Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные информационные технологии и менеджмент в сфере культуры

Поиск

Время, когда современные информационные технологии (компьютеры, Интернет, электронная почта, CD, DVD)воспри­нимались работниками культуры как некая экзотика, дорогос­тоящие, а то и недоступные игрушки, прошло очень быстро. Еще в середине 1990-х годов среди руководителей сферы культуры были нередки персонажи, рассуждавшие по схеме: «Я не умею обращаться с компьютером, но мне это и не нужно в моем му­зее, моей библиотеке, моем архиве, моем театре, моей концерт­ной организации, моей школе, моем университете, потому что наша система работает замечательно. Мы всегда заполняли наши картотеки и инвентарные описи от руки, письма писали на машинке. Компьютеры дороги, их обслуживание и обновле­ние тоже стоят немалых денег. Программа обучения тоже очень дорогая. Зачем тогда все это? Я занимаюсь сложными вопроса­ми, а для технических вопросов у меня есть секретарша. Кроме того: компьютеры будут довлеть над нами, но ведь гораздо важ­нее художественный уровень нашей работы: надо все читать, видеть и слышать в оригинале, а не в бледных репродукциях. Дети перестанут читать, а будут только искать в Интернете глу­пые и даже опасные игры, будут находить там нежелательные программы, например порнографию. Люди перестанут посещать музей, чтобы полюбоваться великолепными красками Исаака Левитана. Они больше не станут ходить в концертный зал, что­бы послушать Чайковского, где его играют люди для людей. Так искусства могут утратить свою социальную функцию. Люди будут страдать от одиночества - во всяком случае, в богатых странах, где они могут позволить себе пользование всеми этими новыми средствами. Это угрожает всему обществу. И даже в обществе возникнет два класса людей. У богатых будут все возможности получать информацию, а у бедных - нет. Это расколет наше общество».

Такое массированное сопротивление сегодня уже несколько сошло на нет. Уже никто не спрашивает номер факса, спраши­вают номер электронной почты, потому что она позволяет под­держивать контакты со всем миром проще, быстрее и дешевле, причем каждый может научиться обращению с этой простой тех­никой. Компьютер - всего-навсего усовершенствованная пишу­щая машинка. Электронная почта - прекрасное и дешевое сред­ство связи с коллегами во всех концах света. Каждый работник в музее, архиве, библиотеке, костюмерном цехе оперного или драматического театра рад тому, что есть программное обеспе­чение, которое позволяет быстро и гибко регистрировать и по­полнять фонды; любое управление культуры счастливо, что те­перь можно более четко и прозрачно оформлять финансовый отчет. Во всех этих, а также других случаях сегодня никто не станет отрицать, что новые технологии - это удобный инстру­мент, который облегчает работу, упрощает и удешевляет ком­муникацию, стимулирует создание сетей и обмен информаци­ей. Теперь один музей через Интернет может познакомиться с фондами другого. Теперь библиотека может ускорить обмен информацией и книгами, потому что можно очень быстро вы­яснить, в какой библиотеке находится нужная информация или книга. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по сво­ей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культу­ры может быстро обменяться с другим данными, которые мож­но очень хорошо использовать в ежедневной работе.

Мелкими оказались те проблемы, на которые указывали кри­тические голоса: люди якобы становятся более одинокими, об­щественные связи нарушаются, потому что у этих людей теперь все есть дома: видео, компакт-диски, телевидение, компьютеры. Однако эти апокалиптические предсказания не сбылись. Дет­ские и оперные театры сейчас посещаются лучше, чем когда бы то ни было, библиотеки полны читателей, в музеи стоят очере­ди, люди ходят в кино, проявляют большой интерес даже к ли­тературным чтениям и альтернативным танцам. И новые сред­ства коммуникации не только не мешают всему этому, а наоборот, повышают интерес, делают более доступными традицион­ные виды культурной деятельности, способствуют лучшей ин­формированности о них. Совершенно очевидно, что человек остается человеком - это общественное существо, он не только хочет видеть и слышать художественный оригинал, он хочет это делать в обществе других людей, с которыми можно все это об­судить за чашкой чая, кружкой пива или рюмкой водки.

