Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь (мини-конференция)

Поиск

Вопросы для обсуждения

1. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности.

2. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция).

3. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности.

4. Личностный выбор. Свобода и ответственность.

5. Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии.

6. Самосознание, самооценка и самоуважение.

7. Строение и формирование самоотношения.

8. Эгоизм и альтруизм.

Список литературы

· Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006.

· Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006.

· Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.

· Дорфман Л.А. Интегральная индивидуальность. – М., 2004.

· Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – М., 2004.

· Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.

· Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1996.

· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

· Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология челове­ка. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

· Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003.

· Фейдимен Д., Фрейджер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. Симферо­поль, 1993.

· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-

· Щебетенко Л.Б. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. – М., 2007.

 

Тема 4. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии (практикум)

1. Исследование структуры личности исходя из типологического подхода. Диагностический инструментарий: Опросник типов темперамента Д. Кейрси.

2. Исследование структуры личности исходя из теории черт. Диагностический инструментарий: Личностный опросник Кеттела 16-PF, Форма С.

Список литературы

· Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007.

· Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008.

· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

· Холл М. Структура личности. – М., 2003.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-

· Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

· Юнг К. Психологические типы. – М.: Хранитель, 2006.

 

Тема 5. Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения (мини-конференция)

Вопросы для обсуждения

1. Представления об индивидуальности в работах А.Ф. Лазурского,

2. Представления об индивидуальности в работах А. Адлера.

3. Представления об индивидуальности в работах В.С. Мерлина.

4. Представления об индивидуальности в работах Г. Олпорта..

5. Представления об индивидуальности в работах А.Г. Асмолова.

Список литературы

· Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003.

· Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006.

· Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – М., 2004.

· Капрара Дж. Психология личности. Т.2. – СПб., 2005.

· Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии.. СПб., 2001.

· Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.

· Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.

· Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1996.

· Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003.

· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-

· Щебетенко Л.Б. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. – М., 2007.

Тема 7. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности (круглый стол)

Вопросы для обсуждения

1. Роль социальной среды, языкового опыта, культуры и искусства в формировании способностей человека.

2. Способности и характер.

3. Способности и личность.

4. Способности и деятельность.

5. Биологическое и социальное в развитии способностей.

6. Феномен одаренности.

7. Роль сензитивных периодов и мотивации в развитии одаренности.

8. Талант и гений.

9. Основные виды интеллекта по Гарднеру: лингвистический, математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный (эмоциональный) и их развитие в зависимости от социально-культурного развития человека.

10. Эмоциональный интеллект.

11. Три вида интеллекта по Айзенку: биологический, психометрический и социальный, их особенности и способы их изучения.

Список литературы для аннотирования и конспектирования:

· Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006.

· Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006.

· Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007.

· Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.

· Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008.

· Капрара Дж. Психология личности. Т.2. – СПб., 2005.

· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

· Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2003.

· Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ – М., 2003.

· Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008.

· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-

· Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

 

Тема 8. Темперамент как природная предпосылка индивидуальности (мини-конференция)

Вопросы для обсуждения

1. Строение тела и темперамент человека. Основные типы телосложения по Кречмеру.

2. Конституциональная теория темперамента У. Шелдона.

3. Понятие «соматотип» и методы его измерения.

4. Практическое применение конституциональных теорий темперамента.

5. Проблема структуры темперамента. Анализ основных психологических составляющих темперамента: общей психической активности, психомоторики и эмоциональности.

6. Исследования структуры темперамента в современной психологии. Применение факторного анализа в исследованиях компонентов темперамента Дж. Гилфорда и Лоуэлла: вспыльчивости, эмоциональности, реализма и социальной адаптированности.

7. Исследования основных составляющих темперамента Г. Айзенком: эмоциональной устойчивости (неустойчивости) и экстраверсии (интроверсии).

8. Методы исследования индивидуального стиля деятельности и исследования его проявления в трудовой и учебной деятельности.

Список литературы

· Абульханова К.А. Психология и сознание личности. – М., 1999.

· Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006.

· Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008.

· Капрара Дж. Психология личности. Т.2. – СПб., 2005.

· Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003.

· Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002.

· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

· Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2003.

· Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ - М», 2003.

· Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008.

· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.

Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человека (практикум)

Вопросы для обсуждения

1. Исследование типологии акцентуаций характера по А.Е. Личко Диагностический инструментарий: Патохарактерологический опросник А.Е. Личко.

2. Исследование типологии акцентуаций характера по К. Леонгарду. Диагностический инструментарий: Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека.

3. Современные модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс.

Список литературы для аннотирования и конспектирования:

· Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007.

· Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008.

· Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003.

· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

· Райгородский Д.Я. Психологическая диагностика: Хрестоматия. – Самара: Бахрах – М., 2008.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

В РУП не предусмотрено выполнение курсовой работы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 2002, 2006. - Базовый учебник.

2. Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

3. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ - М», 2003.

Дополнительная

1. Асмолов А. По ту сторону сознания. – М., 2002.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003.

3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006.

4. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. – М., 1999.

5. Аптер М. За пределами черт личности. – М., 2004.

6. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М.: Психотерапия, 2008.

7. Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. – М., 2007.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: ЭКСМО, 2002.

9. Верещагин Д.С. Зрелость. – М., 2000.

10. Головаха Е.И., Кроник И.И. Психологическое время личности. – М., 2008.

11.Дорфман Л.А. Интегральная индивидуальность. – М., 2004.

12.Ильин Е.П. психология индивидуальных различий. – М., 2004.

13. Капрара Дж. Психолия личности. Т.2. – СПб., 2005.

14. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания. – М., 2008.

15. Леонтьев А. Н, Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

16. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. – М., 2003.

17. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2007.

18. Левин К. Динамическая психология. – М., 2001.

19. Лукьянов О.В. Готовность быть. – М., 2009.

20. Майер К. Свобода внутреннего «Я». – М., 2004.

21. Мотков О. Личность и психика. – М., 2008.

22. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя. – М., 2007.

23. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003.

24. Орлов А. Б. Психология личности и сущности чело­века: парадигмы, проекции, практика. - М., 1995.

25. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д., 1996.

26. Петровский А.В. Психология. – М., 2005.

27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2003.

28. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – М., 2003.

29. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология челове­ка. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

30. Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008.

31.Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003.

32.Теории личности в отечественной психологии. - М, 1997.

33. Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.

34. Фромм Э. «Иметь» или «быть». – М.: АСТ, 2008.

35. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT; Минск: Харвест, 2004.

36. Холл М. Структура личности. – М., 2003.

37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-

38.Щебетенко Л.Б. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. – М., 2007.

39. Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.

40. Бюдженталъ Д. Наука быть живым. М.: Класс, 1998.

41. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008.

42. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001.

43. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: На­ука, 1999.

44. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во «Институт практической пси­хологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

45. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.

46. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983.

47. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

48. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: учебное по­собие. М., 2004.

49. Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002.

50. Орлов А. Б. Психология личности к сущности чело­века: парадигмы, проекции, практика. - М., 1995.

51. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1996.

52. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д., 1996.

53. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Е. И. Исеншюй. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.

54. Теории личности в западноевропейской и американ­ской психологии. - М., 1997.

55. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. Симферо­поль, 1993.

56. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. СПб., 2007.

57. Франкл В. Психотерапия на практике / Пер. с нем. СПб.: Ювента, 1999.

58. Франкл В. Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере. – М., 2009.

59. Эммонс Р. Психология высших устремлений. – М., 2002.

60. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1988.

61. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

62. Юнг К. Психологические типы. – М.: Хранитель, 2006.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www.voppsy.ru/ журнал «Вопросы психологии»

2. http://psyjournal.ru/ журнал «Практическая психология»

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php – «Библиотека Гумер», раздел «Психология».

4. http://psyjournals.ru/topic/social/index.shtml – портал психологических изданий.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебный процесс по данной дисциплине проводится в лекционных аудиториях, оснащенных мультимедий­ными средствами обучения и компьютерных классах с выходом в Интернет.

