Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людямСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых людей. В Бельгии, например, если умственно отсталый живет в семье, то для него существуют центры кратковременного или дневного проживания. Есть также дома попечения, где он может находиться в течение полного дня. А для тех, кто хочет жить независимо от своей семьи – организована система проживания под наблюдением. Она обеспечивает частичную свободу проживания, отдыха и работы. Умственно отсталый живет в комнате или небольшой квартире в здании, где живут такие же люди. За ними наблюдают и по мере необходимости помогают воспитатели и социальные работники (Шипицына и др., 1998). В Швеции проживание в специализированных заведениях также, все в большей мере заменяется различными формами самостоятельного проживания. Умственно отсталые люди переселяются в общежития, где приобретают навыки самостоятельного проживания, а затем получают возможность жить в домах совместного проживания при поддержке и помощи социальных работников. Например, в 1990 году был основан дом совместного проживания в микрорайоне Таппстрем. Дом находится среди'жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех вопросах, с которыми проживающие не могут справиться самостоятельно. Существуют также муниципальные дневные центры, в которых люди с нарушением интеллекта, проживающие в своих семьях, могут проводить часть дня или весь день. Здесь они имеют возможность работать, получая за свой труд оплату. Еще одной из форм организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины располагаются, как правило, в почти покинутой, заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, принимающая только людей с какими-либо нарушениями, а открытый поселок со всеми атрибутами сельской жизни. В общине не существует никакого различия между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они – взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возможность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть для себя путь к самопознанию. Одно из поселений, где живут и работают вместе умственно отсталые и обычные люди, основано в Норвегии Маргит Энгель еще в 1940 году. В настоящее время такие общины есть в более, чем 20-ти странах мира. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хозяйства и каждый, живущий в этой деревне, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя. Человек работает там не для того, чтобы зарабатывать деньги, а потому, что работать необходимо. В России тоже недавно была организована подобная община, которую назвали «деревня «Светлана», о ней пойдет речь в следующей главе нашей книги. В 1971 году Жан Ванье организовал всемирно известные движения «Ковчег» и «Вера и Свет». Они быстро распространились по всему миру. Эти движения объединяют умственно отсталых людей, их родителей, друзей. Они не живут вместе, но регулярно собираются, работают в мастерских, где лепят из глины, шьют, рисуют. Сейчас такие движения существуют в более, чем 70-ти странах, на всех континентах, в разных национальных культурах с разным вероисповеданием. Сам Жан Ванье, прожив более 30-ти лет в общине с умственно отсталыми людьми, ездит по всему миру и рассказывает о своем опыте жизни с умственно отсталыми людьми. В Москве община «Вера и Свет» существует уже около 10-ти лет. Сначала она насчитывала около 30-ти человек, треть из которых - Умственно отсталые люди. Они собирались по домам и лепили из глины, шили кукол, делали деревянные шкатулки, которые украшали выжиганием. Сейчас в Москве уже несколько таких общин. Тем не менее, основной формой существования умственно отсталых людей в России является нахождение в психоневрологических интернатах (ПНИ). Здесь основной формой реабилитации является трудовая деятельность, но вследствие затрудненной коммуникации, люди в ПНИ становятся стереотипно одинаковыми, что не дает им возможности на самореализацию, а значит и интеграцию в общество. Поэтому энтузиасты, специалисты и родители детей-инвалидов ищут альтернативные решения по организации жизни умственно отсталых людей. Входят в жизнь многие программы по созданию социально защищенных интеграционных мастерских при специальных (коррекционных) школах, лечебно-педагогических центрах (например лечебно-педагогический Центр в Пскове, реабилитационный центр при детском доме №1 г. Петро-дворца и др.), где выпускники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут работать. Есть интересный опыт создания крестьянской общины в городе Могоча