кого пригласили бы во вторую, третью очередь.

Обработка результатов: Данные заносятся в основную таблицу результатов. В левом столбце записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту), по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый ученик в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь. Затем обозначаются взаимные выборы. Если среди тех, кого выбрал участник, есть те, кто выбрал его, то это значит, что у него с этими учащимися взаимные выборы. В таблице они подчеркиваются или обводятся кружком. Далее подсчитываются по вертикали количество полученных выборов каждым участником и количество взаимных выборов.

По Д.Морено психологическое благополучие личности во многом определяется ее местом в системе межличностных отношений, положением в группе. Неформальная структура этих отношений и определяется социометрической методикой. Для получения более ясного представления о положении в группе (кружке, классе) каждого участника на основе данных таблицы составляется карта групповой дифференциации. В простейшем варианте она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам исследования.

В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов, во втором круге – 3-5 выборов, в третьем – 1-2 выбора и в четвертый круг попадают те, кто не получил не единого выбора. Благоприятное положение в группе, повышающее силу личности в значимой социальной среде – группе, кружке, классе, наблюдается у учащихся, попавших в 1-й («звезды») и 2-й («предпочитаемые») круги; неблагоприятное положение, понижающее силу личности, – у ребят, попавших в 3-й («пренебрегаемые») и, особенно, в 4-й круги («отверженные»). На карте мальчики обозначаются треугольниками, а девочки – кружками. Пунктирами обозначаются взаимные выборы.

Подводя итоги, дополнительно выясняется следующее:

1. Что обеспечивает тому или иному учащемуся определенное место в структуре межличностных отношений в группе? (беседа, методики).

2. Влияет ли положение отдельных ребят на группу в целом? (беседа, наблюдение).

3. Являются ли «звезды» фактическими лидерами данной группы? Какого типа эти лидеры? (методика «Наша группа», наблюдение).

4. Чем объясняется положение обособленных группировок? Что в них является объединяющим началом?

5. Какова роль группировок в жизни групп?

Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что полученные данные информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях.

Длительные наблюдения педагога позволяют получить информацию для коррекции результатов. На основе данных этой методики педагог ищет пути выравнивания социального статуса «отверженных», сплочения отдельных группировок в общий коллектив. Выравнивание положения учащихся требует применения разных приемов в зависимости от особенностей их характера, установок, интересов и способностей (напр., сообщение о достижении учащегося, похвала, активизация его самовоспитания, его участие в тренинге общения, уверенности в себе в значимых общих делах и пр.).

Студенту: Минут через 10 собрать листочки, которые должны быть обязательно подписаны. Исследование проводится в группе несколько раз (через 3-4 месяца) для увеличения достоверных ответов. Повторение лучше проводить несколько в другой форме (напр., можно задавать другие вопросы: «Кого бы ты хотел иметь соседом по квартире, по двору?», «С кем бы ты хотел вместе пойти в поход?»).

Литература: Мотков А.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993. С. 43–45. Либо: Практические занятия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. М., 1972.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

После проведения определенных диагностических процедур практически всегда возникает необходимость провести дальнейшую работу со школьниками либо по коррекции, либо в плане личностного развития. Возможны следующие направления оказания психологической помощи ребенку:

а) организация психологического обследования ребенка;

б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

в) включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

г) повышение уровня мотивации учения;

д) организация ситуации успеха ребенка в усвоении школьной программы;

е) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;

ж) работа по формированию мотивации достижений.

 

Методические материалы

По коррекции и развитию познавательных процессов школьников

ВНИМАНИЕ

 

Как оценить свое внимание

Внимание – это направленность нашего сознания (психики) на определенный объект. Объектом внимания может быть любой внешний предмет или явление окружающего человека объективного мира, их отдельные свойства, а также внутренний мир самого человека, его мысли, чувства и т. д. Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность. Быть внимательным – значит следить за какими-то движения­ми; развивать внимательность – значит учиться различать скры­тые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.

Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчиво­стью, колебанием, объемом, переключением, распределением, концентрацией. Каждое из перечисленных свойств внимания проявляется у челове­ка по-разному, но и разные профессии предъявляют особые требования к разным свойствам внимания.

Кроме того, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. При действии первого человеку надо заставлять себя быть вниматель­ным, а в другом случае предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т. д. Для многих видов деятельности очень важно развитие произвольного внимания.

Практические задания

Задание 1. Определите особенность распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел). Попросите кого-нибудь засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишете 20; произносите 2, пишете 19 и т. д. Подсчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания — формируемое качество.

Задание 2. Определите особенность концентрации своего вни­мания (степень сосредоточенности внимания на одном только объекте). Перед вами текст. Просматривая строку за строкой слева направо, в течение 2 мин вычеркните как можно быстрее и без ошибок буквы «а» перед «л» и «о» после «м» (после окончания указанного времени поставьте вертикальную черту).

«КАЖДЫЙ, КТО ПОСЕТИЛ ГОРОД-ГЕРОЙ МИНСК И НА­МЕРЕН ПРОДОЛЖАТЬ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ЗАБЛАГО­ВРЕМЕННО ВЫБРАЛ НУЖНЫЙ МАРШРУТ. ЕСЛИ ПО­СМОТРЕТЬ НА КАРТУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ, ТО МОЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ДОРОГИ РАЗБЕГАЮТСЯ, СЛОВНО ЛУЧИКИ, ОТ БЕЛОРУССКОЙ СТОЛИЦЫ К ОБЛАСТНЫМ ГОРОДАМ: БРЕСТУ, ГРОДНО, МОГИЛЕВУ, ГОМЕЛЮ, ВИТЕБСКУ. НА ЭТИХ ШОССЕ, ПРОЛЕГАЮЩИХ ПО ЖИВОПИСНЕЙШИМ МЕСТАМ БЕЛОРУССИИ, ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ КРАТКОВРЕМЕННУЮ ОСТАНОВКУ ДЛЯ ОТ­ДЫХА, ПООБЕДАТЬ В ОДНОМ ИЗ МНОГИХ ПРИ­ДОРОЖНЫХ РЕСТОРАНОВ, ЗАПРАВИТЬ МАШИНУ БЕНЗИНОМ, ПРОИЗВЕСТИ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ, ЕСЛИ В ТОМ БУДЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ.

