Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные особенности эмоциональной сферыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждый из нас характеризуется определенной эмоциональностью, которая определяется как чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Обычно эмоциональность употребляется как синоним гиперэмоциональности, поэтому для характеристики индивидуальных различий в сфере эмоциональных реакций лучше употреблять термин «эмоциональная устойчивость», что означает разную степень чувствительности к эмоциогенным раздражителям и разную степень нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения (возможность адекватного функционирования и контроля над выражением эмоций). Различия в эмоциональной устойчивости связаны прежде всего с различиями нервной системы в целом либо ее определенных структур. Изучение темперамента в значительной мере способствовало пониманию явления эмоциональной устойчивости. Особое значение имеет реактивность, или сила нервной системы, которая характеризует способность организма к приему раздражителей, а именно величину порога чувствительности и порога работоспособности. У реактивных людей, имеющих большую чувствительность к раздражителям и невысокую работоспособность, действия под влиянием стресса легко поддаются нарушениям. Устойчивость к стрессовым факторам зависит и от уравновешенности нервных процессов. Источники эмоциональной устойчивости связывают также с особенностями регуляторных структур личности (структурный подход) и с наличием «особого механизма», который обеспечивает надзор над протеканием деятельности и поддерживает эту деятельность, несмотря на влияние нарушающих эмоциональных факторов. Поиски «особого механизма» не увенчались успехом. В рамках же структурного подхода накоплены значительные экспериментальные факты. Исследования были направлены на изучение особенностей механизмов регуляции (соотношение целей и программ деятельности по достижению целей) и их связи с эмоциональной устойчивостью. Образцом исследований механизма регуляции служат эксперименты по изучению уровня притязаний. При определенном уровне притязаний испытуемые обнаруживают некоторые устойчивые тенденции: — переоценивают возможности (рискующие); — уровень притязаний меньше уровня достижений (перестраховщики); — цели близки реальным достижениям (адекватные). Первые два варианта означают проявление неудовлетворительной координации целей и программ действия, следовательно, недостаточной эффективности механизмов саморегуляции. Таким образом, данные испытуемые менее устойчивы к стрессу. В эксперименте А. Котаньского проверялось, как люди с разным уровнем саморегуляции ведут себя в сложных эмоциогенных ситуациях. Испытуемые с заранее определенным уровнем притязаний выполняли задания в обычных и эмоциогенных условиях. Им необходимо было найти выход из лабиринта в обычных условиях и в условиях с подключением электрического тока, который испытуемые мо1ли отключить с помощью одной из шести кнопок. Нужную кнопку испытуемый должен был найти самостоятельно. В группе перестраховщиков отмечалось значительное ухудшение качества деятельности в эмоциогенных условиях по сравнению с группой адекватных, т.е. они оказались менее эмоционально устойчивыми. Ухудшились результаты и у сильно рискующих. Таким образом, адекватность уровня притязаний — важная особенность человека, связанная с его эмоциональной устойчивостью. Низкий уровень притязаний — защитная позиция, которая позволяет избежать неудач и характеризуется наличием высокой степени тревоги. Устойчивость человека к действию эмоциогенных раздражителей определяется также тем, насколько он заинтересован в результатах своей деятельности (т.е. от силы потребностей). В целом можно сказать, что эмоциональная устойчивость индивида определяется структурными факторами личности (особенностями его мотивации и самооценки) и характеристиками темперамента.
Эмоциональная зрелость Эмоциональная зрелость характеризуется уменьшением абсолютной частоты эмоций в силу развития самоконтроля и усвоения реакций, адекватных различным ситуациям, с которыми сталкивается человек. Взрослый человек может предвидеть ситуации и способен адаптировать к ним свои реакции. Даже если он не всегда может избежать возникновения эмоции, то способен затормозить двигательные реакции и крики, что зависит от волевого контроля. Ребенок всему этому должен научиться.
ЛИЧНОСТЬ Человек - самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева. Индивид. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии. Человек как индивид - это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек- есть принципиальная новизна в природе. Тело человека- культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются». Личность одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Первый, наиболее очевидный смысл - несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. Второй - социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям. Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность- это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность - это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей. Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: личность - это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; - сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение - это поведение по собственному свободному выбору; - личность - это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие. Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности - это жизненный путь человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.011 с.) |