Динамика «втягивания» в работу и степень утомляемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика «втягивания» в работу и степень утомляемости



У сильных: У слабых:  
малая подверженность утомлению, и поэтому нужно меньше времени для отдыха; готовят, уроки за один присест. Любят, заниматься вместе с товарищами. Втягиваются в работу сразу, уроки готовят, переходя от трудных к легким. большая утомляемость необходимость отдыха после школы, нужны также перерывы во время подготовки уроков. Нужны тишина и уединение. Постепенно втягиваются в ра­боту, уроки готовят, переходя от легких к трудным.  

Объем умственной работы

У сильных: У слабых:  
подготовительные, исполнительные и контрольные действия слиты, отсюда небольшая продолжительность подготови- тельных действий, контроль делают в ходе работы; могут параллельно выполнять много заданий без специального планирования их выполнения. Пред­почитают устную речь. большая продолжительность подготовительных, исполнительных и контрольных действий. Исправляют во время проверки, берутся за новую работу, лишь завершив прежнюю. Планируют. Предпочитают письменную речь

 

Степень нервного напряжения

У сильных: У слабых:  
в ситуациях напряжения — расширение объема умственной деятельности. Укорочение времени выполнения задания сужение объема умственной деятельности. Удлинение времени выполнения задания.  

 

Причем продуктивность выполнения задания у сильных и слабых была равной. Отсюда очень важное замечание для педаго­гов: нужно так организовать работу учащихся, чтобы они могли выполнить поставленные перед ними задачи в свойственном каж­дому из них стиле деятельности.

Накоплено достаточное количество фактов, убеждающих в том, что поведение индивида в трудной ситуации зависит от осо­бенностей темперамента. Выражается это прежде всего в сниже­нии эффективности труда, а также в различных нарушениях деятельности. Исследование А. М. Уткиной о влиянии отрица­тельной оценки (как пример трудной ситуации в школе) на спосо­бы реагирования учащихся в зависимости от свойств их темперамента позволило сделать вывод: у «слабых» учеников на­блюдается ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке педагога. Этого не было у «силь­ных».

Таким образом, в ситуациях, которые можно условно считать угрожающими, не нарушается деятельность учеников с сильной нервной системой, тогда как у слабых отмечается дезорганизация поведения или снижение результатов при выполнении действий.

Признаками индивидуального стиля можно считать следую­щие: а) устойчивая система приемов и способов деятельности; б) эта система обусловлена определенными личными качествами; в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Итак, индивидуальный стиль деятельности есть обусловлен­ная типологическими особенностями устойчивая система спосо­бов, которая складывается у человека, стремящегося к наилуч­шему осуществлению деятельности.

Такие способы имеются у человека не только в двигательной сфере, но и в мыслительных ориентировочных действиях, в смене функциональных состояний, если они выступают как средство достижения цели («самовозбуждение» у ораторов, актеров).

 

ХАРАКТЕР

Характер (от греч. – чеканка, черта, признак, примета). В психологии подразумевается определенная психическая подструктура или психическое свойство личности.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Физиологическую основу характера составляет динамический стереотип – система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющиеся и системно взаимосвязанные условные раздражители. Динамический стереотип определяется не только видом раздражителя, но и целостной ситуацией, обстановкой.

Классификация черт характера

Отдельные черты характера, отмечаемые в повседневной жизни, группируются в соответствии с системой отношений человека к действительности:

1) отношение к другим людям: общительность – замкнутость, тактичность – грубость, искренность – лживость и пр.;

2) отношение к самому себе: самоуверенность или самокритичность, эгоцентризм и т.д.;

3) отношение к делу (деятельности, труду): ответственность, трудолюбие, добросовестность и, наоборот;

4) отношение к объектам (вещам): аккуратность-небрежность, бережливость – расточительность, щедрость – скупость и т.д.

Характер проявляется в действиях и поступках. Восточная поговорка гласит: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу!» Это означает, что повторяясь, поступки становятся привычными и закрепляются в чертах характера, составляя его сущность, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей.

