Тема 1. Теоретические основы инновационного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические основы инновационного менеджмента



Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Понятие и функции инноваций

В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.

В узком смысле инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике.

Инновация (в официальных российских документах) - конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация (в соответствии с международными рекомендациями) - конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация (нововведение) – это практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения.

Таким образом, нововведением считается существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Как правило, инновация носит системный характер, приводит к изменению всех или нескольких элементов сферы своего осуществления.

В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.

Новшество – это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации.

Коммерциализация – это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.

Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.

Улучшение - это сдвиг, имеющий место внутри системы и не приводящий к существенному изменению ее функционирования.

Улучшение не затрагивает нормального существования системы, характеризуется относительно небольшим воздействием на динамику развития объекта приложения. Инновация, напротив, носит межфункциональный характер, создает «качественный» прыжок, ломает старые правила, приводит к выходу за пределы системы.

Изобретение - это новое техническое решение. Оно может быть коммерциализированным или не быть таковым.

Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).

Инновация выполняет следующие функции:

1) воспроизводственная – заключается в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов. Инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

2) инвестиционная – состоит в использовании прибыли от инновации для инвестирования. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций.

3) стимулирующая. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта, что служит стимулом предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг и др.).

Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента

Проблема инновационного развития – предмет пристального внимания экономистов. Сложность проблемы вызвала к жизни различные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного ее аспекта. В конечном счете из этих концепций сформировалась теория инновационных процессов, или инноватика.

Инноватика - область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов.

Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микро-экономических системах.

Инноватика - наука, которая занимается изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития.

Новация (новшество) – разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).

Инновация (нововведение) – результат практического освоения новшества (внедренная новация).

Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.

Научное открытие – выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.

Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения.

Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Жизненный цикл инноваций – совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.

Жизненный цикл товара – совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и вывода товара с рынка.

Жизненный цикл технологии – совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т. е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

Научные исследования природы и принципов развития инновационных процессов берут свое начало в классических работах Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера и других ученых, сформировавших фундаментальные основы теории инноваций.

Н.Д. Кондратьев (1892-1938)

Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7-11 лет, известные как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем - кризис - депрессия».

Согласно концепции «больших циклов конъюнктуры», разработанной русским ученым Н.Д. Кондратьевым (1892-1938), развитию экономики наряду со средними и короткими циклами свойственны продолжительные длинноволновые колебания, охватывающие период от 45 до 60 лет.

Исследовав обширный статистический материал с конца XVIII века, то есть с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 45-60 лет.

Н.Д. Кондратьев отметил четыре эмпирические правильности в развитии больших циклов:

1) Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества (прорывы в технологиях, изменение условий денежного обращения, усиление роли новых стран в мировой хозяйственной жизни и т.д.). Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но, по утверждению Н.Д.Кондратьева они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале. Перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений. Именно этот вывод явился важнейшим вкладом ученого в теорию инноваций.

2) Периоды повышательных волн больших циклов сопровождаются крупными социальными потрясениями в жизни общества, тогда как на понижательном участке эти потрясения незначительны.

Для того чтобы убедиться в этом утверждении, достаточно посмотреть на хронологию вооружённых конфликтов и переворотов и мировой истории.

3) Понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.

4) Большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии. Поэтому средние циклы как бы нанизываются на волны больших циклов. В период повышательной волны больших циклов средние капиталистические циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов. Если наблюдать понижательный период большого цикла, то все повышательные тенденции средних циклов будут ослаблены, а понижательные тенденции будут усиливаться общей понижательной волной большого цикла. Краткие и слабые подъемы средних циклов будут сопровождаться длительными и более глубокими депрессиями.

На протяжении одного длинного цикла можно наблюдать несколько более коротких, благодаря которым на восходящем этапе экономические спады имеют краткосрочный характер, а подъемы достаточно интенсивны. На нисходящем этапе – все происходит в точности наоборот.

Далее Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества. Для этого процесса требуются огромные запасы капитала, в частности, для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций и др.). Отсюда необходимо, чтобы кривая роста капитала была выше кривой текущего инвестирования на замену активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Концентрации капитала способствует система кредита и фондовая биржа.

Накопление капитала значительно выше на стадии понижательно-депрессивной волны, так как объем капитальных вложений снижается. Это создает условия для очередной повышательной стадии большого цикла экономической конъюнктуры.

Также в данной теории ученый смог показать связь процессов использования основного капитала (возмещение и износ), циклического характера инвестиций с динамикой цен. Изменения в механизме формирования цен могут активно воздействовать на соответствующие изменения в основных параметрах национальной экономики.

