Из важнейших факторов социальной интеграционен сего в той среде, в которую ребенок интегрируется 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из важнейших факторов социальной интеграционен сего в той среде, в которую ребенок интегрируется



вых основ государства, регламентирующих благоприятные ^.ич/иущ для интеграции, формирование положительно отношения здоровых членов общества к детям с ограниченными возможностями в разви-~– и приспособление среды обитания для этой категории детей. Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей

инвалидов является подготовка общества к принятию инвалидов. | Из малочисленных работ по проблемам интеграции известно Эта подготовка включает формирование соответствующих право- го не только в обществе в целом, но и в сфере образования педа' _....__..._ _.,„„„_„ „„и„„витт„,МуйлгЯгпппИЯтные«У1оВИ,1 >ги, и даже со специальным педагогическим, психологическим

медицинским образованием, отрицательно относятся к интегра-ии детей с отклонениями, особенно с психическими и тяжелыми зигательными (колясочники) в массовую школу.

возможностями в развитии способности к усво
с ограниченными возможностями в развити - ическими отклонениями в большей степени чем спе- учебного материала, определяемого общеобразовательнойВиалисты – врачи, психологи, специальные педагоги социальные аммой, то есть общим учебным планом (совместное обу*ботники и др. Все это свидетельствует о необходимости во-пер- B.IX, медико-психологического, социально-психологического и Сихолого-педагогического просвещения всего населения Во-вто-мх, необходимо проведение специального обучения родителей юровых школьников и педагогического персонала обычных [кол, направленного на изменение у всех участников учебно-вос-
ению

Учителя массовых школ проявляют негативное отношение к там с психическими отклонениями в большей степени чем спе-

Программой, то есть общим учебным чение).

Еще Л. С. Выготский (1983) полагал, что задачей воспитания ре бенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь i

создание условий компенсации его недостатка с учетом не талью ___... „..__„„_ „ исдац„,ичсского персонала обычных
биологических, но и социальных факторов. жол, направленного на изменение у всех участников учебно-вос

В настоящее время в России развиваются две основные модел! итательного процесса массовых школ отрицательных социальных педагогической интеграции: интернальная и экстернальная. становок и стереотипов по отношению к детям с проблемами

Интернальная интеграция – интеграция внутри системы спе развитии, особенно с психическими нарушениями,
циального образования, а экстернальная – предполагает взаимо По результатам исследований зарубежных авторов установле-
действие специального и массового образования. о, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризуется

Формами интегрированного обучения являются специальны ак откровенно неблагоприятное, в то же время с чувством состра
классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в од ания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминиро
ном классе. Специальные классы могут быть созданы для опреде шия - подчинения, когда здоровые получают в том или ином
ленной категории детей (например, с нарушением слуха, зренш аде власть над теми, у кого есть определенные отклонения
задержкой психического развития, умственной отсталостью, ш В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный харак
ребральным параличом и др.) или объединять различные категори;р отношений здоровых к больным: с одной стороны неприятие и
детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой псих! оке враждебность, с другой – симпатия и сочувствие В этом ви-
ческого развития и умственной отсталостью, сложным комплекс ятся скрытые возможности улучшения социальной интеграции
ным нарушением и др.). нвалидов.

Совместное обучение в одном классе более эффективно для д< Врожденные биологические особенности организма человека
тей с небольшими нарушениями развития (например, слабовид* казывают влияние, но отнюдь не предопределяют развитие
щих, слабослышащих, с легкой формой церебрального парали1 «ности (С.Я.Рубинштейн, 1970). Умственная отсталость это не
и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы с< >лезнь и не является собственно сущностью человека Она рас
провождения учащихся в школе. Для детей с тяжелыми форма* юстраняется прежде всего на интеллектуальную сферу но не на
нарушений в развитии, например, с умеренной и тяжелой умственойства личности.

 

Неправильное развитие свойств личности умственно отсталого человека, такие как характер, воля и др. «не обязательно является вторичным осложнением умственной отсталости».

Определяют развитие личности «общественные условия воспитания, конкретная историческая среда» (С.Я.Рубинштейн, 1970), в которой человек развивается. Если ребенок с нарушением интеллекта воспитывается в интернатном учреждении, где при отсутствии материнского тепла есть еще и дефицит внимания, игр, необходимых занятий, то имеющиеся нарушения усугубляются.

