Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь (мини-конференция)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. 2. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция). 3. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности. 4. Личностный выбор. Свобода и ответственность. 5. Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии. 6. Самосознание, самооценка и самоуважение. 7. Строение и формирование самоотношения. 8. Эгоизм и альтруизм. Список литературы · Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006. · Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006. · Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995. · Дорфман Л.А. Интегральная индивидуальность. – М., 2004. · Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – М., 2004. · Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996. · Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1996. · Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008. · Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995. · Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003. · Фейдимен Д., Фрейджер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. Симферополь, 1993. · Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005. · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.- · Щебетенко Л.Б. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. – М., 2007.
Тема 4. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии (практикум) 1. Исследование структуры личности исходя из типологического подхода. Диагностический инструментарий: Опросник типов темперамента Д. Кейрси. 2. Исследование структуры личности исходя из теории черт. Диагностический инструментарий: Личностный опросник Кеттела 16-PF, Форма С. Список литературы · Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007. · Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008. · Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008. · Холл М. Структура личности. – М., 2003. · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.- · Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. · Юнг К. Психологические типы. – М.: Хранитель, 2006.
Тема 5. Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения (мини-конференция) Вопросы для обсуждения 1. Представления об индивидуальности в работах А.Ф. Лазурского, 2. Представления об индивидуальности в работах А. Адлера. 3. Представления об индивидуальности в работах В.С. Мерлина. 4. Представления об индивидуальности в работах Г. Олпорта.. 5. Представления об индивидуальности в работах А.Г. Асмолова. Список литературы · Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003. · Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006. · Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – М., 2004. · Капрара Дж. Психология личности. Т.2. – СПб., 2005. · Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии.. СПб., 2001. · Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996. · Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. · Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1996. · Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003. · Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005. · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.- · Щебетенко Л.Б. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. – М., 2007. Тема 7. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности (круглый стол) Вопросы для обсуждения 1. Роль социальной среды, языкового опыта, культуры и искусства в формировании способностей человека. 2. Способности и характер. 3. Способности и личность. 4. Способности и деятельность. 5. Биологическое и социальное в развитии способностей. 6. Феномен одаренности. 7. Роль сензитивных периодов и мотивации в развитии одаренности. 8. Талант и гений. 9. Основные виды интеллекта по Гарднеру: лингвистический, математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный (эмоциональный) и их развитие в зависимости от социально-культурного развития человека. 10. Эмоциональный интеллект. 11. Три вида интеллекта по Айзенку: биологический, психометрический и социальный, их особенности и способы их изучения. Список литературы для аннотирования и конспектирования: · Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006. · Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006. · Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007. · Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995. · Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008. · Капрара Дж. Психология личности. Т.2. – СПб., 2005. · Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008. · Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2003. · Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ – М., 2003. · Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008. · Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005. · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.- · Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
Тема 8. Темперамент как природная предпосылка индивидуальности (мини-конференция) Вопросы для обсуждения 1. Строение тела и темперамент человека. Основные типы телосложения по Кречмеру. 2. Конституциональная теория темперамента У. Шелдона. 3. Понятие «соматотип» и методы его измерения. 4. Практическое применение конституциональных теорий темперамента. 5. Проблема структуры темперамента. Анализ основных психологических составляющих темперамента: общей психической активности, психомоторики и эмоциональности. 6. Исследования структуры темперамента в современной психологии. Применение факторного анализа в исследованиях компонентов темперамента Дж. Гилфорда и Лоуэлла: вспыльчивости, эмоциональности, реализма и социальной адаптированности. 7. Исследования основных составляющих темперамента Г. Айзенком: эмоциональной устойчивости (неустойчивости) и экстраверсии (интроверсии). 8. Методы исследования индивидуального стиля деятельности и исследования его проявления в трудовой и учебной деятельности. Список литературы · Абульханова К.