Читинской области, где умственно отсталые люди живут и работают в подсобном хозяйстве. Центр дневного пребывания В 1998 году на базе специальной (коррекционной) школы № 4 VIII вида Санкт-Петербурга была открыта группа дневного пребывания для молодых людей (20 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (в основном, это выпускники класса «особый ребенок»). Здесь решаются задачи социально-бытовой ориентации молодых людей. Большое внимание уделяется ведению домашнего хозяйства, пользованию бытовой техникой, нормам поведения в общественных местах, в транспорте и т. д. Всему тому, что позволяет адаптироваться к самостоятельной жизни. В группе находятся люди с разной степенью умственной отсталости. Поэтому очень развита взаимопомощь, что помогает в развитии личности молодых людей. Им предоставляется возможность развивать свои способности в музыке, рисовании, спорте и т.д. Все это необходимо для самореализации. Большое внимание уделяется трудовому обучению. Практика показала, что люди с умственной отсталостью могут (может быть не так быстро, как другие) овладеть навыками работы на компьютере. Создаются производственные мастерские, которые будут готовить молодых людей к работе на производстве «под заказ», а также выполнять небольшие заказы на месте. Много культурных мероприятий проводится совместно с людьми, не имеющими умственной отсталости, что помогает устанавливать контакты, находить общий язык, налаживать взаимодействие. Два года тому назад группы дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе № 4 Санкт-Петербурга были преобразованы в Центр социальной реабилитации для молодых людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (Центр). В работе сотрудницы Центра, Е. Н.Форостенко, выпускницы ИПСиП был исследован уровень социальной зрелости воспитанников старше 20 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в нем в течение одного года. Работа Центра направлена на решение следующих задач: 1. Социально-бытовая адаптация молодых людей с умственной отсталостью, их подготовка к самостоятельному проживанию в семье в процессе привития навыков и элементов самостоятельного ведения хозяйства (стирка, глажение белья, приготовление несложных блюд, мытье посуды, уборка и др.). Молодые люди учатся пользоваться бытовой техникой (телефон, телевизор, пылесос, миксер, кухонная плита, стиральная машина, холодильник и др.). Они самостоятельно посещают магазины, аптеки, ремонтные мастерские и при этом пользуются общественным транспортом, самостоятельно распоряжаются деньгами, общаются с обыкновенными здоровыми людьми, что ведет к накоплению их социального опыта. 2. Организация досуга и позитивная коммуникация в социуме (социально-средовая ориентация), проводимая путем создания комфортных условий дневного пребывания, включающая в себя участие в кружках, спортивно-оздоровительных мероприятиях, коллективное посещение театров, музеев, выставок и т.д. Участие в таких мероприятиях членов семей воспитанников, волонтеров-студентов и осуществление межличностных контактов на основе общих интересов позволяет развить коммуникативные способности, тем самым создавая предпосылку для осуществления возможности свободного общения. Профессиональная реабилитация, включающая в себя обучение элементарным приемам, таким как наклейка деколей, литье в форму, некоторые воспитанники получают навыки работы с оргтехникой (работа на компьютере, ксероксе и принтере), практическое применение приобретенных профессиональных знаний. С умственно отсталыми молодыми людьми работают воспитатели, волонтеры, инструкторы трудового обучения. Для реализации задач по социальной реабилитации в распоряжении Центра имеются: • кухня со всей необходимой обстановкой, принадлежностями и посудой для приготовления пищи; • комната отдыха (досуга), где молодые люди рисуют, занимаются музыкой, составляют смету расходов, обсуждают планы на день: что купить, что будут готовить; • мастерские, где молодые люди обучаются работе на компьютере, ксероксе, изучают переплетное, гончарное дело, приобретают различные профессиональные навыки. В Центре для молодых людей создана модель дома самостоятельного проживания и работы. Они не «ученики», а «хозяева» и «сотрудники» информационного бюро со следующим режимом работы: Работа начинается в 8.45 и заканчивается в 16.00. Все сотрудники приходят без опоздания и работают полный день в соответствии с распределенными обязанностями. Они имеют отпуска и получают заработную плату.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.011 с.) |