Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные информационные технологии и менеджмент в сфере культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Время, когда современные информационные технологии (компьютеры, Интернет, электронная почта, CD, DVD)воспринимались работниками культуры как некая экзотика, дорогостоящие, а то и недоступные игрушки, прошло очень быстро. Еще в середине 1990-х годов среди руководителей сферы культуры были нередки персонажи, рассуждавшие по схеме: «Я не умею обращаться с компьютером, но мне это и не нужно в моем музее, моей библиотеке, моем архиве, моем театре, моей концертной организации, моей школе, моем университете, потому что наша система работает замечательно. Мы всегда заполняли наши картотеки и инвентарные описи от руки, письма писали на машинке. Компьютеры дороги, их обслуживание и обновление тоже стоят немалых денег. Программа обучения тоже очень дорогая. Зачем тогда все это? Я занимаюсь сложными вопросами, а для технических вопросов у меня есть секретарша. Кроме того: компьютеры будут довлеть над нами, но ведь гораздо важнее художественный уровень нашей работы: надо все читать, видеть и слышать в оригинале, а не в бледных репродукциях. Дети перестанут читать, а будут только искать в Интернете глупые и даже опасные игры, будут находить там нежелательные программы, например порнографию. Люди перестанут посещать музей, чтобы полюбоваться великолепными красками Исаака Левитана. Они больше не станут ходить в концертный зал, чтобы послушать Чайковского, где его играют люди для людей. Так искусства могут утратить свою социальную функцию. Люди будут страдать от одиночества - во всяком случае, в богатых странах, где они могут позволить себе пользование всеми этими новыми средствами. Это угрожает всему обществу. И даже в обществе возникнет два класса людей. У богатых будут все возможности получать информацию, а у бедных - нет. Это расколет наше общество». Такое массированное сопротивление сегодня уже несколько сошло на нет. Уже никто не спрашивает номер факса, спрашивают номер электронной почты, потому что она позволяет поддерживать контакты со всем миром проще, быстрее и дешевле, причем каждый может научиться обращению с этой простой техникой. Компьютер - всего-навсего усовершенствованная пишущая машинка. Электронная почта - прекрасное и дешевое средство связи с коллегами во всех концах света. Каждый работник в музее, архиве, библиотеке, костюмерном цехе оперного или драматического театра рад тому, что есть программное обеспечение, которое позволяет быстро и гибко регистрировать и пополнять фонды; любое управление культуры счастливо, что теперь можно более четко и прозрачно оформлять финансовый отчет. Во всех этих, а также других случаях сегодня никто не станет отрицать, что новые технологии - это удобный инструмент, который облегчает работу, упрощает и удешевляет коммуникацию, стимулирует создание сетей и обмен информацией. Теперь один музей через Интернет может познакомиться с фондами другого. Теперь библиотека может ускорить обмен информацией и книгами, потому что можно очень быстро выяснить, в какой библиотеке находится нужная информация или книга. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по своей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культуры может быстро обменяться с другим данными, которые можно очень хорошо использовать в ежедневной работе. Мелкими оказались те проблемы, на которые указывали критические голоса: люди якобы становятся более одинокими, общественные связи нарушаются, потому что у этих людей теперь все есть дома: видео, компакт-диски, телевидение, компьютеры. Однако эти апокалиптические предсказания не сбылись. Детские и оперные театры сейчас посещаются лучше, чем когда бы то ни было, библиотеки полны читателей, в музеи стоят очереди, люди ходят в кино, проявляют большой интерес даже к литературным чтениям и альтернативным танцам. И новые средства коммуникации не только не мешают всему этому, а наоборот, повышают интерес, делают более доступными традиционные виды культурной деятельности, способствуют лучшей информированности о них. Совершенно очевидно, что человек остается человеком - это общественное существо, он не только хочет видеть и слышать художественный оригинал, он хочет это делать в обществе других людей, с которыми можно все это обсудить за чашкой чая, кружкой пива или рюмкой водки. Теперь уже меньше стали говорить о том, что люди перестанут читать, что тем самым они отрежут себя не только от старой и современной литературы, но и от традиций, передаваемых посредством письменности, что они утратят свои корни, которые нужны каждому человеку. Но сегодня результаты многих исследований говорят о том, что те, кто пользуется Интернетом, читают больше, чем те, кто им не пользуется. Кроме того, Интернет заставляет людей читать, но читать иначе, чем раньше: короче, быстрее, более фрагментарно, не столь подробно. Перед