Шкала ситуативной тревожности (СТ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала ситуативной тревожности (СТ)



Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

№ п/п Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я растроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ п/п Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
  У меня бывает приподнятое настроение        
  Я бываю раздражительным        
  Я легко расстраиваюсь        
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
  Я чувствую прилив сил и желание работать        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Меня тревожат возможные трудности        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я бываю вполне счастлив        
  Я все принимаю близко к сердцу        
  Мне не хватает уверености в себе        
  Я чувствую себя беззащитным        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя неудачником        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Обработка результатов.

1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

Ключ

Номера суждения Ответы
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
СТ
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
ЛТ
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.


ТЕМА 5. Познавательная сфера

 

Ощущения, их психологическая характеристика

 

Ощущение – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на человека. Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Физиологической основой ощущения является работа анализаторов.

Классификация ощущений:

1. Дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) ощущения.

2. По расположению рецептора:

- интерорецептивные – органические (внутренние),

- проприорецептивные, (мышечные),

- экстерорецептивные – зрительный, слуховой, кожный, обонятельный (внешние).

3. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Слуховые ощущения. Эти ощущения так же относятся к дистантным ощущениям и так же имеют большое значение в жизни человека. Раздражителем для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховые ощущения отражают: громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной..

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности охватывает все человеческое тело. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения.

Общие свойства ощущений:

1. Качество ощущений.

2. Интенсивность ощущений. Определяется силой действующего раздражителя на функциональную систему рецептора.

3. Длительность ощущений. Определяется органом чувств времени, действием раздражителя и его интенсивностью.

4. Пространственная локализация.

Общие закономерности ощущений:

1. Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабое или незначительно отличающихся друг от друга воздействий. Чувствительность: а) абсолютная; б) относительная. Величина обратная чувствительности называется порогом ощущения.

2. различают нижний (минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение), верхний (максимальная величина раздражения, при которой вызываются ощущения дальней модальности). Нижний и верхний пороги называются абсолютными.

3. Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием деятельности раздражителя.

4. Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

5. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

6. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения 1-го анализатора, ощущение характерное для другого.

7. Компенсация – повышение чувствительности 1-ых анализаторов, при наличии дефектов у других.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.017 с.)