Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большинство авторов подчеркивают, что типичными чертами личности умеренно и тяжело умственно отсталых являются отсут-

Поиск

ствие инициативы и самостоятельности, они с трудом переключаются на новую деятельность, легко поддаются внушению, которое сочетается с негативизмом, а неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью (Певзнер, 1959; Сухарева, 1965).

Полученные нами результаты говорят, что систематические коррекционно-развивающие занятия с такими людьми, даже в юношеском и зрелом возрасте (от 15 до 30 лет) способствуют развитию их любознательности, творческого интереса, повышению эмоционального состояния и социальной активности.

Таблица 13

Состояние тревожности у молодых людей с нарушением интеллекта

Группы обследованных Общий уровень тре- Среднее значение Уровни тревожности,%
     
  вожности, в% тревожности высокий средний низкий
Молодые люди          
с умеренной степенью умственной 88,2 4,5 13,3 40,0 46,7
отсталости          
Молодые люди          
с тяжелой степенью умственной 83,0 3,2 33,3 66,7
отсталости          

Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Основной целью обследования было выявление коммуникативных возможностей и потенциала в развитии речи молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Логопедическое обследование проводилось по схеме, составленной И.А.Смирновой (приложение 1.5.).

Основные параметры обследования: сбор анамнестических данных о спонтанном развитии речи и педагогической коррекции этого процесса; выявление способов коммуникации молодого человека с окружающими; исследование состояния устной импрес-сивной и экспрессивной речи; обследование функций дыхания, фонации и артикуляции, выявление наличия письменной речи и ее использования. У неговорящих молодых людей исследовали способности к речевому подражанию и пению для определения сохранных базовых звеньев экспрессивной речи.

Вербальный и наглядный материал для обследования, а также способы его подачи подбирали с учетом интеллектуальных возможностей молодых людей. Данные индивидуального обследования дополняли беседами с родителями и наблюдениями. Каждая беседа завершалась индивидуальными рекомендациями по развитию речи или невербальных способов коммуникации. Конкретные рекомендации по развитию коммуникации участников проекта были даны волонтерам групп с учетом направленности работы и уровня подготовленности специалистов-волонтеров к работе по коррекции речевого развития.

Было обследовано 46 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Среди них только 2 человека никогда не получали специальной педагогической помощи, так как сразу были признаны необучаемыми.

Сбор анамнестических сведений показал, что у большинства обследованных участников проекта речь развивалась с опозданием. С учетом допустимых отставаний в развитии речи можно выделить следующие группы:

- в пределах нормы: появление первых слов до 1,5 лет, фраз – до 2,5 лет;

- отставание в развитии речи: появление первых слов в возрасте от 1,5 до 3 лет, фраз – в возрасте от 2,5 до 4 лет;

- значительное отставание: появление первых слов после 3 лет, фраз – после 4 лет.

Появление слов и фраз в пределах нормы отмечается только у 13,5% обследованных.

У 8,1% обследованных появление слов в пределах нормы сочеталось с отставанием в развитии фразовой речи, а у 27% обследованных со значительным отставанием фразовой речи, у 3-х человек фразовая речь отсутствовала.

У 10,8% молодых людей имелось отставание в появлении первых слов и фраз, у 10,8% – отставание в появлении первых слов сочеталось со значительным отставанием в появлении фраз (из них 2 человека так и не имели фразовой речи).

18,9% молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.

Обследование некоторых молодых людей проекта проводили без участия родителей, в связи с чем не удалось получить анамнестические данные о развитии речи у 5 человек. Полученные данные убедительно показали, что большинство молодых людей имели задержанное развитие речи, причем по мере усложнения речи задержка возрастала. Это связано с тем, что на этапе слияния мысли и речи при продуцировании фраз и, тем более, связной речи интел-

„ектуальное отставание начинает играть значительную роль в развитии речи. Дальнейшее обследование показало, что вопреки рас--) пространенному среди родителей мнению о роли речедвигатель-ных нарушений в патологическом развитии речи у обследованных молодых людей, ведущей причиной затруднений было нарушение семантического и языкового уровней порождения речевого высказывания.

В дошкольном возрасте 43,2% обследованных воспитывались в домашних условиях: 37,8% молодых людей в течение разного времени находились в специальных дошкольных образовательных учреждениях.

В школьном возрасте большинство молодых людей (59,5%) обучались в школах для детей с нарушением интеллекта (некоторые – индивидуально), из них 24,3% окончили школу, 16,2% продолжают обучение, 19% молодых людей были выведены из школы после разных сроков обучения (от 1 до 4 лет).

Анализируя состояние речи у обследуемых, можно заметить,
что все выпускники специальных школ владеют связной речью.;
Среди продолжающих обучение большинство владеет связной или
фразовой речью. Г

Большинство обследованных (75,7%), со слов родителей, различное время занимались с логопедом. Они получали логопедическую помощь в специальных образовательных, медицинских учреждениях или учреждениях социального обеспечения. 18,9% обследованных не имели официальной логопедической помощи, занимались с логопедом частным образом. 24,3% молодых людей с логопедом никогда не занимались, из них 13,5% – с удовлетворительным развитием речи, а остальные – с отсутствием экспрессивной речи и крайне низким уровнем развития импрессивной речи.

Анализ состояния импрессивной речи показал, что большинство обследованных (81,1%) имели удовлетворительное понимание речи (рис.12). Они понимали как ситуативную, так и внеситуативную речь с некоторыми ограничениями, связанными с интеллектуальной недостаточностью. Препятствием в понимании речи являлась трудность осознания сложных грамматических конструкций, особенно выражающих пространственные, временные, причинно-следственные отношения. В то же время понимание речи у них было развито достаточно для общения в быту. 89,2% молодых людей понимали ситуативную речь без помощи жестов и почти все (97,3%) - ситуативную речь с помощью жестов.