Теперь уже меньше стали говорить о том, что люди переста­нут читать, что тем самым они отрежут себя не только от старой и современной литературы, но и от традиций, передаваемых посредством письменности, что они утратят свои корни, кото­рые нужны каждому человеку. Но сегодня результаты многих исследований говорят о том, что те, кто пользуется Интерне­том, читают больше, чем те, кто им не пользуется. Кроме того, Интернет заставляет людей читать, но читать иначе, чем рань­ше: короче, быстрее, более фрагментарно, не столь подробно. Перед публичными библиотеками, которые должны теснейшим образом сотрудничать со школами, теперь встают задачи соеди­нить традиционное чтение с чтением в Интернете, найти баланс между тем и другим, побудить читателя к углубленному чте­нию, а при посещении им учреждений культуры - научить сде­лать это посещение интересным и увлекательным, используя новые средства коммуникации.

Формы работы и услуги. Речь идет о новых формах «подачи культуры». В первую очередь это проблема обеспечения досту­па к новым информационным технологиям людям, которые не могут себе позволить иметь их дома. (Не стоит забывать, что две трети населения земного шара ни разу в жизни не разговаривали по телефону.) Здесь огромную роль играют публичные библио­теки при самом тесном сотрудничестве со школами. Библиоте­ки - это давно уже не просто фабрики по выдаче книг, это куль­турно-информационные центры для всех слоев населения. Мно­гим библиотекарям, особенно старшего поколения, было трудно вжиться в эту роль, но молодые с этим справились, работают с увлечением. Кстати, очень хорошо, что молодые учат кое-чему нас, пожилых, а не только наоборот, как это обычно бывает. Сегодня почти все публичные библиотеки оснащены компьюте­рами, все больше школ получают компьютерную технику. Пред­лагаются самые разные компьютерные курсы: для детей и мо­лодежи бесплатно, а для взрослых по очень низким расценкам. Для детей и молодежи создаются специальные сайты в Интер­нете. На полках стоят специально отобранные компьютерные игры - введение в Интернет должно ведь быть увлекательным, а также бесчисленные компьютерные учебники и справочники. На этих курсах учат не только пользоваться компьютером, но и воспринимать электронную почту и Интернет как вспомогатель­ное средство, которое дополнило книгу, но ни в коем случае не вытеснило ее.

Уже несколько лет одним из самых ярких событий в между­народном музейном деле стали Международные музейные Бьеннале, проводимые на базе Красноярского музейного центра (бывший музей Ленина). И в немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего Бьеннале.

Одним из первых мультимедийных материалов, созданных в сфере культуры Санкт-Петербурга, стал CD«Экскурсии по Государственному Русскому музею». Пользователь по плани­ровке залов мог выбрать интересующий его зал, сориентировав­шись по развеске и расстановке экспонатов, выбрать любой из них, ознакомится с его изображением на среднем плане и не­скольких крупных планах (фрагментах), историей создания, а также с биографией автора, характеристикой направления, к которому он принадлежал. Некоторым недостатком этого муль­тимедиа был изобразительный ряд, в основе которого лежали копии с фотографий из альбомов.

Этот недостаток был преодолен в пользующимся высоким спросом компакт-диске «100 современных художников Петер­бурга». Каждый художник в нем представлен 10 картинами (спе­циальная съемка с оригинала), биографией, характеристикой направления, выставкографией, откликами экспертов.

Государственным Музеем истории Санкт-Петербурга подго­товлен и выпущен CD-ROM мультимедийная образователь­ная программа «Александр Блок», созданная на основе коллек­ций Музея-квартиры А. Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и по­знакомиться с фондами. Диск содержит полную коллекцию фо­тоснимков поэта, его генеалогическое дерево, интерактивную карту Санкт-Петербурга с адресами, связанными с жизнью и творчеством А. Блока и другие материалы.

Этот компакт-диск используется не только по прямому на­значению - для образовательных целей - образовательными учреждениями и отдельными лицами, но и самим музеем, полу­чившим новые возможности для презентации и участия в раз­личных выставках в стране и за рубежом.

Многие гости Санкт-Петербурга сетуют на практическое от­сутствие современной сувенирной продукции, в первую очередь мультимедийной. Между тем в учреждениях культуры, в сфере культуры в целом содержатся колоссальные фонды культурно-исторического наследия, в городе живут и работают ведущие специалисты-гуманитарии (историки, искусствоведы и т. д.), специалисты по компьютерному программированию и медиа-дизайну, имеется развитая производственная база для массово­го производства высококачественных мультимедиа, которые пользовались бы повышенным спросом у туристов, в системе образования. Мешает решению этой проблемы, наверное, толь­ко некоторая инерция работников сферы культуры и органов управления ею. Думается, что близка к питерской ситуация и в Других российских культурных центрах.

