РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ





I


документами, позволяющими учитывать количество чле­нов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия». Однако в законе не указано на взаимовы­годный и дифференцированный характер членства, свя­занный с регулярной уплатой различных членских взно­сов для получения товаров и услуг организации.

Грант — средства целевого финансирования (денеж­ные средства или иное имущество), выделяемые на конкурс­ной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании.

Привлеченные источники финансирования некоммер­ческих организаций в США и России. Привлеченные сред­ства являются основным источником финансирования не­коммерческой сферы США. На протяжении последних 20 лет они составляют около 70% всех финансовых по­ступлений некоммерческой сферы.39 В 1999 г. средства от населения и коммерческого сектора в бюджете некоммер­ческих организаций достигли 11,1 млрд долл., тогда как государственные субсидии — всего 1,3 млрд долл.40

За 1970-1990-е гг. наблюдаются следующие тенден­ции развития привлеченного финансирования в амери­канской некоммерческой сфере.

Во-первых, за эти 20 лет в некоммерческой сфере США наметилась устойчивая тенденция, с одной стороны, к увеличению благотворительных взносов населения, а с другой — к снижению темпов роста благотворительных вкладов коммерческого сектора, Благотворительные взно­сы населения в некоммерческой сфере в процентах к лич­ным доходам населения возросли с 1,95% в 1970 г. до .2,19% в 1999 г.41 Благотворительные вклады корпораций, стабильно увеличивавшиеся за период с 1970 по 1980 гг. от 0,8 млрд долл. до 5,6 млрд долл., остановились в своем росте с 1980 г. В результате благотворительные взносы компаний в 1980 г. и 1999 г. составили одну и ту же цифру — 5,6 млрд долл.42

Выявленную тенденцию можно объяснить изменения­ми в политике коммерческих структур, а именно — сме-


 


1


30 Nonprofit Almanac. 1998-1999. P. 147-150. 40 Statistical Abstract of US. 2000. P. 388. " il Nonprofit Almanac. 1999-2000. P. 81.

42 Ibid. P. 84. ■ .

56 ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


ной форм филантропии. Как точно замечает сотрудник Коммерческого комитета поддержки искусств под эгидой Национального индустриального совета США Д. Йедлик, налицо «отход от понятия чистой филантропии к той по­зиции, когда образуется союз бизнеса с некоммерческой сферой с целью достижения взаимных деловых целей».43 Если в 1970-е гг. в благотворительной политике предпри­нимательских структур имела место чистая филантро­пия, т. е. свободное жертвование средств некоммерческим организациям без преследования каких-либо коммерче­ских целей, то с 1980-х гг, наметилась тенденция к ана­лизу и планированию всех направлений расходов компа­ний, в том числе и благотворительных.

В регулярное обращение вошел термин корпоратив­ные социальные инвестиции, обозначающий отчисление средств коммерческими организациями на общественно полезные цели. Каждая статья социальных расходов кор­порации должна быть запланирована заранее и сопровож­даться определенной отдачей. С позиций некоммерческих организаций корпоративные социальные инвестиции при­нимают форму спонсорских средств.

В ходе спонсирования некоммерческие организации приобретают необходимые для выполнения уставной дея­тельности материальные и денежные ресурсы, возможно­сти использования современных видов связи, оборудова­ния, а также повышения квалификации сотрудников.

Спонсоры, согласно материалам Американского ком­мерческого комитета поддержки искусств, рассматривают корпоративные социальные инвестиции как «составляю­щие программы связей с общественностью, направленной на расширение внешних контактов и создание благопри­ятного имиджа фирмы». Кроме того, спонсорство выступа­ет как «недорогое средство рекламы и доступа к престиж­ным развлекательным программам».44 Действительно, не­коммерческие организации в ответ на спонсорский взнос включают название компании в свои печатные издания;

43 Ten New Directions for the 1990's. / Ed. by J. Naisbitt, P. Aburdene. New York: William Morrow and Co., 2001. P. 106.

44 Твиди К. Организация партнерских отношений менаду бизнесом и культурой // Работать с коммерческим сектором: спонсорство или парт­нерство? Материалы международного симпозиума. СПб.: Изд-во Черны­шева, 1997. С. 19-30.


