Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человек (ок-7, пк-11,12) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человек (ок-7, пк-11,12)



Происхождение и анализ понятия «характер». Соотношение понятий «характер» и «темперамент», «характер» и «личность»; «характер» и «индивидуальность».

Основные проблемы исследования характера: проблема выделения и описания феноменологии характера; проблема типологии характера и выделения оснований для классификации различных его типов; проблема единиц анализа и строения характера; проблема развития, формирования и воспитания характера.

Связь черт характера с волевой, эмоциональной сферой и интеллектом человека. Анализ черт характера в соответствии с направленностью личности, содержание которой проявляется в отношениях человека к окружающему миру, к себе, к деятельности, к различным предметам и вещам.

Проблема «нормального» характера и «нормальной» личности (Рибо, Лазурский, Ганнушкин, Личко)*. Психопатии и их классификация. Акцентуация характера и методы её выявления. Клинический аспект типологии характера.

Типология акцентуаций характера и сравнительный анализ основных типов акцентуации по Личко и Леонгарду*. Факторы, определяющие возникновение акцентуаций характера. Проблема коррекции характера.

Постановка проблемы характера в психоанализе. Учение о характере З. Фрейда*. Функциональный аспект типологии характера. Опыт характерологии К.Г. Юнга, основанной на понятии об экстраверсии и интроверсии и основных функциях психики (ощущение, интуиция, эмоция и мышление). Основные психологические типы по Юнгу и их характеристика*. Современные модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс и Д. Кейрси*. Роль функциональной типологии для практической деятельности человека.

Развитие методов диагностики типов характера.

Проблема развития и воспитания характера. Исследования стиля жизни (А. Адлер)*. Главные идеи Адлера, связанные с представлением о характере: комплекс неполноценности, стремление к компенсации и социальное чувство. Развитие характера по Фромму*. Проблема социального характера. Роль ассимиляции (взаимодействие и отношения с вещами) и социализации (взаимодействие и отношения с людьми) в формировании различных типов характера: рецептивного, эксплуативного, накопительского, рыночного, продуктивного.

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАНЫЕ СВЯЗИ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

 

  Тема дисциплины «Психологи личности» Связь с последующими дисциплинами
  Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности Дисциплина «Методологические основы психологии», «Возрастная психология и психология развития»,»История психологии», «Основы консультативной психологии»
  Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе Дисциплина «Психология семьи», «Возрастная психология и психология развития», «История психологии», «Психодиагностика»
  Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь Дисциплина «Дифференциальная психология», «Основы консультативной психологии», «Психология развития и возрастная психология», «История психологии»
  Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии Дисциплина «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология»
  Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения Дисциплина «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология».
6.   История научных исследований индивидуальности Дисциплина «История психологии», «Основные направления психологического консультирования и психотерапии», «Дифференциальная психология», «Психодиагностика».
7. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности Дисциплина «Психодиагностика», «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Практикум по психодиагностике».
8. Темперамент как природная предпосылка индивидуальности Дисциплина «История психологии», «Психодиагностика», «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Практикум по психодиагностике».
9. Характер как основная определяющая тактики поведения человека Дисциплина «История психологии», «Основы консультативной психологии», Дисциплина «Психодиагностика», «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Практикум по психодиагностике».

 

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

    Наименование раздела, темы Количество аудиторных часов
Всего в том числе по видам учебных занятий
лекции практические занятия СРС
         
Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности        
Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе        
Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь        
Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии        
Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения        
История научных исследований индивидуальности        
Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности        
Темперамент как природная предпосылка индивидуальности        
Характер как основная определяющая тактики поведения человека        
Зачет        
ВСЕГО        

Интерактивные формы работы

  Название темы Кол-во интер. часов, отводимое на тему (лекции) Кол-во интер. часов, отводимое на тему (практические) Формы активной (интерактивной) работы
Тема №1. Движущие силы, условия и периоды развития личности     Круглый стол, дискуссия
Тема №2. Личность в социогенезе     Круглый стол, дискуссия
Тема №3. Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь     Мини-конференция
Тема №4. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии     Практикум
Тема №5. Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения     Практикум
Тема 7. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности     Практикум
Тема 8. Темперамент как природная предпосылка индивидуальности     Круглый стол, дискуссия
Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человека     Практикум
Всего часов на активные (интерактивные) методы работы      

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема №1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности

(круглый стол, дискуссия)

Вопросы для обсуждения

1. Психологические принципы и основания периодизации развития человека.

2. Кризисы развития и их роль в становлении личности.

3. Биогенетические периодизации развития человека.

4. Социогенетические периодизации развития человека.

5. Персоногенетические периодизации развития человека.

6. Жизненный путь человека как история индивидуальности.

Список литературы

· Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006.

· Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания. – М., 2008.

· Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001.

· Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: На­ука, 1999.

· Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003.

· Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002.

· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

· Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – М., 2003.

· Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008.

· Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003.

· Теории личности в отечественной психологии. - М, 1997.

· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.

 

Тема 2. Личность в социогенезе (круглый стол, дискуссия)

Вопросы для обсуждения

1. Личность в истории культуры.

2. Культура и программы поведения.

3. Проблема социально-типического в личности.

4. Социальный характер и национальный характер.

5. Сравнительные исследования личности в разных культурах.

6. Социогенетические истоки развития личности.

Список литературы

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006.

· Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006.

· Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.

· Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003.

· Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002.

· Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д., 1996.

· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.

· Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – М., 2003.

· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.02 с.)