Исследование личностных качеств матерей методом беседы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование личностных качеств матерей методом беседы



Психологическая беседа с участниками исследования имела основными целями следующие:

– установление взаимоотношений сотрудничества и положительного принятия, так как необходимым условием являлось добровольное согласие в исследовании и доверие, а также активность и адекватное отношение к собственным проблемам;

– изучение психологического самочувствия женщины;

– выявление особенностей оценивания жизненной ситуации.

Структура беседы предполагала наличие следующих блоков:

Семья, 2 – профессиональная деятельность, 3 – личностные характеристики женщины, 4 – воспитание, обучение и лечение ребенка.

В беседе выявляли особенности социальной ситуации, возникающей вокруг семьи, обсуждали возможности профессиональной и творческой самореализации, анализировали личностные особен-

Ности материи, исследовали восприятие ею своего «особого» ребенка.

Выясняли:

– проблемы, в которые погружены родители ребенка с нарушением психического развития;

– адекватность оценки состояния ребенка;

– готовность к сотрудничеству в процессе коррекционной работы;

– продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций;

–- восприятие будущего для ребенка;

– особенности роли матери в семье и социуме;

– позиция семьи в обществе; |ffe – ожидание помощи и ее направленность; |ж;– отношение женщины к профессиональной деятельности; tip – реализация творческого потенциала;

– личностные особенности матери, состояние ее здоровья;

– отношение к религии;

– ожидание психологической помощи и поддержки со стороны специалистов.

Все обследуемые женщины считают свою семью необычной, «особой», отдаленной от обыденных проблем. Отмечают, что с рождением ребенка жизнь их полностью изменилась. Круг друзей сократился, остались те, кто «принимает» их и понимает проблемы семьи. Большая часть матерей говорит об ухудшении взаимоотношений в семье после рождения ребенка. Часть, наоборот, отметила улучшение отношений. Однако все считают, что родственники не понимают ребенка, так как понимает его мать, вследствие чего ребенок часто становится причиной разногласий.

Матери детей-инвалидов считают, что они недостаточно оценены обществом, которое равнодушно к ним и их детям. От государства ожидают помощи в виде повышения пенсии и расширения льгот.

Признавая значимость роли матери, отмечают неудовлетворенность своим положением. В семьях, где есть второй – здоровый ребенок, ожидания в отношении него явно завышены.

Находясь с ребенком в общественных местах, женщины отмечают, что ощущают постоянное напряжение и тревогу, так как ожидают осуждения его поведения и внешнего вида окружающими. Считают, что они сами адекватно воспринимают состояние своего Ребенка, не отрицают необходимость сотрудничества с педагогами и медицинским персоналом, хотя при этом отмечают, что педагоги и врачи не всегда понимают их ребенка, а иногда недооценивают

его возможности. Отмечают свою пассивность в ряде случаев и мотивируют это усталостью, раздражением, либо устоявшейся позицией в отношении средств воспитательного воздействия. При лечении ребенка стараются соблюдать полученные от специалистов рекомендации. Однако многие пытались лечить детей с помощью средств нетрадиционной медицины.

Мысли о будущем стараются отгонять, так как не ждут от него ничего хорошего. В своих мечтах видят ребенка здоровым.

О профессиональной деятельности рассуждают неохотно, считая, что для женщины это неважно, хотя 55% матерей работает; 40% из них поменяли работу после рождения ребенка, найдя место с ухудшением условий и более низким статусом, но более удобным графиком.

Большая часть женщин говорит о самореализации в различных видах ручного женского труда - шитье, вязание, вышивка.

Многие считают себя верующими.

Во время беседы наблюдалась заинтересованность в работе с психологом, особенно среди женщин, посещающих психотерапевтические занятия при клубах для родителей. В начале беседы в ряде случаев прослеживались оборонительные реакции в форме эмоционально-экспрессивной речи, тревожности, аудиально-дигиталь-ного типа восприятия информации. Женщины сенситивны, впечатлительны. Характерны такие реакции как слезливость, повышенная возбудимость. Отмечается склонность к формированию сверхценных идей, заинтересованность в определенной тематике беседы.

