Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздевание и одевание, 8 – общая моторика,

Поиск

Восприятие и обследование, 9 – мелкая моторика

Активная речь,

Через 1 год, при третьем обследовании ребенка, отмечалась неравномерная динамика навыков развития. Общим являлось то, что все 9 сфер деятельности по сравнению с I обследованием имели.положительную динамику, особенно это касается шкал социальной активности, активной и пассивной речи.

По результатам трех обследований можно сделать следующие выводы: Юля активно осваивает навыки самообслуживания – сама ест за столом без посторонней помощи, ходит в туалет на горшок, одевается и раздевается; заметно развиваются активная и пассивная речь; общие двигательные способности имеют скачкообразную динамику. Зонами ближайшего развития можно назвать социальную активность и пассивную речь. С Юлей нужно больше разговаривать, читать простые сказки и стихи, по'казывать книжки с картинками и объяснять изображения, чаще гулять, ходить в гости, т.е. расширять социальные контакты.

Однако эффективные положительные результаты даже при деятельной и интенсивной коррекционно-обучающей работе с деть-

» 1 обсл.

-»-2обсл.

–*–3 обсл.

Рис.4. Круговая диаграмма ребенка Зои Г., 7 лет с тяжелой

степенью умственной отсталости в процессе обучения, %.

Цифры по кругу – обследованные сферы деятельности.

Обозначение как на рис 3.

ми, имеющими тяжелую и глубокую умственную отсталость, можно наблюдать далеко не всегда. Кроме того, даже позитивный результат может быть нестабильным и при различных, особенно неблагоприятных факторах воздействия окружающей среды или внутренних (например, соматическое или воспалительное заболевание ребенка) формирование навыка приобретает регрессивный характер.

На рис. 4 представлена круговая диаграмма по результатам методики «Социограмма PAC-P/S» при обучении ребенка Зои Г., 7 лет с диагнозом тяжелая умственная отсталость в сочетании с детским церебральным параличом (спастическая диплегия). У этой девочки после 1 года коррекционной работы так и не наблюдалось улучшения показателей сенсорно-перцептивных функций, активной и пассивной речи. Кроме того, при третьем обследовании отмечалась отрицательная динамика навыков социальной активности, активной речи и даже самообслуживания (одевания и раздевания) по сравнению с положительным результатом при втором обследовании.

Анализ экспериментальных данных по двум обследованным возрастным группам детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью при применении методики «Социограмма PAC-P/S» показал, что имеется целый ряд существенных различий не только индивидуальных, но и специфических для каждой группы в динамике психокоррекционной работы.

Возрастная группа с 7 до 11 лет

Исследования показали, что у детей с тяжелой и глубокой ум- j ственнои отсталостью в младшей возрастной группе навыки само- \ обслуживания находятся в стадии формирования. Общие двигательные способности ограничены. Это связано с тем, что дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью чаще всего имеют, кроме умственной отсталости, еще и физические недостатки развития. Мелкая моторика находится на низком уровне. Уровень развития активной речи и пассивной речи также низкий.

Так, по параметру «еда» выявлено наличие навыков самообслуживания, которые необходимы для того, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи во время приема пищи.

По результатам первого обследования (табл.2) видно, что навыки самообслуживания в еде развиты, в целом по группе более, чем на 50%. Хотя, если рассматривать результаты каждого ребенка в отдельности, виден значительный разброс данных. Большая часть детей показывала высокий уровень сформированности этого навыка, но были и такие дети, которые практически не умели есть самостоятельно.

По результатам второго обследования, которое проводилось через полгода, наблюдалась небольшая положительная динамика развития данного навыка. Средний результат по группе составил 58% (табл.2).

По результатам третьего обследования, которое проводили через 1 год после первого, положительная динамика сохранялась и являлась достаточно устойчивой. Средний результат по группе составлял 60% (табл.2)

«Туалет и умывание» – этот параметр позволяет выявить уровень сформированности навыков личной гигиены. По результатам первого обследования было выявлено, что приучение к туалету и навыкам личной гигиены у детей 7-11 лет происходило достаточно трудно. Хотя трое из обследуемых детей имели высокие значения (80–100%), однако основная группа отличалась очень низким уровнем развития данных навыков, а у четверых детей этот навык был не сформирован вообще. Средний результат по группе составлял всего 33% (табл.2).

