Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие сети библиотек для слепых в России

Поиск

 

1995 год отмечен в культурной жизни общества, жизни многочисленных пользователей библиотек для слепых России двумя знаменательными событиями. Первое из них относится к началу организованного библиотечного обслуживания взрослых слепых в России, второе — к открытию первой общедоступной специальной библиотеки для слепых.

1895 год. По инициативе русской интеллигенции, занимавшейся распространением образования среди слепых во главе с Анною Адлер и Александром Скребицким, при поддержке бывшего директора Румянцевского музея В. А. Дашкова и профессора И. В. Цветаева было открыто небольшое отделение с собранием книг, изданных брайлевским шрифтом и предназначенных для чтения слепыми.

Фонд этих книг насчитывал не более 10-наименований. Получены они были от Попечительства о слепых в России, а также от А. А. Адлер, занимавшейся печатанием книг по системе Брайля.

Одна из таких книг — «Сборник статей для детского чтения...» сохранилась в фондах библиотеки как библиографическая редкость и как образец книги, предназначенной детям. Сборник включает классические произведения русских писателей, биографии замечательных людей. Здесь можно найти биографию Луи Брайля и другие познавательные материалы.

Появление возможности обслуживать книгой слепых в стенах Румянцевского музея было в то время событием значительным. Энтузиасты образования слепых стали серьезно говорить о роли книги в жизни незрячих, о необходимости создания библиотек для слепых. «Научить читать слепых и составить хорошую библиотеку для их употребления есть первые задачи, к осуществлению которых надо стремиться» — эти слова принадлежат Анне Адлер, с которыми она выступила на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в 1896 году.

Таким образом, маленькое отделение для слепых в Публичной библиотеке Румянцевского музея стало как бы прообразом специальной библиотеки, основу которой составила коллекция брайлевских книг, тщательно собранная подвижниками, и открыло эру организованного библиотечного обслуживания слепых в России.

Должны были пройти десятилетия, чтобы идеи Адлер охватили умы и претворились в жизнь.

Первая общедоступная библиотека для слепых была открыта в 1920 году на основе книжного фонда Московской школы-интерната № 1 для слепых детей, от которой ведет свою историю Российская государственная библиотека для слепых.

Наиболее активно библиотеки для инвалидов по зрению начали создаваться в 20—30 годы текущего столетия. Это было отчасти обусловлено созданием в 1925 году общественного объединения слепых России — Всероссийского общества слепых (ВОС). Именно в этот период отмечается большая роль книги в общественно-политической и культурной жизни незрячих.

О темпах роста спецбиблиотек свидетельствует статистика. Если в 1928 году было создано 24 библиотеки с фондом 5680 брайлевских книг, то в 1932 году их число достигло 115. Темпы выпуска книг РТШ также возросли, т. к. фонды за этот же период увеличились в 4 раза и составляли более 20 тысяч экземпляров. В те годы в библиотеках работали добровольцы, общественники, люди, не имеющие специального образования, но их вклад в дело социального и культурного развития слепых неоценим.

В конце 30-х годов встал вопрос о более целенаправленном н качественном библиотечном обслуживании инвалидов по зрению. Это могли сделать профессионалы. Необходимо было реформировать библиотечное обслуживание незрячих. Были предприняты шаги для укрупнения библиотек, находящихся в подчинении ВОС. Уже к 1939 году их стало 65 из 115 и кроме того было создано 25 отделов брайлевской литературы и самостоятельных библиотек для слепых, находящихся в общегосударственной сети. Наиболее крупными были Московская, Ленинградская, Казанская, Кировская, Саратовская библиотеки.

Этот период отмечен стабильностью книгоиздания в адрес слепых. Фонды библиотек регулярно пополняются типографскими изданиями. Идет поиск особых форм работы, способствующих компенсации слепоты. Получают широкое распространение кружки громкого чтения, индивидуальная работа с чтецом, книгоношество. Создаются передвижные библиотеки по месту жительства, работы и учебы незрячих. Становится популярным заочный абонемент, позволяющий пересылать книги лицам, проживающим вдали от библиотеки.

