Высшие психические функции как фенотипические свойства личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшие психические функции как фенотипические свойства личности.



Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского утверждает, что раз­витие индивидуальности возможно благодаря наличию куль­туры — обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда — источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). ВПФ, которые свойственны только человеку, опосредствова­ны знаком и предметной деятельностью, представляющи­ми собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослы­ми, являющимися носителями культуры.
Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие ВПФ

В теории культурно-исторической концепции психического развития Выготский высказал идею о том, что психическое развитие человека -это процесс усвоения общечеловеческого (культурно-исторического) опыта, накопленного цивилизацией. Усвоение данного опыта происходит в процессах взаимодействия ребенка со взрослым и первоначально психические функции являются низшими, и являются интерпсихическим образованием, т.е. средством взаимодействия ребенка и взрослого. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование. К-и к помогла Выготскому Л С сформулировать ряд законов психического развития ребенка: 1. закон формирования ВПФ - всякая психическая функция первоначально была внешней постепенно в ходе интериоризации (вращивание во внутрь) она стала внутренней; 2.он выявил, что детское развитие носит неравномерный характер – каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития – сензитивный. В этот период ребенок бывает особенно чувствителен к обучению и развитию определенных функций. С

вязь обучения и развития – о бучение только тогда хорошо,-писал Л.С.Выготский,-когда оно идет впереди развития. (ЗБР-это расстояние между уровнем актуального раз-я реб-ка, определяемым самост достижениями реб-ка и уровнем возможного раз-я, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Выготский: ЗБР определяет функции не созревшие еще, но находящ-ся в процессе созревания, кот можно назвать не плодами, а почками, цветами развития. усп. ЗАР – успехи на сегодняшний день, может делать без помощи взрослых).

Понятия ВПФ. ВПФ – это системное образование, формир-ся прижизненно, соц-но по происхождению, опосредованно (знаком) по структуре и произвольно (управляемые) по протеканию.

Для себя: Системно – ВПФ образуют структуру сознания, она динамична в каждый период сензитивности: изначально должна сформир-тся речь, с 2-4 лет – предметное восприятие, кот уже опред-ет раз-тие остальных ВПФ в дошкол воз-те. ВПФ одно из основных понятий современной психологии, введенное Выготским, далее развитое Лурием, Леонтьевым и Элькониным. Выготский выделял 2 типа и уровня психических явлений: натуральные или природн ые ПФ и культурные или высши е ПФ. Первые формируются под действием генетического фактора, а вторые на основе генетики под влиянием социальных воздействий. Ермолаева: Исходный пункт КИК составляет идею о соот-нии реальной и идеальной формы. В онтогенетич-м раз-тии чел-ка изначально сущ-ет идеал-ная форма, взаимод-я с реальной и 1-х шагов детс-го раз-я, влияющая на становление нач форм психики реб-ка. Идеал-я форма – как форма культурного повед-я есть продукт историч-го развития. В культуре содер-ся в готовом виде формы повед-я, способ-ти, кач-ва лич-ти, кот должны возникнуть в ходе его раз-тия. Вне взаимод-я с культурой (идел ф) индивид никогда не разовьет в себе специф-кие чел-кие кач-ва. Реал. форма (Р.ф)- натуральные природные свойства чел-ка, представляющие органич-кую основу раз-я психических св-в. Начальные (натуральные) психич-кие функции преобразуются в ходе раз-я в ВПФ. (произ. внимание и память, понятийное мышл-е, предметное восприятие, самосознание, воля). ВПФ – явл-ся новообраз-ниями онтогенетич-го раз-я, но они уже содерж-ся в культуре в форме образцов мыслей, ценностей и норм соц отнош-ний, способов деятельности. Принцип новизны идеи Выготского об идеал ф, закл-ся в том, что в его понимании соц среда, культура – это источник психич-го раз-я. Идеал ф, то что реб-к должен присвоить из культуры на каждом этапе раз-я; в процессе присвоения идеал ф превращается в ВПФ, кот на каждом этапе имеют свои новообразования. Для раскрытия идеал ф культуры реб-ком необх-м посредник – знак (значение слова, матем знаки, жесты, мифы, символы). Вся культура выступает как многообразие форм знакового посред-ва. Открыть культ-ные назначения знака реб-к может только с помощью взр-го. Поэтому общ-е со взр-ми в форме подражания и сотруд-ва явл-ся важным усл-ем возникновения ВПФ. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование. Реб-к становится способным использ-ть сред-ва(орудия и знаки), освоенные в практике совметс-й деятельности для управл-я собст-м повед-ем. Он овладевает своим повед-ем, его повед-е становится произвольным.

Дополнит вопрос: Кто иссл-л раз-тие ВПФ? Леонтьев – произ-ная память (паралеллограм раз-я), Запорожец – раз-е восприятия, Выготский. Сахаров – понятийное мышление, впервые исследовали образование понятий. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Выгот и Сахаров установили ряд стадий, через кот проходит образование понятий у детей.

Методика «двойной стимуляции».

1. Стадия синкретического М (определение предметов в гр на случайной основе). Эта стадия распадается на три этапа: а) выбор и объединение предметов наугад; б) выбор на основе простр-венного расположения предметов; в) приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.

2. Стадия комплексного М (старший дошкольник). Формирование понятий-комплексов на основе некот объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: – ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу); – коллекционный (дополняют и объединяют предметы на основе какого-либо признака); – ценной (переход в объединение от одного признака к др так, что одни предметы объединяются на основании одних, а др – совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же гр); – псевдопонятие (младший школьник) объединяют на основе существенных признаков, но словами определить понятие не могут.

3. Стадия настоящих понятий (с подросткового возраста). Здесь предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, к кот они принадлежат – стадия потенциальных понятий; ребенок выделяет гр предметов по одному cyщественному признаку – стадия истинных понятий.

 

 

Структура личности. Черта как элемент анализа структуры

Личности (Кеттелл)

 

Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием "я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Личность - человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Человек как целостность и как индивидуум, т. е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид - это конкретный человек как единица общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.148 (0.006 с.)