Реклама и public relations

Рекламная и PR-информация составляют львиную долю (до 84 %) бизнес-информационных ресурсов, представленных в Интернете.

Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое про­стое решение: подготовили публикации, релизы, издали брошю­ру, отсняли фото- и видео-сюжеты, имеется их электронная вер­сия - вот и вывешивается она в Сеть. В этом случае использует­ся только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиара - все равно, что вагон шоколада для малыша». Действительно, ис­пользование возможностей далеко отстает от технического раз­вития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных ви­дов информации.

Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуальная ре­альность, реал-аудио, мультимедиа - да еще в интерактивном режиме, в реальном времени - все это создает колоссальные пер­спективы продвижения и организации и ее деятельности!

Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился инфор­мационный сайт о театральной жизни города: информация о пре­мьерах, материалы экспертов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишу можно уже было выходить на программки спектаклей, через них - по­лучать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях (в том числе - в костюмах). Затем это меню было дополнено планиров­кой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сде­лан - электронный заказ и продажа билетов. В результате воз­можность приобрести или бронировать билеты получили не только жители города, но жители других городов и стран, соби­рающиеся посетить Санкт-Петербург.

Просвещение и образование. В современном мире уже недо­статочно технически владеть компьютером, недостаточно актив­но использовать его как рабочий инструмент. Самое, наверное, трудное - умение анализировать поток информации, поступа­ющей со всего света. Мир Интернета дает простой и доступный выход в огромное культурное разнообразие, существующее в мире. Только в одной Российской Федерации существует огром­ное многообразие культур. Оно может сделать наш мир богаче и интереснее. Открывающийся в электронной сети «мир без границ» делает его доступным в нужной форме. Эта разъясня­ющая информация нужна для экономических курсов: тот, кто хочет заниматься торговлей, должен знать привычки своего возможного торгового партнера. Она нужна также на курсах для людей, занимающихся политикой: тот, кто хочет верно оценить политическую ситуацию и избежать катастроф, дол­жен понимать поведение своего политического партнера, на которое влияют национальные традиции. Поэтому такая разъяс­няющая информация необходима, прежде всего, в образователь­ных учреждениях, чтобы уже на самом раннем этапе научить человека подходам к другой, чужой: культуре, а также в учреж­дениях культуры.

Оснащение библиотек и школ компьютерами и подготовка преподавателей стоили и стоят денет. Их не было, эти расходы не были запланированы. В такой же ситуации, кстати, находи­лись и европейские правительства. Еще несколько лет назад ни у одного из них не было собственного сайта в Интернете со ссыл­ками на смежные учреждения и темы. Сегодня же они есть у всех, потому что это просто необходимо. Им всем пришлось пе­ресмотреть свои приоритеты и статьи расходов, чтобы не отстать от жизни и участвовать в политическом, экономическом и столь важном культурном диалоге в современном мире.

Партнерство. Электронная коммуникация дает возможность установления партнерских отношений в межрегиональном и международном масштабах.

В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режи­ме реализована программа в помощь учителям и школьникам по программам «Мировая художественная культура» и «Исто­рия российской культуры», в которой участвуют музеи, библио­теки, театры, художественные и музыкальные школы.

Краснодарский художественный музей выступил с инициа­тивой (автор проекта Е. Косопойко) создания музейного биб­лиотечного центра России, объединяющего ресурсы музейных библиотек.

Результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информационных технологий в управлении сферой куль­туры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его со­здателями и пользователями стали работники учреждений куль­туры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Вол­гограда до Ставрополя и Дагестана. Распределив функции и на­правления по формированию и ведению сервера, участники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкур­сах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проек­тах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованным специалистам и специалистам, ищущим себе применение,

Привлечение ресурсов. Как уже отмечалось, главный ресурс в сфере культуры - общность интересов, их активизация, актуа­лизация и мобилизация, И современные информационные тех­нологии, и в первую очередь Интернет дают невиданные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов.

Молодой питерский музыкант написал рок-оперу по «Мерт­вой зоне» С. Кинга. Либретто оперы правил... сам С. Кинг, что стало возможным только благодаря электронной почте.

Однако речь идет о привлечении не только творческих ре­сурсов. Информация о потенциальных донорах, грантах в наши дни легко и просто собирается через Интернет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубеж­ных) содержатся не только информация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок.

Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возмож­ность подключения к глобальной системе. Более того, возмож­ность нам самим предоставлять в общемировую сеть информа­цию открывает перспективы для сотрудничества с нами всем желающим. Для того чтобы заинтересоваться сотрудничеством с ними, надо, чтобы о нас знали. И если мы сами о себе не зая­вим, никто о нас не узнает.

Региональные Интернет-ресурсы культурной деятельности. Как уже отмечалось, в настоящее время культурная деятель­ность все в большей степени выступает не столько результатом, следствием социально-экономического и политического разви­тия, сколько неотъемлемым важнейшим фактором этого разви­тия, располагающим собственным и немалым потенциалом. По­этому особенно важно формирование организационных и эко­номических условий для саморазвития культурной жизни, сохранения и развития культурного потенциала общества, вза­имодействия культурного процесса с другими областями обще­ственной деятельности и придания им социально ответствен­ного и культурологического характера.

Эффективность формирования и реализации культурной по­литики во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры культурной деятельности. Эта инфраструкту­ра представляет собой взаимосвязанный комплекс направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий объединение уси­лий и ресурсов участников культурного процесса и качество пре­доставляемых ими продуктов и услуг. Информационная инф­раструктура культурной деятельности оказывает содействие ук­реплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры и искусства. Как инструмент культурной по­литики она позволяет осуществлять анализ вклада сферы куль­туры и искусства в общественное развитие, определять страте­гические приоритеты, координировать и планировать культур­ную деятельность, а также реализовывать продвижение сферы культуры и искусства. Информационное обеспечение сферы культуры и искусства предполагает достижение и поддержание высокого уровня технической оснащенности и информатизации основных технологических процессов организаций культуры, создание единого информационного пространства, доступного как институтам и представителям сферы культуры и искусства, так и потребителям культурных продуктов и услуг. В этой свя­зи эффективное использование электронных информационных Ресурсов, в частности Интернета, становится одной из перво­очередных задач информационного обслуживания.

В этом плане несомненный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, который обладает масштабной и разветвлен­ной сетью учреждений культуры и искусства. В городе работа­ют более 170 музеев и 40 галерей, около 1270 библиотек, более 50 театров, свыше 100 концертных организаций и клубов. Из них только 170 организаций подведомственны Комитету по культуре, остальные обладают федеральной или областной при­надлежностью, представляют собой общественные организации.

В последнее время учреждения культуры все больше исполь­зуют возможности, которые предоставляет Интернет, для разви­тия и продвижения своей деятельности. Создаются сайты музеев, театров, концертных организаций, галерей, библиотек. К 2003 году таких сайтов было около 30, и этот процесс развивается очень бурно. Тем не менее, эта работа сталкивается с рядом проблем:

• разрозненность сайтов по своему уровню, как техническо­му, так и содержательному;

• информационное наполнение сайтов и постоянная тех­ническая поддержка требуют больших организационных усилий и материальных затрат, как правило, непомерных для небольших музеев, театров и т. д.;

• не всегда информационное сопровождение отвечает совре­менным требованиям, часто информация не обновляется;

•сайты создаются стихийно, нет документов регламенти­рующих их создание. Информация оказывается рассеян­ной по различным адресам, не систематизированной, по­этому поиск нужных сведений затрудняется.

Создание информационной электронной сети библиотечных, музейных учреждений, создание единого театрального сайта оказываются важными, но частными прорывами.

Сфера культуры и искусства Санкт-Петербурга представлена в сети Интернет не как единое целое, а как некое число разрознен­ных, не взаимосвязанных между собой элементов. Тем самым не достигается задача создания интегрированного и общедоступного информационного пространства, снижается эффективность использования Интернет-технологий для представления культуры Санкт-Петербурга на межрегиональном и международном уров­нях, В этих условиях остро необходима интеграция всех инфор­мационных ресурсов учреждений культуры вне зависимости от ведомственной принадлежности. Такая интеграция позволит:

•повысить эффективность Интернет-технологии отдельны­ми учреждениями культуры;

• создать единое информационное пространство интегри­рованной и общедоступной информации;

• обеспечить мониторинг культурной жизни города;

• интегрировать информацию о культурной жизни города в межрегиональное, федеральное и мировое информаци­онное пространство.

