Времен царствования династии романовых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Времен царствования династии романовых



(1613 — 1917 гг.)

 

Благотворительная деятельность по самой своей природе обращена прежде всего к нуждающимся — инвалидам различных категорий. Непременная часть ее — культурное и библиотечное обслуживание этой части населения. Причем, кризис или прогресс благотворительности как явления совпадают с ухудшением либо улучшением материальной и культурной помощи обездоленным. Поэтому понять причины и характер этих спадов и подъемов важно не только с точки зрения академической истории. Это поможет выйти на решение самых сложных сегодняшних социальных проблем.

Конец смутного времени XVII века в России вызвал немало позитивных перемен, в частности, — заметное оживление благотворительности. Преодоление периода войн, бунтов и всяческих потрясений в сознании народа связывалось в первую очередь с возвращением к исконным христианским заповедям, к религиозным идеям любви к ближнему, заботы о страждущих и т. п., вновь становилось всенародным ориентиром, ложилось в основу множества человеколюбивых дел времен начала царствования династии Романовых. Закономерно, что все подобные деяния осуществлялись под идейным и часто практическим руководством Церкви. А церковные деятели, как, например, патриарх Филарет (Романов), по существу, определяли общероссийскую политику в области благотворительности, такие ее принципы, как полное бескорыстие, анонимность дарителей, всяческое содействие и поощрение благих дел со стороны властей.

Однако с конца XVII века после раскола и ослабления Церкви и с ускорением процессов секуляризации жизни, принципы и весь характер благотворительности начали меняться. Государство петровского времени решило ограничить влияние Церкви и изъять в свою пользу многие традиционные церковные функции. Это серьезно затронуло н такую социально значимую деятельность, как благотворительность.

С одной стороны данная политика имела свои преимущества: государственный аппарат стал более многочислен, дисциплинирован, мобилен, способен решать любые масштабные задачи. Но сдругой стороны благотворительная деятельность, лишившаяся непосредственного церковного влияния, стала с течением времени перерождаться. Подлинно милосердное начало постепенно обюрокрачивалось. Государственная благотворительность стала походить на государственную работу по строительству зданий или дорог. Тем самым искажались и омертвлялись главнейшие основы истинного доброделания.

В полной мере плоды такой системы проявились к XIX веку. Они хорошо знакомы нам по произведениям Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. И. Даля и др. Благотворительная деятельность, утерявшая свой религиозный смысл и значение, не могла не превратиться в кормушку для части госчиновников — «благотворителей». Заведения, громко называвшиеся богоугодными, подчас бывали угодны более всего их начальникам для личного обогащения.

Не случайно в это время начало формироваться негативное общественное мнение о благотворительности. На страницах газет и журналов частенько печатались статьи, выражавшие сомнения, что средства, собранные на благотворительность, идут по назначению, используются разумно и т. п. Проявления благотворительности порой объяснялись исключительно корыстолюбием и тщеславием. Обществу усиленно навязывался образ благотворителя как ханжи и человека «себе на уме». Подрывалось доверие людей к самой идее благотворительности. Эти обстоятельства отпугивали от дел человеколюбия немало частных лиц и разного рода учреждений.

Сложившееся положение было нетерпимо для многих честных и мыслящих людей. В середине XIX века были предприняты серьезные попытки заново очистить, возвысить и оживить благотворчество. Во главе их вновь встала Церковь и близкие к ней общественные силы. Эти усилия тесно связывались с идеями «социального христианства», находившими отклик у значительной части населения.

К сожалению, инициативы Церкви не были поддержаны высшей государственной властью, исповедовавшей политику, выработанную еще в петровское время. Против выступило и влиятельное чиновничество, опасавшееся за свои «побочные доходы». Идеологию «социального христианства» не восприняла большая часть образованного сословия, воспитанная в духе скептициза к религии.

Наконец, против активно выступили всевозможные оппозиционные и революционные силы и течения. Ведь укрепление позиций Церкви было равносильно провалу дела революции.