Циклы Кондратьева имеют правильность временных промежутков неслучайно. Например, появление новых технологий не происходит хаотично, а в соответствии с возрастающими потребностями текущей конъюнктуры. Именно поэтому большие циклы, сроки их начала и конца не носят случайный характер, а имеют определенные закономерности, которые характерны эффективной мировой экономике.

Большие циклы Кондратьева позволяют увидеть общие закономерности экономического развития как отдельной страны, так и общемирового процесса в целом. Переходы между фазами большого цикла в основном связаны со структурными экономическими преобразованиями и научно-техническими переворотами.

Большие циклы Кондратьева обладают универсальным характером и могут быть использованы не только в развитых странах. Они могут быть использованы для проведения анализа как производственной, так и другой сферы цивилизации человека (например, образование и культура). Также с их помощью можно понять, что «повторение» определенных этапов уже невозможно на несколько десятилетий.

Выводы Кондратьева нашли подтверждение и в дальнейшем развитии экономической конъюнктуры. Продолжительный и глубокий кризис 1929-1933 гг. развернулся в период понижательной волны большого цикла, начавшегося в конце XIX в. Примерно через пятьдесят лет, в 1973-1975 гг. вновь на фоне понижательной волны произошел самый глубокий и разрушительный за последние десятилетия спад производства.

Экономический рост в 80-90-х гг. в развитых странах происходил в условиях развернувшегося пятого технологического уклада (современного этапа НТР), определившего начало новой повышательной волны большого цикла.

Й.Шумпетер (1883-1950).

Идеи Кондратьева во многом были использованы австрийским экономистом Йозефом Шумпетером. Без преувеличения можно сказать, что И. Шумпетер, собственно, и явился родоначальником теории инновационных процессов в современной ее трактовке.

В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» он исследовал основные понятия теории инновационных процессов.

Шумпетер рассматривал нововведения как изменения в технологии и управлении, как новые комбинации использования ресурсов. Под развитием при этом понимается переход «народного хозяйства от заданного на каждый данный момент центра тяготения к другому».

Исследуя экономические изменения в факторах производства, И. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые комбинации факторов производства, которые и определяют динамические изменения в экономике. Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

- создание нового продукта;

- использование новой технологии производства;

- использование новой организации производства;

- открытие новых рынков сбыта;

- открытие новых источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений (инноваций). Шумпетер рассматривал инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Нововведение не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.

Само содержание развития, по Й. Шумпетеру, определяется понятием "осуществление новых комбинаций". Первоначально фирмы, реализующие новые комбинации, сосуществуют со старыми, но рано или поздно новая комбинация должна забрать средства производства у старой комбинации.

Шумпетер создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями.


 

Шумпетер осуществил периодизацию длинных волн В длинные волны входят циклы с периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца соответствуют рыночным конъюнктурным изменениям по отношению к определенным видам продукции.

Шумпетер значительное место уделял роли предпринимателя в инновационном процессе. В соответствии с его взглядами предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением. Шумпетер показал значимость кредита в инновационной предпринимательской деятельности.

Причиной динамических изменений по модели Шумпетера является вторжение новатора - предпринимателя, который энергично отвлекает факторы производства от существующих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности создаются новые ценности, происходит технический прогресс в средствах производства.

Новатор-предприниматель нуждается в кредите на осуществление нововведений. Кредит предоставляют банки, после чего происходит перераспределение ресурсов. Процент кредита является ценой, уплаченной за приобретение новых средств производства. Новатор-предприниматель выходит на рынок и нарушает равновесный кругооборот цен, издержек и доходов. Следовательно, инвестирование выступает как неотъемлемая часть инновационной деятельности.

Нововведения представляют собой основу конкуренции нового типа в отличие от ценовой конкуренции (так называемая эффективная конкуренция). В свою очередь, нововведения создают монополию нового товара или эффективную монополию, которая является естественным элементом экономического развития.

Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Б. Санто, Б.Твисса, Р. Фостера и других авторов, изучавших проблемы управления научно-техническими нововведениями и обновления производства промышленных компаний. Научные положения инновационного менеджмента изложены в работах современных отечественных авторов: В. Н. Гунина, В. П. Баранчеева, В. А. Устинова, П.Н. Завлина, А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели, Р.А. Фатхутдинова и других.

С.Ю. Глазьев

С.Ю.Глазьев связал «глубокие изменения в технике (технологии производства)», отмеченные Н.Д.Кондратьевым, со сменой технологических укладов. Чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр. (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития).

Технологический уклад – группа технологических совокупностей, функционирующих на основе сходных научно-технических принципов.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет.

Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада.

Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.

Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.