Таким образом складывается система библиотечного обслуживания инвалидов по зрению. При многих положительных моментах становление библиотек проходило в непростых условиях. Многие библиотеки ютились в тесных, малоприспособленных помещениях, недоставало технических средств, специального оборудования, квалифицированных кадров.

Создалась ситуация, при которой, с одной стороны, библиотеки для слепых начали ощущать на себе заботу государства, с другой — уравненная оплата труда библиотекарей, обслуживающих инвалидов, с теми, кто работал с нормальной аудиторией читателей, ставили их в сложные условия. К концу 30-х годов библиотечная общественность выдвигает предложение о приравнивании оплаты труда библиотекарей к оплате труда учителей, работающих в школах для слепых и получающих 25% надбавку.

Поднимается вопрос о подготовке и переподготовке специалистов для работы с инвалидами.

К началу 40-х годов намечаются позитивные сдвиги в библиотечном обслуживании слепых. Улучшается издание книг для слепых по системе Брайля, расширяется их репертуар. Активно включаются в работу с инвалидами массовые библиотеки. Специальные библиотеки стремятся создать более комфортные условия для своих читателей.

Именно в эти годы настойчиво ставится вопрос об объединении библиотек в сеть с единым методическим руководством. Этому не суждено было осуществиться. Начавшаяся в июне 1941 г. вторая мировая война нарушила все планы. Ущерб, нанесенный экономике нашей страны, вряд ли учитывал потери в культурной сфере. Специальные библиотеки пострадали значительно. И хотя в годы войны некоторые из них продолжали оказывать услуги незрячим, тем более, что число инвалидов по зрению за годы войны значительно возросло, большая часть библиотек находилась в плачевном состоянии. Военноослепшие требовали особой заботы со стороны библиотекарей. И здесь не заявленная официально наука — библиотерапия — играла свою положительную роль.

Потребовалось время на восстановление и дальнейшее развитие библиотечного обслуживания инвалидов по зрению. В 50-е годы с учетом государственной политики в области библиотечного дела интенсивно формируются отделы, обслуживающие слепых при крупных универсальных библиотеках, что помогало решать проблемы библиотечного обслуживания инвалидов. Эта работа оказалась слишком специфичной для массовой библиотеки, была не основной, играла второстепенную роль. Специальные книги больших форматов требовали для размещения значительных площадей и как бы вытесняли обычную книгу; нужны были особые условия для работы с незрячим читателем. Все это привело к тому, что вопрос о необходимости создания специальных библиотек для слепых заявил о себе в полную силу. В 1953 году Совет Министров РСФСР принял постановление «О мероприятиях по улучшению культурно-бытового обслуживания слепых», по которому в 1953— 1954 гг. необходимо было организовать 19 новых спецбиблиотек для слепых в областных, краевых и республиканских центрах, где их не было.

В этот же период решением правительства Московская библиотека для слепых, имевшая статус городской, реорганизуется в Республиканскую центральную библиотеку для слепых с возложением на нее функций методического руководства специальными библиотеками для слепых Российской Федерации.

Став республиканским методическим центром, РЦБС начала добиваться для спецбиблиотек России соответствующего статуса. Именно в эти годы большая часть из них переходит в областное, краевое, республиканское подчинения с соответствующим финансированием и функциями. РЦБС разрабатывает целый ряд документов, регламентирующих деятельность специальной библиотеки для слепых, опираясь при этом не только на свой опыт, но и привлекая к этой работе специалистов из других специальных библиотек. Такое интенсивное формирование сети привело к тому, что книга, информация стали более доступными для инвалидов. Заметно увеличился приток читателей.

50-е годы были чрезвычайно плодотворными в деятельности РЦБС и библиотек для слепых России.