Таким образом, в ходе беседы с матерями, имеющими умственно отсталых детей, было выявлено следующее:

– семья, воспитывающая ребенка с нарушением психического развития, ощущает свою изолированность и необычность;

– круг общения ограничен близкими по ценностным ориента-циям людьми;

– рождение ребенка вызывает в ряде случаев ухудшение взаимоотношений в семье;

– ребенок часто становится причиной разногласий между челенами семьи, особенно с супругом;

– женщина не испытывает удовлетворение от роли матери «особого» ребенка;

– действия и эмоциональные реакции матери по отношению к умственно отсталому ребенку не всегда адекватны;

– общим для всех является негативный эмоциональный знак восприятия временных планов;

– от обществ матерей детей-инвалидов ожидают большего участия и сочувствия;

– к профессиональной деятельности относятся равнодушно;

– отмечается амбивалентное отношение к своему положению и ребенку;

– все матери отметили необходимость помощи со стороны специалистов на более ранних этапах воспитания ребенка;

– все матери заинтересованы в работе с психологом, что, вероятно, связано с дефицитом общения, изолированностью родителей и желанием изменить ситуацию к лучшему;

– интерес к информации о том, как обучать ребенка, как справляться с трудностями его поведения.

Исследование личностных качеств матерей биографическим методом

В исследовательских целях биографический метод («психологическая автобиография») применяется довольно редко. Нами была предпринята попытка разработки метода, сохраняющего достоинства индивидуально-ориентированного психологического анамнеза, и в то же время позволяющего обобщить результаты исследования значительного числа испытуемых и вывести групповые закономерности.

Для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни, предлагалось перечислять важнейшие, с точки зрения испытуемого, события прошедшей и будущей жизни. Количество событий не ограничивалось. Необходимо было дать количественную оценку каждому событию и указать его примерную дату.

Как правило, сбор психологического анамнеза предшествует любому психодиагностическому исследованию. При этом он обычно носит характер свободной беседы либо полуструктурированного интервью и позволяет ориентироваться в жизни испытуемого.

Методика позволяет проводить ее как при групповых, так и при индивидуальных обследованиях. В данном случае применялся индивидуальный подход.

«Психологическая автобиография» принадлежит к числу ситуационных психодиагностических методик и направлена на выявление адаптационных возможностей личности (Приложение 1.7).

Для изучения психологических особенностей матерей в рамках поставленной цели были проведены исследования в двух группах -основной и контрольной, в количестве 20 матерей в каждой.

Основная группа была представлена матерями, воспитывающими взрослых детей-инвалидов. Это дети, имеющие глубокое нару-

Шение интеллекта. Очень часто интеллектуальное нарушение сопровождалось детским церебральным параличом, нарушением зрения, гидроцефалией. Из 20 семей – 10 полные, а 10 матерей воспитывают ребенка без отца. В 11 семьях больной ребенок единственный и в 9-ти воспитываются 2-е детей. Возраст матерей от 32 до 66 лет, а возраст детей от 14 до 26 лет.

Контрольная группа была представлена 20 семьями, имеющих здоровых детей. Из 20 семей – 14 полные и 6 неполные. В 8 семьях воспитывается двое детей, и 12 семей имеют одного ребенка. Возраст матерей от 27 до 59 лет, а возраст детей от 14 до 34 лет.

Полученные с помощью метода «психологической автобиографии» результаты подвергались количественному и качественному анализу. Проведя сравнительный анализ результатов по основной и контрольной группам, можно говорить о некоторых особенностях, свойственных матерям, воспитывающих ребенка-инвалида.

В среднем, показатель продуктивности воспроизведения образов жизненного пути основной и контрольной группы по методике «Психологическая автобиография» расходится в незначительной степени, но заметна разница в определении будущего. У матерей, воспитывающих здорового ребенка, события в будущем связаны с ребенком, с продолжением рода, тогда как у матерей, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта, будущие события связываются, в основном, со здоровьем ребенка. Также выявлена заметная разница во временной перспективе. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида, практически не отмечали событий, уходящих в далекое будущее, ограничиваясь событиями, которые должны произойти в близком (примерно в течение года) будущем. Наибольшая тревога отмечается в семьях, где воспитывается один ребенок. В то время, как матери здоровых детей загадывают далеко вперед (примерно на 5–7 лет), матери детей с нарушением интеллекта живут сегодняшни днем.

События прошлого не имеют такого расхождения. Все матери выделяют ряд событий, которые встречаются как в основной, так и в контрольной группе. К таким событиям можно отнести замужество, рождение ребенка. Многие матери связывают грустные события со смертью родственников. В основной группе матери выделяют в среднем меньше событий по сравнению с контрольной группой. С учетом пола ребенка видно, что матери, воспитывающие сына-инвалида, выделяют в среднем 10 событий, а воспитывающие здорового сына – 14. Различия же у матерей, воспитывающих дочь, незначительные. У матерей основной группы – 11, а у матерей контрольной группы – 10. В основной группе можно отметить совпадения с показателями контрольной группы в количестве событий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.012 с.)