Тема 4. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии



Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под структурой личности?

2. Чем отличаются структурный и динамический подходы к исследованию единиц организации личности?

3. В чем состоит стратегия анализа личности по элементам и по единицам?

4. Перечислите типологические подходы к изучению личности.

5. Что входит в смысловую сферу личности?

6. Составьте общее представление о смысловых образованиях и смысловых системах.

7. Какие качественные методы исследования внутреннего мира личности вы знаете? В чем их суть?

8. Чем отличаются подходы к структуре личности: теория черт и теория типов?

Тема 5. Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте понятия «индивид», «социальный индивид», «субъект», «субъект познания», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».

2. В чем состоит различие между этими понятиями?

3. В чем состоят особенности понимания индивидуальности в работах В. Штерна, А.Ф. Лазурского, А. Адлера, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Г. Олпорта, А.Г. Асмолова?

4. Проведите анализ основных научных методов психологического исследования индивидуальности: наблюдения, беседы, эксперимента и психодиагностики.

5. Проведите анализ основных идиографических методов исследования индивидуальности: исследование профилей личностных черт (Штерн, Кеттел и др.); биографический метод и его разновидности (ретроспективный анализ, лонгитюд, каузометрический анализ); анализ и обобщение документальных материалов (Штерн, Лазурский, Маслоу, Теплов, и др.); этологические исследования (естественный эксперимент Лазурского); феноменологический метод (техника репертуарных решеток Келли) и др.

 

Тема 6. История научных исследований индивидуальности

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит вклад Ф. Гальтона как основателя психологии индивидуальных различий и психодиагностики?

2. В чем состоит суть методов оценки способностей человека?

3. В чем состоит суть методов количественной оценки психологических свойств?

4. В чем состоит суть метода корреляции?

5. В чем состоят основные требования к тесту?

6. Каковы основные методологические принципы изучения индивидуальности по Штерну.

7. Перечислите основные положения теории личности А.Ф. Лазурского?

8. В чем состоит роль эндо- и экзопсихики в формировании индивидуальности?

9. В чем состоит суть «естественного эксперимента»? В чем его плюсы и минусы?

Тема 7. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте понятия «задатки» и «способности».

2. Проанализируйте понятия «разум», «способности», «умственные способности», «интеллект».

3. Озвучьте основные проблемы изучения способностей человека.

4. Озвучьте основные подходы к изучению способностей.

5. Перечислите три вида интеллекта по Айзенку.

6. В чем состоит роль социальной среды, языкового опыта, культуры и искусства в формировании способностей человека?

7. Раскройте сущность биологического и социального в развитии способностей.

Тема 8. Темперамент как природная предпосылка индивидуальности

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят основные проблемы изучения темперамента.

2. Укажите биологические основы темперамента.

3. В чем состоит роль конституциональных и функциональных теорий темперамента в понимании его механизмов?

4. Опишите взаимосвязь строения тела и темперамента человека.

5. Дайте понятие «типа телосложения» и способы его получения.

6. Перечислите основные типы телосложения по Кречмеру.

7. В чем суть конституциональной теории темперамента У. Шелдона и ее отличие от теории Э. Кречмера?

8. Дайте понятие «соматотипу» и укажите методы его измерения.

9. Какие экспериментальные исследования связи типа телосложения и темперамента вы знаете?

10. Каково практическое применение конституциональных теорий темперамента?

11. В чем состоит вклад отечественной психологии в создание и развитие дифференциальной психофизиологии?

 

Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человека

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой понятия «характер» и «темперамент»?

2. Как соотносятся между собой понятия «характер» и «личность?

3. Как соотносятся между собой понятия «характер» и «индивидуальность»?

4. Какие основные проблемы исследования характера существуют?

5. Как связаны черты характера с волевой, эмоциональной сферой и интеллектом человека?

6. Проведите анализ черт характера в соответствии с направленностью личности, содержание которой проявляется в отношениях человека к миру, к себе, к деятельности, к различным предметам и вещам.

7. Что такое акцентуация характера и методы её выявления вы знаете?

8. Проведите сравнительный анализ основных типов акцентуации по Личко и Леонгарду.

9. Какие факторы определяют возникновение акцентуаций характера?