Несмотря на такое противодействие, подвижнические усилия многих представителей духовенства, начиная от митрополита Московского Филарета (Дроздова) и кончая многими сельскими священнослужителями, повлияли на подъем благотворительности во 2-ой половине XIX века, В качестве примера уместно сказать хотя бы о повсеместно расширявшейся благотворительности торговых; купеческих, коммерческих обществ и организаций. Статус таких предприятий, доверие к ним заказчиков, коммерческий успех стали зависеть в немалой степени от их участия в благотворительной, деятельности. Нормой для экономических отношений становилось, помимо получения прибылей, и выделение предпринимателями части средств на помощь нуждающимся и обездоленным. Подчеркнем, что в целом это несло оздоравливающее влияние на экономику страны, служило стимулом к ее интенсивному развитию.

В то же время следует отметить, что при увеличивавшихся масштабах благотворительности в России 2-ой половины XIX — начала XX века, в ней нередко присутствовал существенный изъян. Помимо человеколюбия, часть меценатов преследовали и иные, далеко не бескорыстные цели. Больше того, для некоторых «предприимчивых» лиц благотворительность служила способом добывания дополнительных средств, сокрытия имеющихся доходов от налогообложения и т. п.

С начала двадцатого столетия отчетливо проявилась еще одна сторона благотворительности — политическая. Это связано с невиданным разрастанием революционного движения в России. Со всей ясностью обнаружилось, что благотворительность является мощным охранительным фактором — она отрицала постулаты борьбы классов.

Понимание охранительного значения благотворительности, кстати, было одной из причин постоянного внимания к ней членов Царствовавшего Дома. Для этого было создано специальное ведомство Императрицы Марии. Кроме того, регулярно члены августейшей фамилии вносили в приватном порядке свои вклады на нужды благотворительности, лично участвовали в соответствующих мероприятиях и т. д. Их активная деятельность не.прекращалась и в тяжкие годы I мировой войны, вплоть до Февральской революции 1917 г.

По окончании рассматриваемого нами периода происходят большие перемены в самом понятии благотворительности. Это зримо зафиксировано даже в лексике и терминологии. Такие слова, как добротолюбие, милостыня, призрение убогих и многие другие исчезли из послереволюционного словаря на долгие годы. К глубокому прискорбию, произошел трагический разрыв времен, многие замечательные тенденции российской благотворительности были утеряны и забыты.

Чтобы вспомнить и воспринять их, необходимы дальнейшие исторические исследования. Мы же вправе сделать некоторые выводы. Нет никаких сомнений, что благотворительность является не просто одним из многих видов социальной деятельности. Это необходимая часть жизни народа. Качественный подъем благотворительности может стать важным элементом создания благополучной державы с гуманной, а не криминальной экономикой, здоровыми и нравственными общественными отношениями, подлинной, а не бутафорской культурой, стабильной и разумной политикой. С этих позиций очевидно, что усилия властей всех уровней, прессы и телевидения, всех благонамеренных организаций должны быть направлены на культивирование лучших идей и дел благотворительности.

Основываясь на корнях, неразрывно связанных с христианством, благотворительность, по нашему мнению, является явной или скрытой формой религиозности. Исторический опыт России и понимание существа благотворчества говорят за приоритет Церкви в этой области.

Церковь способна сделать идеи добра, бескорыстия и человеколюбия главенствующим мотивом и стержнем любой благотворительной деятельности. Только с помощью Церкви можно добиться превращения благотворительности в общую норму жизни. Без ее решающего влияния дела милосердия обречены на перерождение, бездушие и конечную бесплодность.

Культурное и библиотечное обслуживание обездоленных, инвалидов, слепых — своего рода показатель действительного состояния благотворительности. Улучшения в этой области — вклад в великое дело гуманизации, просвещения и облагораживания мира людей.

 

Г. П. ДИЯНСКАЯ, зам. директора по научной работе Российской государственной библиотеки для слепых, кандидат пед. наук.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.005 с.)