публичными библиотеками, которые должны теснейшим образом сотрудничать со школами, теперь встают задачи соединить традиционное чтение с чтением в Интернете, найти баланс между тем и другим, побудить читателя к углубленному чтению, а при посещении им учреждений культуры - научить сделать это посещение интересным и увлекательным, используя новые средства коммуникации. Формы работы и услуги. Речь идет о новых формах «подачи культуры». В первую очередь это проблема обеспечения доступа к новым информационным технологиям людям, которые не могут себе позволить иметь их дома. (Не стоит забывать, что две трети населения земного шара ни разу в жизни не разговаривали по телефону.) Здесь огромную роль играют публичные библиотеки при самом тесном сотрудничестве со школами. Библиотеки - это давно уже не просто фабрики по выдаче книг, это культурно-информационные центры для всех слоев населения. Многим библиотекарям, особенно старшего поколения, было трудно вжиться в эту роль, но молодые с этим справились, работают с увлечением. Кстати, очень хорошо, что молодые учат кое-чему нас, пожилых, а не только наоборот, как это обычно бывает. Сегодня почти все публичные библиотеки оснащены компьютерами, все больше школ получают компьютерную технику. Предлагаются самые разные компьютерные курсы: для детей и молодежи бесплатно, а для взрослых по очень низким расценкам. Для детей и молодежи создаются специальные сайты в Интернете. На полках стоят специально отобранные компьютерные игры - введение в Интернет должно ведь быть увлекательным, а также бесчисленные компьютерные учебники и справочники. На этих курсах учат не только пользоваться компьютером, но и воспринимать электронную почту и Интернет как вспомогательное средство, которое дополнило книгу, но ни в коем случае не вытеснило ее. Уже несколько лет одним из самых ярких событий в международном музейном деле стали Международные музейные Бьеннале, проводимые на базе Красноярского музейного центра (бывший музей Ленина). И в немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего Бьеннале. Одним из первых мультимедийных материалов, созданных в сфере культуры Санкт-Петербурга, стал CD«Экскурсии по Государственному Русскому музею». Пользователь по планировке залов мог выбрать интересующий его зал, сориентировавшись по развеске и расстановке экспонатов, выбрать любой из них, ознакомится с его изображением на среднем плане и нескольких крупных планах (фрагментах), историей создания, а также с биографией автора, характеристикой направления, к которому он принадлежал. Некоторым недостатком этого мультимедиа был изобразительный ряд, в основе которого лежали копии с фотографий из альбомов. Этот недостаток был преодолен в пользующимся высоким спросом компакт-диске «100 современных художников Петербурга». Каждый художник в нем представлен 10 картинами (специальная съемка с оригинала), биографией, характеристикой направления, выставкографией, откликами экспертов. Государственным Музеем истории Санкт-Петербурга подготовлен и выпущен CD-ROM мультимедийная образовательная программа «Александр Блок», созданная на основе коллекций Музея-квартиры А. Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и познакомиться с фондами. Диск содержит полную коллекцию фотоснимков поэта, его генеалогическое дерево, интерактивную карту Санкт-Петербурга с адресами, связанными с жизнью и творчеством А. Блока и другие материалы. Этот компакт-диск используется не только по прямому назначению - для образовательных целей - образовательными учреждениями и отдельными лицами, но и самим музеем, получившим новые возможности для презентации и участия в различных выставках в стране и за рубежом. Многие гости Санкт-Петербурга сетуют на практическое отсутствие современной сувенирной продукции, в первую очередь мультимедийной. Между тем в учреждениях культуры, в сфере культуры в целом содержатся колоссальные фонды культурно-исторического наследия, в городе живут и работают ведущие специалисты-гуманитарии (историки, искусствоведы и т. д.), специалисты по компьютерному программированию и медиа-дизайну, имеется развитая производственная база для массового производства высококачественных мультимедиа, которые пользовались бы повышенным спросом у туристов, в системе образования. Мешает решению этой проблемы, наверное, только некоторая инерция работников сферы культуры и органов управления ею. Думается, что близка к питерской ситуация и в Других российских культурных центрах. Реклама и public relations Рекламная и PR-информация составляют львиную долю (до 84 %) бизнес-информационных ресурсов, представленных в Интернете. Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое простое решение: подготовили публикации, релизы, издали брошюру, отсняли фото- и видео-сюжеты, имеется их электронная версия - вот и вывешивается она в Сеть. В этом случае используется только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиара - все равно, что вагон шоколада для малыша». Действительно, использование возможностей далеко отстает от технического развития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных видов информации. Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуальная реальность, реал-аудио, мультимедиа - да еще в интерактивном режиме, в реальном времени - все это создает колоссальные перспективы продвижения и организации и ее деятельности! Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился информационный сайт о театральной жизни города: информация о премьерах, материалы экспертов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишу можно уже было выходить на программки спектаклей, через них - получать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях (в том числе - в костюмах). Затем это меню было дополнено планировкой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сделан - электронный заказ и продажа билетов. В результате возможность приобрести или бронировать билеты получили не только жители города, но жители других городов и стран, собирающиеся посетить Санкт-Петербург. Просвещение и образование. В современном мире уже недостаточно технически владеть компьютером, недостаточно активно использовать его как рабочий инструмент. Самое, наверное, трудное - умение анализировать поток информации, поступающей со всего света. Мир Интернета дает простой и доступный выход в огромное культурное разнообразие, существующее в мире. Только в одной Российской Федерации существует огромное многообразие культур. Оно может сделать наш мир богаче и интереснее. Открывающийся в электронной сети «мир без границ» делает его доступным в нужной форме. Эта разъясняющая информация нужна для экономических курсов: тот, кто хочет заниматься торговлей, должен знать привычки своего возможного торгового партнера. Она нужна также на курсах для людей, занимающихся политикой: тот, кто хочет верно оценить политическую ситуацию и избежать катастроф, должен понимать поведение своего политического партнера, на которое влияют национальные традиции. Поэтому такая разъясняющая информация необходима, прежде всего, в образовательных учреждениях, чтобы уже на самом раннем этапе научить человека подходам к другой, чужой: культуре, а также в учреждениях культуры. Оснащение библиотек и школ компьютерами и подготовка преподавателей стоили и стоят денет. Их не было, эти расходы не были запланированы. В такой же ситуации, кстати, находились и европейские правительства. Еще несколько лет назад ни у одного из них не было собственного сайта в Интернете со ссылками на смежные учреждения и темы. Сегодня же они есть у всех, потому что это просто необходимо. Им всем пришлось пересмотреть свои приоритеты и статьи расходов, чтобы не отстать от жизни и участвовать в политическом, экономическом и столь важном культурном диалоге в современном мире. Партнерство. Электронная коммуникация дает возможность установления партнерских отношений в межрегиональном и международном масштабах. В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режиме реализована программа в помощь учителям и школьникам по программам «Мировая художественная культура» и «История российской культуры», в которой участвуют музеи, библиотеки, театры, художественные и музыкальные школы. Краснодарский художественный музей выступил с инициативой (автор проекта Е. Косопойко) создания музейного библиотечного центра России, объединяющего ресурсы музейных библиотек. Результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информационных технологий в управлении сферой культуры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его создателями и пользователями стали работники учреждений культуры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Волгограда до Ставрополя и Дагестана. Распределив функции и направления по формированию и ведению сервера, участники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкурсах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проектах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованным специалистам и специалистам, ищущим себе применение, Привлечение ресурсов. Как уже отмечалось, главный ресурс в сфере культуры - общность интересов, их активизация, актуализация и мобилизация, И современные информационные технологии, и в первую очередь Интернет дают невиданные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов. Молодой питерский музыкант написал рок-оперу по «Мертвой зоне» С. Кинга. Либретто оперы правил... сам С. Кинг, что стало возможным только благодаря электронной почте. Однако речь идет о привлечении не только творческих ресурсов. Информация о потенциальных донорах, грантах в наши дни легко и просто собирается через Интернет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубежных) содержатся не только информация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок. Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возможность подключения к глобальной системе. Более того, возможность нам самим предоставлять в общемировую сеть информацию открывает перспективы для сотрудничества с нами всем желающим. Для того чтобы заинтересоваться сотрудничеством с ними, надо, чтобы о нас знали. И если мы сами о себе не заявим, никто о нас не узнает. Региональные Интернет-ресурсы культурной деятельности. Как уже отмечалось, в настоящее время культурная деятельность все в большей степени выступает не столько результатом, следствием социально-экономического и политического развития, сколько неотъемлемым важнейшим фактором этого развития, располагающим собственным и немалым потенциалом. Поэтому особенно важно формирование организационных и экономических условий для саморазвития культурной жизни, сохранения и развития культурного потенциала общества, взаимодействия культурного процесса с другими областями общественной деятельности и придания им социально ответственного и культурологического характера. Эффективность формирования и реализации культурной политики во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры культурной деятельности. Эта инфраструктура представляет собой взаимосвязанный комплекс направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий объединение усилий и ресурсов участников культурного процесса и качество предоставляемых ими продуктов и услуг. Информационная инфраструктура культурной деятельности оказывает содействие укреплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры и искусства. Как инструмент культурной политики она позволяет осуществлять анализ вклада сферы культуры и искусства в общественное развитие, определять стратегические приоритеты, координировать и планировать культурную деятельность, а также реализовывать продвижение сферы культуры и искусства. Информационное обеспечение сферы культуры и искусства предполагает достижение и поддержание высокого уровня технической оснащенности и информатизации основных технологических процессов организаций культуры, создание единого информационного пространства, доступного как институтам и представителям сферы культуры и искусства, так и потребителям культурных продуктов и услуг. В этой связи эффективное использование электронных информационных Ресурсов, в частности Интернета, становится одной из первоочередных задач информационного обслуживания. В этом плане несомненный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, который обладает масштабной и разветвленной сетью учреждений культуры и искусства. В городе работают более 170 музеев и 40 галерей, около 1270 библиотек, более 50 театров, свыше 100 концертных организаций и клубов. Из них только 170 организаций подведомственны Комитету по культуре, остальные обладают федеральной или областной принадлежностью, представляют собой общественные организации. В последнее время учреждения культуры все больше используют возможности, которые предоставляет Интернет, для развития и продвижения своей деятельности. Создаются сайты музеев, театров, концертных организаций, галерей, библиотек. К 2003 году таких сайтов было около 30, и этот процесс развивается очень бурно. Тем не менее, эта работа сталкивается с рядом проблем: • разрозненность сайтов по своему уровню, как техническому, так и содержательному; • информационное наполнение сайтов и постоянная техническая поддержка требуют больших организационных усилий и материальных затрат, как правило, непомерных для небольших музеев, театров и т. д.; • не всегда информационное сопровождение отвечает современным требованиям, часто информация не обновляется; •сайты создаются стихийно, нет документов регламентирующих их создание. Информация оказывается рассеянной по различным адресам, не систематизированной, поэтому поиск нужных сведений затрудняется. Создание информационной электронной сети библиотечных, музейных учреждений, создание единого театрального сайта оказываются важными, но частными прорывами. Сфера культуры и искусства Санкт-Петербурга представлена в сети Интернет не как единое целое, а как некое число разрозненных, не взаимосвязанных между собой элементов. Тем самым не достигается задача создания интегрированного и общедоступного информационного пространства, снижается эффективность использования Интернет-технологий для представления культуры Санкт-Петербурга на межрегиональном и международном уровнях, В этих условиях остро необходима интеграция всех информационных ресурсов учреждений культуры вне зависимости от ведомственной принадлежности. Такая интеграция позволит: •повысить эффективность Интернет-технологии отдельными учреждениями культуры; • создать единое информационное пространство интегрированной и общедоступной информации; • обеспечить мониторинг культурной жизни города; • интегрировать информацию о культурной жизни города в межрегиональное, федеральное и мировое информационное пространство. Для решения этих задач в 1999 году был создан сайт-навигатор «Санкт-Петербург: 