3 РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ -



помещают логотип фирмы на входных билетах, информа­ционных проспектах; берут на реализацию продукцию компании; предоставляют фирме право использования сво­ей марки, площадей, а также возможность участвовать в различных мероприятиях и т. д.

Например, одной из популярных форм работы со спон­сорами является продажа некоммерческими организаци­ями так называемых именных мест, где за определенную сумму можно получить право разместить свое имя. Это может быть надпись на стене («донорские стены»), ко­лонне, постаменте и т. д. Так, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, крупнейший художественный музей США, про­дал 5000 кровельных черепиц по 500 долларов за каж­дую, на которых могли быть выгравированы имена спонсоров1.45

Таким образом, выгоды спонсоров можно разделить на прямые и косвенные. К прямым выгодам относятся полу­чение рекламы, доступ к современным источникам ин­формации и т. д. Косвенные выгоды спонсорства заклю­чаются в завоевании лояльного отношения властей и изве­стных политических деятелей, улучшении имиджа фирмы в обществе, что в целом способствует созданию благопри­ятной среды для бизнеса.

В результате корпоративные социальные инвестиции компаний формируют новую форму филантропии, кото­рую можно назвать стратегической.

Большое влияние на развитие некоммерческой сферы оказывают благотворительные фонды. США отличаются постоянным ростом числа благотворительных фондов и их активов. Так, если в 1980 г. в стране насчитывалось 22,5 тыс. благотворительных фондов, то К 1999 г. их число удвоилось и составило 45,8 тыс. Еще более значительным является рост активов фондов за данный период — более чем в 6 раз — с 41,6 млрд долл. до 256,7 млрд долл. Пока­зательным являются и темпы увеличения числа предостав­ленных некоммерческой сфере грантов. В 1999 г. гранты благотворительных фондов достигли 10 652 ед. на сумму 789 млн долл., что в 4,3 раза выше уровня 1980 г.46

45 The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 1999-.2000. New York, 2000. P. 34.

48 Statistical Abstract of US. 1982-1983. P. 348; Statistical Abstract of US. 2000. P. 388.

58 ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Благотворительные фонды в большинстве случаев пред-почитают заниматься долгосрочными программами разви­тия некоммерческой сферы, например образовательными проектами, развитием новых направлений искусства, со­зданием информационной сети и т. д. Однако это не озна­чает, что фонды полностью финансируют выбранные про­граммы. Их субсидии в ряде случаев носят частичный, разовый или непродолжительный характер и ставят це­лью помочь развитию проекта на начальной стадии.

Вместе с тем поддержка некоммерческой сферы бла­готворительными фондами не ограничивается только пре­доставлением грантов. В последние годы большую попу-лярность получил такой вид поддержки благотворитель­ных фондов, как консалтинг. Как справедливо отмечает И. М. Шейман, «крупные благотворительные фонды все чаще выполняют функции научно-консультационных цен­тров по широкому кругу проблем».47 Действительно, со­трудники фондов занимаются в некоммерческой сфере экспертными оценками программ, участвуют в отборе и ранжировке проектов, разрабатывают рекомендации по эффективной реализации работ в некоммерческих орга­низациях и т. д. Таким образом, благотворительные фон­ды оказывают поддержку некоммерческим организаци­ям в форме не только финансовой, но и научно-консуль­тационной помощи.

Важную роль в финансировании некоммерческой сфе­ры играют членские взносы.

В зависимости от типов участников выделяются два вида членства — индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида членства — годовое, срочное (5, 10, 15, 20, 25 лет) и бессрочное. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории про­стых и привилегированных членов, доноров, покровите­лей некоммерческой организации и др.

Различные категории членства дают разные преиму­щества вкладчикам. Прежде всего, члены имеют право на бесплатное или льготное приобретение услуг некоммерче­ских организаций. Вместе с тем члены общества постоянно


 


47 Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфе­ре / Под ред. И. М. Шеймана и др. М.: Наука, 1996. С. 18.


3. РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



получают новости из жизни некоммерческой организации через присылаемые журналы, информационные бюллете­ни, приглашения, а также имеют скидки на ее печатную и сувенирную продукцию.

