Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика «втягивания» в работу и степень утомляемостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Объем умственной работы
Степень нервного напряжения
Причем продуктивность выполнения задания у сильных и слабых была равной. Отсюда очень важное замечание для педагогов: нужно так организовать работу учащихся, чтобы они могли выполнить поставленные перед ними задачи в свойственном каждому из них стиле деятельности. Накоплено достаточное количество фактов, убеждающих в том, что поведение индивида в трудной ситуации зависит от особенностей темперамента. Выражается это прежде всего в снижении эффективности труда, а также в различных нарушениях деятельности. Исследование А. М. Уткиной о влиянии отрицательной оценки (как пример трудной ситуации в школе) на способы реагирования учащихся в зависимости от свойств их темперамента позволило сделать вывод: у «слабых» учеников наблюдается ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке педагога. Этого не было у «сильных». Таким образом, в ситуациях, которые можно условно считать угрожающими, не нарушается деятельность учеников с сильной нервной системой, тогда как у слабых отмечается дезорганизация поведения или снижение результатов при выполнении действий. Признаками индивидуального стиля можно считать следующие: а) устойчивая система приемов и способов деятельности; б) эта система обусловлена определенными личными качествами; в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Итак, индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению деятельности. Такие способы имеются у человека не только в двигательной сфере, но и в мыслительных ориентировочных действиях, в смене функциональных состояний, если они выступают как средство достижения цели («самовозбуждение» у ораторов, актеров).
ХАРАКТЕР Характер (от греч. – чеканка, черта, признак, примета). В психологии подразумевается определенная психическая подструктура или психическое свойство личности. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Физиологическую основу характера составляет динамический стереотип – система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющиеся и системно взаимосвязанные условные раздражители. Динамический стереотип определяется не только видом раздражителя, но и целостной ситуацией, обстановкой. Классификация черт характера Отдельные черты характера, отмечаемые в повседневной жизни, группируются в соответствии с системой отношений человека к действительности: 1) отношение к другим людям: общительность – замкнутость, тактичность – грубость, искренность – лживость и пр.; 2) отношение к самому себе: самоуверенность или самокритичность, эгоцентризм и т.д.; 3) отношение к делу (деятельности, труду): ответственность, трудолюбие, добросовестность и, наоборот; 4) отношение к объектам (вещам): аккуратность-небрежность, бережливость – расточительность, щедрость – скупость и т.д. Характер проявляется в действиях и поступках. Восточная поговорка гласит: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу!» Это означает, что повторяясь, поступки становятся привычными и закрепляются в чертах характера, составляя его сущность, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Характер — одна из наиболее слабо развитых проблем в психологии. Дело в том, что характер чаще относили к области этики и литературоведения, а в психологии характер отождествлялся либо с темпераментом, либо с личностью. Тем не менее у всех нас есть представление о том, что такое характер. Чаще всего мы его понимаем как индивидуальную особенность человека. В узком смысле слова характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к динамическим особенностям поведения. Однако в случае темперамента эти свойства формальны, признаки характера обладают большей содержательностью. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут, «быстрый», «подвижный», «резкий», «веселый», а качества характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слива, как: «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая характер и темперамент, достаточно условна. В самом общем смысле темперамент понимается как «природная предпосылка» или «динамическая основа» характера. По мнению И.П. Павлова, темперамент и характер соотносятся между собой как генотип и фенотип. Важнее развести понятия характера и личности. Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся»., «творческой», «серой», «преступной» и т.п. В отношении характера используются такие прилагательные, как: «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность». Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждает в том следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только совпадать, но и быть противоположными по знаку. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность не одно и то же. «Творение» человека есть по преимуществу выражение его личности, и недостатки характера в этом случае не имеют значения. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья и коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать и часто становится более значимым, чем его личность. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. Теории характера Существует два подхода к описанию характера: первый известен как теория черт или факторный анализ личности, второй — как теория типов («типологии характера»). Теория черт. Согласно наиболее распространенному определению, личность — это совокупность черт, характеризующих индивида. Американский психолог Дж. Гилфорд предложил следующую, очень сжатую формулу: «Личность индивида есть специфическое созвездие черт» («Личность», 1959 г.). Это определение отражает общепринятое мнение: описать личность можно, только указав ее характерные черты. Черта — это тот или иной аспект личности, непосредственно воспринимаемый окружающими. Все многообразие черт зафиксировано в языке, и даже маленькие дети научаются правильно употреблять названия черт, так как эти слова соответствуют их реальному опыту. Черта проявляется в определенных поступках и ситуациях, которые как бы иллюстрируют ее. Черта может проявляться в той или иной степени, по-разному может быть выражена, следовательно, возможно измерить черту, т.