Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные особенности мышленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мышление, как и все психические процессы человека, имеет существенные индивидуальные различия. Разбирая классификации и типологии мышления, мы уже говорили о том, что у одних людей преобладает образное мышление, а у других — вербальное (или символическое, знаковое). Эти различия связаны с разными способами обработки информации, поступающей в мозг, и переработки хранящейся там информации. Еще Павлов отметил эту особенность человеческого мышления и разделил людей по этому критерию на «художественный» и «мыслительный» типы. Художественный тип — это тип человека, который в процессе мышления оперирует образами реальных предметов. Внешний мир воспринимается им через первую сигнальную систему, т.е. систему органов чувств. При этом воспринимаются и анализируются сигналы, непосредственно поступающие в нервную систему. Мыслительный тип — тип человека, который в мыслительной деятельности оперирует понятиями, символами, знаками. Внешний мир воспринимается им опосредованно, т. е. через речь. Речевая система по Павлову — вторая сигнальная система. Эти типы выделяются по степени преобладания той или иной системы мышления у человека. Многие люди принадлежат к среднему типу (уравновешены обе сигнальные системы). Преобладание логического или образного мышления напрямую связано с функциональной асимметрией мозга. Открытие асимметрии мозга было связано со смелой операцией, в процессе которой крупнейший американский исследователь, ныне Нобелевский лауреат, Р. Сперри рассек все основные нервные связи, соединяющие полушария, у больного, страдающего эпилепсией. Задача операции была чисто медицинской — избавление пациента от больших судорожных припадков (в результате распространения судорожной активности по всему мозгу через межполушарные связи). Но выявленные после операции закономерности работы мозга явились буквально революцией в психологии и в физиологии и оттеснили на задний план те практические результаты, ради которых проводилась операция. Оказалось, что левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению и к оперированию другими условными, но строго формализованными знаками. Оно хорошо понимает речь, свободно оперирует цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил. Но оно, в отличие от правого полушария, не различает интонации речи и модуляции голоса, нечувствительно к музыке и плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые элементы. Оно не способно к неформальному эстетическому восприятию произведений искусства. Кроме того, правая рука, анатомически связанная с левым полушарием и функционально ему подчиненная, сохраняя способность к письму, утрачивает способность не только к спонтанному рисованию, но даже к перерисовыванию простых изображений. Она не может сложить из кубиков простую фигуру и выбрать нужную при закрытых глазах. Зато с этими заданиями легко справляется левая рука, подчиненная правому полушарию. Правое полушарие же испытывает серьезные затруднения, ксгда надо назвать предмет, нащупанный левой рукой. Оно понимает речь, но не способно к речепродукции и плохо справляется с аналитическими задачами. Исследования на здоровых людях подтвердили наличие функциональной асимметрии мозга. В частности, при заданиях, требующих аналитического подхода и оперирования словесностью или цифровым материалом, происходит, судя по изменениям электроэнцефалограммы, активация левого полушария. Эти исследования привели к предположению, что левое полушарие специализировано для оперирования словесностью и другим формально-знаковым материалом, а правое — для оперирования образами реальных предметов, а также для ориентирования в пространстве. При этом «правополушарное» мышление целостно и одномоментно воспринимает мир со всеми его составными элементами, «левополушарное» мышление осуществляет последовательное, ступенчатое познание, которое носит аналитический характер, при этом выделяются непротиворечивые, сущностно значимые связи между предметами и явлениями. Правополушарное мышление «схватывает» все имеющиеся связи, создает контекст, в котором образ приобретает многозначность. Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты. Для творческого акта действительность надо видеть во всей ее сложности и многогранности, во всем богатстве взаимосвязей. Лишь в этом случае возможно появление новых связей и отношений и включение их в имеющиеся модели мира. Ядром неограниченного творческого потенциала является способность к организации многозначного образного контекста, к целостному схватыванию и проникновению в суть бесчисленных связей между предметами и явлениями, способность, присущая правополугаарному мышлению человека (художественное мышление). Но было бы ошибкой и серьезным упрощением считать, что знаково-понятийное левополушарное мышление играет в процессах творчества второстепенную роль. Хорошо известно, что творческий процесс включает несколько этапов и нарушение любого из них отрицательно сказывается на конечном результате. Под этапами имеют в виду: 1) выделение задачи, требующей решения; 2) анализ имеющейся информации; 3) созревание решения; 4) инсайт (озарение); 5) критический анализ творческого продукта и его логическую доработку. Только третий этап является прерогативой образного мышления. На всех остальных этапах участвуют левополушарные механизмы переработки информации. Как и в восприятии, в мышлении имеются различные стратегии обработки информации. Эти стратегии называются когнитивными стилями. К когнитивным стилям относятся: широта (обобщенность) категорий; уровень концептуализации; дифференцированность поля; тип реагирования. Обобщенность категорий относится к особенностям построения классификаций. Это понятие было введено Р. Гарднером (1953 г.). Он просил своих испытуемых разделить множество картинок с изображениями хорошо знакомых предметов на группы по своему усмотрению так, чтобы относящиеся к одному и тому же классу, подходящие друг другу предметы оказались в одной «куче». Некоторые испытуемые делили объекты на множество очень мелких групп. Это указывает на