Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Поиск


Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.
Такую точку зрения можно найти у авторов: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов.

 

Мы знаем теперь, что «сквозным» свойством личности выступает ее характер. С.Л. Рубинштейн писал: «Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности… Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека… Однако способности - это сначала только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что… закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».

В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка».

ХАРАКТЕР – «каркас» личности, система наиболее устойчивых отношений и способов поведения, общения и деятельности.

Если темперамент – это просто особенность, то характер – почти судьба. Характер человека (в отличие от темперамента) имеет оценочное значение. Это значит, что он затрагивает интересы других людей. Существует выражение «бесхарактерный человек», употребляемое в житейско-психологическом смысле по отношению к человеку, лишенному внутренней определенности, действия которого не несут на себе печати их хозяина. О них Н.В. Гоголь писал: «Люди… неопределенные, ни то, ни се, не поймешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». О таких людях также довольно метко говорится в народе: «Так себе человек – ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга», «Плывет по течению, как полено», «Ни человек, а охапка пустяков».

Человек без личности, без характерологической определенности? Пожалуй, наиболее остро он воплощен в образе существа с планеты Марс из известных «Марсианских хроник» американского фантаста Р. Бредбери. В этих хрониках есть удивительная новелла «Марсианин» - рассказ о существе, которое лишено собственной личности, личностной определенности и самостоятельности. Марсианин постоянно меняется в зависимости от желаний того человека, в сферу влияния которого он попадает.

Впрочем, чтобы продемонстрировать поведение «человека без личности», совсем не обязательно переноситься на Марс. Их, к сожалению, не так уж мало и на нашей собственной планете, в нашем городе, а может быть, и в нашем доме.

Приспособленчество человека, лишенного нравственной устойчивости и убеждений не вызывает симпатий. Д. Писарев задается вопросом: «Но что же вы сделаете с человеком, у которого нет личности, на которого нельзя ни надеяться, ни рассердиться, потому что причина его действий, слов и движений лежит в окружающем мире, а не в нем самом?».

Но было бы большой ошибкой считать, что личность – это некое твердокаменное изваяние, над которым не властны ни годы, ни обстоятельства. Существуют даже мнения, что личность – это инстанция преодоления любой наличной структуры (Д.Б. Эльконин), что она есть нечто неизменное в изменениях (Н. Бердяев).

Личностные свойства, в большей степени обусловленные биологическими факторами, которые выступают в интегративной форме в виде темперамента и задатков (задатки – природная основа способностей), - это наименее изменчивый аспект личности. Но сами по себе природные особенности человека не определяют содержательный аспект личностного – ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Указанные свойства личности поэтому более пластичны, изменчивы и практически полностью зависимы от социального опыта (наверное, именно о таких свойствах вышеприведенные строки Н. Заболоцкого).

Знать характер человека – это значит знать те существенные для него черты, из которых вытекает и которыми определяется весь образ его действий. Характер – это общий строй человека. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека. Наиболее существенным и показательным выражением характера является способ поведения человека. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:

· в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.);

· в отношении к делу (ответственность или безответственность, трудолюбие или леность и т.д.);

· в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность и др.).

Можно также сказать, что характер человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Ключ к формированию характера – в побуждениях и мотивах деятельности. Исходное здесь – это отбор и закрепление нужных мотивов путем их генерализации (распространения на многие случаи жизни) и стереотипизации (формирование динамического стереотипа / привычки). Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности.

В психологии устоявшаяся типология характера отсутствует. Э. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела и объяснял характер врожденными факторами. В психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций.

Одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был выдающийся анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. Кратко изложим его позицию, которая представляет интерес, прежде всего, как вариант типологизации личностных особенностей, отражающих инвариантные структуры внутригруппового взаимодействия.

Лесгафт пользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент – это "степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение". Под характером он понимал "проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом".

Бывает, что определенная черта или система черт наиболее выражены у человека. Тогда говорят об акцентуации характера.

Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид -- это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.

Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной концентрации внимания.

Темперамент и характер. Немов замечает, что в классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях.

Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо. В 1923г. швейцарский психолог и философ Карл Юнг выявил два главных типа поведения. Первый тип - экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны. Второй тип - интровертированный. Для этих людей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга, преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии - у меланхоликов и флегматиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.01 с.)