По результатам второго обследования наблюдалась небольшая динамика по среднему результату группы (35%). У части детей, показавших при первом обследовании нулевые значения, никакого развития не наблюдалось.

При третьем обследовании в среднем по группе выявлялась устойчивая позитивная динамика. Тем не менее, четверо детей имели нулевые значения. Это, видимо, связано с невозможностью овла-

Таблица 2

Результаты исследования формирования различных навыков у детей 7–11 лет с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, %

Название параметра исследования 1 обследование 2 обследование 3 обследование
  ЕДА (Самообслуживание)      
ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ      
(Самообслуживание)
  ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ      
(Самообслуживание)
  ВОСПРИЯТИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ      
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
  АКТИВНАЯ РЕЧЬ      
(ПРОДУКЦИЯ ЗВУКА)
  ПАССИВНАЯ РЕЧЬ      
(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)
  СОЦИАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ      
(АКТИВНОСТЬ)
  ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ      
(ОБЩАЯ МОТОРИКА)
  ЛОВКОСТЬ ПАЛЬЦЕВ И РУК      
(МЕЛКАЯ МОТОРИКА)

Дения ими данными навыками в силу нарушений физического развития.

Параметр «Одевание и раздевание» позволяет выявить самостоятельность ребенка или необходимость помощи, когда его одевают или раздевают.

По результатам первого обследования (табл. 2) выявлено, что умение самостоятельно одеваться и раздеваться развито у детей 7–11 лет в среднем на 43%. Это является достаточно неплохим результатом, учитывая возможности данной категории детей. По результатам второго и третьего обследования прослеживалась устойчивая динамика, среднее значение по группе немного возрастало и составляло, соответственно 47% и 49%.

Параметр «восприятие и обследование окружающего мира» позволяет проследить, чем интересуется ребенок, как он реагирует на окружающие его предметы, звуки, запахи. Также этот параметр

Дает возможность выяснить, насколько ребенок любознателен, как представляет себе окружающий его мир.

По результатам первого обследования (табл.2) обнаружено, что дети 7–11 лет проявляют интерес к окружающему миру, среднее значение параметра довольно высокое и составляет 48%, приближаясь к показателю раздела «еда».

Во втором обследовании среднее значение составляло 54%, что может свидетельствовать о стремлении детей расширить свой кругозор. Это проявляется выраженным ориентировочным рефлексом, и ростом интереса к окружающему миру. В третьем обследовании среднее значение по группе составило 56%, то есть познавательный интерес устойчиво сохранялся.

Параметр «активная речь» позволяет выявить, насколько ребенок владеет речевыми навыками. Выясняется, как ребенок общается с окружающими, говорит ли он отчетливо слова или фразы, копирует слоги или просто мычит. От того, насколько ребенок владеет речью, зависит то, как его понимают, отвечают на его просьбы и желания.

Из результатов первого обследования видно, что активная речь у детей 7–11 лет развита на очень низком уровне (24%), многие из них могут только мычать, кричать или в лучшем случае, копировать некоторые простые слова или слоги. Тем не менее, двое детей показали высокие значения – 52%. Во втором обследовании результаты по данному параметру имели хорошую положительную динамику, она составляла 9% к среднему результату группы (33%). Однако при третьем обследовании наоборот происходило ухудшение средних результатов до 31%.

Параметр «пассивная речь» позволяет узнать, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь, понимает ли он требования, которые к нему предъявляются, а также обращенные просьбы.

Из результатов первого обследования видно, что пассивная речь так же, как и активная, развита на очень низком уровне, среднее значение по группе составляло всего 23%. По результатам второго и третьего обследования была заметна положительная динамика, хотя в процентном отношении она не являлась высокой, лишь 4% и 2% соответственно, но для таких детей подобную динамику можно считать значимой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.012 с.)