При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

 

Рис. Жизненный цикл технологического уклада

 

Кривая роста имеет два крутых подъема, связанных с фазами зарождения и бурного роста нового технологического уклада. Следует заметить, что между ними расположен пологий участок кривой, на котором по концепции И. Шумпетера отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной и промышленной (до 20 лет) собственности. Однако монопольное положение с течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации-монополисты приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений-процессов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется, и деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Равновесное распространение нововведений-процессов в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией инноваций.

Наиболее типичными для диффузных процессов являются технологические инновации. Они непосредственно связаны с технологией производства, ее многократным повторением на различных объектах.

Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций который законодательно разрешает передачу права использования новшеств и нововведений как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности.

В общей характеристике технологических укладов принято выделять:

1. Периоды их доминирования (50 лет),

2. Ядро технологического уклада,

3. Ключевой его фактор

4. Формирующееся ядро нового технологического уклада.

Например, в пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т.д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты.

В формирующееся ядро нового (шестого) технологического уклада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др.

Рис. 2.2 Технологические уклады

 

Жизненный цикл инновационного продукта состоит из четырех фаз:

1) На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство.

2) На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы.

3) Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции.

4) На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.

Жизненный цикл инновационной технологии производства также складывается из четырех фаз:

1) Зарождение нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам.

2) Преследуются цели освоения нововведений-процессов.

3) Новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах.

4) Рутинизация, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

 

 

 

 

Рис. Жизненный цикл инноваций

Звено «производство» включает две стадии: освоение новшеств (новой продукции и новых технологических процессов) и собственно производство. На стадии освоения создаются производственно-технологические и организационно-технические условия для начала производства, а на стадии собственно производства начинается массовый выпуск новшеств, тиражирование результатов научно-технических разработок.

Стадия освоения новшеств включает следующие этапы: техническое освоение, экономическое освоение, изготовление установочной серии (партии), выпуск первых промышленных серий. На этапе технического освоения осуществляется изготовление, испытание и доводка опытного образца (партии), отрабатываются отдельные технологические операции, проверяются их соотносительность и возможность приспособления к реальным условиям производства. В целом на этом этапе уточняется возможность технического осуществления заложенных в проекте (конструкции новшества, технологическом регламенте, рецептурах) идей и достигается уровень проектных технико-технологических и эксплуатационных параметров новшества. Экономическое освоение заключается в достижении основных экономических и социальных показателей (себестоимости, производительности, улучшения условий и повышения безопасности труда), заложенных в проекте новшеств.

Основное функциональное назначение этой стадии – технико-технологическое и производственно-экономическое освоение параметров показателей новшеств. Началом стадии освоения считают принятие решения о выпуске (тиражировании) новшеств и подготовке производства (технической, организационной, материальной). Окончанием этой стадии является выпуск и испытание первой промышленной партии (серии).

Стадия собственно производства начинается с серийного (массового) выпуска новшеств (продукции) или широкого использования технологических новшеств, а завершается снятием продукции-новшества с производства или прекращением использования технологий-новшеств. Функциональное назначение этой стадии – выпуск (тиражирование) новшеств для удовлетворения общественных потребностей (производственных и личных).

Звено «потребление» состоит из двух стадий: распространение (реализация) новшеств и их использование. Включение звена «потребление» в состав инновационного цикла ориентирует управление инновационным процессом на удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения.

Стадия распространения (реализации) новшеств начинается с момента поступления изделия потребителям для эксплуатационного освоения и завершается полным удовлетворением общественных потребностей. Началом стадии использования новшеств следует считать момент, когда потребители приступают к эксплуатации продуктовых новшеств (машин, приборов, установок), вошедших в первую промышленную серию, и к применению новшеств личного потребления (продуктов питания, одежды, предметов гигиены и т. д.) или внедрению технологических и организационно-управленческих новшеств. Окончание этой стадии установить сложно, ведь потребителей много и сроки использования разные. Целесообразно его увязывать со сроком морального износа и отчасти со сроком физического износа, а практически – с появлением новых, более эффективных моделей изделий.

Как только новшество принято к реализации, оно становится инновацией.

Временной период между созданием новшества и реализацией его в инновацию именуется инновационным лагом.

Процесс преобразования новации в инновации вызывает расходы разнообразных ресурсов, главные из которых – время и инвестиции.

Временной период от зарождения замысла, создания и внедрения нововведения до его применения называют жизненным циклом инновации.

Учитывая последовательности совершения работ, жизненный цикл инновации называют инновационным процессом.

Для того чтобы инновации были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса.

В условиях современного рынка компаниям нужно постоянно внедрять инновационные разработки.