Кроме того, привилегированные члены, доноры и по­кровители могут принимать непосредственное участие в управлении некоммерческой организацией. Они могут по­лучать право голоса на заседаниях высшего органа управле­ния некоммерческой организацией. В частности, они могут участвовать в рассмотрении задач и направлений деятель­ности некоммерческой организации, утверждении бюдже­та, а также в анализе результатов работы организации.

Таким образом, популярность системы членства можно объяснить тем, что она является своеобразной формой уча­стия в деятельности некоммерческих организаций и пре-дусматривает большое число привилегий для вкладчиков.

Среди привлеченных источников финансирования не­коммерческих организаций особое место занимают заем­ные средства. В качестве заемных источников финансиро­вания выступают кредиты банков, финансовых институ­тов, международных организаций и др.

Отдельное место в системе заемного финансирования некоммерческих организаций занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации, обычно называемые мунисами (munis).

Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммер­ческих организаций муниципальными или республикан­скими органами власти и собственно некоммерческими орга­низациями (больницами, медицинскими центрами и т. п.).

За рубежом существует несколько типов мунисов. В за­висимости от сроков выделяют краткосрочные и долго­срочные мунисы. Краткосрочные муниципальные вексе­ля используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для фи­нансирования инвестиционных проектов некоммерческих организаций.

Кроме того, в зависимости от видов обеспечения су­ществует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми по-

60 ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



отуплениями данного уровня. Специальные налоговые об­лигации, выплаты по которым гарантируются с помо­щью отдельных налогов, и муниципальные доходные об­лигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организаций. Последний тип му-нисов получил большое распространение среди неком­мерческих организаций за рубежом, так как основная сумма и проценты по таким облигациям выплачиваются из доходов от финансируемых с их помощью проектов (строительство дорог, мостов, аэропортов, систем комму­нальных услуг и т. д.).

К примеру, в 1999 г. правительство штата Мэн выпус­тило муниципальные облигации на сумму свыше 26 млн долл. для финансирования инфраструктуры семи техни­ческих колледжей. А правительство штата Огайо профи­нансировало в том же году с помощью мунисов ремонт и обновление зданий и всей инфраструктуры государствен­ных вузов.48

В России использование муниципальных облигаций как источника заемного финансирования некоммерческих организаций еще не получило такого распространения, как за рубежом. Однако в перспективе данный источник финансирования, несомненно, завоюет не меньшую попу­лярность в России, чем в западных странах.

В 1990-е гг. в некоммерческой сфере получило разви­тие новое направление привлеченного финансирования — резервные взносы (reserve endowment).

Резервные взносы представляют собой особую форму привлечения средств физических и юридических лиц в некоммерческую организацию. В отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаются некоммерческой организацией на счетах банков.и инвестиционных инсти­тутов с целью получения стабильных процентов. Главной особенностью резервных взносов является запрет на ис­пользование самой суммы взноса на финансирование рас­ходов некоммерческой организации. Некоммерческая орга­низация вправе распоряжаться только накопленными про­центами с этой суммы, причем сам взнос никогда не возвращается вкладчику.

48 Смирнов Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран // Рос. экономический журнал. 2003. № 2. С. 89.


3. РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



 

Контроль за использованием резервных взносов и до­ходов от них осуществляет совет попечителей некоммер­ческой организации. Он ежегодно определяет лимит расхо­дов созданного фонда исходя из средней ставки процента по вкладам и в соответствии с планом работы некоммер­ческой организации. При этом использование накоплен­ных процентов от резервных взносов может идти на по­крытие как капитальных, так и текущих расходов.

Резервные взносы могут привлекаться в различных формах. Одной из таких форм является мемориальный взнос, посвященный какой-либо дате или событию. Попу­лярность данной формы резервного взноса объясняется тем, что частное событие отмечается в рамках некоммер­ческой организации. Например, некоммерческая органи­зация может публиковать информацию о наступившем событии в своих печатных изданиях, высылать поздрав­ления и подарки от своего имени, предоставлять площади для проведения банкетов и др.