е. не только констатировать ее наличие, но и определить ее количественно. Следовательно, черта является величиной переменной. Специальным методом, позволяющим выявить фундаментальные переменные личности, является факторный анализ. Сами же черты (основные, глубинные) называются факторами. Они лежат в основе «поверхностных» черт, непосредственно демонстрируемых в поведении. Наиболее ценный и систематический вклад в факторный анализ личности внесли Р. Кеттел, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк. Кеттел был первым, кто определил основные правила применения этого метода. Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях применяются три вида данных: 1) «факты жизни» — данные наблюдений, когда наблюдатель определяет, обладает ли испытуемый той или иной чертой; 2) вопросники и анкеты, на которые отвечает сам испытуемый; 3) эксперименты. Проанализировав обыденный язык, Кеттел выделяет 171 «описательную переменную», которые отражают все аспекты личности (исключая синонимы). Проанализировав их, Кеттел образовал 42 «грозди» тесно связанных между собой черт, которые он определил как «поверхностные черты». К поверхностным чертам, по Кеттелу, относятся: уверенность в себе — покорность, эгоизм — терпимость, инфантильность — зрелость, сильная воля — вялость и т.д. Отдельные поверхностные черты также связаны между собой и образуют факторы.
Что означает эта схема? Прежде всего, это классификация черт по степени их генерализованности, т.е. факторный анализ — это процедура классификации, которая отражает иерархическую организацию личности. Каждая черта более высокого порядка — комбинация подчиненных ей черт. И, наоборот, низшая черта детерминирована высшей. Исходя из этого подхода, Кеттел создает 16-факторный опросник личности, посредством которого выявляются характерные черты личности. В результате заполнения опросника получается психологический портрет испытуемого, который отражает наличие и степень выраженности у него таких генерализованных черт, как эмоциональность, возбудимость, общительность, конформизм, уверенность в себе, терпимость, серьезность, практичность и т.д. Теория типов характера. Наиболее интересные, жизненно правдивые описания характера, известные как «типологии характера», возникли на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми. Здесь встречаются такие имена, как: К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. В. Личко и др. Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два типа характера: экстравертированный и ингровертированный; Кречмер также описал два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов характеров; у Леонгарда и Личко десять-одиннадцать. Одной из самых последних типологий является типология А. Е. Личко, которая ассимилировала в себе основные идеи предшествующих типологий; она самая дифференцированная, т.е. содержит наибольшее число типов и, что очень важно, заключает в себе также описания нормальных, а не только патологических характеров, как у Ганнушкина. На ней мы и остановимся, но чуть позже. Сначала остановимся на вопросе о различной степени выраженности характера. Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характера. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны: зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров или психопатии (рис, 2). 1-я и 2-я зоны относятся к норме (в широком смысле), 3-я — к патологии характера. Соответственно акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые. Различие между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют локализовать ее на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина—Кербикова: 1. Характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку». 2. Тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, при любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» другой, то он не психопат. 3. Самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот, и другие вместе. Акцентуации характера Акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему этот термин и первые исследования акцентуаций характеров появились в работах психиатров. Однако эта проблема куда больше относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры. В чем же отличие акцентуаций характера от психопатий? Это важный вопрос, так как он связан с различием патологии и нормы. В случае акцентуации характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также необязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением являются не любые трудные условия, а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера. Для каждого типа характера существует свое слабое звено, или «место наименьшего сопротивления». Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей и т.п. Рассматривая типы акцентуаций, мы обсудим их «слабые места». В основном список акцентуаций совпадает со списком психопатий, хотя их список шире. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Разные типы могут сочетаться или смешиваться в одном человеке, хотя эти сочетания не любые. Рассмотрим краткие описания двух типов акцентуаций, опираясь на работу А. Е. Личко: «Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность — с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистичные планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции». «Шизоидный тип. Главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливает неформальные эмоциональные контакты. Эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью». Теперь рассмотрим «слабые места» этих характеров. Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции, вплоть до побегов из дома. Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это требует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения. Еще представители этого типа не переносят, когда им «лезут в душу», они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру. Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет позиции в результате деловой незрелости и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом — значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса. Из приведенных примеров видно, насколько различны и иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих сильных и слабых сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.179 (0.012 с.) |