Ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует его держать в жестких рамках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует его держать в жестких рамках.



Во второй группе детей также наиболее выражена авторитарность родителей по отношению к детям (37,1% случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21,1% опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиоти-ческим отношениям к ребенку. Чрезмерная гиперопека вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка (табл. 26).

Приведем пример семьи, где доминирует инфантилизация ребенка.

Пример 2. Яна Б., 10 лет. Диагноз:умеренная умственная отсталость.

Семья полная. Родители с низким образовательным уровнем, отец – инвалид. Яна – поздний ребенок в семье. Это объясняет стремление оградить ребенка от травмирующих жизненных проблем. Мать часто «идет на поводу» у дочери, чрезмерно опекая ее в быту. Однако родители четко осознают неуспешность ребенка, считают, что другие дети потешаются над их незрелой дочерью. Испытывая досаду к ребенку из-за ее неумелости, открытости для дур-ньгх влияний, несерьезности интересов и мыслей дочери, родители не доверяют ей и строго контролируют все ее действия.

Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к Ребенку с умственной отсталостью позволяет отметить некоторые

особенности межличностных отношений в семье. Первая особ ^ ность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих де Н~? с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоцие" лизация детей родителями. Жесткий контроль за поведением л бенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1% детей второй груп^е" Вторая особенность характеризуется приписыванием родителям' своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В ме*1 личностных отношениях заметно стремление инфантилизировят ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешны^, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ре бенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 18,7% родителей пер. вой группы и 21,1 % второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дур. ных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается увеличение симбиотиче-ских отношений к ребенку (15,6%).

Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям, в основном, затрагивают связь «мать – ребенок», так как из 35 опрошенных родителей почти все, за исключением четырех, были матери.

Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняются отношения родителей к таким детям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью

Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить тип воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей-Оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в &-

система взаимоотношений родителей с ним, возможно при об-**Ь гении к самому объекту воспитательных воздействий. Субъ-Ра ивное восприятие своей семьи ребенком позволяет выявить те £К имоотношения, которые вызывают тревогу у него, определить 03 сто и роль ребенка в семье. Изучению этого аспекта была посвящена данная часть исследования.

для выявления субъективной характеристики взаимоотноше-ий в семье, особенностей восприятия учащимися членов своей емьи и определения места ребенка в ней нами был использован тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.

Исследование проводили индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке. Проследив наличие у ребенка необходимого оборудования, исследователь предлагал короткую инструкцию: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-либо заняты». Во время рисования фиксировали последовательность рисования, высказывания ребенка, его мимику, жесты. По законченному рисунку с ребенком проводили беседу по следующей схеме:

Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

Где работают и учатся члены семьи?

Как в семье распределяются домашние обязанности?

Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

Анализ рисунков семьи детей (по тесту «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана) проводили с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретацию рисунков осуществляли по пяти симптомокомплексам:

– благоприятная семейная ситуация;

– тревожность ребенка;

– конфликтность в семье;

– чувство неполноценности в семейной ситуации;

– враждебность в семейной ситуации.

Исследование рисунков умственно отсталых детей показало

Преобладающую конфликтность и тревожность в семейных отно-

ш"ениях. При анализе рисунков и по результатам беседы у 51,6%

Обследуемых детей выявляется конфликтность, тревожность и эмо-

Чионально неоднозначно окрашенные отношения с членами их

Мей. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при

°бражении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перери-

Вывали их, забывали нарисовать какую-нибудь часть тела или

Ца> начинали изображать «недруга» в последнюю очередь, при-

чем как можно дальше, в стороне от себя. Часто дети «отгоражИй ются» в своих рисунках от членов семьи, с которыми конфликтуют мебелью, вещами или рисуют их в другом помещении. В таких си' туациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденное/ детей от родителей. В обеих обследуемых группах общий процен таких детей превалирует над остальными: от 37,5% до 66,6%, При чем увеличение процента конфликтности в семьях происходит па раллельно с углублением интеллектуальной недостаточности в раз витии детей.

Проиллюстрируем это на примерах рисунков детей.

На рисунке Саши Ц. из первой группы изображена вся семья девочки, хотя мать с отцом находятся в разводе. Девочка рисует себя рядом с папой и сестрой, держит их за руки. Маму Саша изображает в другой стороне рисунка и отделяет от себя, папы и сестры несуществующей собакой. Таким образом, по рисунку Саши определяется конфликтность девочки с матерью (рисунок 26).

Показательным в наличии конфликтности в семье является и рисунок Алеши Ш., из второй группы. На рисунке мальчика отсутствуют мать и отец. Себя Алеша изображает неадекватно большим, по сравнению со старшим братом (рисунок 27).

Анализ рисунков детей и беседы с ними позволяют судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологический климат в семье. Так, 31,4% всех испытуемых учащихся в своих рисунках показали наличие тревожности в семейных межличностных отношениях.

В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Изображение на рисунке себя непропорционально маленького, неподвижного или отсутствие «Образа – я» свидетельствует о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности.

Общая деятельность всех членов семьи обычно характеризует хорошую, благоприятную семейную ситуацию. Лишь 8,5% исследуемых детей в своих рисунках отображают такой характер взаимоотношений в семье. Большинство учащихся в общей деятельности соединяют лишь несколько членов семьи или вообще их автономи-зируют. По данным анализа рисунков, враждебность в семейных взаимоотношениях ни один ребенок не отмечает.

В полных семьях ребенок акцентирует внимание на членах семьи, редко изображая внешний мир предметов. Мир не обозначен как отчужденный, происходит взаимопроникновение мира семьи и внешнего мира, семья входит в него как элемент всей системы-

Рис.26. Рисунок семьи Саши Ц. с легкой умственной отсталостью

Рис. 27. Рисунок семьи Алеши Ш. с умеренной умственной отсталостью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.217 (0.008 с.)