1703-2003» (http://www.300.spb.ru), который ведет Институт Культурных Программ совместно с МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Поводом для создания сайта послужила необходимость информационной поддержки подготовки празднования 300-летия города с точки зрения отражения культурной среды, на фоне которой шла вся подготовка к юбилею. Однако возможности и перспективы сайта были намного шире: постоянное информирование российской и международной общественности о событиях культурной жизни Санкт-Петербурга обеспечивало активизацию маркетинга и продвижение города на международных культурных и туристических рынках, усиление целенаправленного интереса мирового сообщества к предстоящему юбилею и городу в целом. Кроме того, доступ к информационным ресурсам сервера «Санкт-Петербург: 1703-2003» способствовал формированию благоприятного имиджа города и укреплению его международного статуса. Сайт включал в себя следующие разделы: ¨ официальные документы: указы, распоряжения, постановления Администрации Салют-Петербурга, грантовые конкурсы, объявленные Комитетом по культуре); ¨ проекты к юбилею различных организаций; ¨ новости культурной жизни; ¨ карты: исторические и современные; ¨ история: хронология важнейших событий за 300 лет; ¨ культура: события культурной жизни на год, «Афиша» на текущий месяц, база данных по фестивалям Санкт-Петербурга; ¨ в сети: навигатор по петербургским ресурсам Интернета; ¨ интересно: живая камера с видом на Петропавловскую крепость. Информационным ядром сайта служила динамически пополняемая афиша, в которой были представлены театры, кинотеатры и концертные организации, музеи и библиотеки, галереи и культурные центры города и их мероприятия на текущий месяц. Городская афиша на русском и английском языках выполняла роль навигатора, т. к. давала ссылки на страницы учреждений культуры, представленные в Интернет. Кроме информации на месяц, на сайте была дана перспективная информация на текущий и на следующий год. На сайте также была размещена база данных по фестивалям Санкт-Петербурга с координатами организаторов, что позволяло театральным и концертным организациям устанавливать контакты и предлагать свои программы для участия в фестивалях и конкурсах. В дальнейшем информация по фестивалям могла быть расширена за счет сведений о фестивалях других регионов, прежде всего северо-запада России, что, несомненно, представляло интерес для театральных менеджеров. Таким образом, существовала возможность создания навигационной системы по фестивалям России. Сайт пользовался большой популярностью у Интернет-пользователей. Российские пользователи составляли 32 % от числа обращений. Среди зарубежных пользователей наибольшее количество обращений поступало из СIIIА (14 %), стран СНГ и стран Западной Европы. Среднемесячное количество посещений росло весьма интенсивно: 1999 г. - 4800; 2000г. - 12500; 2001 г. - 16000; 2002 г. - 24000. Интерес к сайту был настолько высок, что в 2001 году по инициативе Правительства города была создана система перекрестных ссылок сайта и ряда сайтов городского Правительства. Почти сразу сайт стал привлекать внимание рекламодателей и стал коммерчески выгоден. Уникальность потенциала сайта такова, что его значение не будет утрачено после 2003 года. По выполнении задачи информационного сопровождения юбилея города, сайт способен объединить информационные ресурсы в сфере культуры и искусства, представить учреждения культуры и искусства и культурный процесс в целом. По своим характеристикам сайт сможет взять на себя функцию связующего звена инфраструктуры культурной деятельности, стать информационным ядром, объединяющим другие элементы, включая профессиональную коммуникацию, непрерывное образование, работу с персоналом, PR-деятельность, и являющимся источником их развития. Сайт может быть использован в целях поддержки формирования и реализации культурной политики, направленной усиление на социальной роли сферы культуры и искусства и увеличение ее вклада в экономическое развитие города. Он является реальной и крайне необходимой базой данных для туроператоров - как отечественных, так и зарубежных. Новая форма сотрудничества для организаций культуры и искусства - база данных «Фестивали Санкт-Петербурга», где содержатся страницы, посвященные городским фестивалям, также снабженные ссылками на сайты организаторов проектов. Будущее сайта, перспективы его развития зависят от того, насколько успешно он сможет представлять культурную деятельность Санкт-Петербурга как единое целое, отражать работу государственных и негосударственных учреждений и организаций культуры и искусства и обеспечивать их представление в Интернете посредством системы ссылок или создания индивидуальных страниц. Еще одним назначением сайта может стать объединение культурно-информационных ресурсов Северо-Западного региона, содействие в укреплении межрегионального сотрудничества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.014 с.) |