В 1956 г. в Москве проходит Всероссийское совещание заведующих специальными библиотеками для слепых, на котором были обсуждены насущные проблемы, связанные с организацией и методикой библиотечного обслуживания незрячих, организацией фондов и каталогов, а также с техническим оснащением и специальным оборудованием библиотек.

В эти годы заметно меняется отношение государства к библиотечному обслуживанию инвалидов по зрению. В мае 1956 г. издается приказ Министра культуры РСФСР «О работе специальных библиотек для слепых», в котором предусматривается ряд мер, направленных на улучшение их деятельности.

50-е годы вошли в жизнь специальных библиотек еще одним знаменательным событием: в стенах РЦБС родилась первая отечественная «говорящая» книга, которой суждено было наряду с грампластинками, выпущенными по заказу Всероссийского общества слепых, значительно улучшить возможности библиотек в информационном обеспечении читателей-инвалидов. «Говорящая» книга мгновенно завоевала широкую аудиторию и привела в библиотеки людей, неграмотных по Брайлю, для которых самостоятельность в прослушивании книги и получении информации была долгожданной, необходимой и освобождала от чьей бы то ни было зависимости. Потребность в увеличении объема информации была столь велика в начале 60-х годов, что к созданию самостоятельной студии звукозаписи, выводу ее из структуры библиотеки подключилось Всероссийское общество слепых. «Говорящие» книги стали существенной составной частью информационного обеспечения незрячих.

60-е годы можно с полным основанием считать началом нового этапа в деятельности специальных библиотек. Вслед за «говорящей» книгой специалистами РЦБС создаются первые рельефно-графические пособия для незрячих, помогающие им в освоении окружающего мира. Это были географическая карта СССР, глобус, плакаты, диаграммы. На основе данных наработок была создана специальная лаборатория при одном из предприятий ВОС, которая обеспечивает рельефно-графическими пособиями школы для слепых и слабовидящих детей, библиотеки, другие учреждения. Делается это профессионально, с учетом потребностей.

60-е годы были важным десятилетием в судьбе РЦБС. К этому периоду относится утверждение Устава Библиотеки, в котором закрепляются функции ее как научно-методического центра. В структуре РЦБС выделяется методический отдел.

1965 год. В Московском государственном институте культуры была впервые защищена кандидатская диссертация, посвященная проблемам библиотечного обслуживания слепых в СССР.

В 70-е годы библиотеки вступили с надеждой и оптимизмом. И для этого были все основания. Именно в этот период идет активное строительство библиотек. Справляют новоселье Орловская; Кировская, Ярославская, Белгородская и другие библиотеки. По-прежнему серьезную поддержку библиотекам оказывает ВОС. За счет средств Общества идет выпуск «говорящих» и рельефно-точечных книг, строительство помещений, налаживается обеспечение инвалидов магнитофонами для прослушивания «говорящих» книг на льготных условиях.

70-е годы характеризуются в деятельности спецбиблиотек как годы совершенствования и углубления работы с читателями, формирования книжных фондов и активизации их использования. Значительное внимание уделяется повышению общекультурного и профессионального уровня библиотечных работников.

70-е годы в деятельности РЦБС и спецбиблиотек сети характеризуются всплеском научных исследований в области библиотечного обслуживания незрячих. Среди исследуемых проблем необходимо выделить следующие: «Библиотека для слепых как фактор компенсации слепоты»; «Библиотека для слепых как центр библиотечно-библиографического обслуживания специалистов в области тифлологии». Результаты исследований послужили основой для подготовки и защиты сотрудниками РЦБС ряда кандидатских диссертаций в 70—80 годы.

Именно в эти годы в РЦБС разворачивается большая работа по созданию биобиблиографических указателей, посвященных выдающимся незрячим, проявившим себя в различных областях науки, культуры, техники. Это уникальные справочные пособия, не утратившие своей актуальности и десятилетия спустя. Над ними работали квалифицированные специалисты нескольких поколений. В РЦБС осуществлена большая работа по изучению восприятия произведений живописи тотально слепыми людьми. Разрабатывается специальная методика для записи книг по искусству, на основании которой создаются монтажи «Творчество Рембрандта», Третьяковская галерея», «Всеобщая история искусств» и тому подобные издания.