10. Опишите характерологию К.Г. Юнга, основанную на понятии об экстраверсии и интроверсии и основных функциях психики (ощущение, интуиция, эмоция и мышление).

11. Перечислите основные психологические типы по Юнгу и дайте им характеристику.

12. Что такое стиль жизни по А.Адлеру?

13. Перечислите и дайте краткую характеристику типов характера по Фромму.

ПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (контрольные работы, рефераты, эссе и др.)

По теме 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности

Задание 1.

Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие не относятся.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Задание 2.

Прокомментируйте следующие определения лич­ности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясни­те, как представленные определения превратить в более полные и точные.

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устой­чивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индиви­дуальных различий, поддающихся измерению.

3. Личность — это индивидуально выраженное всеобщее.

4. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

5. Личность — совокупность внутренних условий, через которые пре­ломляются внешние воздействия.

6. Личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задание 3.

Вставьте пропущенные слова в следующих сужде­ниях.

1. Личность - это человек в совокупности его... качеств, формирующихся в различных видах...... и отношений.

2 Личность это не только продукт,но и... общественных отношений.

3. Понятие... выражает неделимость, целостность и генотипические характеристики человека как представителя рода.

Задание 4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведен­ном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: ЧЕЛОВЕК: ДЕЯТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Личность:... (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии)

2. Образец: ЖИВОТНОЕ: ОСОБЬ

Человек:... (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность)

3. Образец: ЧЕЛОВЕК: НЕПОВТОРИМОСТЬ

Личность:... (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность)

По теме 2. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе

Задание 1.

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

     
В
А

В
А

А
В

В
А

 

1.а)человек – б)образ «Я»

2.а)самооценка – б)притязания

3.а)субъект – б)личность

4.а) «Эго» - б) «Я»

5.а)личность – б) человек

6.а)человек - б)образ «Я»

7.а)самооценка – б)притязания

8.а) «Эго» - «Я».

Задание 2.

Прокомментируйте следующие тезисы.

Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?

1. Человек в той мере субъект, в какой он - личность, организм – не субъект.

2.Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

3.Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

4.Личность – субъект и объект общественных отношений.

5.Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Задание 3.

Проанализируйте текст, выдвиньте гипотезы, спо­собные объяснить явление личностной множественности. Соглас­ны ли вы с Ф. Ницше, считающим, что «допущение единого субъекта не является необходимым», что «субъект есть множественность»?

Каждый читал рассказ Р. Л. Стивенсона «Странный случай с доктором Джекилом и мистером Хайдом» — одно из наиболее известных описании личностной раздвоенности. Психиатр В. П. Осипов подробно проанализи­ровал описанные в мировой практике и литературе случаи такого раздво­ения. Оно проявляется в двойной жизни человека, т.е. в двух состояниях, сильно отличающихся одно от другого по психическому складу, чертам характера, актуализируемых в поведении. В каждом из них сохраняются воспоминания о предшествующем опыте, событиях, переживаниях в этом состоянии, но, находясь в одном из состояний, человек не помнит, не знает, что с ним было в другом.

В литературе описаны более сложные случаи множественной личнос­ти, когда больные переживают до пяти различных состояний (например, книга У. Ф. Принса «Дорис — случай множественной личности»). Совре­менные психомодифицирующие средства позволяют «производить» мно­жественную личность, разумеется, не в интересах самой личности. При­мер такого рода описан в книге А. Л. Толкунова «Похитители разума»: в 1967 г. на Филиппинах по обвинению в подготовке покушения на прези­дента Маркоса был арестован некий американец, назвавший себя Луи­сом Анджело Кастильо. С помощью допросов и специальной медицинс­кой экспертизы было установлено, что данный агент был психически запрограммирован на четыре разных личности, не знающих и не помня­щих одна другую. Непроизвольная же реализация каждой из них должна была осуществляться по строго установленным сигналам. Любопытно, что в каждом из состояний у него менялся пульс, частота дыхания, потовы­деление, манеры поведения, стиль разговора. Агент после усилий психи­атров в конце концов вспомнил, что проходил подготовку в специальной оперативной группе в ЦРУ в лагере, где его обучали диверсионной дея­тельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.023 с.)