Большое значение в условиях российской экономики приобретает использование некоммерческими организаци­ями такого источника финансирования, как резервные взносы. Правовые особенности резервных взносов предо­ставляют возможность создать своеобразный фонд в не­коммерческих организациях, который выступит опреде­ленным гарантом их деятельности и позволит повысить их финансовую устойчивость.

В России наблюдается иная ситуация в структуре фи­нансирования некоммерческих организаций, по сравне­нию с США. Государственные субсидии остаются значи­тельным ресурсом, составляя от 20% до 70% доходов не­коммерческих организаций. Вместе с тем в структуре финансирования российских некоммерческих организаций появляются и новые тенденции.

Во-первых, большое внимание уделяется привлечению новых источников финансирования в форме благотвори­тельных, спонсорских взносов и др. Однако если в США привлеченные средства предполагают финансирование со стороны как физических, так и юридических лиц, то в России речь идет, как правило, только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств насе­ления в бюджете некоммерческих организаций составляет крайне малую часть. Это связано с низким уровнем дохо-

62 ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


дов населения, не позволяющим ему заниматься благотво­рительной деятельностью; неразвитостью традиций меце­натства, а также с отсутствием эффективных мер стиму­лирования благотворительной деятельности со стороны государства.

Во-вторых, кроме благотворительных и спонсорских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре привлеченных источников финансирования рос­сийских некоммерческих организаций составляют гранты благотворительных фондов и организаций. Некоммерче­ские организации в основном получают гранты от амери­канских фондов и организаций, таких как фонды «Евра­зия», Форда, Сороса, Всемирный банк реконструкции и развития и др.

В-третьих, в российской некоммерческой сфере боль­шое распространение получила система членства. Одна­ко если в американских некоммерческих организациях членство ориентировано на средние слои населения, то в России — на очень обеспеченных граждан. К примеру, средние ежегодные взносы в американские музей состав­ляют 25-50 долл., тогда как в России — 75-100 долл. Так, минимальный членский взнос в Общество друзей Метрополитен-музея — для нельготных категорий граж­дан составляет 45 долл., а в Клуб друзей Эрмитажа, Рус­ского музея — 100 долл. Учитывая различия в плате­жеспособности граждан двух государств, разница в раз­мерах членских взносов в действительности оказывается намного больше.

Кроме того, американские некоммерческие организа­ции предусматривают льготные тарифы для малообеспе­ченных категорий граждан, таких как студенты, пенсио­неры и т. д. К примеру, членские взносы для студентов и пенсионеров в Метрополитен-музее установлены в разме­ре 25 долл. В России подобной практики не существует. В результате в России общества друзей учреждений куль­туры приобретают элитарный характер и ограничиваются небольшим числом как российских, так и иностранных членов. Как правило, число индивидуальных членов в российских клубах друзей не превышает 100 человек, а корпоративных — 200 фирм. В США подобные общества друзей носят массовый характер и могут насчитывать де­сятки тысяч членов. Так, Общество друзей Бостонского



 


3. РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



музея изобразительных искусств объединяло в 1999 г. 14 тыс. индивидуальных и. 4,5 тыс. корпоративных чле­нов, а Клуб друзей Русского музея — 25 индивидуальных и 45 корпоративных членов, из которых 15 и 30 членов были российскими резидентами.49 Выделенные отличия системы членства в России находят свое отражение в струк­туре финансирования отечественных учреждений культуры. В целом, согласно структуре доходов российских не­коммерческих организаций, доля членских взносов в их бюджетах остается достаточно низкой, по сравнению с американскими организациями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вторая группа доходов некоммерческих организаций, объединяющая различные виды государственного финан­сирования,является традиционным источником поступ­лений некоммерческой сферы США. К государственным источникам финансирования относятся регулярные суб­сидии государства на содержание и развитие некоммер­ческих организаций, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов, программ и др. Государственное финансирование имеет намного меньшие объемы, по сравнению с привлеченными сред­ствами, что связано с длительностью и сложностью про­цессов получения бюджетных средств, а также с большой работой по сбору информации для обоснования необходи­мости финансовой поддержки. В 1999 г. государственные средства в некоммерческой сфере оценивались в 1,3 млрд долл., что составляет 8,1% от общих финансовых по­ступлений некоммерческих организаций.50 Однако при­веденные результаты не учитывают непрямого государ­ственного финансирования.

