Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема развития характера, логика развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Существуют ли генетические основы характера? Изучая научную литературу, можно ответить: да, существуют. Многие авторы отмечают сходство характеров, прослеженное в родословных линиях; характер, особенно в его патологических формах, тесно связан с телесной конституцией (Кречмер, Шелдон и др.), аномальные характеры очень рано проявляются и стабильны в течение всей жизни. В пользу существования генетических основ говорят и исследования, проведенные с помощью близнецового метода. Однояйцевые близнецы, воспитывающиеся врозь, показывают гораздо большее сходство характеров, чем обычные братья и сестры (так называемые сибсы), воспитывающиеся вместе. Однако признание генотипических предпосылок характера не означает его генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Изучение крайних аномалий характера заставляет предположить, что в ряде случаев относительно больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в других случаях — средовый фактор. Так, в психиатрической литературе описаны психопатии, в происхождении которых решающая роль отводится неблагоприятной наследственности. В этих случаях удается установить наличие того же типа характера у родителей, сибсов и у родственников по боковым линиям. Отмечается также раннее проявление аномалий и их относительная неизменность в течение жизни. Наконец, установлено, и это важно подчеркнуть, что психопатии могут возникать при самых благоприятных условиях воспитания. Вместе с тем известны случаи прямо противоположного смысла: к формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия при совершенно нормальном исходном фоне. Наконец, среднее положение занимают случаи (их большинство), при которых, по словам Личко, «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву», т.е. при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера.
Итак, анализ проблемы «биологических основ характера» приводит нас к следующим выводам. Во-первых, детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий. Во-вторых, степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной. В-третьих, генотипические и средовые влияния на характер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться. Эти выводы очень важны для психологии. Они заставляют выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания, учитывающих и, возможно, корригирующих эти отклонения. Каждый тип характера — это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность, или «логика». Прослеживание этой логики — важная задача психологических исследований. Факторные исследования черт личности выделили «гроздья» черт, чаще всего сочетающихся друг с другом. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. А вот тревожности, как правило, у него не будет: любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Однако факторный анализ по существу снимает вопрос о том, почему такие-то черты сочетаются между собой часто, а другие — редко или вовсе не встречаются в одном индивиде. Психолог получает лишь готовый количественный ответ: вероятность сочетаний определенных свойств. Для выявления же причин такого результата нужны совсем другие методы, а именно качественный анализ жизненных ситуации и механизмов поведения, которые мы находим у авторов клинических исследований характера.
Например, Ганнушкин описывает, как исходная чувствительность и истощаемость астеника постепенно приводят к наслоению целого комплекса дополнительных свойств. Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действует малоэффективно. Малая успешность его действий на фоне повышенной чувствительности тяжело им переживается. Это приводит к формированию чувства неполноценности, робости, застенчивости и в то же время обостряет самолюбие. В результате процесс развивается дальше. Сочетание низкой самооценки и болезненного самолюбия порождает напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающие следят за ним, смеются над ним. Иногда в порядке компенсации он начинает вести себя развязно и заносчиво. Другой пример (также из Ганнушкина) касается аутизма шизоида. Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида: он формируется и усиливается в процессе жизни. На самом деле шизоид, как и любой другой человек, время от времени пытается войти в эмоциональные контакты с окружающими, поделиться своими переживаниями. Однако ввиду парадоксальности его эмоциональной сферы (одновременно раздражительности и холодности) он не находит понимания. В результате он замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «чопорность» и «сухость» шизоида являются скорее вторичными свойствами — средствами, которые он «наработал», чтобы отдалиться от окружающих и тем самым защитить себя от эмоциональных травм. Эти «наработанные» свойства обычно позволяют индивиду лучше адаптироваться в социальном окружении, компенсировать те свойства, которые ведут к дезадаптации. В заключение рассмотрим проблему нормального характера. Существует ли нормальный характер, и если да, то как он проявляется? Формальный ответ на этот вопрос как будто очевиден: нормальный характер, конечно, существует. Это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый и не излишне открытый, не излишне тревожный и не излишне беззаботный... Иными словами, нормальный характер — это «золотая середина» целого ряда качеств. Каждый человек характеризуется большим числом качеств, и трудно представить, чтобы все они были в «золотой середине», следовательно, такой гипотетический характер не может быть широко распространен. Само словосочетание «нормальный характер» внутренне противоречиво. Оно означает «неотличающуюся индивидуальность», а индивидуальность — это всегда отличие, особенность. Иными словами, «нормального» характера в буквальном смысле этого слова не бывает. Однако читатель вправе спросить: «Что же, выходит, что человек, который не психопат и не акцентуант, — серый и безликий и о нем ничего особенного сказать нельзя?» Нет, совсем не так. В случае гармоничного (с точки зрения характера) человека для описания его индивидуальности необходимо перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. И тогда обнаружится масса его уникальных особенностей, среди которых свойства его мотивационной сферы, его нравственность, мировоззрение, его внутренние проблемы, его уровень развития и потенциал дальнейшего роста и многое другое.