А. Психология и сознание личности. – М., 1999. · Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006. · Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008. · Капрара Дж. Психология личности. Т.2. – СПб., 2005. · Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003. · Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002. · Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008. · Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2003. · Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ - М», 2003. · Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008. · Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005. · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007. Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человека (практикум) Вопросы для обсуждения 1. Исследование типологии акцентуаций характера по А.Е. Личко Диагностический инструментарий: Патохарактерологический опросник А.Е. Личко. 2. Исследование типологии акцентуаций характера по К. Леонгарду. Диагностический инструментарий: Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека. 3. Современные модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс. Список литературы для аннотирования и конспектирования: · Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007. · Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008. · Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003. · Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008. · Райгородский Д.Я. Психологическая диагностика: Хрестоматия. – Самара: Бахрах – М., 2008.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) В РУП не предусмотрено выполнение курсовой работы. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 2002, 2006. - Базовый учебник. 2. Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008. 3. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ - М», 2003. Дополнительная 1. Асмолов А. По ту сторону сознания. – М., 2002. 2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006. 4. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. – М., 1999. 5. Аптер М. За пределами черт личности. – М., 2004. 6. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М.: Психотерапия, 2008. 7. Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007. 8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: ЭКСМО, 2002. 9. Верещагин Д.С. Зрелость. – М., 2000. 10. Головаха Е.И., Кроник И.И. Психологическое время личности. – М., 2008. 11.Дорфман Л.А. Интегральная индивидуальность. – М., 2004. 12.Ильин Е.П. психология индивидуальных различий. – М., 2004. 13. Капрара Дж. Психолия личности. Т.2. – СПб., 2005. 14. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания. – М., 2008. 15. Леонтьев А. Н, Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 16. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. – М., 2003. 17. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2007. 18. Левин К. Динамическая психология. – М., 2001. 19. Лукьянов О.В. Готовность быть. – М., 2009. 20. Майер К. Свобода внутреннего «Я». – М., 2004. 21. Мотков О. Личность и психика. – М., 2008. 22. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя. – М., 2007. 23. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003. 24. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. - М., 1995. 25. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д., 1996. 26. Петровский А.В. Психология. – М., 2005. 27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2003. 28. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – М., 2003. 29. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995. 30. Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008. 31.Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003. 32.Теории личности в отечественной психологии. - М, 1997. 33. Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005. 34. Фромм Э. «Иметь» или «быть». – М.: АСТ, 2008. 35. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT; Минск: Харвест, 2004. 36. Холл М. Структура личности. – М., 2003. 37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.- 38.Щебетенко Л.Б. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. – М., 2007. 39. Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995. 40. Бюдженталъ Д. Наука быть живым. М.: Класс, 1998. 41. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008. 42. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001. 43. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 44. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 45. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996. 46. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983. 47. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. 48. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: учебное пособие. М., 2004. 49. Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002. 50. Орлов А. Б. Психология личности к сущности человека: парадигмы, проекции, практика. - М., 1995. 51. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1996. 52. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д., 1996. 53. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Е. И. Исеншюй. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. 54. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. - М., 1997. 55. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. Симферополь, 1993. 56. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. СПб., 2007. 57. Франкл В. Психотерапия на практике / Пер. с нем. СПб.: Ювента, 1999. 58. Франкл В. Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере. – М., 2009. 59. Эммонс Р. Психология высших устремлений. – М., 2002. 60. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1988. 61. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 62. Юнг К. Психологические типы. – М.: Хранитель, 2006. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. http://www.voppsy.ru/ журнал «Вопросы психологии» 2. http://psyjournal.ru/ журнал «Практическая психология» 3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php – «Библиотека Гумер», раздел «Психология». 4. http://psyjournals.ru/topic/social/index.shtml – портал психологических изданий. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный процесс по данной дисциплине проводится в лекционных аудиториях, оснащенных мультимедийными средствами обучения и компьютерных классах с выходом в Интернет. Для организации самостоятельной работы студентов необходимо наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Психология личности» представляет собой переходный вариант от классической организации учебного процесса к схеме, предполагающей использование новых образовательных технологий (использование видеопроектора и электронных презентаций в лекциях, материалов всемирной компьютерной сети Интернет при подготовке студентами к практическим занятиям и контрольным точкам), а также модульно-рейтинговой системы. В рамках учебного курса «Психология личности» самостоятельная работа студентов включает: - выполнение контрольных заданий; - самостоятельное изучение ряда тем; - подготовка к дискуссиям и круглым столам; - подготовку к зачету. При этом студентами могут быть использованы следующие виды работы: - осмысление лекционного материала; - изучение и анализ первоисточников; - работа с учебниками и учебно-методическими пособиями. Согласно психологическим исследованиям процессов запоминания и забывания информации, работу над содержанием конспекта лекций целесообразно осуществлять в течение 48 часов после первоначального восприятия материала, что способствует существенному улучшению качества усвоения научной информации. Осмысление лекционного материала предполагает вдумчивое прочтение сделанных на занятиях записей с собственными комментариями относительно изложенной информации, тщательный анализ лекционного текста, выделение главных мыслей и спорных положений, установление логических связей между различными тематическими блоками, формулирование вопросов, требующих уточнения и более глубокой и содержательной проработки, в том числе в процессе индивидуальных консультаций с преподавателем. Особое внимание следует обратить на те проблемы и задания, которые были специально выделены и отмечены лектором. Значительную часть при организации самостоятельно изучения учебного курса занимает работа студентов с научной литературой, которая может иметь следующие формы: - конспектирование; - составление тезисов; - оформление выписок. Конспект – это изложение основного содержания публикации, ее главных, существенных положений, а также их интерпретация с использованием доказательств автора. В то же время при конспектировании литературного материала желательно вносить собственные рассуждения и дополнения, критические размышления и замечания по поводу излагаемой точки зрения, которые записываются на специально отведенных для этого полях конспекта. Конспект может быть как подробным, так и кратким, но независимо от этого основное содержание первоисточника должно быть отражено полностью. При этом в конспекте допустимы различные варианты выделения текста: обозначение спорных мыслей и противоречий, подчеркивание главных идей и т.п. Тезисы – это краткое изложение основного содержания публикации, отражение сути важнейших положений. При их составлении соблюдается авторская логика, порядок изложения мыслей и идей. Вместе с тем на специально отведенных полях допускаются комментарии студента, его собственная интерпретация первоисточника, выражение своей точки зрения, а также конкретные примеры, иллюстрирующие некоторые моменты публикации. Выписки могут выполняться студентами с разной целью. Обычно они включают предложенные автором понятия и их определения, значимые теоретические положения, наиболее интересные факты и доказательства, отдельные цитаты. При этом последовательность их оформления является свободной. Особо заметим, что при любой форме работы с научной и учебной литературой студенту необходимо обязательно указывать фамилию, имя. Отчество автора, полное название первоисточника, все выходные данные (название книги или сборника, место и год издания; название журнала, год, номер, страницы, где опубликована статья). Студентам важно подготовится к занятиям, проводимым в интерактивной форме. Для этого важно понимать, что они собой представляют. Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений. Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой. «Круглый стол» Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара. Целевое назначение состоит в: – обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу; – системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы. Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются: – соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга; – введение в практику принципа «свободного микрофона»; – создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»; – наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости). Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие: 1. Вариант «А»: – краткое вводное слово ведущего; – заслушивание кратких вводных сообщений участников; – постановка перед участниками вопросов, поступивших из аудитории; – развертывание дискуссии; – выработка согласованных позиций по предмету обсуждения. 2. Вариант «Б»: – блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы; – уточнение порядка и характера работы; – ответы по существу поставленных вопросов; – заслушивание мнения выступающих из аудитории; – нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения. 3. Вариант «В»: – показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.); – представление участников, заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации; – подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории; – дискуссирование; – нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции. Мини-конференция Она может быть использована как для проведения занятия по всей теме, так и по отдельным ее вопросам. Проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 10 - 15 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. После каждого выступления обучаемые ставят вопросы выступающему и получают на них ответы. В конце занятия преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.008 с.) |