Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6 Управление персоналом
Каждая профессия требует от человека определенных способностей психофизиологических свойств, интеллектуальных и волевых качеств знаний, умений, навыков. Однако есть те области деятельности, которым может обучиться средний нормальный человек, и те, которые требуют особого дара, призвания. К какой из них относится менеджмент? Вопрос не так прост. Недаром менеджмент, по общему признанию, это наука и искусство. Научное поле этой сферы деятельности может быть освоено путем обучения и приобретения опыта. Сфера искусства требует определенных врожденных качеств личности, проявляющихся и кристаллизирующихся в процессе учебы и практики. Менеджер культурно-досуговой сферы Можно задать вопрос: в какой мере все вышесказанное относится к менеджеру культурно-досуговой сферы? Ответ достаточно проблематичен. Существует точка зрения, что менеджер как профессионал может быть использован в любой отрасли общественного производства, главное, чтобы он освоил искусство управления людьми. По мнению некоторых специалистов, искусство управления является настолько важным, что способные управляющие могут перемещаться с одного поста на другой и добиваться выдающихся результатов в каждом случае. Например» один и тот же человек успешно выполнял работу менеджера по продаже в компании, производящей дробилки, генерального менеджера трикотажной фабрики и президента химического концерна. И это не является единичным случаем. Возможно, еще более убедительным доказательством того, что способность управления есть особое искусство, является использование армейских и военно-морских офицеров в качестве управляющих в деловых фирмах. Нужно подчеркнуть, что менеджер в любой сфере является прежде всею управленцем, владеющим всем багажом управленческой науки и навыками искусства управления. Кроме того, способность к управлению - самая важная составляющая его успеха. В настоящее время вопрос о.менеджере социально-культурной сферы решен, хотя бы на уровне их подготовки. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования выделяет соответствующие специальности и определяет для них организационно-управленческую, планово-экономическую подготовку на фундаментальной гуманитарной и специальной (культурологической) базе. В большинстве государственных и коммерческих вузов культуры и искусства осуществляется обучение менеджеров, которые достаточно активно востребованы на рынке труда.
Одновременно приходится констатировать, что развернутая психограмма для менеджера культурно-досуговой сферы отсутствует. Социологические исследования авторов в этом направлении дали неожиданные результаты, заставившие пересмотреть первоначальную гипотезу. Так, на подготовительном этапе ожидалось, что большинство респондентов из учреждений культуры и искусства разного типа будут выделять такие качества менеджера, как тонкий психологизм, гуманистическую направленность, способность к культурному росту, восприимчивость к явлениям искусства, педагогический талант и т. д. На деле эти свойства получили низкий рейтинг по сравнению с наличием харизмы, способностью к единовластию, умением налаживать связи с коммерческими структурами, дисциплинированностью, требовательностью, оперативностью, предприимчивостью, умением создавать имидж организации, с ориентацией на современные рыночные функции управления. Работники госбюджетных учреждений культуры и искусства особенно выделяли последнее свойство, отмечая, что их руководители часто не готовы к вхождению в рынок. Однако они в равной мере оценивали способность к сохранению традиций и направленность на просветительскую деятельность. В шоу-бизнесе оказался предпочтительным жесткий руководитель авторитарного плана с чертами не только менеджера, но и бизнесмена, обладающего высокой стрессоустойчивостыо. В туристских организациях эти качества тоже рассматриваются как приоритетные, но наряду с коммуникативными способностями и ориентацией на потребителя. Значительный процент опрошенных работников театральных коллективов предпочитают видеть в своих руководителях творческое начало, одержимость искусством и традициями театра. При попытке комплексной оценки руководителя на основе результативности деятельности все респонденты посчитали главным: обеспечение жизнеспособности учреждения в рыночных условиях, сохранение стабильного коллектива, создание современной материально-технической базы, формирование привлекательного имиджа организации.