В научно-исследовательской работе активно участвуют спецбиблиотеки сети: Ленинградская, Ростовская, Башкирская, Кировская, Волгоградская, Свердловская, Красноярская, Ставропольская, Калининская и ряд других.

80-е годы — это начало освоения новых технологий. В РЦБС создается отдел тифлотехнических средств. 1985 год — начало сотрудничества с фирмой Баум электроник, поставщиком тифлоприборов, формирования первых автоматизированных рабочих мест незрячего читателя-специалиста.

Мы отмечаем десятилетний юбилей нашего сотрудничества с фирмой, президент которой со своими коллегами принимает участие в нашей конференции.

Будучи достаточно зрелой в свои 75 лет, Российская государственная библиотека для слепых (РГБС с 1993 г.) более 40 лет возглавляет самую стабильную сеть библиотек в России, которая в настоящее время включает в себя 70 стационарных региональных библиотек с более чем 140 филиалами, созданными при различных учреждениях с компактным сосредоточением инвалидов, более 1 тыс. библиотечных пунктов, учитывающих потребности незрячих в чтении по месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения.

За последние 3 года два филиала преобразованы в самостоятельные библиотеки. Это Карачаево-Черкесская в Ставропольском крае и Хакасская в Красноярском. В остальном сеть не претерпела больших изменений, но значительные перемены коснулись различных направлений деятельности ее библиотек. Они приобрели больше самостоятельности, что позволило им без подсказки из Москвы формировать и использовать свои бюджеты, упорядочить структуру и штатное расписание, ввести в штат специалистов различного профиля, с учетом местных условий устанавливать оплату труда специалистов, вести международную деятельность и т. д.

Сейчас взаимоотношения методического центра и библиотек сети строятся на условиях партнерства и сотрудничества. Сложившаяся в России система библиотечного обслуживания незрячих оправдала себя и не исчерпала. Оставаясь государственными, библиотеки сети в последние годы стали привлекать различные источники финансирования, в том числе и не бюджетные. Наметилось развитие контактов специальных библиотек с государственными, общественными структурами, учебными и другими учреждениями для совместного создания и реализации культурных, научных и образовательных региональных программ, учитывающих специфику библиотечного обслуживания инвалидов. Самым ярким примером подтверждения этому является Новосибирская спецбиблиотека. Доклад директора на конференции представлен.

Самостоятельность породила творчество и инициативу. В 1993 году научным коллективом, созданным при РГБС, была разработана Федеральная программа «Система библиотечного обслуживания инвалидов в России», которая побудила библиотеки расширить свои функции, привлечь накопленные ресурсы, профессиональные знания для работы с инвалидами других категорий, скоординировать эту работу с органами социальной защиты и культуры на местах, привлечь коммерческие структуры для финансирования мероприятий. Это позволило укрепить позицию спецбиблиотеки в регионе, получить финансовую поддержку и почувствовать свою необходимость читателям. Примером такого сотрудничества может служить Красноярская краевая спецбиблиотека, которая смогла решить ранее нерешенные проблемы с помещением, сосредоточиться на работе с детьми-инвалидами.

На базе общероссийской программы стали рождаться региональные. РГБС выступила в роли консультанта при их формировании. Прошли экспертную оценку проекты Ставропольской, Новосибирской, Мурманской спецбиблиотек. Сегодня проблема библиотечного обслуживания инвалидов вышла за рамки спецбиблиотеки. Федеральная программа как раз и строится на том принципе, что инвалиды, как и все граждане России, имеют право беспрепятственного и бесплатного пользования книжными богатствами. Реальный доступ инвалидов к информации можно обеспечить только путем подключения к их обслуживанию библиотек всех систем и ведомств, используя при этом совокупные библиотечные ресурсы. РГБС занимается разработкой теории и методики библиотечного обслуживания инвалидов различных категорий. В 1992 году библиотекой издана монография Александра Евгеньевича Шапошникова «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции». Через год состоялась защита докторской диссертации по этой проблеме. Изданы еще два пособия— «На путях милосердия» и «Говорящая» книга в массовой библиотеке», предназначенные практикам.