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТКИ КИЛОМЕТРОВ ШОССЕ ПЛАВНО СПУСКАЮТСЯ СО СКЛОНОВ МИНСКОЙ ВОЗВЫШЕН­НОСТИ. СПРАВА И СЛЕВА ВСПАХАННЫЕ ПОЛЯ, СОСНОВЫЕ РОЩИ. НА ВАШЕМ ПУТИ ВСТРЕТИТСЯ ГОРОД БОРИСОВ, ВОЗНИКШИЙ В XII ВЕКЕ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ РЕКИ БЕРЕЗИНЫ. ВЫ МИНУЕТЕ НЕБОЛЬШОЙ РАЙОН­НЫЙ ЦЕНТР КРУПКИ, А ОТСЮДА НЕДАЛЕКО И ДО ОРШИ — ГОРОДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ. ЭТА ДОРОГА ВЕ­ДЕТ НА МОСКВУ И ВИТЕБСК. НО В ВИТЕБСК МОЖНО ПОПАСТЬ И ПО ДРУГОМУ ПУТИ, ПРОХОДЯЩЕМУ ЧЕРЕЗ ГОРОДА И ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛКИ ЛОГОЙСК, ПЛЕЩЕНИЦЫ, БЕГОМЛЬ, ЛЕПЕЛЬ, НА ЭТОЙ ЖЕ МАГИСТРАЛИ НАХОДИТСЯ И МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ХАТЫНЬ.

Подсчитайте: а) сколько знаков вы успели просмотреть; б) сколько знаков вычеркнуто правильно; в) сколько знаков пропущено. Сосредоточенность внимания определите по формуле а – б / б + в, где: а, б, в – результаты по соответствующим пунктам.

Как развивать внимание

Практически все профессии предъявляют повышенные требова­ния к тем или иным свойствам внимания работающего. Поэтому очень важно развивать у себя с детских лет внимательность. Вот несколько общих рекомендаций, как это лучше сделать.

1. Приучайте себя внимательно работать в самых разно­образных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке. Надо стараться не замечать того, что мешает работе.

2. Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо, и в то же время внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного.

3. Тренируйтесь в переключении внимания. Эти тренировки должны идти по трем направлениям: быстро переключать внимание с объекта на объект; выделять наиболее важные объекты; изменять порядок переключения – образно это называют выработкой «маршрута восприятия».

4. Развивайте у себя волевые качества – это способствует и развитию устойчивости внимания. Надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Заставляйте себя сосредоточиваться, когда этого не хочется делать (дома, на уроке). Почаще следуйте принципу «надо», а не «хочу». Начинайте работу с трудного и неинтересного, старайтесь выполнять те дела, которые хочется отложить на потом. Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы.

5. Почаще прибегайте к различным играм: шахматам, голово­ломкам, спортивным играм. Конечно, они сами по себе не развивают внимания. Это делает с их помощью ваше стремление, ваша цель. Но есть игры, которые прямо направлены на развитие внимания. Например, у охотничьих племен индейцев, для которых развитие внимания жизненно важно, распространена такая игра: два или несколько соревнующихся в течение короткого времени наблюдают какой-либо предмет, после чего каждый отдельно рассказывает судье, что он видел, стараясь перечислить возможно большее количество деталей. В прогулках по городу, быстро проходя мимо витрин магазинов, старайтесь заметить, а потом описать возможно большее число предметов.

6. Постоянно тренируйте свою способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза, состояние мускулов связаны с вниманием. Подобран человек, не двигается, напряжен, сдвинуты брови – и внимание его само собой обостряется. Чем более собран и напряжен человек, тем он внимательнее. Значит, если вы хотите быть внимательными, сделайте сначала то, чему вас учили с 1-го класса: сядьте прямо, соберитесь, настройтесь. В одном из индейских племен детей учат сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда все вокруг тихо. Это считается тяжелым испытанием, попробуйте и вы.

Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припомнить все события минувшего дня — одно за другим. Начинать следует с припоминания небольших отрезков времени, но пытаться припомнить события во всех подробностях. Эти несложные упражнения также довольно быстро помогают развить умение концентрировать внимание.

7. Внимание нужно развивать именно в той деятельности, для которой нам внимание нужно. Тем не менее, помните важную закономерность: чем больше вам по душе ваша работа, чем более она соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать ее с душой, с радостью, настраивайте себя на это. Если у вас есть дела, которые вам не в тягость, значит, ваше внимание в значительной степени воспитано. Если их нет, то надо найти.

8. Лучший способ развить внимание — научить себя быть внимательным к людям.

Упражнения

КТО БЫСТРЕЕ?

1. Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием второй буквы. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью – обводить кружком.

Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (младшие школьники – до 15 минут, подростки – до 30 минут).

 

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут делать задание письменно, а затем сравнить их между собой, а также с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

 

КОРРЕКТУРА

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

 

ПАЛЬЦЫ

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, Следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить это упражнение. Длительность 5 – 15 минут.

Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

 

САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга или по команде отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

 

Управление своим вниманием — шаг к улучшению памяти.

ПАМЯТЬ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.01 с.)