ЭМОЦИИ Воспринимая и преобразуя окружающий мир, мы не только познаем его, но и активно выражаем свое отношение к нему. Любая ситуация вызывает у нас какое-либо чувство, переживание, эмоции в которых и проявляется наше субъективное отношение к ней. Большинство людей знает, какого рода ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каждый человек испытывает интерес, наблюдая аномальные явления в природе, отвращение, видя грязь в туалете, гнев, будучи грубо оскорбленным, и вину, уклоняясь от ответственности за близких. Таким образом, ситуация (или отдельный объект) воспринимается нами не только как таковая, но и в своем эмоциональном значении: мы воспринимаем медведя не только как медведя, но и как опасное животное. Все сказанное имеет отношение и к ситуациям, которые мы воспринимаем пассивно, и к ситуациям, в которых мы активно действуем. Любая наша деятельность направлена на удовлетворение каких-то актуальных потребностей, преследует какие-то цели. В зависимости от того, как реальные результаты соотносятся с поставленными целями и какими средствами наши цели достигнуты, мы будем испытывать то или иное эмоциональное состояние. Если цель достигнута в соответствии с нашим замыслом, мы испытываем радость, воодушевление. В противном случае в зависимости от конкретных причин неудачи мы можем испытать чувства обиды, вины, неудовлетворенности. Чувства – процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, переживаемый в различной форме. Эмоциональную сферу человека составляют – эмоции, аффекты. Настроение, стресс, страсти, чувства и др. Любое эмоциональное состояние характеризуется тремя аспектами (компонентами): 1) собственно переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции – мы можем определить, какое чувство переживаем: положительные или отрицательные эмоции; 2) эмоция сопровождается процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма (телесные изменения). Например, известны выражения – «сердце замирает», «краснеет от стыда», «побледнел от ужаса», «пересохло во рту от волнения» и пр.; 3) эмоции имеют свое выражение в мимике (пантомимике), которое поддается наблюдению. Феномен эмоции может иметь два значения: 1) состояние человека, 2) черту личности. Например, тревожность может быть «состоянием тревожности», в котором находится человек в определенный момент времени, и «тревожность» может быть чертой личности. Термин «эмоциональное состояние» (например, состояние гнева) относят к частным эмоциональным процессам ограниченной продолжительности (от нескольких секунд до нескольких часов), при этом состояние может значительно меняться по интенсивности.
