Этапы социально-культурного проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы социально-культурного проектирования



Ведущим принципом описания проектной технологии явля­ется простота и универсальность проектного алгоритма. Идея заключается в том, чтобы разбить проектную деятельность на несколько этапов, каждый из которых решает свои специфичес­кие задачи с помощью использования тех или иных технологий.

Этап: анализ ситуации

Исходной операцией в процессе проектирования является анализ ситуации. Ситуация - совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, соци­альная группа, общность, организация, регион. С помощью этой системной категории выделяется некая структурная и динами­ческая целостность, характеризующаяся набором устойчивых компонент - условий, факторов, механизмов, ценностей, целей, намерений и т. п. Ситуации бывают объективные и субъектив­ные, перспективные (открывающие новые возможности разви­тия) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), уп­равляемые и неуправляемые. Ситуация характеризует как внут­ренние, так и внешние по отношению к субъекту условия, опосредующие его активность, создавая тем самым предпосыл­ки для их преобразования или преодоления.

В качестве объекта анализа могут выступать:

• совокупность внутренних и внешних факторов и условий функционирования того или иного учреждения (напри­мер, бизнес-структуры, включая и ее макросреду);

• ситуация, радиус которой совпадает с той или иной терри­ториально-административной единицей (регион, город, район, поселение);

• обстоятельства жизнедеятельности определенной соци­альной категории или группы населения (которая рас­сматривается как реальная или потенциальная аудитория проекта). Данный уровень функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием «образ жизни», которое представляет собой своеобразную теоретико-по­знавательную конструкцию, позволяющую выявить вза­имосвязь социальных и индивидуальных факторов, детер­минирующих деятельность и поведение людей. Проблем­ная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-культурного субъекта - носителя определен­ного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее гра­ницы фиксируют территориальную, социально-демогра­фическую, этническую, профессиональную, возрастную или психолого-поведенческую общность, которая пережи­вает определенное неблагополучие в экономической, по­литической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

Структура и масштаб анализируемой ситуации определяется видом проекта. Например, при разработке рекламной кампании, во-первых, осуществляется характеристика маркетинговой ситу­ации, которая включает анализ рынка предложений по анало­гичным услугам, изучение оснований и способов позициониро­вания, стратегии и тактики продвижения товара конкурентами; во-вторых, дается характеристика проблем и ресурсов рекламо­дателя. При проектировании тура предварительно характери­зуется объект путешествий, и прежде всего с точки зрения на­личия или отсутствия туристских ресурсов, а также факторов, определяющих аттрактивность региона, его туристско-экскурсионный потенциал: благоприятные климатические и природные условия; ландшафтную привлекательность; историко-культурный потенциал; экологическое состояние территории; социаль­но-экономическая и политическая ситуация в регионе.

Однако независимо от масштаба разрабатываемого проекта необходим учет проблем разных уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общекультурного или полити­ческого национального характера существенно влияют на жиз­недеятельность человека, независимо от места его проживания; локальные проблемы организации или учреждения могут быть общими для большинства территорий России; проблемы соци­альной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоя­тельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для дан­ной категории проблем в масштабах всей страны.

Ситуация анализируется по основным параметрам, которые: во-первых, являются относительно устойчивыми и существен­ными детерминантами функционирования того или иного субъекта (организации, социальной группы), определяющими, в том числе и его мотивы инициирования проекта; во-вторых, могут быть задействованы в рамках проекта, изменены или усо­вершенствованы. Характеристика ситуации осуществляется по двум базовым параметрам: а) проблемы; б) ресурсы (те скрытые резервы, которые при определенных и проектно обоснованных условиях становятся средством разрешения или оптимизации ситуации).

Категория «проблема» фиксирует различные грани ситуа­ции. Во-первых, в качестве проблемы рассматриваются объек­тивно существующие факты неблагополучия в тех или иных сферах жизни, различного рода утраты и препятствия, затруд­няющие процесс жизнедеятельности субъекта (личности, соци­альной группы, организации). По отношению к субъекту мар­кетинговой коммуникации проблемы - это определенного рода вызовы конкурентной среды, дефициты развития, препятствия и опасности. Во-вторых, проблемы - субъективно переживае­мое (т. е. осознанное) противоречие между реальным и желае­мым, целями и средствами (например, когда используемые сред­ства неадекватны поставленным целям и задачам, и в этой си­туации возникает необходимость в изменениях). В-третьих, проблема есть несоответствие (в тех или иных элементах ситу­ации) сущего и должного, реального и нормативного, которое фиксируется неким субъектом (менеджером, проектировщиком, педагогом и т. д.).

Таким образом, ситуация выступает в качестве модели ана­лиза, позволяя: операционально описать некую совокупность условий и проблем функционирования субъекта (включая социокультурную и маркетинговую среду, сферы жизнедеятель­ности, образ жизни реальной или потенциальной аудитории про­екта); выявить те необходимые ресурсы, которые сделают возможным решение или минимизацию этих проблем в рамках проекта.

Анализ ситуации включает в себя несколько операций:

• диагностику всей совокупности проблем (носителем ко­торых может быть личность, социальная группа, органи­зация, регион и т. д.);

• ранжирование проблем (определение степени их актуаль­ности по системе критериев);

•установление причинно-следственной зависимости меж­ду различными группами проблем;

• классификацию проблем по различным основаниям (ха­рактеру проблем, в зависимости от их распределения по элементам ситуации, радиусу действия);

• позиционирование проблем - определение тех социальных сил, структур и субъектов, для которых данная проблема актуальна, которые заинтересованы в ее решении или в поддержке будущего проекта. Их в дальнейшей логике проектирования следует рассматривать в качестве носи­теля и источника различного рода ресурсов - финансо­вых, социальных, административных, технологических, маркетинговых.

При этом следует иметь в виду, что между проблемами, на­ходящимися в причинно-следственной зависимости, существует не только прямая, но и обратная связь - следствие также воз­действует на свою причину меняя ее параметры и характерис­тики. Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие. В этой связи целевая ориентация проекта будет зависеть от того, какая проблема рассматривается в качестве причины, а и какая - в качестве следствия.

Анализ проблемной ситуации является генетически первич­ным по отношению к последующим этапам. В дальнейшем про­блемная ситуация либо преобразуется в нормативную модель, которая получает оформление на этапе целеполагания и затем обеспечивается инструментальной частью проекта, либо оцени­вается как неразрешимая с учетом наличных средств и ресур­сов, и тогда проект не имеет перспективы с точки зрения ре­зультативности. Его конструктивная часть разрабатывается лишь после того, когда субъект проектирования видит желае­мое (идеальное, нормативное) состояние объекта и когда в са­мой проблемной ситуации он обнаруживает средства и ресур­сы, необходимые для ее оптимизации. Компетентное преобра­зование проблемной ситуации в нормативную - важнейшее условие выбора наиболее эффективных методов, определяющих результативность проекта в целом.

Сложность решения стоящих на этапе анализа ситуации за­дач состоит в неоднозначной трактовке самого понятия «про­блема», в неизбежном субъективизме при их анализе и ранжировании, в консервативности взглядов специалистов, сводящих проблемное поле к банальным недостаткам, связанным с нехват­кой средств, сильной конкуренцией и т. п.

Основными методами получения исходной информации, необходимой для всестороннего анализа ситуации, являются: поисково-инновационные игры, экспертные оценки, анализ статистической информации, социологические исследования, специальные маркетинговые исследования (метод фокус-групп, метод «репертуарных решеток» и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.005 с.)