Характер — одна из наиболее слабо развитых проблем в пси­хологии. Дело в том, что характер чаще относили к области эти­ки и литературоведения, а в психологии характер отождествлялся либо с темпераментом, либо с личностью.

Тем не менее у всех нас есть представление о том, что такое характер. Чаще всего мы его понимаем как индивидуальную осо­бенность человека. В узком смысле слова характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых вы­ражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к динамическим особенностям поведения. Однако в случае темперамента эти свой­ства формальны, признаки характера обладают большей содержа­тельностью.

Так, для двигательной сферы прилагательными, описываю­щими темперамент, будут, «быстрый», «подвижный», «резкий», «веселый», а качества характера — «собранный», «организован­ный», «аккуратный», «расхлябанный».

Для характеристики эмоциональной сферы в случае темпера­мента применяют такие слива, как: «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая характер и темперамент, достаточно условна. В самом общем смысле темперамент понимается как «природная предпосылка» или «динамическая основа» характера. По мнению И.П. Павлова, темперамент и характер соотносятся между собой как генотип и фенотип.

Важнее развести понятия характера и личности. Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прила­гательных, которые применяют для описания личности и харак­тера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся»., «творчес­кой», «серой», «преступной» и т.п. В отношении характера ис­пользуются такие прилагательные, как: «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Мы не говорим «высокий ха­рактер» или «мягкая личность».

Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждает в том следующее соображение: когда даются оценки характера и лично­сти одного и того же человека, то эти оценки могут не только совпадать, но и быть противоположными по знаку.

Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павло­ва. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностя­ми. Значит, характер и личность не одно и то же.

«Творение» человека есть по преимуществу выражение его личности, и недостатки характера в этом случае не имеют значе­ния. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не по­томки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близ­кие, друзья и коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать и часто становится более значимым, чем его личность. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует.

Теории характера

Существует два подхода к описанию характера: первый извес­тен как теория черт или факторный анализ личности, второй — как теория типов («типологии характера»).

Теория черт. Согласно наиболее распространенному определению, личность — это совокупность черт, характеризующих индивида. Американ­ский психолог Дж. Гилфорд предложил следующую, очень сжа­тую формулу: «Личность индивида есть специфическое созвездие черт» («Личность», 1959 г.). Это определение отражает общепри­нятое мнение: описать личность можно, только указав ее харак­терные черты.

Черта — это тот или иной аспект личности, непосредственно воспринимаемый окружающими. Все многообразие черт зафикси­ровано в языке, и даже маленькие дети научаются правильно употреблять названия черт, так как эти слова соответствуют их реальному опыту. Черта проявляется в определенных поступках и ситуациях, которые как бы иллюстрируют ее. Черта может проявляться в той или иной степени, по-разному может быть выражена, следовательно, возможно измерить черту, т.е. не только констатировать ее наличие, но и определить ее ко­личественно. Следовательно, черта является величиной перемен­ной.

Специальным методом, позволяющим выявить фундаменталь­ные переменные личности, является факторный анализ. Сами же черты (основные, глубинные) называются факторами. Они лежат в основе «поверхностных» черт, непосредственно демонстрируе­мых в поведении. Наиболее ценный и систематический вклад в факторный анализ личности внесли Р. Кеттел, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк. Кеттел был первым, кто определил основные правила применения этого метода.

Факторный метод заключается в математическом анализе кор­реляций внутри некоторой группы данных. В факторных иссле­дованиях применяются три вида данных: 1) «факты жизни» — данные наблюдений, когда наблюдатель определяет, обладает ли испытуемый той или иной чертой; 2) вопросники и анкеты, на которые отвечает сам испытуемый; 3) эксперименты.

Проанализировав обыденный язык, Кеттел выделяет 171 «описательную переменную», которые отражают все аспекты личности (исключая синонимы). Проанализировав их, Кеттел образовал 42 «грозди» тесно связанных между собой черт, кото­рые он определил как «поверхностные черты». К поверхностным чертам, по Кеттелу, относятся: уверенность в себе — покорность, эгоизм — терпимость, инфантильность — зрелость, сильная воля — вялость и т.д. Отдельные поверхностные черты также связаны между собой и образуют факторы.