В результате обследования выявились существенные различия в Уровне развития экспрессивной речи молодых людей. Лишь 54,1% обследованных владели связной речью (рис.12). Из них у 21,6% лиц

97.3

97.3

 

54.

Понимание речи Развитие речи
Понимание речи И внеситуативная

Развитие речи

• ситуативная, без помощи жестов П ситуативная, с помощью жестов Dсвязная

• фразовая

И отдельные слова

I

Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью

устная речь была удовлетворительной с незначительными погрешностями в лексико-грамматическом, а у 10,8% – и в фонетическом отношении (дислалии). Большинство недочетов лексико-грамма-тического оформления речи характерно для просторечия или низкой речевой нормы. Эти молодые люди активно использовали речь для общения. Большинство этих молодых людей обучались в специальных образовательных учреждениях, некоторые – индивидуально, и получали логопедическую помощь. Все выпускники специальных школ обучены письменной речи, но практически ее не используют.

21,6% молодых людей владеют связной речью, используя ее для общения, но из-за невнятного произношения их контакты с окружающими затруднены. Расстройства произношения у всех обусловлены дизартрией. Обследование показало, что несмотря на некоторые аномалии в строении органов артикуляций и ограничение их подвижности вследствие спастичности мышц, 16,2% молодых людей имеют возможности для улучшения произношения.

Известно, что наибольший эффект логопедической работы достигается в дошкольном возрасте. Однако, в юношеском возрасте есть надежда на повышение эффективности логопедической работы за счет создания новой мотивации: желания общаться с окружающими, нравиться им. Две девушки с гиперкинетической формой детского церебрального паралича имели выраженную

экстрапирамидную дизартрию, что, наряду с общей моторной недостаточностью, существенно ограничивало их возможности общения с окружающими. Интеллектуальный и лингвистический уровень их развития позволяет обучить их общению с использованием дополнительных коммуникационных систем, например, коммуникационных досок или компьютера.

21,6% молодых людей владели речью на уровне отдельных фраз. Среди них у одного молодого человека была диагностирована сенсорная алалия. У остальных – экспрессивная алалия сочеталась с дизартрией. Большинство этих молодых людей достаточно общительны. Речевая активность снижена в том случае, когда родители детей испытывают неловкость за плохую речь ребенка. В детском возрасте эти молодые люди получали логопедическую помощь, которая может оказаться полезной и во взрослом состоянии. 24,3% обследованных не владели фразовой речью. Экспрессивная речь либо отсутствовала, либо была представлена отдельными словами.

Трое молодых людей имели удовлетворительное понимание речи, но сами практически не говорили. В общении активно использовали жесты или отдельные слова. У 13,5% молодых людей были крайне низкие способности к овладению речью. Они понимали обращенную к ним речь лишь частично на ситуативном уровне с помощью жестового сопровождения. Свои желания они выражали криком и примитивными жестами. Положительно реагировали на спокойную музыку, но только два человека пытались подпевать. Речевые подражательные способности были развиты слабо, только два человека по просьбе повторяли звуки и слоги. Очевидно, что у этих молодых людей имела место сенсомоторная алалия в структуре глубокого общего психического недоразвития. Этим обследованным было рекомендовано стимулировать развитие потребности в коммуникации, используя для этого музыку, а также обучение их более разнообразным жестам и активному их использованию. Основной задачей в формировании речи у этих молодых людей является развитие ее понимания.

Исследование способов коммуникации показало, что большинство обследованных (75,6%) отдавали предпочтение речи, дополняя ее необходимыми жестами, особенно в случаях невнятного произношения. 10,8% (с сенсорной алалией, экспрессивной алали-ей, мутизмом) активно использовали жесты и крики. 13,5% с сенсо-моторной алалией жесты использовали минимально, свои желания выражали преимущественно криком.

Наиболее характерной патологией речи у молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии являлись алалии и дизартрии. Реже встречались дислалии. У 1 обследованного молодогоТаблица 14

Формы речевой патологии у молодых людей с нарушением интеллекта, %

Патология речи Кол-во чел., %
Дизартрия + алалия 21,6
Сенсомоторная алалия 13,5
Псевдобульбарная дизартрия 13,5
Дислалия 10,8
Экстрапирамидная дизартрия 5,4
Сенсорная алалия 5,4
Экспрессивная алалия 2,7
Мутизм 2,7
Всего 75,6
Нет патологии речи 24,4

человека на основании анамнестических данных, полученных из беседы с родителями, был диагностирован мутизм (табл.14).

Среди обследованных 51,4% молодых людей были обучены письменной речи.

Проведенное обследование показало, что большинство молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии имели различные нарушения речи, влияющие на их способности к общению с окружающими, и, следовательно, на социальную интеграцию и адаптацию.

Среди обследованных молодых людей лишь 35% практически не нуждались или минимально нуждались в логопедической помощи.

Логопедическая помощь была крайне необходима 52% обследованных людей, т.к. это могло значительно повысить их коммуникативные возможности и, следовательно, улучшить социальную адаптацию.

Кроме того, 13% также нуждались в логопедической помощи, однако прогноз логопедической работы был неопределенным в связи с крайне низкими показателями психического развития. С данными молодыми людьми было рекомендовано активнее проводить работу по развитию невербальных коммуникативных средств.

Проведение логопедической работы и динамическое наблюдение за развитием речи у молодых людей с нарушением интеллекта представляет не только практический, но и научный интерес в связи с недостаточно изученной проблемой позднего вмешательства в процесс развития речи у лиц с глубокими интеллектуальными проблемами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.01 с.)