Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональные процессы и управление эмоциямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Многообразные проявления эмоциональной жизни делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс. Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект – сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом. В отличии от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличии от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной памятью. Собственно эмоции, в отличие от аффектов, – более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер. Связаны с удовлетворением потребностей человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они как и чувства, передаются другим людям, сопереживаются. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства – еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека). Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Классификации и виды эмоций
Издавна выделяли 4 вида эмоций: гнев, страх, радость, тоска. Одной из наиболее известных в настоящее время является классификация «фундаментальных эмоций»: 1. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с информацией о возможности удовлетворения или удовлетворении актуальной потребности. 2. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция в ответ на рассогласование ожидаемого и реального. Удивление хорошо привлекает внимание и если собеседник (больной) начал отвлекаться, то сказав что-то необычное и удивив его, можно снова привлечь его внимание, по крайней мере, на некоторое время. 3. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении информации о возможной угрозе (реальной или воображаемой). 4. Тревога – неопредмеченный страх, состояние ожидания неопределенной угрозы. Кроме этого, страх часто рассматривают как реакцию на угрозу физической целостности человека, когда опасности подвергается его жизнь и т.п., в то время как тревога – переживание возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. Именно повышение тревожности лежит в основе психосоматических расстройств; именно с повышения тревожности начинается развитие невротических и психосоматических заболеваний. 5. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние в ответ на поступление информации о наличие препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности. В отличие от страха и тревоги, имеет выраженный стенический (мобилизующий) характер. 6. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние как результат осознания несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям. 7. Интерес. 8. Вина. 9. Отвращение. 10. Презрение. 11. Печаль (условно, в 40% случаев люди печалятся о событиях, которые есть плод их воображения; в 35% – о том, что невозможно изменить – например, неумолимо наступающую старость; в 15% – о приходящих событиях, не требующих коррекции; в 10% – возникает тоска без определенных причин). Для большей точности описания эмоциональных проявлений существует много понятий, например, для описания разной выраженности однотипных эмоций: испуг – страх – ужас; радость – восторг – экстаз. Можно выделить 2 основные группы внешнего выражения эмоций: 1. Вегетативные проявления – покраснение, побледнение кожных покровов, потливость, похолодание кожи конечностей, расширение зрачков, изменения частоты сердечных сокращений и величины артериального давления и др. 2. Внешние поведенческие проявления – мимика, пантомимика, жесты, которые могут быть непроизвольными и произвольными (в последнем случае они не всегда соответствуют истинным эмоциональным переживаниям). Теории эмоций
Теория Ч. Дарвина. Биологическая концепция эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологических значимых сигналов для особей не только своего, но и других. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Теория П. В. Симонова. Информационная теория эмоций. П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э=П (Н-С). из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения. Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предложить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Теория Джеймса-Ланге. Сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.49 (0.007 с.) |