 

Что означает эта схема? Прежде всего, это классификация черт по степени их генерализованности, т.е. факторный анализ — это процедура классификации, которая отражает иерархическую организацию личности. Каждая черта более высокого порядка — комбинация подчиненных ей черт. И, наоборот, низшая черта детерминирована высшей. Исходя из этого подхода, Кеттел созда­ет 16-факторный опросник личности, посредством которого выяв­ляются характерные черты личности. В результате заполнения опросника получается психологический портрет испытуемого, который отражает наличие и степень выраженности у него таких генерализованных черт, как эмоциональность, возбудимость, об­щительность, конформизм, уверенность в себе, терпимость, серь­езность, практичность и т.д.

Теория типов характера. Наиболее интересные, жизненно правдивые описания характе­ра, известные как «типологии характера», возникли на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщи­ли многолетний опыт работы с людьми. Здесь встречаются такие имена, как: К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. В. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два типа характера: экстравертированный и ингровертированный; Кречмер также описал два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличи­лось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов харак­теров; у Леонгарда и Личко десять-одиннадцать.

Одной из самых последних типологий является типология А. Е. Личко, которая ассимилировала в себе основные идеи пред­шествующих типологий; она самая дифференцированная, т.е. содержит наибольшее число типов и, что очень важно, заключает в себе также описания нормальных, а не только патологических характеров, как у Ганнушкина. На ней мы и остановимся, но чуть позже. Сначала остановимся на вопросе о различной степени выраженности характера.

Практически все авторы типологий подчеркивали, что харак­тер может быть более или менее выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характера. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны: зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров или психопатии (рис, 2).

1-я и 2-я зоны относятся к норме (в широком смысле), 3-я — к патологии характера. Соответственно акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою оче­редь, подразделяются на явные и скрытые.

Различие между патологическими и нормальными характера­ми, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индиви­ды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психи­атрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют локализовать ее на оси интенсивно­сти характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина—Кербикова:

1. Характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбель­ке, таков и в могилку».

2. Тотальность проявле­ний характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, при любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» другой, то он не психопат.

3. Самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возни­кают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот, и другие вместе.

Акцентуации характера

Акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя не в столь сильной степени, как при психопа­тиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему этот термин и первые исследования акцентуаций характеров появились в рабо­тах психиатров. Однако эта проблема куда больше относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.

В чем же отличие акцентуаций характера от психопатий? Это важный вопрос, так как он связан с различием патологии и нор­мы. В случае акцентуации характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие пер­вого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обост­ряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также необязателен: черты ак­центуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непро­должительной. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением являются не любые трудные условия, а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления харак­тера.

Для каждого типа характера существует свое слабое звено, или «место наименьшего сопротивления». Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, из­лишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспи­тании детей и т.п. Рассматривая типы акцентуаций, мы обсудим их «слабые места». В основном список акцентуаций совпадает со списком психопатий, хотя их список шире. Личко выделяет сле­дующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабиль­ный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и кон­формный.

Разные типы могут сочетаться или смешиваться в одном чело­веке, хотя эти сочетания не любые.

Рассмотрим краткие описания двух типов акцентуаций, опи­раясь на работу А. Е. Личко:

«Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувст­во нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая об­щительность — с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистичные планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции».

«Шизоидный тип. Главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливает неформальные эмоциональные контакты. Эта неспособность не­редко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать же­лания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому при­мыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда

закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, кото­рые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отлича­ются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканно­стью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью».

Теперь рассмотрим «слабые места» этих характеров. Какие си­туации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, ко­торые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции, вплоть до побе­гов из дома.

Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируют­ся там, где нужно неформально общаться (что как раз подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль ор­ганизатора нового дела: ведь это требует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тон­кой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения. Еще представители этого типа не переносят, когда им «лезут в душу», они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить не­внимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет позиции в результате деловой незрелости и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом — значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса. Из приведенных примеров видно, насколько различны и ино­гда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих сильных и слабых сторон совершенно необходимо для осу­ществления индивидуального подхода к человеку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.157 с.)