Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды эмоциональных состоянийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся как бы в начале его. Они выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения предстоящего действия для ее удовлетворения. Эмоции слабо проявляются во внешнем поведении и могут быть незаметны окружающим. Они выражают обобщенную субъективную оценку ситуации по типу «приятно — неприятно», «полезно — вредно». Чувства, наоборот, весьма заметны и носят четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Человек не переживает чувства вообще, а только к чему-нибудь или кому-нибудь. Например, человек не испытывает чувства любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения. Устойчивые чувства слабой или умеренной силы, действующие в течение длительного времени, называются настроениями. Сильное, устойчивое положительное чувство к чему-либо или кому-либо — страсть. Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на конец. Аффект — это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени удалось достичь цели этим действием. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильными являются исходная мотивация, стимул поведения (желание), чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы удовлетворить возникшее желание, и чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Функции эмоций Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей и приспосабливают свое поведение к требованиям среды. Приспособительная функция эмоций играет важнейшую роль в процессе жизнедеятельности. Она способствует своевременной и полноценной энергетической мобилизации организма в экстремальных условиях. По определению известного отечественного физиолога П. К. Анохина, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействия и конкретный механизм реакции организма. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро, со спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще тип, форму и другие конкретные параметры, сведя их к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие. Мы уже говорили о том, что эмоциональная экспрессия у всех людей одинакова. В процессе эволюции она развилась и закрепилась как средство оповещения об эмоциональном состоянии индивида. Выразительные движения являются тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг. Таким образом, эмоции имеют еще одну функцию — коммуникативную. Эмоции, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Этим языком пользуются младенцы в общении со взрослыми. Эмоции нередко производят на окружающих значительный эффект и в связи с этим нередко используются для воздействия на другого человека: слезы должны разжалобить, выражение страха призвать к помощи.
Стресс Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую функцию — стресс. Проблему стресса активно изучал канадский психолог Ганс Селье. Стресс – эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. В каких ситуациях возникает стресс, какие причины лежат в его основе? Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака... Все эти люди испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но исследования показали, что организм реагирует на них стереотипно, т.е. одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческому организму. Факторы, вызывающие стресс, т.е. стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стрессора или адаптацию к нему. Стресс возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием меняется режим работы многих органов и систем организма (учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм готовится к физической активности (сопротивлению, борьбе или бегству), приспосабливается определенным образом — в этом состоит биологическое значение стресса. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в дом, она почувствует сильнейшую радость. Результаты событий — горе и радость — совершенно различны, но их стрессорное действие как требование приспособления к новой ситуации может быть одинаковым. Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Некоторые реакции организма неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий. Таким образом, стресс не всегда является результатом неприятных событий. Он может быть связан как с неприятной, так и с приятной деятельностью. Положительный стресс получил название – эустресс. Вредоносный, или неприятный, стресс называют «дистресс». Если проанализировать различные ситуации напряжения (плавание в холодной воде, опасное лазание по скалам, отсутствие пищи), то можно обнаружить, что они протекают по одному шаблону: сначала человек ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что большего вынести не в состоянии. Любая стрессовая реакция имеет три фазы: 1. Фаза тревоги — это фаза мобилизации защитных сил организма. При этом организм функционирует с большим напряжением. Происходят существенные физиологические изменения. К концу первой фазы начинается повышение работоспособности. 2. Фаза сопротивляемости – это фаза сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — стабилизация. При этом обеспечивается малоотличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия. 3. Фаза истощения. Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать. Он создает, по мнению автора теории стресса Г. Селье, «вкус к жизни». Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические и невротические.
Фрустрация Сильные эмоциональные реакции возникают у человека при наличии избыточной мотивации. Избыточная мотивация возникает из-за несоответствия между состоянием мотивации и обстоятельствами, которые не позволяют человеку действовать. Состояние, которое возникает, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, называется фрустрацией. Оно характеризуется сильнейшим психическим напряжением. При этом срабатывают защитные механизмы, направленные на преодоление возникшего препятствия. Типичными реакциями на фрустрацию являются агрессивность, уход и регрессия. Агрессия — это наиболее распространенная реакция на фрустрацию. Обычно агрессия направлена на препятствие. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть его или обойти, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Отступление и уход — другой вид реакции на фрустрацию. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, уходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто. Регрессия, при которой трудная задача заменяется более легкой, является еще одним ответом на состояние фрустрации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.241 (0.009 с.) |