Термин «эмоциональная черта» относится к тенденции индивида в своей повседневной жизни весьма часто испытывать определенную эмоцию. Работы Ч. Дарвина и современные исследования показали, что есть эмоции, являющиеся фундаментальными. Это: интерес — возбуждение, удовольствие — радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раскаяние. Они имеют одни и те же выражения в весьма различных обществах, на всех континентах земного шара. Испытуемые разных стран однозначно определяют эмоциональные категории выражений лиц на фотографиях. Данный факт служит доказательством того, что фундаментальные эмоции имеют врожденный характер. Однако едва ли не каждый может научиться подавлять или изменять особенности своих врожденных эмоциональных проявлений. Так, хотя врожденное выражение гнева включает оскаливание зубов как предпосылку для кусания, многие люди стискивают зубы и сжимают губы, стремясь как бы смягчить или замаскировать внешнее проявление этой эмоции. Таким образом, влияние среды и собственный опыт модифицируют выражение эмоций, кроме того, во многих культурах специально обучают мимике. Социальная среда влияет и на то, как будет вести себя человек в определенном эмоциональном состоянии (гнев дома, на работе, на улице).
Теории эмоций Как возникает эмоция? Какие механизмы лежат в ее основе? Эти вопросы интересовали ученых с древнейших времен. Современная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи У. Джемса «Что такое эмоция». Впервые автор сформулировал ясную, связную теорию эмоций. В 1885 году датский врач К. Ланге опубликовал независимо от Джемса работу «Эмоции», в которой изложил свою теорию эмоций, оказавшуюся идентичной теории Джемса. В связи с этим данная теория носит имя двух авторов. Согласно теории Джемса—Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, физиологические изменения отражаются в голове человека и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Таким образом, механизм эмоциональной реакции по Джемсу—Ланге выглядит следующим образом: 1) восприятие эмоционально воздействующего объекта;
2) соответствующие органические изменения: нервно-мышечная, сосудисто-двигательная реакция организма;
3) субъективное отражение: восприятие центральной нервной системой реакции сосудов и мышц;
4) возникновение субъективно переживаемого состояния эмоции.
По теории Джемса—Ланге, человек «печален потому, что он плачет; боится потому, что он бежит».
Теория Джемса—Ланге была подвергнута критике со стороны виднейшего физиолога У. Кэннона, который провел серию успешных экспериментов с денервацией внутренних органов экспериментальных животных. Опыты Кэннона показали, что: а) отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоционального поведения; б) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоций; в) при различных эмоциях возникают одинаковые изменения во внутренних органах; г) искусственно вызванные изменения внутренних органов, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают. В результате своих экспериментов Кэннон предложил альтернативную теорию происхождения эмоций. Кэннон считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким эмоциогенным центром является таламус, через который передаются импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору головного мозга и обратно. Возникновение эмоционального переживания есть результат одновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головного мозга. Воздействуя электрическим током на таламус, можно управлять эмоциональными состояниями. Механизм эмоциональной реакции по Кэннону:
1) восприятие эмоциогенно действующего стимула; 2) переработка импульсов, поступающих от рецепторов, центральными структурами (таламусом) с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга и другим телесным органам;
3) возникновение субъективно переживаемого эмоционального состояния и появление нервно-мышечной реакции организма.
Современные психологические теории эмоций смещают акцент в рассмотрении причин эмоциональных состояний с органических воздействий на когнитивные факторы и рассматривают разум как причину или компонент эмоции. Так, С. Шехтер предположил, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторые события или ситуации вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание той ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип эмоции зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением. Это будет зависеть от трактовки ситуации (эмоция должна «подходить» к ситуации). В одном из экспериментов, демонстрировавших положения теории, людям вводили в качестве «лекарства» физиологический нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. Одним испытуемым говорили, что им ввели эпинефрин, вызывающий эйфорию, другим — плацебо, вызывающий состояние ярости. Через определенное время испытуемых просили описать свои ощущения. Оказалось, что эмоциональные переживания испытуемых соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Советский физиолог П.В. Симонов попытался в символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на характер эмоций, выразив это формулой:
Э = F (П (Ин – Ис))
где Э — сила и качество эмоции; П — величина и специфика потребности; Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек; (Ин-Ис) — вероятность удовлетворения потребности в данный момент.
Эмоции и деятельность Эмоции не просто связаны с деятельностью, сопровождают ее, отражают ее ход и результаты, они еще и регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Канадский психофизиолог Д. О. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоционального возбуждения, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбудимость не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная — разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.014 с.) |