Но какую бы степень самостоятельности не обрели библиотеки, составляя сеть или систему, они должны иметь единую стратегию. В ближайшие годы в качестве приоритетных выбраны следующие направления библиотечной деятельности — расширение читательского контингента за счет привлечения к обслуживанию инвалидов других категорий; книгоиздание для слепых и формирование фондов спецбиблиотек с учетом новых носителей информации; компьютеризация и информатизация библиотек, введение новых библиотечных технологий, создание единой компьютерной сети спецбиблиотек для слепых; международное сотрудничество.

Законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», принятые в декабре 1994 года, открывают новое правовое поле деятельности для библиотек России, в том числе для специальных библиотек и особенно для РГБС. Федеральный закон «О библиотечном деле» позволяет регулировать общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношения государства, граждан, учреждений и организаций в соответствии с принципами и нормами международного права. К сожалению, закон не коснулся социального статуса самого библиотекаря. Как нам представляется, особенно нуждаются в социальной поддержке библиотекари, работающие с инвалидами. По нашей статистике их в России только в специальных библиотеках для слепых трудится более 600 человек. Преимущественно это специалисты библиотечного профиля, большая часть их занята непосредственно обслуживанием читателей.

С освоением новых технологий и техническим оснащением библиотек в их штаты введены такие специалисты, как инженеры-программисты, операторы и прочие.

Повышение профессионального уровня специалистов, работающих с инвалидами, осуществляется посредством обучения их на различных курсах, семинарах. Очень эффективны стажировки, проводимые по просьбе самих библиотек. Наиболее популярными в последние 3 года стали среди библиотек сети зональные мероприятия, связанные с рассмотрением значительных проблем, в частности с информационным обеспечением читателей. Такие совещания прошли в Москве (1994 г.), Санкт-Петербурге (1994 г.), Саратове (1994 г.), Уфе (1993 г.), Красноярске (1993 и 1995 гг.). В 1996 году подобные мероприятия планируются в Новосибирске и Екатеринбурге.

За последние годы РГБС значительно расширила диапазон своих контактов с коллегами как в России, так и за рубежом.

Библиотека вступила в ИФЛА, в эту широко известную в мире библиотечную общественную организацию. Наша библиотека получает периодические издания и информационные материалы ИФЛА, в которых отражается деятельность секции библиотек для слепых. Участие в работе секции позволяет обмениваться идеями, быть в курсе новейших достижений в области тифлобиблиотековедения. Сегодня подобные контакты не единичны. Серьезную работу развернула Санкт-Петербургская спецбиблиотека. Подробно эта проблема будет изложена в докладе директора Е. В. Шеповаловой.

Успешно налаживает свои контакты с коллегами из США Новосибирская библиотека. Подобный опыт есть у Карельской библиотеки. Хотелось бы, чтобы круг библиотек — членов ИФЛА — постоянно расширялся.

90-е годы для спецбиблиотек — это годы серьезных перемен и значительных трудностей. Ведь не секрет, что информационное обслуживание теснейшим образом связано с новыми технологиями, новыми носителями информации, которые не позволяют долго раздумывать, они наступают. Уже сегодня слышны утверждения, что традиционная библиотека отомрет, что технически подготовленный и оснащенный читатель будет изучать интересующие его материалы сидя дома, за компьютером, и не всегда из фонда специальной библиотеки. Интересно? Захватывающе? Вопрос только, как скоро?

 

 

М. Н. ГЛАЗКОВ, старший преподаватель Московского университета культуры

ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ И ХАРАКТЕРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.016 с.)