узкую зону эквивалентности предметов. Другие же испытуемые разбивали предметы на небольшое количество групп, иначе говоря, они не учитывали в ходе группировки определенных различий между объектами, демонстрируя тем самым более широкую зону эквивалентности. Предпочитаемая обобщенность категорий существенно отличается у разных людей и влияет на особенности классификации воспринимаемой информации и ее понятийного упорядочения. Стиль концептуализации (впервые описан Г. Шродером в 1967 г.) описывает преимущественный уровень абстрагирования информации. При конкретной концептуализации информация встраивается в наглядные, относительно неподвижные схемы, что может привести к ее огрублению и искажению. При абстрактной концептуализации информация перерабатывается в соответствии с широкими правилами связывания, включается в общие понятийные системы и оказывается в результате этого более доступной для использования. Дифференцированность поля (Г. Виткин, 1954) описывает степень влияния перцептивного поля на восприятие и анализ конкретного стимула. При этом «полезависимые» люди не могут полностью отделить элемент от окружающего поля. Восприятие таких людей является преимущественно целостным, глобальным и недифференцированным. «Поленезависимыми» являются люди, которые легко освобождаются от давления объединяющих взаимосвязей, воспринимают и перерабатывают стимулы независимо от контекста (изолируют фигуру от фона). Их восприятие более ориентировано на детали, более аналитично и дифференцировано. Индивидуальная степень полезависимости удивительно стабильна на протяжении жизни. При этом половые различия статически незначимы. Тип реагирования (Дж. Каган, 1966) показывает индивидуальные особенности поведения человека при решении задач. При импульсивной реакции человек сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобности. Он действует, не размышляя, и принимает необдуманные решения. Другой тип реагирования — рефлексивность — приписывают людям, которые, прежде чем действовать, внутренне опробуют гипотезы, отбрасывая те из них, которые им кажутся малоправдоподобными, т.е. поступают обдуманно, взвешенно и осторожно. При решении задач импульсивное поведение приводит в среднем к меньшим затратам времени и большей частоте ошибок, чем рефлексивное поведение. По параметру «импульсивность-рефлексивность» наблюдаются половые различия. Девочки и женщины нередко демонстрируют более импульсивное поведение, чем мальчики и мужчины. Таким образом, индивидуальные особенности мышления касаются разных способов и стратегий обработки информации и существенным образом зависят от особенностей восприятия и введения информации в когнитивные структуры.
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Механизмы памяти физиологи связывают с процессом образования нервных связей (ассоциаций), биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. Все это процессы памяти, каждый из которых имеет свою специфику. 1. Запоминание. Протекает в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное или долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание — сохранение неоднократно предъявленного материала и преднамеренное запоминание (заучивание) с целью сохранения в памяти. 2. Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. 3. Воспроизведение — воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.
Виды памяти Существует несколько видов классификации памяти, в их основе лежат разные основания. Наиболее распространенной классификацией памяти является разделение ее на четыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания и воспроизведения: 1. Двигательная память — память на различные движения и их системы. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков (например, привычка, переходя улицу, смотреть сначала налево, потом направо). 2. Образная память — это память на соответствующие образы, которая включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую памяти. Образная память ярче проявляется у детей, она развита также у представителей профессий, в которых необходимо оперировать образами (музыканты, художники, архитекторы, дизайнеры, модельеры, дегустаторы). 3. Эмоциональная память (аффективная) — память, при которой сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком в определенных ситуациях чувства. При этом запоминается не только чувство, но и ситуация или информация, вызвавшая дан-ное эмоциональное состояние (например, человек, искусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, хотя не осознает, с чем связано это чувство). Эмоциональная память лежит в основе симпатий и антипатий, осторожности, первичного узнавания по принципу «знакомое» и «чужое». 4. Словесно-логическая память (вербальная) — память на словесный, нередко абстрактный материал (понятия, формулы и т.п.). При этом запоминается не словесный текст или формула сами по себе, а их смысл, логика доказательства. Виды памяти выделяются также в зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, активности субъекта по отношению к тому, что запоминается. Бели материал запоминается без специально заранее поставленной цели «запомнить» и без специальных приемов запоминания, а только в результате взаимодействия субъекта с предметами, то это непроизвольная память. Если человек ставит перед собой цель «запомнить», прилагает для этого волевые усилия и использует специальные приемы, то это — произвольная память. По способу запоминания можно выделить механическую, не опирающуюся на понимание, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих важные и существенные стороны и отношения предметов. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на мгновенную, кратковременную, долговременную и оперативную (промежуточную). Данные виды памяти также занимают различное место во временной последовательности преобразования информации от поступления ее на чувствительные входы (анализаторы) до формирования неповреждаемого и сохраняющегося всю жизнь следа. Поэтому данная классификация наиболее важна, и именно с этими видами памяти связаны основные закономерности формирования следов памяти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.012 с.) |