Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности воображения

Поиск

 

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному

проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. [13]

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатывается данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умение наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможно богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предложить, что существующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешенному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Воображение человека выступает как отражение свойств личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма отражает личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и т.д.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат [19]

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлении человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. При таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, художественный тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария головного мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга. [15]

Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений (чудовищ, приведений и т.д.), а другие не выходят за рамки обыденного опыта.

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем. Прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию.

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывает к нему появляющиеся у них ассоциации. Неорганизованное воображение обычно быстро теряют задачу, как направление, задающее фантазирование и начинают функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы. [17]

Воображение так же определяется областью профессиональной деятельности человека и доминирующими потребностями. Пример воображения профессиональной деятельности, характерен для людей творческой направленности - художников, писателей и т.д. А пример воображения потребностей, это в случае голода или жажды, мы начинаем представлять в своем воображении какую-либо еду или жидкость.

Таким образом, воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Воображение различается у людей по нескольким признакам. Прежде всего, в яркости образов, новизне, ограниченности, точности. Также воображение зависит от деятельности человека и его доминирующих потребностей в данный момент. Воображение индивида зависит от типа сенсорности, которой по преимуществу оперирует человек (зрительные, слуховой, двигательные и т.д.). Воображения различаются еще по одной специфической черте, так называемой, нереальных представлений и в рамках обыденного опыта.

Понять, как происходит трансформация биологических факторов в индивидуально-психологические особенности - цель специальной теории индивидуальности человека (В.М. Русалов). Она включает в себя пять основных положений
Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка - системы формально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний - мотивов, целей, интересов. Они определяют процессуальные характеристики деятельности человека - скорость, темп, интенсивность, длительность протекания психических процессов.
Второе положение состоит в том, что в основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека, т.е. общая конституция. Общая конституция - это совокупность наиболее существенных особенностей и свойств, закрепленных в наследственном аппарате и определяющих специфичность его реакций на воздействие среды. В общую конституцию входят такие частные конституции, как нейродинамическая, физиологическая, биохимическая, телесная и хромосомная. Первые три являются функциональными, последние две - морфологическими. В процессе истории развития взглядов на темперамент в качестве его основы выдвигались разные биологические подсистемы: гуморальная (Гиппократ), соматическая (Э. Кречмер) и др. Сейчас в основу темперамента кладется общая конституция человека, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций. Это вовсе не означает, что вклад каждой биологической подсистемы равноценен. Большее влияние на темперамент оказывают структуры более высокого порядка (свойства нервной системы: уровень активированности, межполушарные соотношения, подвижность, лабильность нервных процессов и др.).
Третье положение заключается в том, что механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения.
Раскрытие этого положения связано с тем, что формально-динамические свойства психики человека формируются постепенно как новые системные качества обобщения биологических свойств. Для объяснения формирования формально-динамических свойств вводится понятие системного обобщения.
Часто понятие обобщения используют в отношении формирования содержательных характеристик психики, но обобщаются и динамические признаки. Первые обобщаются по социальной логике, логике вещей, предмета, а вторые - по логике тела, биологической логике.
Согласно третьему положению, если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических свойств, то формируется темперамент; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, то образуется интеллект; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то таким психическим образованием является характер.
Таким образом, по отношению к человеческой индивидуальности, в рамках специальной теории индивидуальности реализуется принцип, согласно которому происходит переход от низших уровней упорядоченности множества элементов (биологических свойств, свойств нервной системы) к высшим - формально-динамическим свойствам. В результате такого поступательного движения образуются новые структуры: темперамент, интеллект и характер.
Понятно, что только формально-динамические свойства могут быть предметом прямого - сопоставления с биологическими свойствами человека. Попытки многих исследователей (в том числе Г. Айзенка) обнаружить связи между биологическими свойствами индивида и содержательными свойствами личности, интеллекта или характера оказываются совершенно беспочвенными.

· Формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строго фиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Их развитие обусловлено:

o биологическим возрастным развитием;

o сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда).

Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамических характеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов и целей.
Четвертое положение раскрывает связь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными структурами индивидуальности.
Формально-динамические свойства психики, включаясь в более высокоорганизованные психические структуры (в интеллект, характер) становятся необходимыми динамическими компонентами этих структур. Интеллект и характер не являются более обобщенными динамическими образованиями психики. Их особенность состоит в том, что они включают в себя не только динамические, но и содержательные компоненты.
К содержательным компонентам интеллекта относится феномен интеллектуальной саморегуляции. Отличительной чертой формирования характера является обобщение самых разнообразных форм побуждения - мотивов, потребностей, идеалов.
Таким образом, формально-динамические образования психики, например темперамент, можно рассматривать как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, либо как компонент более высоко организованных структур: интеллекта и характера.
Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль. Обсуждение вопроса о детерминации результатов деятельности формально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам, которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.011 с.)