Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности мышления

Поиск

Мышление, как и все психические процессы человека, имеет существенные индивидуальные различия. Разбирая классифика­ции и типологии мышления, мы уже говорили о том, что у одних людей преобладает образное мышление, а у других — вербальное (или символическое, знаковое). Эти различия связаны с разными способами обработки информации, поступающей в мозг, и перера­ботки хранящейся там информации.

Еще Павлов отметил эту особенность человеческого мышления и разделил людей по этому критерию на «художественный» и «мыслительный» типы. Художественный тип — это тип человека, который в процессе мышления оперирует образами реальных предметов. Внешний мир воспринимается им через первую сигнальную систему, т.е. систему органов чувств. При этом воспри­нимаются и анализируются сигналы, непосредственно поступаю­щие в нервную систему. Мыслительный тип — тип человека, который в мыслительной деятельности оперирует понятиями, символами, знаками. Внешний мир воспринимается им опосредо­ванно, т. е. через речь. Речевая система по Павлову — вторая сигнальная система. Эти типы выделяются по степени преоблада­ния той или иной системы мышления у человека. Многие люди принадлежат к среднему типу (уравновешены обе сигнальные системы).

Преобладание логического или образного мышления напря­мую связано с функциональной асимметрией мозга. Открытие асимметрии мозга было связано со смелой операцией, в процессе которой крупнейший американский исследователь, ныне Нобе­левский лауреат, Р. Сперри рассек все основные нервные связи, соединяющие полушария, у больного, страдающего эпилепсией. Задача операции была чисто медицинской — избавление пациента от больших судорожных припадков (в результате распространения судорожной активности по всему мозгу через межполушарные связи). Но выявленные после операции закономерности работы мозга явились буквально революцией в психологии и в физиоло­гии и оттеснили на задний план те практические результаты, ра­ди которых проводилась операция. Оказалось, что левое полу­шарие полностью сохраняет способность к речевому общению и к оперированию другими условными, но строго формализованными знаками. Оно хорошо понимает речь, свободно оперирует цифра­ми и математическими формулами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил. Но оно, в отличие от правого полуша­рия, не различает интонации речи и модуляции голоса, нечувст­вительно к музыке и плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые эле­менты. Оно не способно к неформальному эстетическому воспри­ятию произведений искусства.

Кроме того, правая рука, анатомически связанная с левым по­лушарием и функционально ему подчиненная, сохраняя способ­ность к письму, утрачивает способность не только к спонтанному рисованию, но даже к перерисовыванию простых изображений. Она не может сложить из кубиков простую фигуру и выбрать нужную при закрытых глазах. Зато с этими заданиями легко справляется левая рука, подчиненная правому полушарию. Пра­вое полушарие же испытывает серьезные затруднения, ксгда надо назвать предмет, нащупанный левой рукой. Оно понимает речь, но не способно к речепродукции и плохо справляется с аналити­ческими задачами.

Исследования на здоровых людях подтвердили наличие функциональной асимметрии мозга. В частности, при заданиях, требующих аналитического подхода и оперирования словесностью или цифровым материалом, происходит, судя по изменениям электроэнцефалограммы, активация левого полушария. Эти ис­следования привели к предположению, что левое полушарие спе­циализировано для оперирования словесностью и другим формально-знаковым материалом, а правое — для оперирования образами реальных предметов, а также для ориентирования в пространстве.

При этом «правополушарное» мышление целостно и одномо­ментно воспринимает мир со всеми его составными элементами, «левополушарное» мышление осуществляет последовательное, ступенчатое познание, которое носит аналитический характер, при этом выделяются непротиворечивые, сущностно значимые связи между предметами и явлениями. Правополушарное мыш­ление «схватывает» все имеющиеся связи, создает контекст, в котором образ приобретает многозначность. Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты.

Для творческого акта действительность надо видеть во всей ее сложности и многогранности, во всем богатстве взаимосвязей. Лишь в этом случае возможно появление новых связей и отноше­ний и включение их в имеющиеся модели мира. Ядром неограни­ченного творческого потенциала является способность к органи­зации многозначного образного контекста, к целостному схваты­ванию и проникновению в суть бесчисленных связей между пред­метами и явлениями, способность, присущая правополугаарному мышлению человека (художественное мышление).

Но было бы ошибкой и серьезным упрощением считать, что знаково-понятийное левополушарное мышление играет в процес­сах творчества второстепенную роль. Хорошо известно, что твор­ческий процесс включает несколько этапов и нарушение любого из них отрицательно сказывается на конечном результате. Под этапами имеют в виду: 1) выделение задачи, требующей решения; 2) анализ имеющейся информации; 3) созревание решения; 4) инсайт (озарение); 5) критический анализ творческого продукта и его логическую доработку. Только третий этап является преро­гативой образного мышления. На всех остальных этапах участву­ют левополушарные механизмы переработки информации.

Как и в восприятии, в мышлении имеются различные страте­гии обработки информации. Эти стратегии называются когнитив­ными стилями.

К когнитивным стилям относятся: широта (обобщенность) ка­тегорий; уровень концептуализации; дифференцированность поля; тип реагирования.

