Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует его держать в жестких рамках.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во второй группе детей также наиболее выражена авторитарность родителей по отношению к детям (37,1% случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21,1% опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиоти-ческим отношениям к ребенку. Чрезмерная гиперопека вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка (табл. 26). Приведем пример семьи, где доминирует инфантилизация ребенка. Пример 2. Яна Б., 10 лет. Диагноз:умеренная умственная отсталость. Семья полная. Родители с низким образовательным уровнем, отец – инвалид. Яна – поздний ребенок в семье. Это объясняет стремление оградить ребенка от травмирующих жизненных проблем. Мать часто «идет на поводу» у дочери, чрезмерно опекая ее в быту. Однако родители четко осознают неуспешность ребенка, считают, что другие дети потешаются над их незрелой дочерью. Испытывая досаду к ребенку из-за ее неумелости, открытости для дур-ньгх влияний, несерьезности интересов и мыслей дочери, родители не доверяют ей и строго контролируют все ее действия. Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к Ребенку с умственной отсталостью позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особ ^ ность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих де Н~? с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоцие" лизация детей родителями. Жесткий контроль за поведением л бенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1% детей второй груп^е" Вторая особенность характеризуется приписыванием родителям' своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В ме*1 личностных отношениях заметно стремление инфантилизировят ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешны^, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ре бенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 18,7% родителей пер. вой группы и 21,1 % второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дур. ных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается увеличение симбиотиче-ских отношений к ребенку (15,6%). Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям, в основном, затрагивают связь «мать – ребенок», так как из 35 опрошенных родителей почти все, за исключением четырех, были матери. Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняются отношения родителей к таким детям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить тип воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей-Оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в &- система взаимоотношений родителей с ним, возможно при об-**Ь гении к самому объекту воспитательных воздействий. Субъ-Ра ивное восприятие своей семьи ребенком позволяет выявить те £К имоотношения, которые вызывают тревогу у него, определить 03 сто и роль ребенка в семье. Изучению этого аспекта была посвящена данная часть исследования. для выявления субъективной характеристики взаимоотноше-ий в семье, особенностей восприятия учащимися членов своей емьи и определения места ребенка в ней нами был использован тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Исследование проводили индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке. Проследив наличие у ребенка необходимого оборудования, исследователь предлагал короткую инструкцию: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-либо заняты». Во время рисования фиксировали последовательность рисования, высказывания ребенка, его мимику, жесты. По законченному рисунку с ребенком проводили беседу по следующей схеме: Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? Где работают и учатся члены семьи? Как в семье распределяются домашние обязанности? Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи? Анализ рисунков семьи детей (по тесту «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана) проводили с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретацию рисунков осуществляли по пяти симптомокомплексам: – благоприятная семейная ситуация; – тревожность ребенка; – конфликтность в семье; – чувство неполноценности в семейной ситуации; – враждебность в семейной ситуации. Исследование рисунков умственно отсталых детей показало Преобладающую конфликтность и тревожность в семейных отно- ш"ениях. При анализе рисунков и по результатам беседы у 51,6% Обследуемых детей выявляется конфликтность, тревожность и эмо- Чионально неоднозначно окрашенные отношения с членами их Мей. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при °бражении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перери- Вывали их, забывали нарисовать какую-нибудь часть тела или Ца> начинали изображать «недруга» в последнюю очередь, при- чем как можно дальше, в стороне от себя. Часто дети «отгоражИй ются» в своих рисунках от членов семьи, с которыми конфликтуют мебелью, вещами или рисуют их в другом помещении. В таких си' туациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденное/ детей от родителей. В обеих обследуемых группах общий процен таких детей превалирует над остальными: от 37,5% до 66,6%, При чем увеличение процента конфликтности в семьях происходит па раллельно с углублением интеллектуальной недостаточности в раз витии детей. Проиллюстрируем это на примерах рисунков детей. На рисунке Саши Ц. из первой группы изображена вся семья девочки, хотя мать с отцом находятся в разводе. Девочка рисует себя рядом с папой и сестрой, держит их за руки. Маму Саша изображает в другой стороне рисунка и отделяет от себя, папы и сестры несуществующей собакой. Таким образом, по рисунку Саши определяется конфликтность девочки с матерью (рисунок 26). Показательным в наличии конфликтности в семье является и рисунок Алеши Ш., из второй группы. На рисунке мальчика отсутствуют мать и отец. Себя Алеша изображает неадекватно большим, по сравнению со старшим братом (рисунок 27). Анализ рисунков детей и беседы с ними позволяют судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологический климат в семье. Так, 31,4% всех испытуемых учащихся в своих рисунках показали наличие тревожности в семейных межличностных отношениях. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Изображение на рисунке себя непропорционально маленького, неподвижного или отсутствие «Образа – я» свидетельствует о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности. Общая деятельность всех членов семьи обычно характеризует хорошую, благоприятную семейную ситуацию. Лишь 8,5% исследуемых детей в своих рисунках отображают такой характер взаимоотношений в семье. Большинство учащихся в общей деятельности соединяют лишь несколько членов семьи или вообще их автономи-зируют. По данным анализа рисунков, враждебность в семейных взаимоотношениях ни один ребенок не отмечает. В полных семьях ребенок акцентирует внимание на членах семьи, редко изображая внешний мир предметов. Мир не обозначен как отчужденный, происходит взаимопроникновение мира семьи и внешнего мира, семья входит в него как элемент всей системы- Рис.26. Рисунок семьи Саши Ц. с легкой умственной отсталостью Рис. 27. Рисунок семьи Алеши Ш. с умеренной умственной отсталостью
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.74 (0.011 с.) |