Опрос самих менеджеров в культурно-досуговой сфере показал, что они достигают определенных высот за счет наличия специальных знаний, оптимизма, чувства юмора, сильной воли, трудоспособности и оперативности в работе, понимания процессов, происходящих в обществе, коммуникабельности. Театральные работники предпочитают, чтобы их руководителем был актер, режиссер. Представители шоу-бизнеса безразличны к отраслевой подготовке менеджера. Большинство работников учреждений культуры и искусства других типов, в том числе и туристских организаций, ориентированы на менеджера социальной сферы с дополнительной «узкой» специализацией. Это исследование позволяет сделать вывод, что менеджер культурно-досуговой сферы должен обладать всеми свойствами управленца, а различные учреждения, в которых ему предстоит работать, потребуют особого развития некоторых из них в соответствии с ситуацией. Наиболее эффективной для него представляется управленческая подготовка в отраслевом вузе. Менеджер по персоналу Менеджер по персоналу.может рассматриваться как самостоятельная профессия или по крайней мере квалификация. Это функциональный руководитель в масштабе всей организации и линейный для кадрового подразделения. Менеджер по персоналу отвечает за организацию кадровой службы, планирование трудовых ресурсов, отбор персонала, мотивацию труда, оценку трудовой деятельности, систему вознаграждения за труд, повышение квалификации сотрудников и др. Соответственно к нему применяются все требования, входящие в набор свойств руководителя. Среди них опорными являются административные способности, коммуникабельность, высокая дисциплинированность, воля, скрупулезность в работе, оперативность, умение разбираться в психологии людей и влиять на их поведение, объективность, способность и умение работать с консультантами и многие другие. Менеджер но персоналу должен знать весь цикл управленческих дисциплин, экономику отрасли, разбираться в проблемах психологии, профессионально изучить трудовое право и специфику работы в избранной отрасли производства товаров или услуг, владеть основами конфликтологии и психологии общения. Ему необходимо уметь вести делопроизводство и работать с компьютером, знать основы архивного дела и информатики, делового этикета, имиджелогии. Успешная карьера также требует освоения иностранных языков. В труде менеджера по персоналу главенствующее место занимают изучение сотрудников, умение учитывать их интересы и интегрировать их с задачами организации, влияние на ценностные ориентации работников, налаживание отношений с руководителями других подразделений, использование дисциплинарной власти, разрешение конфликтов в коллективе. Существует множество различных качеств, необходимых менеджеру по персоналу в частности: ^ личная порядочность; этичность: уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость;
^ добросовестность: высокие требования к результатам своей работы; ^ рассудительность: способность принимать реалистические и обоснованные решения; ^ результативность: ориентация на конечный результат; ^ настойчивость: способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией; ^ преданность организации и деловая ориентация: готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы; ^ уверенность в себе: готовность и умение решать неординарные задачи; ^ командная ориентация: понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими членами коллектива; ^ контактность: умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами; ^ коммуникабельность: умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания; ^ умение слушать: способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации. Таким образом, работа менеджера-кадровика многопланова и сложна. Ему приходится налаживать контакты с высшими организациями, учреждениями в системе подготовки и повышения квалификации кадров, юридическими и социальными службами. Если работник кадровой службы не владеет всеми методами и приемами работы, он, как правило, превращается в технического исполнителя, занимающегося в основном делопроизводством. На практике это широко распространено. Многие руководители организаций рассматривают менеджера по персоналу как представителя вспомогательных служб и не включают его в систему непосредственного управления людьми. Подобное решение снижает общую эффективность организаций, приводит к необоснованному дублированию функций и отсутствию ответственности за конкретную кадровую политику Для самого менеджера в такой ситуации исчезает возможность профессионального роста. Приобретенный опыт формирует консервативного чиновника низшего ранга. Поэтому работник кадровой службы должен прежде всего показать свой потенциал, защитить программу своей деятельности, включающей все присущие ей управленческие функции. В современных условиях есть объективная потребность в развитии кадровых служб, специалистов для которых только в последнее время начали готовить в высших учебных заведениях. Можно сказать, что тенденция формирования современных фирм способствует росту престижа менеджера по персоналу, созданию его привлекательного имиджа. Задачей менеджера является возможность воспользоваться этой тенденцией, реализовать ее в своей конкретной работе на базе профессиональных знаний, развития необходимых свойств подлинного управленца и адекватной оценки роли сотрудника кадровой службы в общей системе руководства. В крупных фирмах менеджер по персоналу имеет более четкие функциональные обязанности; в небольших организациях, характерных для многих учреждений культуры, кадровую работу осуществляет нередко глава администрации. Но сущность ее от этого не меняется; возникающие трудности, огромная загрузка требуют высокого личностного потенциала.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.008 с.) |