Для решения этих задач в 1999 году был создан сайт-навига­тор «Санкт-Петербург: 1703-2003» (http://www.300.spb.ru), который ведет Институт Культурных Программ совместно с МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Поводом для создания сайта послужила необходимость информационной поддержки подго­товки празднования 300-летия города с точки зрения отраже­ния культурной среды, на фоне которой шла вся подготовка к юбилею. Однако возможности и перспективы сайта были на­много шире: постоянное информирование российской и меж­дународной общественности о событиях культурной жизни Санкт-Петербурга обеспечивало активизацию маркетинга и продвижение города на международных культурных и турис­тических рынках, усиление целенаправленного интереса мирово­го сообщества к предстоящему юбилею и городу в целом. Кроме того, доступ к информационным ресурсам сервера «Санкт-Пе­тербург: 1703-2003» способствовал формированию благоприят­ного имиджа города и укреплению его международного статуса.

Сайт включал в себя следующие разделы:

¨ официальные документы: указы, распоряжения, поста­новления Администрации Салют-Петербурга, грантовые конкурсы, объявленные Комитетом по культуре);

¨ проекты к юбилею различных организаций;

¨ новости культурной жизни;

¨ карты: исторические и современные;

¨ история: хронология важнейших событий за 300 лет;

¨ культура: события культурной жизни на год, «Афиша» на текущий месяц, база данных по фестивалям Санкт-Петер­бурга;

¨ в сети: навигатор по петербургским ресурсам Интернета;

¨ интересно: живая камера с видом на Петропавловскую крепость.

Информационным ядром сайта служила динамически попол­няемая афиша, в которой были представлены театры, киноте­атры и концертные организации, музеи и библиотеки, галереи и культурные центры города и их мероприятия на текущий ме­сяц. Городская афиша на русском и английском языках выпол­няла роль навигатора, т. к. давала ссылки на страницы учрежде­ний культуры, представленные в Интернет. Кроме информации на месяц, на сайте была дана перспективная информация на те­кущий и на следующий год.

На сайте также была размещена база данных по фестивалям Санкт-Петербурга с координатами организаторов, что позволя­ло театральным и концертным организациям устанавливать кон­такты и предлагать свои программы для участия в фестивалях и конкурсах. В дальнейшем информация по фестивалям могла быть расширена за счет сведений о фестивалях других регионов, преж­де всего северо-запада России, что, несомненно, представляло ин­терес для театральных менеджеров. Таким образом, существова­ла возможность создания навигационной системы по фестива­лям России.

Сайт пользовался большой популярностью у Интернет-пользователей. Российские пользователи составляли 32 % от чис­ла обращений. Среди зарубежных пользователей наибольшее количество обращений поступало из СIIIА (14 %), стран СНГ и стран Западной Европы. Среднемесячное количество посеще­ний росло весьма интенсивно: 1999 г. - 4800; 2000г. - 12500; 2001 г. - 16000; 2002 г. - 24000.

Интерес к сайту был настолько высок, что в 2001 году по ини­циативе Правительства города была создана система перекрест­ных ссылок сайта и ряда сайтов городского Правительства. По­чти сразу сайт стал привлекать внимание рекламодателей и стал коммерчески выгоден.

Уникальность потенциала сайта такова, что его значение не будет утрачено после 2003 года. По выполнении задачи инфор­мационного сопровождения юбилея города, сайт способен объе­динить информационные ресурсы в сфере культуры и искусст­ва, представить учреждения культуры и искусства и культур­ный процесс в целом. По своим характеристикам сайт сможет взять на себя функцию связующего звена инфраструктуры куль­турной деятельности, стать информационным ядром, объединя­ющим другие элементы, включая профессиональную коммуни­кацию, непрерывное образование, работу с персоналом, PR-деятельность, и являющимся источником их развития. Сайт может быть использован в целях поддержки формирования и реали­зации культурной политики, направленной усиление на соци­альной роли сферы культуры и искусства и увеличение ее вкла­да в экономическое развитие города. Он является реальной и крайне необходимой базой данных для туроператоров - как оте­чественных, так и зарубежных.

Новая форма сотрудничества для организаций культуры и искусства - база данных «Фестивали Санкт-Петербурга», где содержатся страницы, посвященные городским фестивалям, также снабженные ссылками на сайты организаторов проектов. Будущее сайта, перспективы его развития зависят от того, на­сколько успешно он сможет представлять культурную деятель­ность Санкт-Петербурга как единое целое, отражать работу го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций культуры и искусства и обеспечивать их представление в Ин­тернете посредством системы ссылок или создания индивиду­альных страниц. Еще одним назначением сайта может стать объединение культурно-информационных ресурсов Северо-За­падного региона, содействие в укреплении межрегионального сотрудничества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.014 с.)