В общественном сознании часто бытует мнение, что дети с умственной отсталостью рождаются в асоциальных семьях, что абсолютно неправильно. Это представление ведет к тому, что такая семья часто оказывается в зоне общественного осуждения. Окружающие, в том числе родные и близкие, зачастую убеждают родителей отдать такого ребенка в интернат. Хотя даже здоровые дети, живущие без родителей в детских учреждениях, неизбежно имеют некоторые задержки в развитии. А для детей с уже имеющимися нарушениями, отсутствие материнского тепла, дефицит внимания, игр, необходимых занятий вызывает усугубление этих нарушений. Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показывают, что эффективность социализации и, как следствие, достойное будущее умственно отсталого ребенка, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у отданного в интернатное учреждение (А.Н.Смирнова, 1967).

Семьи, решившие сами воспитывать своего больного ребенка, зачастую не выдерживают навалившихся проблем и распадаются. Как правило, мать одна вынуждена содержать и воспитывать ребенка-инвалида. Складывается определенный симбиоз матери и ребенка. До недавнего времени для таких больных детей не существовало детских садов, они не посещали школы, а оставались дома в «четырех стенах». Такой ребенок из-за минимума личных контактов все более замыкался в себе, и в результате происходила деформация его личности. Развивались принципиально отрицательные черты характера, такие как: завышенная самооценка, безынициативность, недоверие к окружающим.

В силу отсутствия в воспитании помощи специалистов и недостатка инициативы самих детей с психическими нарушениями и их родителей, такие дети иногда к 25–30 годам не имели элементарных навыков самообслуживания. Они являлись потребителями и уже не желали становиться самостоятельными.

Во многих странах мира семьи, имеющие таких детей, знают, что они не останутся один на один в преодолении своих проблем, что государство и общество им помогут. В нашей стране родители,

лсивущие с больным ребенком, часто оказываются в изоляции, оди-^очестве, наедине со своим особым горем. У родителей возникает чувство страха и отчаяния. Поэтому им необходимы помощь и поддержка с самого начала. Необходимо сделать все возможное, чтобы семья не была изолированной, помочь наладить отношения с родственниками, друзьями, соседями, а также с семьями, имеющими такого же ребенка. Особенно это важно там, где ребенок воспитывается в неполной семье (А. Н. Смирнова, 1967).

Необходимо изменить установку в отношении умственно отсталого ребенка: смотреть на него, как на человека с определенным потенциалом, принять его таким, какой он есть со всеми его особенностями и радоваться тому, что он есть.

Очень важна организация взаимодействия ребенка с внешним миром, начиная с родственников, друзей, соседей. Если люди будут видеть, что родители рады этому ребенку, то и относиться к нему, и смотреть на него будут без неприязни и жалости. Известно, что отношение окружающих к ребенку во многом зависит от установок родителей.

Любой ребенок проходит через период полной зависимости от своей семьи, являющейся его первым близким окружением. И все же он находится на пути к самому себе, на котором в какой то момент отделится от семьи, поэтому родители должны, с одной стороны, – осознавать семейную связь со своим малышом, а с другой – признавать за ним потенциальную исключительность (Т. Вейс, 1992), что будет способствовать его развитию.

Нужно жить со своим умственно отсталым ребенком насколько возможно нормально, а это значит, что ребенок должен расти в самых различных формах человеческих взаимоотношений, развиваться в силу своих возможностей, совершенствовать свою личность, стремясь к максимально возможной самостоятельности. Важно, чтобы семья не была односторонне на него ориентирована. Родители не должны жертвовать собой в постоянной заботе о своем умственно отсталом ребенке, они должны что-то делать и для себя, Удовлетворять и свои собственные интересы.

Родители, как правило, придают главное значение медицинским воздействиям, абсолютно упуская из вида психолого-педагогические занятия. И очень часто случается так, что возраст ребенка, в котором можно было бы решить многие проблемы безвозвратно уходит. Если воспитание нормального ребенка очень сложно, то воспитание умственно отсталого – особенно трудно и ответственно. Необходима специальная кропотливая работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.007 с.)