Проблема развития характера, логика развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема развития характера, логика развития



В психологии давно стоит проблема биологических основ ха­рактера. Существуют ли генетические основы характера? Изучая научную литературу, можно ответить: да, существуют.

Многие авторы отмечают сходство характеров, прослеженное в родословных линиях; характер, особенно в его патологических формах, тесно связан с телесной конституцией (Кречмер, Шелдон и др.), аномальные характеры очень рано проявляются и стабиль­ны в течение всей жизни. В пользу существования генетических основ говорят и исследования, проведенные с помощью близнецо­вого метода. Однояйцевые близнецы, воспитывающиеся врозь, показывают гораздо большее сходство характеров, чем обычные братья и сестры (так называемые сибсы), воспитывающиеся вме­сте. Однако признание генотипических предпосылок характера не означает его генетической предопределенности. Согласно положе­ниям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психо­логические свойства, зависит от взаимодействия этих предпосы­лок и условий среды.

Изучение крайних аномалий характера заставляет предполо­жить, что в ряде случаев относительно больший вклад в оформле­ние аномалий вносит генотипический фактор, а в других случаях — средовый фактор. Так, в психиатрической литературе описаны психопатии, в происхождении которых решающая роль отводится неблагоприятной наследственности. В этих случаях удается уста­новить наличие того же типа характера у родителей, сибсов и у родственников по боковым линиям. Отмечается также раннее проявление аномалий и их относительная неизменность в течение жизни. Наконец, установлено, и это важно подчеркнуть, что пси­хопатии могут возникать при самых благоприятных условиях воспитания.

Вместе с тем известны случаи прямо противоположного смыс­ла: к формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия при совершенно нормальном исход­ном фоне.

Наконец, среднее положение занимают случаи (их большин­ство), при которых, по словам Личко, «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготов­ленную почву», т.е. при генетической предрасположен­ности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт ха­рактера.

Итак, анализ проблемы «биологических основ характера» приводит нас к следующим выводам. Во-первых, детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий. Во-вторых, степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень раз­личной. В-третьих, генотипические и средовые влияния на харак­тер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологиче­ских форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализо­ваться. Эти выводы очень важны для психологии. Они заставляют выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики от­клонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания, учитывающих и, возможно, корригирующих эти от­клонения.

Каждый тип характера — это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономер­ность, или «логика». Прослеживание этой логики — важная за­дача психологических исследований.

Факторные исследования черт личности выделили «гроздья» черт, чаще всего сочетающихся друг с другом. Например, в иссле­довании У. Шелдона было установлено, что если человек обнару­живает любовь к комфорту, то он с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. А вот тревожности, как правило, у него не будет: любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию.

Однако факторный анализ по существу снимает вопрос о том, почему такие-то черты сочетаются между собой часто, а другие — редко или вовсе не встречаются в одном индивиде. Психолог по­лучает лишь готовый количественный ответ: вероятность сочета­ний определенных свойств. Для выявления же причин такого результата нужны совсем другие методы, а именно качественный анализ жизненных ситуации и механизмов поведения, которые мы находим у авторов клинических исследований характера.

Например, Ганнушкин описывает, как исходная чувствитель­ность и истощаемость астеника постепенно приводят к наслоению целого комплекса дополнительных свойств. Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действует малоэффективно. Малая успешность его действий на фоне повышенной чувстви­тельности тяжело им переживается. Это приводит к формирова­нию чувства неполноценности, робости, застенчивости и в то же время обостряет самолюбие. В результате процесс развивается дальше. Сочетание низкой самооценки и болезненного самолюбия порождает напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающие следят за ним, смеются над ним.

Иногда в порядке компенсации он начинает вести себя развязно и заносчиво.

Другой пример (также из Ганнушкина) касается аутизма ши­зоида. Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида: он формируется и усиливается в процессе жизни. На самом деле шизоид, как и любой другой человек, время от време­ни пытается войти в эмоциональные контакты с окружающими, поделиться своими переживаниями. Однако ввиду парадоксально­сти его эмоциональной сферы (одновременно раздражительности и холодности) он не находит понимания. В результате он замыкает­ся и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержан­ность», «чопорность» и «сухость» шизоида являются скорее вторичными свойствами — средствами, которые он «наработал», чтобы отдалиться от окружающих и тем самым защитить себя от эмоциональных травм. Эти «наработанные» свойства обычно по­зволяют индивиду лучше адаптироваться в социальном окруже­нии, компенсировать те свойства, которые ведут к дезадаптации.

