Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы

Поиск

Каждый из нас характеризуется определенной эмоциональ­ностью, которая определяется как чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Обычно эмоциональность употребляется как си­ноним гиперэмоциональности, поэтому для характеристики индивидуальных различий в сфере эмоциональных реакций луч­ше употреблять термин «эмоциональная устойчивость», что озна­чает разную степень чувствительности к эмоциогенным раздражи­телям и разную степень нарушения психических механизмов ре­гуляции под влиянием эмоционального возбуждения (возмож­ность адекватного функционирования и контроля над выражени­ем эмоций).

Различия в эмоциональной устойчивости связаны прежде все­го с различиями нервной системы в целом либо ее определенных структур. Изучение темперамента в значительной мере способст­вовало пониманию явления эмоциональной устойчивости. Особое значение имеет реактивность, или сила нервной системы, которая характеризует способность организма к приему раздражителей, а именно величину порога чувствительности и порога работоспособ­ности. У реактивных людей, имеющих большую чувствительность к раздражителям и невысокую работоспособность, действия под влиянием стресса легко поддаются нарушениям.

Устойчивость к стрессовым факторам зависит и от уравнове­шенности нервных процессов. Источники эмоциональной устой­чивости связывают также с особенностями регуляторных струк­тур личности (структурный подход) и с наличием «особого меха­низма», который обеспечивает надзор над протеканием деятель­ности и поддерживает эту деятельность, несмотря на влияние нарушающих эмоциональных факторов. Поиски «особого меха­низма» не увенчались успехом.

В рамках же структурного подхода накоплены значительные экспериментальные факты. Исследования были направлены на изучение особенностей механизмов регуляции (соотношение целей и программ деятельности по достижению целей) и их связи с эмо­циональной устойчивостью.

Образцом исследований механизма регуляции служат экспе­рименты по изучению уровня притязаний. При определенном уровне притязаний испытуемые обнаруживают некоторые устойчивые тенденции:

— переоценивают возможности (рискующие);

— уровень притязаний меньше уровня достижений (перестра­ховщики);

— цели близки реальным достижениям (адекватные).

Первые два варианта означают проявление неудовлетвори­тельной координации целей и программ действия, следовательно, недостаточной эффективности механизмов саморегуляции. Таким образом, данные испытуемые менее устойчивы к стрессу.

В эксперименте А. Котаньского проверялось, как люди с раз­ным уровнем саморегуляции ведут себя в сложных эмоциогенных ситуациях. Испытуемые с заранее определенным уровнем притя­заний выполняли задания в обычных и эмоциогенных условиях. Им необходимо было найти выход из лабиринта в обычных усло­виях и в условиях с подключением электрического тока, который испытуемые мо1ли отключить с помощью одной из шести кнопок. Нужную кнопку испытуемый должен был найти самостоятельно. В группе перестраховщиков отмечалось значительное ухудшение качества деятельности в эмоциогенных условиях по сравнению с группой адекватных, т.е. они оказались менее эмоционально ус­тойчивыми. Ухудшились результаты и у сильно рискующих. Та­ким образом, адекватность уровня притязаний — важная особен­ность человека, связанная с его эмоциональной устойчивостью.

Низкий уровень притязаний — защитная позиция, которая по­зволяет избежать неудач и характеризуется наличием высокой степени тревоги.

Устойчивость человека к действию эмоциогенных раздражите­лей определяется также тем, насколько он заинтересован в ре­зультатах своей деятельности (т.е. от силы потребностей).

В целом можно сказать, что эмоциональная устойчивость ин­дивида определяется структурными факторами личности (особен­ностями его мотивации и самооценки) и характеристиками тем­перамента.

 

Эмоциональная зрелость

Эмоциональная зрелость характеризуется уменьшением абсо­лютной частоты эмоций в силу развития самоконтроля и усвоения реакций, адекватных различным ситуациям, с которыми сталки­вается человек. Взрослый человек может предвидеть ситуации и способен адаптировать к ним свои реакции. Даже если он не все­гда может избежать возникновения эмоции, то способен затормо­зить двигательные реакции и крики, что зависит от волевого контроля. Ребенок всему этому должен научиться.

 

 

ЛИЧНОСТЬ

Человек - самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

Индивид. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид - это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов.

В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек- есть принципиальная новизна в природе. Тело человека- культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

Личность одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии.

Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

Первый, наиболее очевидный смысл - несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.

Второй - социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность- это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность - это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

личность - это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;

личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;

- сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение - это поведение по собственному свободному выбору;

- личность - это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности - это жизненный путь человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.011 с.)