Во-первых, отчисления федерального правительства США на развитие некоммерческой сферы через прави­тельства отдельных штатов и местные органы власти, ко­торые вправе сами определять направления расходов и

49 Государственный Русский музей. Отчет о работе музея за 1999 г. СПб.: Palace Edition, 2000. С. 16.; Boston Museum of Fine Arts. Annual Report for the Year 1998-1999. Boston, 2000. P. 43.

60 Nonprofit Almanac. 1999-2000. P. 147-150.

64 ЭКОНОМИКА И P ЖНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


круг некоммерческих организаций, а также через специ­альные внебюджетные фонды.

Во-вторых, государственные дотации частным лицам на культурно-просветительские цели или предоставление гражданам права бесплатного посещения подобных орга­низаций. В США в 1999 г. на возмещение расходов потре­бителей приходилось до 70% средств, предоставляемых федеральным правительством на развитие некоммерческих организаций.51

В-третьих, наделение некоммерческих организаций льготами по уплате налоговых, таможенных и иных сбо­ров. К последним может относиться полное или частичное освобождение некоммерческих организаций от платы за пользование государственным или муниципальным иму­ществом. Налоговые льготы в некоммерческой сфере опре­деляются Службой внутренних доходов США (The Internal Revenue Service), которая разрабатывает так называемый шифр доходов (The Internal Revenue Code).52 Доходы не­коммерческих организаций освобождаются от налогообло­жения, если они получены от некоммерческой деятельно­сти и не подлежат распределению между ее участниками.

В некоторых штатах доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций также не под­лежат налогообложению. Это мотивируется большими ад­министративными затратами на разделение коммерческой и некоммерческой деятельности. Так, за 1998 г. прави­тельство США получило от сбора налогов на доходы не­коммерческих организаций 24,6 млн долл., что составило менее 0,02% от общих поступлений Федерального бюдже­та в 600 млрд долл. Кроме того, 1 % работников службы налогового управления был занят определением размеров доходов от предпринимательской деятельности некоммер­ческих организаций.63 С 1980-х гг„ в государственной по­литике США четко прослеживается тенденция перехода от прямого к совместному финансированию программ и проектов в некоммерческой сфере.-

51 Ibid. Р. 154.

82 Simon J. The Tax Treatment of Nonprofit Organisations: a Review of Federal and State Policies // The Nonprofit Sector. A Research Handbook / Ed. by Powell W.W. New Haven, 1987. P. 42.

63 Clotfelter C. Federal Tax Policy and Charitable Giving. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1998. P. 49.


3. РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3-2281



Выделяются два вида совместного финансирования некоммерческой сферы.

Первый вид — это долевые субсидии. Государствен­ные средства в данном случае предоставляются только, при условии дополнительного финансирования проекта за счет собственных или привлеченных средств некоммер­ческой организации. К примеру, большую популярность в США получили так называемые субсидии «1 : 3», в кото­рых на одну долю государственных инвестиций приходит­ся три доли частных вложений.

Второй вид — возвратные субсидии. Государство в этом варианте выделяет средства некоммерческим организа­циям только в том случае, если они обязуются компенси­ровать частично или полностью предоставленное финан­сирование. Возвратные субсидии в большинстве случаев используются для реализации высокорентабельных дол­госрочных проектов, доходы от которых значительно превышают объем субсидий. Таким образом, возвратные субсидии можно рассматривать в качестве беспроцентного государственного кредита. С помощью такого механизма финансирования государство позволяет некоммерческим организациям реализовывать проекты с высокой финансо­вой отдачей в будущем.

Итак, совместное государственное финансирование не­коммерческой сферы призвано не только покрывать рас­ходы некоммерческих организаций, но и повышать их экономическую самостоятельность и устойчивость на рын­ке. В результате большая часть бюджета даже государ­ственных некоммерческих организаций США состоит из негосударственных источников финансирования (табл. 4).

Таблица 4



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.88.35 (0.016 с.)