В заключение рассмотрим проблему нормального характера. Существует ли нормальный характер, и если да, то как он прояв­ляется? Формальный ответ на этот вопрос как будто очевиден: нормальный характер, конечно, существует. Это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый и не излишне открытый, не излишне тревожный и не излишне беззаботный... Иными словами, нормальный характер — это «золотая середина» целого ряда качеств. Каждый человек характеризуется большим числом качеств, и трудно представить, чтобы все они были в «золотой середине», следовательно, та­кой гипотетический характер не может быть широко распростра­нен.

Само словосочетание «нормальный характер» внутренне про­тиворечиво. Оно означает «неотличающуюся индивидуальность», а индивидуальность — это всегда отличие, особенность. Иными словами, «нормального» характера в буквальном смысле этого слова не бывает.

Однако читатель вправе спросить: «Что же, выходит, что че­ловек, который не психопат и не акцентуант, — серый и безли­кий и о нем ничего особенного сказать нельзя?» Нет, совсем не так. В случае гармоничного (с точки зрения характера) человека для описания его индивидуальности необходимо перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. И тогда обнаружит­ся масса его уникальных особенностей, среди которых свойства его мотивационной сферы, его нравственность, мировоззрение, его внутренние проблемы, его уровень развития и потенциал даль­нейшего роста и многое другое.

 

 

ЭМОЦИИ

Воспринимая и преобразуя окружающий мир, мы не только познаем его, но и активно выражаем свое отношение к нему. Лю­бая ситуация вызывает у нас какое-либо чувство, переживание, эмоции в которых и проявляется наше субъективное отношение к ней. Большинство людей знает, какого рода ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каждый человек испытывает интерес, наблю­дая аномальные явления в природе, отвращение, видя грязь в туалете, гнев, будучи грубо оскорбленным, и вину, уклоняясь от ответственности за близких. Таким образом, ситуация (или от­дельный объект) воспринимается нами не только как таковая, но и в своем эмоциональном значении: мы воспринимаем медведя не только как медведя, но и как опасное животное.

Все сказанное имеет отношение и к ситуациям, которые мы воспринимаем пассивно, и к ситуациям, в которых мы активно действуем. Любая наша деятельность направлена на удовлетворение каких-то актуальных потребностей, преследует какие-то це­ли. В зависимости от того, как реальные результаты соотносятся с поставленными целями и какими средствами наши цели достиг­нуты, мы будем испытывать то или иное эмоциональное состоя­ние. Если цель достигнута в соответствии с нашим замыслом, мы испытываем радость, воодушевление. В противном случае в зави­симости от конкретных причин неудачи мы можем испытать чув­ства обиды, вины, неудовлетворенности.

Чувства – процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, переживаемый в различной форме. Эмоциональную сферу человека составляют – эмоции, аффекты. Настроение, стресс, страсти, чувства и др.

Любое эмоциональное состояние характеризуется тремя аспек­тами (компонентами):

1) собственно переживаемое или осознаваемое ощущение эмо­ции – мы можем определить, какое чувство переживаем: положительные или отрицательные эмоции;

2) эмоция сопровождается процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма (телесные изменения). Например, известны выражения – «сердце замирает», «краснеет от стыда», «побледнел от ужаса», «пересохло во рту от волнения» и пр.;

3) эмоции имеют свое выражение в мимике (пантомимике), которое поддается наблюдению.

Феномен эмоции может иметь два значения: 1) состояние че­ловека, 2) черту личности. Например, тревожность может быть «состоянием тревожности», в котором находится человек в определенный момент времени, и «тревожность» может быть чертой личности. Термин «эмоциональное состояние» (например, состоя­ние гнева) относят к частным эмоциональным процессам ограни­ченной продолжительности (от нескольких секунд до нескольких часов), при этом состояние может значительно меняться по ин­тенсивности.

Термин «эмоциональная черта» относится к тенденции инди­вида в своей повседневной жизни весьма часто испытывать опре­деленную эмоцию.

Работы Ч. Дарвина и современные исследования показали, что есть эмоции, являющиеся фундаментальными. Это: интерес — возбуждение,

удовольствие — радость,

удивление,

горе — страдание,

гнев — ярость,

отвращение — омерзение,

презрение — пренебрежение,

страх — ужас,

стыд — застенчивость,

вина — раскаяние.

Они имеют одни и те же выражения в весьма различных об­ществах, на всех континентах земного шара. Испытуемые разных стран однозначно определяют эмоциональные категории выраже­ний лиц на фотографиях. Данный факт служит доказательством того, что фундаментальные эмоции имеют врожденный характер.