Характер инновационного процесса цикличен и закономерен. Это видно из хронологического порядка появления новшеств в различных областях науки и техники.

Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.

Циклы можно разделить на:

1) короткие (продолжительность 3–3,5 года);

2) торгово-промышленные (средние) циклы (7—11 лет);

3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные изменения происходят в условиях экономической жизни общества и проявляются до начала и в начале повышающей волны каждого длинного экономического цикла инноваций, заключающиеся в глобальных изменениях технической оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальные технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

Главная роль в цикличности и закономерности инновационных процессов принадлежит научно-техническим новациям.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).

Часто объяснение экономических колебаний сводят к техническим новшествам и совершенствованию, к внедрению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территориальных сегментов. Периоды повышенной экономической активности являются отрезками времени, в течение которых развитие техники и открытие новых ресурсов дают возможность для роста инвестиций. В эти периоды времени темп технического прогресса увеличивается по сравнению с ожидаемым результатом. В периоды экспансии вводится в действие новая техника, создающая основу для увеличения массы капитальных благ и роста инвестиций. Когда новый процесс успешно претворен в действие, другие могут попросту имитировать его, что в итоге приводит к возникновению бума. В период кризиса экономическая система переходит в новое состояние равновесия и стабильности, которое следует за нарушениями, вызванными бумом, т. е. обстановка стабилизируется. Период депрессии определяется как период времени, на протяжении которого заканчиваются приспособление и адаптация к новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий период внедрения инноваций.

Инновационная деятельность – это различные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственное проектирование.

Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром. На этапе фундаментальных исследований это – научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований – результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ – научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.

Инновационная деятельность в отличие от обычной производственной характеризуется:

- большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %);

- необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;

- сложностью установления зависимости результатов от затраченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период внедрения инновационная продукция может не давать никакой прибыли, а затем прибыль резко возрастает).

Инновационный потенциал – это готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям (инновациям) с учетом научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей.

Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал определяется долей затрат на финансирование научно-исследовательских расходов в валовом национальном продукте.

Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструктура науки, соответствующая требованиям рыночной экономики: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развивается сфера наукоемких услуг - инжиниринг, лизинг, консультирование.

 

Рис. Схема инновационного процесса первого поколения

 

 

Недостатками модели инновационного процесса первого поколения является то, что в ней:

- недооценивается роль конечного результата (недостаточная ориентированность на результат) – в рамках этой модели инновационный процесс идёт скорее ототкрытия или изобретения, а не кнеобходимому результату;

- во главу угла ставится научная свобода, а не акцент на минимизацию издержек или максимизацию прибыли от внедрения инновации;

- в инновационном процессе недостаточно чётко прослеживаются его стратегические цели;

- коммерческая составляющая внедряется в инновационный процесс только на самых поздних его этапах;

- недостаточно чётко определяются полномочия и ответственность одного лица, принимающего решения;

- на разных этапах за различные участки работы отвечают разные исполнители;

- практически не представлен функционал профессионального проектного менеджера.

 

Рис. Схема инновационного процесса второго поколения

 

Недостатки моделей инновационного процесса второго поколения:

- недооценка долгосрочных исследовательских программ (ориентация инновационного процесса исключительно на требования конъюнктуры рынка приводила к достижению локальных и тактических целей в ущерб реализации стратегических);

- организационная структура инновационной системы оказывалась неустойчивой и недолговечной, поскольку её цели довольно часто менялись;

- между участниками инновационного процесса не успевали сложиться долговременные и продуктивные связи;

- часто возникали противоречия между различными субъектами инновационной деятельности и клиентами, так как инновационный процесс обладал определённой инерцией и не успевал за быстро меняющейся конъюнктурой рынка;

- в качестве результата инновационного процесса формировались в большинстве случаев не кардинальные, а инкрементальные инновации, в рамках которых происходили незначительные усовершенствования исходного продукта или услуги, а не их качественное преобразование;

- инновационные проекты реализовывались отдельно друг от друга.

Инновационные процессы, представленные в моделях третьего поколения, носили более сложный характер, обеспечивая комбинирование ориентации на технологическое развитие и учёт требований рынка. В этом случае различные этапы процесса в большей степени по сравнению с предыдущими моделями вписывались в стратегические цели развития инновационной системы или организации. Модели инновационных процессов третьего поколения представляли собой по-прежнему линейные последовательности этапов, но уже с элементами обратных связей, а также с учётом в них требований рынка и текущего уровня развития технологий. Схема инновационного процесса третьего поколения приведена на рис.

Рис. Схема инновационного процесса третьего поколения

 

Основные недостатки моделей инновационных процессов третьего поколения связаны с такими факторами, как:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.115 с.)