Обобщенность категорий относится к особенностям построения классификаций. Это понятие было введено Р. Гарднером (1953 г.). Он просил своих испытуемых разделить множество картинок с изображениями хорошо знакомых предметов на группы по своему усмотрению так, чтобы относящиеся к одному и тому же классу, подходящие друг другу предметы оказались в одной «куче». Не­которые испытуемые делили объекты на множество очень мелких групп. Это указывает на узкую зону эквивалентности предметов. Другие же испытуемые разбивали предметы на небольшое коли­чество групп, иначе говоря, они не учитывали в ходе группировки определенных различий между объектами, демонстрируя тем са­мым более широкую зону эквивалентности. Предпочитаемая обоб­щенность категорий существенно отличается у разных людей и влияет на особенности классификации воспринимаемой информа­ции и ее понятийного упорядочения.

Стиль концептуализации (впервые описан Г. Шродером в 1967 г.) описывает преимущественный уровень абстрагирования информации. При конкретной концептуализации информация встраивается в наглядные, относительно неподвижные схемы, что может привести к ее огрублению и искажению. При абстрактной концептуализации информация перерабатывается в соответствии с широкими правилами связывания, включается в общие понятий­ные системы и оказывается в результате этого более доступной для использования.

Дифференцированность поля (Г. Виткин, 1954) описывает сте­пень влияния перцептивного поля на восприятие и анализ кон­кретного стимула. При этом «полезависимые» люди не могут полностью отделить элемент от окружающего поля. Восприятие таких людей является преимущественно целостным, глобальным и недифференцированным. «Поленезависимыми» являются люди, которые легко освобождаются от давления объединяющих взаи­мосвязей, воспринимают и перерабатывают стимулы независимо от контекста (изолируют фигуру от фона). Их восприятие более ориентировано на детали, более аналитично и дифференцировано. Индивидуальная степень полезависимости удивительно стабильна на протяжении жизни. При этом половые различия статически незначимы.

Тип реагирования (Дж. Каган, 1966) показывает индивиду­альные особенности поведения человека при решении задач. При импульсивной реакции человек сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или

иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобности. Он действует, не размышляя, и принимает необдуманные решения. Другой тип реагирования — рефлексивность — приписывают лю­дям, которые, прежде чем действовать, внутренне опробуют гипо­тезы, отбрасывая те из них, которые им кажутся малоправдо­подобными, т.е. поступают обдуманно, взвешенно и осторожно. При решении задач импульсивное поведение приводит в среднем к меньшим затратам времени и большей частоте ошибок, чем рефлексивное поведение. По параметру «импульсивность-рефлексивность» наблюдаются половые различия. Девочки и женщины нередко демонстрируют более импульсивное поведение, чем мальчики и мужчины.

Таким образом, индивидуальные особенности мышления ка­саются разных способов и стратегий обработки информации и существенным образом зависят от особенностей восприятия и вве­дения информации в когнитивные структуры.

 


4. ПАМЯТЬ

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохра­няться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти.

Механизмы памяти физиологи связывают с процессом образо­вания нервных связей (ассоциаций), биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохими­ческих структур.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. Все это процессы памяти, каждый из которых имеет свою специфику.

1. Запоминание. Протекает в трех формах: запечатление, оп­ределяемое как кратковременное или долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание — сохранение неоднократно предъ­явленного материала и преднамеренное запоминание (заучивание) с целью сохранения в памяти.

2. Сохранение — более или менее длительное удержание в па­мяти некоторых сведений. Имеет две стороны: собственно сохра­нение и забывание.

3. Воспроизведение — воссоздание сохраненного в памяти ма­териала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизве­дение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.

 

Виды памяти

Существует несколько видов классификации памяти, в их ос­нове лежат разные основания. Наиболее распространенной клас­сификацией памяти является разделение ее на четыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания и воспроизведения:

1. Двигательная память — память на различные движения и их системы. Двигательная память лежит в основе профессиональ­ных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков (например, привычка, переходя улицу, смотреть сначала налево, потом направо).

2. Образная память — это память на соответствующие образы, которая включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую памяти. Образная память ярче прояв­ляется у детей, она развита также у представителей профессий, в которых необходимо оперировать образами (музыканты, худож­ники, архитекторы, дизайнеры, модельеры, дегустаторы).

3. Эмоциональная память (аффективная) — память, при ко­торой сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком в определенных ситуациях чувства. При этом запоминается не только чувство, но и ситуация или информация, вызвавшая дан-ное эмоциональное состояние (например, человек, искусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, хотя не осознает, с чем связано это чувство). Эмоциональная па­мять лежит в основе симпатий и антипатий, осторожности, пер­вичного узнавания по принципу «знакомое» и «чужое».

4. Словесно-логическая память (вербальная) — память на сло­весный, нередко абстрактный материал (понятия, формулы и т.п.). При этом запоминается не словесный текст или формула сами по себе, а их смысл, логика доказательства.

Виды памяти выделяются также в зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспро­изведение, активности субъекта по отношению к тому, что запо­минается. Бели материал запоминается без специально заранее поставленной цели «запомнить» и без специальных приемов за­поминания, а только в результате взаимодействия субъекта с предметами, то это непроизвольная память. Если человек ставит перед собой цель «запомнить», прилагает для этого волевые уси­лия и использует специальные приемы, то это — произвольная память.

По способу запоминания можно выделить механическую, не опирающуюся на понимание, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих важные и существенные стороны и отношения предметов.

По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на мгновенную, кратковременную, долго­временную и оперативную (промежуточную). Данные виды памя­ти также занимают различное место во временной последова­тельности преобразования информации от поступления ее на чув­ствительные входы (анализаторы) до формирования неповреждаемого и сохраняющегося всю жизнь следа. Поэтому данная класси­фикация наиболее важна, и именно с этими видами памяти свя­заны основные закономерности формирования следов памяти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.012 с.)