Однако едва ли не каждый может научиться подавлять или изменять особенности своих врожденных эмоциональных прояв­лений. Так, хотя врожденное выражение гнева включает оскаливание зубов как предпосылку для кусания, многие люди стискивают зубы и сжимают губы, стремясь как бы смягчить или замаскировать внешнее проявление этой эмоции. Таким образом, влияние среды и собственный опыт модифицируют выражение эмоций, кроме того, во многих культурах специально обучают мимике. Социальная среда влияет и на то, как будет вести себя человек в определенном эмоциональном состоянии (гнев дома, на работе, на улице).

 

Теории эмоций

Как возникает эмоция? Какие механизмы лежат в ее основе? Эти вопросы интересовали ученых с древнейших времен. Совре­менная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи У. Джемса «Что такое эмоция». Впервые автор сформули­ровал ясную, связную теорию эмоций. В 1885 году датский врач К. Ланге опубликовал независимо от Джемса работу «Эмоции», в которой изложил свою теорию эмоций, оказавшуюся идентичной теории Джемса. В связи с этим данная теория носит имя двух авторов. Согласно теории Джемса—Ланге, первопричинами возникно­вения эмоциональных состояний являются изменения физиологи­ческого характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, физиологические изменения отражаются в голове человека и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Таким образом, механизм эмоциональной реакции по Джемсу—Ланге выглядит следующим образом:

1) восприятие эмоционально воздействующего объекта;

 
 

 


2) соответствующие органические изменения: нервно-мышечная, сосудисто-двигательная реакция организма;

 

3) субъективное отражение: восприятие центральной нервной системой реакции сосудов и мышц;

 
 

 


4) возникновение субъективно переживаемого состояния эмоции.

 

По теории Джемса—Ланге, человек «печален потому, что он пла­чет; боится потому, что он бежит».

Теория Джемса—Ланге была подвергнута критике со стороны виднейшего физиолога У. Кэннона, который провел серию успешных экспериментов с денервацией внутренних органов экспери­ментальных животных. Опыты Кэннона показали, что:

а) отделение внутренних органов от центральной нервной сис­темы не изменяет эмоционального поведения;

б) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоций;

в) при различных эмоциях возникают одинаковые изменения во внутренних органах;

г) искусственно вызванные изменения внутренних органов, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают.

В результате своих экспериментов Кэннон предложил альтер­нативную теорию происхождения эмоций. Кэннон считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким эмоциогенным центром является таламус, че­рез который передаются импульсы с периферических и внутрен­них рецепторов в кору головного мозга и обратно. Возникновение эмоционального переживания есть результат одновременного воз­буждения симпатической нервной системы и коры головного моз­га. Воздействуя электрическим током на таламус, можно управ­лять эмоциональными состояниями. Механизм эмоциональной реакции по Кэннону:

 

1) восприятие эмоциогенно действующего стимула;

2) переработка импульсов, поступающих от рецепторов,

центральными структурами (таламусом) с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга

и другим телесным органам;

 

3) возникновение субъективно переживаемого эмоционального состояния и появление нервно-мышечной

реакции организма.

 

Современные психологические теории эмоций смещают акцент в рассмотрении причин эмоциональных состояний с органических воздействий на когнитивные факторы и рассматривают разум как причину или компонент эмоции. Так, С. Шехтер предположил, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторые события или ситуации вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходи­мость оценить содержание той ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип эмоции зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает воз­можность индивиду назвать испытываемое ощущение возбужде­ния радостью или гневом, страхом или отвращением. Это будет зависеть от трактовки ситуации (эмоция должна «подходить» к ситуации).

В одном из экспериментов, демонстрировавших положения теории, людям вводили в качестве «лекарства» физиологический нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. Одним испытуемым говорили, что им ввели эпинефрин, вызы­вающий эйфорию, другим — плацебо, вызывающий состояние ярости. Через определенное время испытуемых просили описать свои ощущения. Оказалось, что эмоциональные переживания ис­пытуемых соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Советский физиолог П.В. Симонов попытался в символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на характер эмоций, выразив это формулой:

 

Э = F (П (Ин – Ис))

 

где Э — сила и качество эмоции; П — величина и специфика по­требности; Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, ко­торыми располагает человек; (Ин-Ис) — вероятность удовлетворе­ния потребности в данный момент.

 

Эмоции и деятельность

Эмоции не просто связаны с деятельностью, сопровождают ее, отражают ее ход и результаты, они еще и регулируют деятель­ность, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зави­симости от характера и интенсивности эмоционального пережи­вания. Канадский психофизиолог Д. О. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уров­нем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью дея­тельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в дея­тельности нежелательны как слишком слабые, так и очень силь­ные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоционального возбуждения, обеспечивающий макси­мум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоциональ­ного возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбудимость не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком силь­ная — разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.037 с.)