Сенсорно-перцептивная сфера 1.1. Восприятие цвета 1.1. Восприятие формы и величины 1.3. Ориентация в пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорно-перцептивная сфера 1.1. Восприятие цвета 1.1. Восприятие формы и величины 1.3. Ориентация в пространстве



Внимание

Память

Мышление

Речь

Понимание обращенной речи

Внятность речи

Лексический строй речи

Представление о себе. Творческие проявления

Эмоционально- волевая сфера

Импульсивность – рефлексивность

Тревожность – спокойствие

Агрессивность – миролюбие

Положительная мотивация учебной деятельности

Положительная мотивация трудовой деятельности

7.6. Тенденция к самостоятельности

Тенденция к ответственности

Тенденция к целенаправленным действиям

Психомоторное развитие

Мелкая моторика рук

Общая координация движений

Мимика

Социально-бытовая ориентация

Сформированность навыков самообслуживания

Социально-бытовое ориентирование

Учебные навыки

Трудовые умения и навыки

Коммуникативность

Уровни оценки по шкалам:

От 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции.

От 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции.

От 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции.

От 9 до 10 –- очень высокий уровень состояния и развития функции.

Критерии оценки по шкалам:

Сенсорно-перцептивная сфера

Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.

Низкий уровень (0–2)

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3–5)

Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6-8)

Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9–10)

Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету – полутонам и оттенкам, форме – гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.

Восприятие цвета

Оценка:

«О» – полностью выключенная сенсорная система.

«1» – ребенок воспринимает мир в цвете.

«2» – ребенок понимает разницу между цветами.

«3» – ребенок узнает и различает 4 основных цвета – красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет).

«4» – ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда.

«5» – ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

«6» – ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

«7» – ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» – понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.

«9–10» – не актуально для «особого» ребенка.

Восприятие формы и величины

Оценка:

«О» – полностью выключенная сенсорная система.

«1» – ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.

«2» – ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.

«3» – ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

«4» – ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

«5» – ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предме-

Тов (3–4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.

«6» – ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» – ребенок может различать и называть сложные формы – овал, многоугольник. Знает объемные формы – цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» – соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

«9–10» – не актуально для «особого» ребенка.

Ориентация в пространстве

Оценка:

«О» – полностью выключенная сенсорная система.

«1» – ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).

«2» – ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

«3» – ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.

«4» – ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.

«5» – ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой историки, двигаться в этом направлении.

«6» – ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади – шкаф, справа – окно, слева – дверь).

«7» – ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» – соответствует свободному ориентированию в пространстве.

«9–10» – не актуально для «особого» ребенка.

Внимание

По данной шкале оценивается способность ребенка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители. Прежде, чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдельно оценить каждый параметр внимания.

Каждая подшкала имеет 10-балльный оценочный континиум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребенка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребенок очень невнимательный. Крайние правые оценки (9–10) также лучше не использовать, так как они отражают чрезмерную выраженность характеристики. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключав -мость внимания» свидетельствует о том, что ребенок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое, не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчета.

Концентрация внимания – способность ребенка концентрировать внимание на задании, не отклоняться от цели. Оценка 0–1–2– 3-4-5-6-7-8-9-10.

Устойчивость внимания – отвлечение ребенка на посторонние раздражители в ходе выполнения задания. Оценка 0–1–2–3–4–5– 6-7-8-9-10.

Переключаемость внимания – переключение с одного вида деятельности на другой. Оценка 0–1–2–3–4–5–6–7–8–9–10.

Память

В данном разделе по 10 -балльной шкале количественно оценивается способность ребенка к произвольному запоминанию. Степень развития механической памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и т.д. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Память» помещается информация о ведущих способах запоминания (если таковые наблюдаются); о наличии редких форм запоминания (эйдетическое, например); об особенностях памяти; о наличии смысловой памяти.

Мышление

По 10-балльной шкале количественно оцениваются мыслительные способности ребенка. Как правило, мышление у детей с проблемами – конкретное. Однако, они способны устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Мышление» заносится информация об особенностях мышления ребенка.

Речь

По данной шкале оценивается способность ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи, внятность речи (четкость и правильность звукопроизношения), лексическая сторона речи, умение рассказывать и пересказывать.

Примечание. Оценка по подшкалам «Внятность речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ребенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценка производится только по подшкале «Понимание речи». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Речь» отмечаются особенности речи ребенка (например, экспрессивность речи, использование сленговых выражений и пр.).

Понимание речи

Оценка О– 1 отражает полное непонимание обращенной и контекстуальной речи. Оценка 9– 10 свидетельствует о том, что ребенок понимает еще не произнесенную речь. Оценки до 5 баллов отражают среднее понимание (понимает, но не всегда). Оценки после 5 баллов отражают достаточно хорошее понимание речи.

Внятность речи

Оценки 0-1 отражают полную «кашу» во рту или немоту. Оценки 9-10 можно поставить, если у ребенка речь более чистая и внятная, чем у диктора телевидения. Оценки до 5 баллов отражают речь недостаточно чистую и внятную, наличие логопедических проблем; и слишком быстрый или слишком замедленный темп речи. Оценки после 5 баллов отражают достаточно внятную соразмерную речь, с правильным звукопроизношением.

Лексика

Оценки 0-1 отражают ситуацию, когда ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания. Оценки 9– 10 показывают словарный запас (и отражение его в вербальной речи) лучших толковых словарей, а также речь не менее красочную, чем у классиков русской литературы. Оценки до 5 баллов отражают речь довольно скудную (односложные фразы) ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями. Оценки после 5 баллов отражают речь достаточно развитую (употребление сложных предложений и фраз от 5 слов) и грамматически правильную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.016 с.)