Для организации самостоятельной работы студентов необходимо наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Психология личности» представляет собой переходный вариант от классической организации учебного процесса к схеме, предполагающей использование новых образовательных технологий (использование видеопроектора и электронных презентаций в лекциях, материалов всемирной компьютерной сети Интернет при подготовке студентами к практическим занятиям и контрольным точкам), а также модульно-рейтинговой системы.

В рамках учебного курса «Психология личности» самостоятельная работа студентов включает:

- выполнение контрольных заданий;

- самостоятельное изучение ряда тем;

- подготовка к дискуссиям и круглым столам;

- подготовку к зачету.

При этом студентами могут быть использованы следующие виды работы:

- осмысление лекционного материала;

- изучение и анализ первоисточников;

- работа с учебниками и учебно-методическими пособиями.

Согласно психологическим исследованиям процессов запоминания и забывания информации, работу над содержанием конспекта лекций целесообразно осуществлять в течение 48 часов после первоначального восприятия материала, что способствует существенному улучшению качества усвоения научной информации.

Осмысление лекционного материала предполагает вдумчивое прочтение сделанных на занятиях записей с собственными комментариями относительно изложенной информации, тщательный анализ лекционного текста, выделение главных мыслей и спорных положений, установление логических связей между различными тематическими блоками, формулирование вопросов, требующих уточнения и более глубокой и содержательной проработки, в том числе в процессе индивидуальных консультаций с преподавателем. Особое внимание следует обратить на те проблемы и задания, которые были специально выделены и отмечены лектором.

Значительную часть при организации самостоятельно изучения учебного курса занимает работа студентов с научной литературой, которая может иметь следующие формы:

- конспектирование;

- составление тезисов;

- оформление выписок.

Конспект – это изложение основного содержания публикации, ее главных, существенных положений, а также их интерпретация с использованием доказательств автора. В то же время при конспектировании литературного материала желательно вносить собственные рассуждения и дополнения, критические размышления и замечания по поводу излагаемой точки зрения, которые записываются на специально отведенных для этого полях конспекта.

Конспект может быть как подробным, так и кратким, но независимо от этого основное содержание первоисточника должно быть отражено полностью. При этом в конспекте допустимы различные варианты выделения текста: обозначение спорных мыслей и противоречий, подчеркивание главных идей и т.п.

Тезисы – это краткое изложение основного содержания публикации, отражение сути важнейших положений. При их составлении соблюдается авторская логика, порядок изложения мыслей и идей. Вместе с тем на специально отведенных полях допускаются комментарии студента, его собственная интерпретация первоисточника, выражение своей точки зрения, а также конкретные примеры, иллюстрирующие некоторые моменты публикации.

Выписки могут выполняться студентами с разной целью. Обычно они включают предложенные автором понятия и их определения, значимые теоретические положения, наиболее интересные факты и доказательства, отдельные цитаты. При этом последовательность их оформления является свободной.

Особо заметим, что при любой форме работы с научной и учебной литературой студенту необходимо обязательно указывать фамилию, имя. Отчество автора, полное название первоисточника, все выходные данные (название книги или сборника, место и год издания; название журнала, год, номер, страницы, где опубликована статья).

Студентам важно подготовится к занятиям, проводимым в интерактивной форме. Для этого важно понимать, что они собой представляют.

Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой.

«Круглый стол»

Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.

Целевое назначение состоит в:

– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;

– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;

– введение в практику принципа «свободного микрофона»;

– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:

1. Вариант «А»:

– краткое вводное слово ведущего;

– заслушивание кратких вводных сообщений участников;

– постановка перед участниками вопросов, поступивших из аудитории;

– развертывание дискуссии;

– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

2. Вариант «Б»:

– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;

– уточнение порядка и характера работы;

– ответы по существу поставленных вопросов;

– заслушивание мнения выступающих из аудитории;

– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.

3. Вариант «В»:

– показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);

– представление участников, заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;

– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;

– дискуссирование;

– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

Мини-конференция

Она может быть использована как для проведения занятия по всей теме, так и по отдельным ее вопросам. Проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 10 - 15 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему.

После каждого выступления обучаемые ставят вопросы выступающему и получают на них ответы. В конце занятия преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.008 с.)