Финансирования государственных вузов США и России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансирования государственных вузов США и России



(по состоянию на середину 1990-х гг.)*

 

Страна Долягосударственного финансирования, % Доля. негосударственного финансирования, %
США 35-50 50-65
Россия 50-70 30-50

*Смирнов Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран // Рос. экономический журнал. 2003. № 2. С. 89. '



ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


СОБСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Третья группа источников финансирования некоммер­ческих организаций объединяет доходы от собственной деятельности. К таковой могут относиться как основные (выставочная, образовательная, концертная деятельность и т. д.), так и дополнительные (коммерческая деятельность и др.) направления работы.

При анализе данной группы доходов важно четко про­водить различие между поступлениями от некоммерче­ской и предпринимательской деятельности. Доходы от не­коммерческой деятельности могут складываться из вы­ручки от реализации билетов, проведения экскурсий и лекций, работы студий и кружков, предоставления фото-и видеоуслуг, выездных выставок и гастролей и т. д. В це­лом, они играют важную роль в бюджете некоммерческих организаций. Так, в 1999 г. доходы от основной деятель­ности американских некоммерческих организаций соста­вили 2 млрд долл., или 12,5% от общих финансовых по­ступлений.54 На уровне отдельной некоммерческой орга­низации подобные доходы не превышают 30%.

Наряду с основной деятельностью, некоммерческие организации много внимания уделяют развитию предпри­нимательских направлений работы. Коммерческая деятель­ность организаций сводится к реализации сувенирной про­дукции, предоставлению платных услуг мастерских, ате­лье, а также к работе кафе, ресторанов, видеоцентров, автомобильных стоянок и т. д. В развитии предпринима­тельской деятельности некоммерческих организаций США можно выделить следующие тенденции.

Во-первых, с 1980-х гг. большую популярность в не­коммерческой сфере США получили такие виды предпри­нимательской деятельности, как лотереи, конкурсы и аук-ционы. Возможности получения доходов от таких мероприя­тий очень высоки и зависят от масштабов их проведения. Призами в лотереях и конкурсах, а также предметами аук­ционов могут выступать не только материальные блага, но и услуги, права. В этом случае на конкурс или аукцион выставляется, например, право посещения какого-либо

54 Nonprofit Almanac. 1999-2000. P. 147-160.


3. РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3*



 


мероприятия, встреча с культурным деятелем й т. д. Не­смотря на привлекательность подобной деятельности, она требует серьезных затрат, прежде всего на рекламу, раз­витие связей с общественностью и т. д. В силу этого не­коммерческие организации в большинстве случаев стре­мятся заручиться поддержкой муниципальных органов власти или коммерческих структур, а также привлечь для участия влиятельных и известных лиц.

Во-вторых, некоммерческие организации в США пред­почитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Это можно объяснить тем, что объемы предпринимательских поступлений не­коммерческих организаций ограничиваются со стороны муниципальных органов власти. Подобное разделение де­ятельности достигается двумя способами.

Первый способ — для ведения предпринимательской деятельности при некоммерческой организации создается отдельное предприятие, контрольный пакет акций кото­рого принадлежит некоммерческой организации.

К примеру, многие исследовательские университеты США являются соучредителями коммерческих компаний, занимающихся производственной, консультационной, об­разовательной деятельностью. Количество подобных ком­мерческих компаний у крупных университетов может ис­числяться десятками, а их годовые доходы — сотнями миллионов долларов.

Второй способ —г- некоммерческая организация предо­ставляет свои площади, торговые марки и другие права компаниям, занимающимся коммерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от полученной прибыли определенный процент.

Во многих крупных университетах США коммерче­ские фирмы проводят совместные исследования в области физики, биотехнологий, привлекая сотрудников универ­ситета, а в ответ перечисляют часть своей прибыли (в том числе оснащают научные лаборатории). В университетах могут функционировать на правах филиалов компаний целые научные подразделения.

В России также наблюдается подобное юридическое раз­деление уставной и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. В качестве примера разделе­ния можно привести опыт Государственного Эрмитажа.

68 ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Итак, финансирование некоммерческих организаций отличается большим разнообразием источников доходов и находится в тесной зависимости от национальных особен­ностей. Так, в некоммерческой сфере США традиционно доминируют собственные и привлеченные источники фи­нансирования, тогда как в России значительным источни­ком выступают государственные субсидии, хотя благотво­рительные взносы и доходы от собственной деятельности играют все большую роль в структуре финансирования некоммерческих организаций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем состоят особенности трудовых ресурсов некоммерче­
ских организаций?

2. Каковы отличия добровольцев от штатных сотрудников не­
коммерческой организации?

3. Назовите мотивы участия в добровольчестве в России и в
США.

4. В какие три группы можно объединить все источники фи­
нансирования некоммерческой сферы?

5. Чем отличаются спонсорские взносы от благотворительных
взносов?

6. Что такое муниеы?

7. Что понимается под косвенном финансированием неком­
мерческой сферы?

8. Каковы особенности финансирования некоммерческой сфе­
ры в России?


3. РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ


4.1.

МАРКЕТИНГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Маркетинг является одним из ведущих инст­рументов менеджмента в некоммерческих орга­низациях. С помощью маркетинга некоммер­ческие организации решают различные задачи своей деятельности — социальные, благотво­рительные, культурно-просветительские, науч­но-исследовательские, привлекая для этого раз­нообразные формы общественной и государ­ственной поддержки.

Различные цели деятельности некоммерче­ских организаций требуют выделения отдельных направлений их маркетингового планирования. Некоммерческие организации ориентируют свою работу не только на потребителей, но и на лиц, оказывающих им различные виды поддержки. Согласно рис. 6, работа с посетителями, кон­трактниками, заинтересованными лицами, а так­же средствами массовой информации необходи­ма для оправдания миссии некоммерческой орга­низации и создания ее репутации. Отношения с попечителями, спонсорами, фондами, государ­ственными и местными властями направлены в некоммерческой организации на получение де­нежной, материальной, организационной под­держки и выделяются в самостоятельное направ­ление маркетингового планирования.

Необходимо отметить, что разные области маркетингового планирования в некоммерче­ской сфере сильно взаимосвязаны. Внимание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.006 с.)